Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика детей и семей группы риска и работа с ними
В основе охранно-защитной превенции наряду с охраной правнесовершеннолетних стоит задача оказания комплексных мер социально-правовой, медико-психолого-педагогической помощи и поддержки детям и семьям группы риска, осуществляемых государством на межведомственном уровне. К группе риска относятся дети и подростки, у которых в силу неблагоприятных психофизиологических особенностей или в силу неблагоприятных условий воспитания затруднен процесс нормальной социализации и социальной адаптации и которые в связи с этим требуют дополнительных программ помощи, поддержки, коррекции и реабилитации. Это: • дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, дети — социальные сироты, безнадзорные и беспризорные дети; • дезадаптированные дети и подростки; • дети и подростки с аддитивным поведением, характеризующимся наркотической зависимостью от алкоголя, наркотиков, токсических веществ. Именно для детей группы риска наиболее вероятен процесс дальнейшей криминализации и различные формы девиантности. К семьям группы риска относятся так называемые функционально несостоятельные семьи, которые в силу различных неблагоприятных социально-экономических, социально-демографических, психолого-педагогических и других факторов не могут создать надлежащие условия для воспитания детей и которые также нуждаются в социальной поддержке и помощи для более успешного выполнения своих репродуктивных функций по содержанию и воспитанию детей. Очевидно, что профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения несовершеннолетних предполагает прежде всего своевременное выявление и оказание адекватной помощи семьям и детям группы риска, которые в данном случае и выступают основными объектами профилактики. Вместе с тем эффективность профилактических мер зависит от того, насколько адекватны эти меры тем проблемам, которые испытывают семьи и дети группы риска. В свою очередь различные социальные учреждения, имеющие различную подведомственную подчиненность, должны работать прежде всего со своим контингентом. Наиболее уязвимой группой, занимающей значительное место в структуре преступности несовершеннолетних, являются дети, оставшиеся без попечения родителей. Причем характерной особенностью является то, что 95% из них — это так называемые социальные сироты, сироты при живых родителях, частично или полностью утратившие связь с семьей и родителями, которые в результате своей деградации не выполняют своих родительских обязанностей. Сеть государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлена в разных ведомствах. Так, в Министерстве здравоохранения — это 250 домов ребенка, где содержатся дети от 0 до 3 лет, которых матери оставили в роддоме либо они были подброшены. В системе Министерства труда и социального развития созданы социальные приюты и центры социально-педагогической реабилитации. Социальные приюты выполняют функции экстренной помощи беспризорным детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей. Это могут быть потерявшиеся либо брошенные родителями, либо сбежавшие из дома дети. Социально-реабилитационные центры предназначены для деви-антных подростков, условия семейного воспитания которых также характеризуются серьезным социальным неблагополучием. Они занимаются работой с семьей, а иногда и временной изоляцией подростка от семьи. Принципиальной новизной характеризуются центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Здесь про изводится подбор и отбор родителей-усыновителей и оформление детей, оставшихся без родителей, на воспитание в эти семьи. Основным недостатком воспитания в государственных учреждениях являются казенные условия, затрудняющие социальную адаптацию детей, особенно в сфере социально-бытовых отношений. Поэтому детские дома стали преобразовываться в Дома детства, где условия максимально приближены к семейным: дети живут в небольших разновозрастных семьях-группах, получают возможность принимать участие в обслуживающем труде, самостоятельно приобретать личные вещи и предметы интерьера, заботиться о младших. Наряду с государственными формами содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, существуют различные формы передачи детей на воспитание в семьи, где создаются более благоприятные условия для развития и воспитания детей. Оправдывает себя передача детей на усыновление либо под опеку (попечительство), это позволяет ребенку обрести семью и уравнивает его права в отношении родителей со всеми другими детьми. Сохранение тайны усыновления в ряде случаев позволяет оградить ребенка от психотравмирующих жизненных проблем, обеспечить наиболее оптимальные семейные условия воспитания и развития личности ребенка. Правовые взаимоотношения усыновленных и усыновителей сохраняются в течение всей жизни. Усыновители полностью принимают обязанности по воспитанию, содержанию и защите прав и законных интересов усыновленных детей. Наиболее распространенной формой устройства детей остается опека (попечительство), под которую уходит более половины детей, оставшихся без попечения родителей. Опекун (попечитель) осуществляет опеку (попечительство) над детьми до достижения подопечным 18-летнего возраста. Опекун (попечитель) получает на воспитание ребенка необходимые средства в виде пенсий, пособий, алиментов, предусмотренных действующим законодательством. Проживание в семье опекуна позволяет ребенку приобрести неоценимый опыт семейных отношений, адаптироваться в окружающем социуме, сохранить имущество, оставшееся ему от родителей. Опекунами (попечителями) в большинстве случаев становятся родственники детей. По исполнении подопечному ребенку 14 лет опекун становится попечителем и предоставляет ребенку возможность проживать отдельно, но продолжает осуществлять защиту его прав и законных интересов, контроль за его жизнью и здоровьем. Особой формой воспитания детей в условиях семьи является создаваемый институт приемных семей, который включает элементы государственного учреждения (выплату заработной платы приемным родителям, обеспечение питанием и мягким инвентарем за счет муниципальных средств и др.) и одновременно позволяет осуществлять воспитание детей в условиях семьи. Количество детей, находящихся на воспитании в таких семьях, составляет 2,4 тыс. А сравнительно недавно (с 1996 г.) в России появилась новая организация, принимающая на воспитание осиротевших детей, — Детские деревни-SOS. Это негосударственные детские дома с семейным типом воспитания. Строительством и содержанием Детских деревень во всем мире занимается международная благотворительная организация SOS-Киндердорф Интернациональ, ее средства складываются из добровольных пожертвований миллионов неравнодушных людей. В России работают уже четыре Детские деревни-SOS — в подмосковном Томилино, в Лаврово (под Орлом), в Пушкине (Царском Селе) и в Кандалакше. В каждой российской Детской деревне 11—12 семейных домов, в которых живут 7—8 разновозрастных родных и нареченных братьев и сестер вместе с мамой-воспитательницей. В Детские деревни-SOS направляют прежде всего осиротевших ребят из многодетных семей (для них сложно найти патронатную семью, а государственная система предполагает проживание в одном детском доме детей одной возрастной группы); отказных детей, которые не смогли прижиться в патронатных семьях; ребят с неопределенным статусом (они не могут быть усыновлены, так как их родители живы, не лишены родительских прав, но их местонахождение в данный момент неизвестно). Есть и еще одна категория детей, для которых предпочтительной формой воспитания является именно материнский детский дом, — это дети, пережившие насилие. Цель воспитательной работы в Детских деревнях — человеческая и социальная интеграция сирот, а также противодействие тому, чтобы дети социальных сирот тоже становились социальными сиротами. Данные международных исследований свидетельствуют: 96% детей бывших воспитанников Детских деревень живут вместе с родителями. Выявлять и устраивать детей, оставшихся без попечения родителей, отстаивать законные интересы несовершеннолетних, координировать действия всех служб по вопросам выявления таких детей обязаны органы опеки и попечительства. Важную роль в выявлении беспризорных детей, детей, брошенных родителями, детей, жизни которых в силу жестокого обращения родителей угрожает опасность, играют правоохранительные органы, и прежде всего участковые и сотрудники отделов профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОПП). В табл. 14.1 представлена система взаимодействия различных органов и учреждений при устройстве детей, оставшихся по разным причинам без попечения родителей. Здесь представлены центры временного пребывания в системе МВД, которые законодательно обязаны заниматься лишь несовершеннолетними правонарушителями, но они оказывают помощь другим государственным органам в работе с беспризорниками, подобранными на улицах и вокзалах. Таблица14.1 Date: 2015-05-04; view: 571; Нарушение авторских прав |