Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Криминогенные недостатки в сформированности педагогических свойств личности
Среди множества педагогических особенностей личности имеются и такие, которые играют криминогенную роль. Условно все они могут быть разделены на две группы: общие и правовые. Юридически значимые с точки зрения влияния на противоправное поведение, эти особенности являются результатом педагогических влияний разнообразных факторов[244]. К числу негативно действующих ныне, например, относятся: • снижение уровня общественной морали; • проявления криминализации и сексуализации досуга, искусства, видеорынка, телевизионных передач (культ силы и насилия, жестокости, неуважения к человеку; пропаганда необходимости самозащиты любыми средствами, мести, самосуда; распространение уголовного жаргона, песенок на уголовный манер; социальной дифференциации молодежных групп по образцу уголовных, «дедовщины»; идеализация жизни удачливых преступников и их «благородных» качеств и др.); • педагогическая запущенность и безнадзорность подростков, юношей и девушек; • криминальная деформированность правосознания, потребностей, нравственности и криминальная «образованность» лиц, занимающихся преступной деятельностью; • криминальная субкультура, влияющая на криминальное воспитание и развитие членов преступных группировок, намеренно передающаяся опытными преступниками неустойчивым личностям, вовлекаемым постепенно в преступную деятельность, и настойчиво насаждаемая в «массовую культуру», модную у молодежи, и др. Несформированные или деформированные педагогические свойства личности способствуют выбору для себя определенной, как правило, криминальной модели поведения[245]. Эти же свойства формируют определенные эмоционально-нравственные предпочтения, одной из форм проявления которых является мода. В жизни общества она играет свою роль[246] и на подсознательном уровне закомуфлированно, исподволь навязывает человеку определенные социальные ценности и отражает их. Соответственно этому мода становится катализатором роста преступности. По исследованиям, проведенным И.А. Александровой, влияние моды на совершение преступления признали прямо или косвенно от 10 до 12% опрошенных женщин, а среди несовершеннолетних — 21,5%. О криминогенном характере моды свидетельствуют ответы на вопрос: «Модно ли в наше время законопослушное поведение?»[247] Между криминальным поведением и образованностью прослеживается пусть и не прямая, но устойчивая связь, свидетельствующая о том, что с понижением уровня образованности повышается вероятность совершения преступления, от уровня образованности зависит и характер преступлений. Например, существенны различия в образовательном уровне молодежного возраста осужденных и их ровесников: среди первых в 18 раз больше лиц, имеющих начальное образование; в 4 раза — лиц, имеющих неполное среднее, и в 2 раза — среднее образование[248]. Начиная с 90-х годов отмечается падение уровня образования несовершеннолетних осужденных, поступающих в воспитательные колонии. Это связано с общей ситуацией в стране и исходом детей из школы, увеличением числа не посещающих школу и просто неграмотных. Соответственно этому растет число воспитанников, не имеющих даже начального, общего образования. По-видимому, в ближайшее время эта тенденция сохранится, поскольку общее количество детей в стране, не посещающих школу, не уменьшается, а число детей группы риска, напротив, увеличивается[249]. Тревожно и отношение молодежи к образованию: только 12% считают, что для успеха в жизни нужно хорошее образование[250]. Практически прямо пропорциональна зависимость между уровнем воспитанности человека и его отношением к соблюдению правовых норм. Особенно велика роль нравственной воспитанности, лежащей в основе поведения любого человека. При неразвитости или негативной развитости нравственных качеств личности срабатывают механизмы противоправного поведения. Деформация нравственных ценностных установок во многом обусловлена общим падением нравственности в обществе, резким ослаблением нравственного воспитания и тем, что не получают социального неприятия и осуждения правонарушения и даже преступления. Напротив, аморальное, асоциальное поведение становится не только терпимым, но для многих даже желаемым. Заметна роль трудовой невоспитанности, развитие которой во многом порождается пропагандой культа развлечений, праздности, безделья, ничего не представляющих из себя «звезд», подогреванием надежды на удачный случай приобретения богатств в играх, лотереях и пр. при полном отсутствии пропаганды труда и уважения к людям труда, на которых и держится общество. Показательно, что основную массу осужденных (с нарастанием от 37% до 57% в 1994— 2001 гг.) составляют подростки, которые на момент совершения преступлений нигде не учились и не работали. Существенна роль правовой воспитанности. Для правопослушного поведения мало одной правовой осведомленности, знания правовых норм. Сравнительные данные о правовой осведомленности, например, молодых правонарушителей и их сверстников, не допускающих правонарушений, показывают, что общий объем осведомленности невысок у обеих групп; законопослушные и преступники близки по уровню осведомленности; законопослушные, не изучающие право в школе, обладают меньшей осведомленностью, чем преступники, а изучающие — заметно большей; у преступников, особенно насильственных, наблюдается завышенная самооценка правовой осведомленности, препятствующая адекватной оценке своей роли в совершении преступления, признанию вины и исправлению. Поэтому для предупреждения развития правонарушающего поведения мало обучения праву — нужно правовоспитывающее обучение и другие средства и формы правовоспитания. Современными исследованиями зафиксировано распространение, особенно среди молодежи, правового нигилизма, снижение уровня юридической культуры. Преобладающим мотивом воздержания от правонарушений являются опасения санкции, а не принципиальное позитивное отношение к закону. Причем среди устойчиво законопослушных этот мотив является даже более распространенным (43,7%), чем в среднем среди населения (33,3%). В мотивационный комплекс большинства преступников входит представление о широком размахе преступности, вовлеченности в нее значительного числа граждан (преступно общество, поэтому преступным могу быть и я»). У законопослушных преобладают скептические оценки возможности раскрытия преступлений и реализации принципа неотвратимости наказания, убеждение, что преступления часто остаются безнаказанными. Все это порождает чувство незащищенности, тревоги, снижает общепредупредительное воздействие закона и создает дополнительные стимулы противоправного поведения. По данным исследований, 68% школьников считают, что закон надо соблюдать, хорош он или плох; примерно столько же (66%) склоняется к мнению, что умный человек всегда найдет способ обойти закон; половина убеждена, что законы не имеют большого значения в современном обществе и сейчас действуют другие, неписаные правила[251]. Среди населения распространено недоверие к правоохранительным органам (на одного относящегося с доверием приходится три недоверяющих), особенно к органам правосудия. Характерно восприятие этих институтов главным образом как механизмов карательно-запретительной системы государства. Дефекты правосознания оказывают влияние на до преступное поведение и способствуют генезису преступного, особенно когда подкрепляются дефектами нравственной воспитанности человека. Это Приводит к неустойчивости поведения и ориентации его на нормы ближайшей, зачастую негативной микросреды, допускающей и не осуждающей различные аморальные поступки и правонарушения. В результате индивид, будучи не в состоянии дать правильную правовую оценку наблюдаемым поступкам, не зная законных способов решения жизненных трудностей, приобщается к принятому в данной среде стилю поведения и начинает нарушать моральные и правовые нормы. Дефекты правосознания оказывают существенное влияние на преодоление еще оставшихся внутренних барьеров на пути к совершению преступления. Регулятивное воздействие правовых запретов при этом практически сводится на нет, поведение приобретает импульсивный характер и ставится в зависимость от конкретной ситуации. Дефекты правосознания определенно входят в структуру криминогенного комплекса личности преступника (наряду с другими личностными негативными свойствами) в качестве его динамического движущего элемента, детерминирующего преступное поведение непосредственно или во взаимодействии с внешней ситуацией[252].
Date: 2015-05-04; view: 562; Нарушение авторских прав |