Семинары 5, 6
Тема: Стилистическая норма. Речевые и стилистические ошибки. Словари.
(4 часа)
Цель занятия: углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания по этой теме, определить степень усвоения данного учебного материала и закрепить умение оперировать такими категориями как создание оценочных значений средствами словообразования, экспрессивное словообразование в художественной и публицистической речи. Закрепить умение оперировать такими категориями как речевые средства юмора и сатиры, языковая игра, логоэпистемизация, цитация, а также сформировать умение выявлять нарушения нормы и овладеть навыками работы с экспрессивно-оценочными средствами, средствами образности и художественной выразительности и изобразительности, ненормативной, инвективной, обсценной лексикой и фразеологией. Закрепить умение оперировать такими категориями как стилистическая норма, её вариативность и нарушения; а также систематизировать и закрепить теоретические знания о существующих типах и классификациях современных словарей русского языка и навыки работы с ними.
Вопросы для обсуждения
1. Литературная норма и её кодификация.
2. Типология ошибок (на примере конкретных текстов)
3. Специальные нарушения стилистической нормы.
4. Экспрессия и образность: языковые средства создания в тексте.
5. Место и роль ненормативной, инвективной, обсценной лексики и фразеологии в современном тексте.
6. Типология и классификация стилистических ошибок.
7. Виды общих и специализированных словарей русского языка.
8. Информационно-справочные интернет-ресурсы.
Семинары 7, 8.
Тема: Культурология как наука. Основные понятия культурологии. Культурная коннотация. Текст как продукт культуры
(4 часа)
.
Цель занятия: получить общую характеристику предмета и обоснование необходимости его изучения для судебных экспертов, углубить понимание основных категорий культурологии, её базовых понятий. Проанализировать место культурологии в ряду системы языкознания. Выявить специфику культурологии как науки, определить статус культурологии в ряду филологических и смежных дисциплин. Выработать навыки внимательности и целеустремлённости в работе с конкретными текстами и языковыми единицами.
Углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания по этой теме, определить степень усвоения данного учебного материала и закрепить умение оперировать такими категориями как культурема, культурные семы, культурный фон, культурные концепты, культурное наследование, культурные традиции, культурный процесс, пространство, культурная парадигма, ментальность, менталитет, культурный фон, тип культуры, язык и установки культуры, субкультура, ключевые концепты культуры, культурная коннотация, культурные универсалии, культурологическая компетенция, а также систематизировать умения и навыки работы с культуремами.
Углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания о способах представления культурной информации в номинативных единицах языка, механизме возникновения коннотаций, о процессе формирования культурологического поля; определить степень усвоения данного учебного материала и закрепить умение оперировать такими категориями как культурологическая компетенция, культурный код, культурологическое поле и культурема, а также систематизировать и закрепить умения и навыки работы с культурологическим полем. Углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания о тексте как о продукте культуры и отражении национального видения мира; определить степень усвоения данного учебного материала и закрепить умение оперировать такими категориями как национально-ориентированные тексты, прецедентные феномены: текст, высказывание, ситуация, имя, а также систематизировать и закрепить умения и навыки определения прецедентности текста через выявление национально-культурного компонента.
Вопросы для обсуждения
- Теоретические и исторические основания возникновения культурологии.
- Объект, предмет, цели и задачи культурологии.
- Культурологическая компетенция и способы её достижения.
- Основные понятия культурологии.
- Культурная коннотация как экспонент культуры в языковом знаке.
- Механизм возникновения коннотаций в процессе аккультурации.
- Культуремы – единицы лингвистического поля.
- Текст как продукт культуры.
- Национально-культурный компонент в тексте.
10. Национально-ориентированные тексты: прагматичные и проективные.
Date: 2015-06-08; view: 567; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|