Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Факторыи их требования к экстремальной подготовленности сотрудников





Проблема экстремальных ситуаций в правоох­ранительной деятельности и их влияния на со­трудников стала изучаться психологически с середины 70-х годов (чуть больше 30 лет на­зад)[182], а педагогически — с 90-х годов[183]. При их характеристике выделяются прежде всего при­сущие им экстремальные факторы (обычно они называются психо­генными[184] факторами, «стрессогенными», «стресс-факторами», «стрес­сорами»)[185] — это факторы, оказывающие сильное воздействие на человека, сопряженное с необходимостью преодоления внутренних и внешних трудностей. Делаются попытки классифицировать их по разным основаниям, но если в основу положить приведенную выше структуру ситуации, то к основным из них будут относиться:

1) экстремально-обстановочные факторы:

а) экстремально-материальные — объективно-материальный тип обстановки (пожар, землетрясение, пропажа иму­щества, террористический акт и пр.), необычность, нестандартность, незнакомость, непонятность обстановки; невозможность контроля за происходящими в обстановке переменами, их неуправляемость, стихийность; внезапность, неожиданность, быстрота и радикальность происходящих перемен; обилие малознакомых, устрашающих явлений в окружающей обстановке (взрывы, свист пуль, истошные крики, вид бушующего огня, трупа, крови и пр.); наблюдаемые разрушения, последствия пожаров, обстановка общей разрухи и дезорганизации жизни; плохая видимость, темнота; дискомфортные условия (жара, хо­лод, одиночество, изнурение, грязь, сырость, отсутствие нормальной пищи, невозможность помыться, необходимость спать под открытым небом, урывками и др.); опасности для материальных ценностей и др.;

б) экстремально-социальные — социальный тип обстановки (конфликт, противоборство, угрозы, шантаж, паника, безработица и т.п.); психология и социально-психологический климат в малых группах (семья, друзья, трудовой или воинский коллектив, спортивная команда, туристическая группа и т.п.); психическое со­стояние и поведение окружающих людей; опасность для других лю­дей, их страдания или смерть; социальная изоляция, одиночество; обстановка в обществе, регионе; жизненные перспективы, предвиде­ние надвигающихся событий, потеря перспектив жизни;



2) жстремально-деятельностные факторы — тип деятельности, ее активность, напряженность, освоенность человеком; цели, задачи и значимость деятельности; интеллектуальная, двигательная и волевая сложность деятельности; степень ответственности и риска; трудности достижения нужного результата, вероятность неудач, большая цена ошибки; обратимость/необратимость возможных последствий, вера в успех; ответственность, самостоятельность; монотонность деятельности:

а)организационно-деятельностные — сте­пень организованности деятельности, авторитетности и эффективно­сти руководства; пример поведения старших и руководителей; сла­женность, взаимопонимание, взаимное доверие, готовность прийти на помощь друг другу совместно работающими, их взаимоотноше­ния, психологическая совместимость; обеспеченность действий; обес­печенность средствами личной защиты и вера в их надежность; обеспечение жизнедеятельности в экстремальных условиях; оказание своевременной медицинской помощи, эвакуация раненых и постра давших и др.; меры по поддержанию работоспособности и боеспо­собности; организованность, управление;

б)операционально-деятельностные — труд­ность понимания обстановки и ее изменений; ненадежность связи, плохое взаимопонимание между взаимодействующими людьми, си­лами и средствами и несогласованность действий; информационная перегрузка; выполнение плохо освоенных действий, операций; сдерживание активных действий при выжидании момента или по­лучении разрешения для их начала; использование оружия и наси­лия; высокая активность действий, их стремительность, темп, де­фицит времени; неудачи в начале, ходе и итогах действий;

3) экстремально-личностные (виктимные) факторы (личностные предпосылки повышенно-обостренного восприятия экстремальности ситуаций) — недостаточные экстремальные способности (см. ниже), слабая экстремальная подготовленность (см. ниже), большая личная значимость ситуации; повышенная боязнь ответственности; острое желание добиться наилучшего результата в условиях риска и неуве­ренности; неуверенность в себе; легкая переутомляемость, внушае­мость, авантюрность; неудачный опыт прошлого и пр.

Все рассмотренные факторы обладают большой вероятностью ока­зания сильного — позитивного или негативного — влияния на лю­дей. Но вероятность — не обязательность. Сила и характер влияния не предопределяются только физическими параметрами того или ино­го фактора (величиной, яркостью, громкостью и пр.). Можно кри­чать на человека — и он останется совершенно спокойным, а мож­но сказать что-то значимое шепотом на ухо — и он придет в ярость или упадет в обморок. Решающее значение имеют особенности данного человека, личностный смысл, который имеет для него тот или иной фактор, ситуация.

Практически все сотрудники правоохранительных органов сис­тематически попадают в экстремальные ситуации. Даже беседа, оп­рос, допрос, проверка документов, предупреждение, требование, обвинение, резкое слово могут быстро превратиться в накаленный эмоциями конфликт, экстремальную ситуацию, которая потребует от следователя, патрульного милиционера, судьи, адвоката и других предельной собранности, самообладания, воли, умения выходить дос­тойно из сложного положения. Обилие поручений, «горящие сроки», ненормированный рабочий день, «разнос» начальника, полученное неприятное сообщение и пр. превращают работу в экстремальную. Наглость, вызывающее поведение, оскорбляющее профессиональ­ное и личное достоинство сотрудника, могут превратить ситуацию даже в гиперэкстремальную, в которой некоторые даже срываются, совершают поступки, за которые потом раскаиваются и даже несут административную, а порой и уголовную ответственность. Чаще, чем другим, приходится решать задачи в экстремальных условиях боль­шой сложности сотрудникам МВД, Министерства юстиции, ФСБ, особенно специальных подразделений (ОМОН, СОБР, ОСН, ГЗ — групп захвата и др.). Такие особенности современной правоохрани­тельной деятельности требуют повышенного внимания к вопросам подготовки их сотрудников.



Факты и исследования показывают, что на плохо, недостаточно подготовленного к решению задач в экстремальных ситуациях сотруд­ника они и присущие им факторы сказываются отрицатель-н о: вызывают растерянность, нерешительность, страх, ухудшение оценки обстановки, сообразительности, находчивости, наблюда­тельности, работы памяти, скорости реакций, ослабление самокон­троля и самоуправления, учащение и углубление ошибок, снижение точности действий и др. В слабо подготовленных группах, отрядах, экипажах часто возникают нездоровые и пессимистические настрое­ния, слухи, настроения недовольства, отрицательные мнения, ослаб­ление дисциплины, нарушения уставных и служебных норм пове­дения, склонность к неумеренному употреблению спиртного, кон­фликты во взаимоотношениях, паника и пр.

Напротив, на хорошо подготовленного к решению задач в экс­тремальных ситуациях и условиях сотрудника последние сказыва­ются положительно, способствуя мобилизации сил и возмож­ностей, обострению у него чувства долга, ответственности и реши­мости, вызывают внутренний подъем, даже азарт, энергичность и активность, настойчивость и упорство, деятельностный максима­лизм (страстное стремление добиться самого высокого результата), повышенную бдительность, внимательность, наблюдательность, бы­струю и четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и др. Качество действий по сравнению с нормой даже повышается, что относится и к хорошо подготовленным группам, отрядам, экипажам.

Высокий уровень и разносторонность требований экстремаль­ных ситуаций к действующему в их условиях человеку свидетельст­вуют о первостепенной важности его всесторонней подготовленно­сти к успешному поведению и действиям в них. Они предъявляют категоричные, особые, повышенные педагогические требования к ней:

I) обязательности подготовленности. Спорить о том, нужно ли обладать надлежащей подготовленностью или нет, бесполезно — без­условно, нужно. Экстремальные условия экзаменуют каждого, кто в них попадает, и избежать этого невозможно. Они строго, бесстраст­но выявляют все достоинства и слабости, беспристрастно, как лакму­совая бумажка, обнаруживают, кто чего стоит. За пренебрежение требованиями экстремальности при подготовке расплата следует обя­зательно. Нередко цена расплаты — жизнь самого сотрудника; 2) широты и педагогической целостности подготовленности. Необ­ходимо формирование не одного-двух навыков, не только обучение, но и всесторонняя подготовка сотрудника, включающая его обученность, воспитанность, развитость, образованность;

3) специфичности подготовленности — нужна особая целенаправ­ленная подготовка, ориентированная на своеобразие экстремальных условий правоохранительной деятельности вообще и деятельности отдельных служб, специалистов, должностных лиц, задач в частности;

4) адекватности — воспитанность, обученность, развитость и об­разованность сотрудников и их групп по структурным и содержатель­ным характеристикам должны строго соответствовать специфике требований преодоления трудностей, создаваемых каждым из экстре­мальных факторов и всеми вместе, что должно и может обеспечи­ваться строго адресным построением содержания и других элементов педагогической системы подготовки;

5) непрерывности и быстроты подготовки. Экстремальные усло­вия — особая школа, в которой надо учиться добросовестно, не­прерывно, быстро и успешно. Они не только требуют, но и создают условия, представляя для совершенствования подготовки богатые возможности.








Date: 2015-05-04; view: 312; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию