Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правотворчество и педагогика
Право как институциональное образование, как объективное право складывается, как вещество из атомов и молекул, из множества законов, юридических норм, прав и обязанностей, санкций, других элементов правовой материи, выраженных в признаваемых государством источниках. Это многоуровневая, иерархическая структура, существующая в обществе, построенная на основе правовой идеологии и выступающая в качестве особого регулирующего феномена, обладающего системным правовым влиянием. Лишь развитое право и его соответствие всем особенностям народа способно оказать позитивное регулирующее влияние на законность и правопорядок в обществе. Достижение этого — основная задача всей правотворческой деятельности государства. Педагогическая реальность в обществе и правовой сфере, наряду с психологической, имеет специальное значение для развития права и в правовой политике. Историей доказана безуспешность попыток силой закона, только правотворчеством решать проблемы правопорядка («правовой ригоризм»). Никакими силами невозможно принудить людей житью надуманным законам. Недейственно и опасно левацкое забегание вперед («правовой романтизм», «правовой авантюризм») — издание «прогрессивных» законов, не отвечающих педагогическим реалиям, плохо учитывающих уровень культуры, воспитанности, образованности, интеллектуальной развитости, правовой осведомленности населения, его демократический и правовой опыт. «Право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»[99]. Такие нормативно-правовые акты не только обречены на бездействие, но и множат неуважение к правам, долгу, обязанности. Закон силен, действует, если он исполняется, если он воспринят и понят населением, принят умом и внутренне одобрен, охраняется им самим. Такой закон одновременно оказывает на людей развивающее, возвышающее влияние, подготавливая их к одобрительному исполнению норм новых, действительно прогрессивных законов. Существенно и соотношение содержания правотворчества с фактическим уровнем состояния законности и правопорядка. Любой нормативный акт, ставший известным населению, формирует у него ожидание, что он будет исполняться другими. В представлениях граждан закон должен действовать как горячая печь: обжигать неосторожно обращающихся с нею; обжигать обязательно и как следует; обжигать всех без исключения, независимо от социального положения, пола, профессии; обжигать сразу, без отсрочки и без оговорок. Однако, когда гражданам известны многочисленные факты грубого и безнаказанного нарушения закона, возникают правовой нигилизм, чувство правовой незащищенности, неверия в гарантированность предоставляемых прав, силу правоохранительных органов. Распространяется массовое недовольство состоянием правотворчества и качеством законов, отставанием их от потребностей жизни общества и граждан, оторванностью власти от народа. Отрицательно сказываются, как об этом свидетельствуют результаты опросов населения, прекращение публикации во всех газетах (как это было раньше) новых законодательных актов, отсутствие передач с разъяснением новых законов, отражение вопросов права и правопорядка преимущественно в негативном свете (преобладание «пугающей» информации, увлечение критикой правоохранительных органов и показом их промахов и плохой работы и др.), культ силы, жестокости, безнравственности и насилия в фильмах, демонстрируемых по телевидению, и др. Поэтому всякое продвижение вперед в правотворчестве должно опираться на достигнутое в укреплении законности и правопорядка, рост общей и правовой культуры населения, его педагогическое развитие. Роль педагогических факторов в правотворчестве связана и с согласованностью содержания права и правотворчества с естественным правом. Теория права признает приоритетность естественных прав человека («внутренних»), которые связаны с правом на жизнь, свободу, самореализацию, справедливость, достойные условия, нравственно-духовные поиски, материальную и физическую безопасность и выражены в представлениях, идеях, привычках, обычаях, традициях, морали, фольклоре и др. Государство, выдвигающее эти права на первое место, становится «государством человека»[100] и всемерно поддерживается своими гражданами. Естественные права изначально существуют сами по себе и без выражения их в правовых нормах. Но «внешние» права могут быть оптимальными, если соответствуют «внутренним», естественным и не противоречат им. Общество, естественное право членов которого сливается с действующим в государстве правом, становится правовым обществом. Степень реального соответствия действующих в государстве «внешних» прав с естественными, неотъемлемыми лучше всего обнаруживается в состоянии законности и правопорядка, реальном отношении населения к действующему законодательству. Неблагополучие в этих вопросах — показатель имеющегося расхождения, отрыва «внешних» норм от реалий жизни. Ценность правовых норм и правотворчества — в их способности служить удовлетворению справедливых, прогрессивных потребностей и интересов людей, а не навязывать нечто противоречащее естественным правам граждан. Очень современны мысли Гегеля в «Философии права» (1831): Правовые законы — это законы, идущие от людей. Внутренний голос может либо вступать с ними в коллизию, либо согласиться с ними. Человек... может подчиняться необходимости и власти внешнего авторитета, но никогда не подчиняется им так, как необходимости природы, ибо его внутренняя сущность всегда говорит ему, как должно быть, и он в себе самом находит подтверждение того, что имеет силу закона... В законах права предписание имеет силу не потому, что оно существует, и каждый человек требует, чтобы оно соответствовало его собственному критерию... В праве человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права... В наше время эта потребность стала еще более настоятельной, ибо в прежние времена к существовавшим законам еще питали благоговейное уважение; теперь же образованность эпохи приняла другое направление, и во главе всего, что должно быть признано значимым, стала мысль. Теории противопоставляют себя существующему и претендуют на то, чтобы самим по себе являться правильными и необходимыми. Поэтому теперь возникает особая потребность познать и постигнуть мысли, лежащие в основе права. Поскольку мысль возвысилась до существенной формы, надо понять мысли, лежащие в основе права...Понятие предмета не дается нам от природы. У каждого человека есть пальцы, он может получить кисть и краски, но это еще не делает его художником. Так же обстоит дело и с мышлением. Мысль о праве не есть нечто такое, чем человек обладает непосредст венно; лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и поэтому наше познание должно быть научным[101]. Если слепое подчинение праву считалось устаревшим почти двести лет назад в связи с ростом образованности населения и подчеркивалась важность правильного, основанного на научном знании понимания его разумности, то что можно сказать о роли такого понимания в современных условиях. И еще. Гегель отмечает важность «внутреннего голоса» человека, «собственного критерия», восприятия права как совпадающего с его собственной природой, что делает подчинение закону естественным и легким. Естественные права, правовые ожидания населения, связанные с правотворчеством, — не врожденная особенность людей. Они — продукт социализации человека, в том числе и правовой социализации. Представления о своих естественных правах возникают у человека под влиянием всех обстоятельств жизни, в том числе менталитета народа, народной педагогики, семейной педагогики, господствующих обычаев и традиций, обыденного правосознания, неформальных норм жизни (моральных, национальных, религиозных), духовно-нравственной среды, образования, культуры и субкультуры общности, корпоративной принадлежности и др. Порождая множество индивидуальных различий, эти естественные представления имеют и общую составляющую у народа, образа и уровня его жизни, деятельности государственных органов. Все педагогические компоненты представлений граждан о своих естественных правах и соответствующих ожиданий от писаного, позитивного права, воплощенного в законах и иных источниках права, и от правотворчества не могут не учитываться, иначе они оборачиваются в непринятие и противостояние политике государства. Свою роль в правотворчестве имеют и педагогические характеристики людей, олицетворяющих законодательную власть и создающих, изменяющих или отменяющих правовые нормы путем принятия нормативно-правовых актов, их собственная культурность, образованность, воспитанность, обученность и ориентированность на реализацию педагогической функции. Им полезно быть осведомленными в вопросах общей, социальной и юридической педагогики. Необходимо и совершенствование юридической техники — правил и приемов подготовки правовых актов (логических, грамматических, структурных и др.), их построения (преамбулы, разделы, главы, статьи), определения терминов, использования формулировок (четкость, однозначность, грамотность и др.). Несмотря на обилие трудов, трудно найти в них ответ на вопрос, а как сделать правовые акты такими, чтобы они полноценно выполняли бы свою педагогическую функцию, обладали бы педагогическим свойством, придающим им большую педагогическую действенность и одновременно жизненную перспективность.
Date: 2015-05-04; view: 595; Нарушение авторских прав |