Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика в свойствах и механизмах права





Традиционно сила, «юридическая энергия» права связывается с его свойствами. Свойство — сторона предмета, явления, которая обуслов­ливает его различие или общность с другими и обнаруживается при его отношении или соприкосновении с ними. Главным источником силы права справедливо признается интегративность его свойств, к основным из которых теория права тради­ционно относит собственно правовые, психологические и социальные. Однако, как отмечалось выше, право отнюдь не индифферентно по отношению к педагогической действительности. Соприкасаясь с ней, оно обнаруживает способность влиять на нее и само усиливается или ослабляется ее состоянием. Оно не просто регулирующим обра­зом влияет на психику людей, но меняет их характеристики, влияю­щие на действенность права. Поэтому есть основания говорить о педагогическом свойстве правовых норм, системы законодательства и практики правоприменения.

Является ли педагогическое свойство четвертым свойством права, или частью комплексного социального, или спаренным компонен­том третьего — «психолого-педагогического»[98] — вопрос дискусси­онный. Но важно понять и признать, что педагогическое свойство права обнаруживается реально в поведении людей, в их понимании правовых норм, в правовой убежденности, в желании следовать нормам права, в умении и привычках следовать правовым предпи­саниям, в повышении их правовой осведомленности, правовой обученности, правовой и нравственной воспитанности и в определен­ной степени — образованности.

Педагогическое свойство правовых норм может повышать или снижать их действенность. Характер действий — положительный или отрицательный — и их степень определяются тем, каков педаго­гический потенциал данной правовой нормы, акта, требования.

Любой закон, нормативно-правовой акт, норма, любое положе­ние в юридическом документе будут исполняться и что-то изменят к лучшему, если они не только рассматриваются как чисто право­вое орудие, их нормативное значение, но и по своему содержанию и оформлению ориентированы на реализацию педагогической функции, на, как минимум, воспитывающие и обучающие воздействия на лю­дей, которым они адресованы, обладают должным педагогическим по­тенциалом. Обогащение потенциала права достигается педагогической корректностью содержания и оформления, прогнозированием законо­дателем того, как закон, нормативно-правовой акт, норма, любое по­ложение в них будут восприняты, поняты, одобрены, приняты для выполнения населением, как они повлияют на личность и жизнь гра­ждан, изменят ли что-нибудь в них, повысят ли уровень нравственно­сти, воспитанности, правовой культуры и правомерного поведения, т.е. какова должна быть их педагогическая созидательная роль.

Наряду с собственно правовыми, социальными и психологиче­скими механизмами права существуют и педагогические механизмы. Суть последних, как отмечалось в первом разделе учебника, а также в § 7.1, — педагогические превращения на пути от педагогической причины (педагогического воздействия, педагогически влияющего фактора) к педагогическому следствию — результату. Такие педагогические пре­вращения обязательны, например, в цепочке: норма права — ее зна­ние гражданином — понимание — внутреннее одобрение — желание вести себя в соответствии с ней — умение вести — привычка вести — активность в соблюдении другими гражданами. Без понимания таких механизмов легко оказаться на уровне формального правотворчества.

Таким образом, педагогическая реальность имеет отношение ко всем блокам права: праву как нормативному образованию, механиз­му правового регулирования, правотворчеству и правоисполнению. Человеческая (личностная, групповая) направленность права, уси­ление человеческого начала в нем, увеличение его силы и реального влияния на социальные процессы возможны лишь при полноцен­ном учете его связей с педагогическими реалиями и задачами, при его педагогическом усилении. Без этого право неизбежно в чем-то ущербно. Это особенно важно ныне для оценки развитости, гуман­ности и демократичности правовой системы и актов, направленных на ее совершенствование.

Date: 2015-05-04; view: 499; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию