Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Центр: солнце и сердце





В центре тела любого животного, в том числе и человека, как былоотмечено еще Аристотелем, находится сердце. Сама этимология слова"сердце" подчеркивает этот очевидный факт. Сердце - середина,сердцевина, средоточие тела, то есть целостности. Сердце обозначаетсобою нечто центральное, нечто внутреннее, нечто среднее - орган,который является сердцевиною живого существа, как по своему месту,так и по своей деятельности. Мыслители прошлого возвысили сердце "как солнце, поставив в центрорганизма вселенной: едва ли не первой единой теорией построения былакардиоцентрическая. Все - вокруг сердца, оно - в начале жизни, оноже и в конце ее. Солнце-сердце диктует законы развития организма,питает его энергией, стоит в центре всех ощущений и движений. Оно -наше главное чувствилище. Так утверждал сам Аристотель.Кардиоцентрическая концепция продержалась несколько веков, преждечем уступить место нейроцентрической. Последним из великих, ктоотстаивал роль сердца-солнца, был Рене Декарт, современник ВильямаГарвея. Англичанин, как известно, открыл кровообращение, французпроизнес один из самых популярных в наше время терминов - рефлекс,на принципе которого возвысилась нейроцентрия организма. Однако внегласном между собой споре физиолог и философ словно быпоменялись местами: первый хотя и сказал, что "животное... являетсятворением... сердца", отводил ему лишь роль "вечного" - напротяжении всей жизни - двигателя, насоса, тогда как второй вновь,последним из великих, водрузил сердце в центр вселенной организма"[25]. При взаимодействии с внешней средой главенство мозга труднооспаривать, но что останется от нашей деятельности, если этовзаимодействие из нее вычесть? Ближе всего к такому состояниюсостояние эмбриона. Какие сигналы управляют его развитием? Ученикакадемика В. Н. Черниговского Б. С. Кулаев исследовал роль сигналов,исходящих от сердца, в развитии и функционировании организма.Кулаев влил в околосердечную сумку новорожденного котенка каплюслабого раствора новокаина. "Результаты были катастрофическими:мгновенно исчезли рефлексы спинного мозга, упало до нуляартериальное давление, котенок погиб! А сердце? То-то и поразительно:с ним ничего не случилось. Оно продолжало ритмично сокращаться,исполняя свое главное, как считалось тогда, предначертание -перегонять кровь"[29]. "Другое наблюдение. Достаточно перерезатьнервы, отходящие от сердца зародыша, как развитие плодаостанавливается, а сам плод гибнет". Большой интерес представляюттакже работы минского эмбриоморфолога И. И. Новикова. Им былопоказано, что "без импульсов, идущих от сердца, не дифференцируетсясама нервная система". Продолжаю цитировать статью [25]. "Что жеувидел Новиков? На третьей неделе развития человеческого эмбрионасердце в основном уже сформировано. Но ни одного нервного волоконцавокруг! Ни единого! А сердце уже бьется, уже гонит кровь, ритмично,удар за ударом. Что побуждает сердце к первому сокращению? Этогоеще никто не знает. Лишь предполагают, что в нем проявляется общая,единая для всего неорганического (и органического также) мираритмичность. И лишь на четвертой неделе к нему приближается первое- чувствительное волоконце от будущего продолговатого мозга. Некомандовать, не управлять в то время стремится будущий владыка...организма - мозг. Хочет узнать... Что узнать? Уж не программу лиразвития организма?... именно размеры сердца вместе с выходящими изнего крупными сосудами предопределяют размеры взрослогоорганизма. Нервы, приближающиеся к нему, имеют два отростка. Одиноканчивается (вернее, начинается) на поверхности сердца, другой, заходяв ядро, уходит в продолговатый мозг. Его развитие начинается как раз стого момента, когда в зачаток мозга внедряется этот самый отросток. Непотому ли, что с этого момента мозг начинает получать необходимуюдля своего развития информацию? Другой в это время у него нет: матьнадежно укрыла свое будущее дитя от треволнений внешнего мира. Инам ничего другого не остается, как признать сердце, его ритмичныесокращения - пусть хотя бы на раннем этапе развития - источникоморганизованных влияний на центральную нервную систему. (Курсив мой.- С. М.) Ритмичный поток импульсов ритмично же поддерживаетактивность центральной нервной системы, входя в подсознание какнеобходимый элемент полноценного собственного "я"". ЭкспериментыКулаева показали также, что для образования условных рефлексовнеобходим поток импульсов от сердца. Примечательны также факты,приводимые им из области трансплантологии сердца. "Сравнительныенеудачи объяснялись проявлением реакции несовместимости... Нопочему в таком случае почти не отторгается столь же чужеродноесердце, подсаженное рядом и дополнившее собственное?"[25] В русской религиозной философии XIX и XX вв. теме сердца отводилосьодно из центральных мест. Первая большая работа - трактат П. Д.Юркевича по библейской психологии "Сердце и его значение в духовнойжизни человека, по учению Слова Божия"[31]. Из аннотации проспекта1919 г.: "Корень структуры человеческой психики обнаруживается всердце, как средоточии эмоционально-цельного потока сознания;характеристика "Я" близко напоминает Бергсона или "Stream of Thought"(поток сознания) Джемса. В этой работе развернут "подход к сердцу, каксимволу эмоционально-интеллектуальной волевой сущности личности"[31, с 642]. Далее тема сердца развивалась Павлом Флоренским в работе "Столп иутверждение Истины" и в "Водоразделах", а также Б. П. Вышеславцевым(наиболее полно в статье "Сердце в христианской и индийскоймистике"). По Вышеславцеву - "Сердце есть центр не только сознания,но и бессознательного, не только души, но и духа, не только духа, но итела, не только умопостигаемого, но и непостижимого, одним словом,оно есть абсолютный центр". "Потеря культуры сердца в современнойжизни есть потеря жизненной силы". "Чувство пустоты происходитоттого, что иссякла центральная сила личности, засохла ее сердцевина, итогда не поможет никакой временный расцвет периферических ивнешних сил. Не помогут ни чудеса техники, ни чудеса социальногораспределения, ни чудеса науки". "Сердце начальствует и властвует надвсеми органами тела". "Жить "по духу", значит жить из центра, внимать"внутреннему человеку", "жить по плоти"- значит жить на периферии".Сердце есть озаряющий, но вместе с тем тяготеющий центр"[3]. Впоследнем высказывании роль сердца определяется полностьюаналогично роли Солнца в Солнечной Системе. По представлениям индейцев пуэбло, поклоняющихся Солнцу,"нормальный здоровый человек не думает головой. Мы думаемсердцем"[30, с. 16]. А. Шопенгауэр [27] также признает интеллект лишьинструментом воли. Сердце (и, соответственно, Солнце) служитсимволом воли (в смысле Шопенгауэра), и в этом состоит егопервичность. Это энергия, исходящая из центра. (Поглощение жецентром энергии соответствует Луне и желудку.) Когда мы хотимжестом указать на свое "Я" как носителя своей позиции, отношения, мыуказываем пальцем на грудь в области сердца, либо прикладываем кэтому месту ладонь, или бьем себя в грудь. Здесь следует такжедобавить, что слово "сердце", применительно к человеческомуорганизму, не всегда означало только сердце в теперешнем понимании. Всловаре Даля указывается, что "Народ нередко сердцем зовет ложечку,подложечку,.. где брюшной мозг" [8]. Нет нужды доказывать связьсолнечного сплетения (plexus solaris) с Солнцем, а также его значимостькак мистического центра, играющего важную роль в медитативнойпрактике. Анатомически Луне (традиционно - управляемому ей Раку)соответствует грудная клетка и желудок. Солнце и Луну сложноразделить как анатомически, так и символически. Здесь мы будемрассматривать Луну только в смысле "тени" Солнца - объемлющей,пассивной, питающей среды, оберегающей основы деятельности Сердца,его истока. Луна представляет оборотную сторону Солнца -бессознательную мотивацию солнечной воли. Ограничимся тем, чтоприведем пару известных афоризмов: "Человек есть то, что он ест" и"Путь к сердцу лежит через желудок". Флоренский, указывая на Сердце как центр, отмечает, что "человексложен полярно, и верхняя часть его организма и анатомически ифункционально в точности соответствует части нижней. Полюс верхнийгомотипичен полюсу нижнему. И притом, мочеполовой системе органови функций полюса нижнего в точности соответствует дыхательно-голосовая система органов и функций полюса верхнего. И далее, половаясистема и деятельность находит себе точное полярное отображение всистеме и деятельности голосовой. Нет надобности указывать и прямуювесьма тесную связь их обоих. Но, в виде резюме, отметим, чтовыделения половые оказываются гомотипичными выделениямсловесным, которые созревают подобно первым и исходят наружу дляоплодотворения". "В семени есть и своя фонема и своя морфема: это -слово, устанавливающее генеалогическую связность преимущественночеловеческой усии" [21, с. 272]. "В Священном Писании аналогия словаи семени - одна из самых настойчивых, равно и во всей мировой, болееили менее глубокой человеческой мысли. Гомологическим строениемнашего организма объясняется глубокая связь рождения физического идуховного" [21, с. 324]. "Прежде всего замечается симметрия верхней и нижней части тела, -так называемая гомотипия" верхнего" и "нижнего" полюсов. Низчеловека - как бы зеркальное отражение верха его. Органы, кости,мускульная, кровеносная и нервная система, даже болезни верхнего инижнего полюса и действие медикаментов оказываются полярносопряженными. Но, раз так, то не означает ли это соответствие, чтоонтологическим средоточием тела служит не та или иная конечность, а- центр гомотипии, т. е. срединная часть человека" [23, с. 266]. К сожалению, в своих рассуждениях Флоренский лишь указывает навертикальную симметрию человеческого организма, не описываяконкретно и подробно, в чем эта симметрия состоит. Он говорит о нейкак о чем-то всем известном, что, однако, на самом деле не очевидно.

Date: 2015-06-08; view: 579; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию