Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тело - микрокосм





Тело человека всегда играло одну из первых ролей в драме постиженияКосмоса как упорядоченной вселенной. Важнейшие космогоническиемифы повествуют о сотворении Мира из частей тела либо самого Творца,либо Первочеловека. "Начиная с определенного уровня культурыкосмогонический миф объясняет сотворение преданием смерти какого-тогиганта (Имир - в германской мифологии, Пуруша - в индийской,Пан-ку - в китайской): его органы служат для зарождения разныхкосмических районов" [29, стр 42]. Отсюда, кстати, берет началопрактика жертвоприношений, которые "суть не что иное, как имитация,часто символическая, первого жертвоприношения, давшего рождениеМиру". Мир предстает как антропоморфное отображение бога - Брамы- у индусов, Ра - у египтян, Диониса - у греков, Ахамот - угностиков и т. п. И, наоборот, человек создается по образу и подобиюМира: кости - из камней, кровь - из моря, мышцы - из земли, волосы- из трав. "Все это конкретно-религиозные выражения все той жеобщей мысли о взаимоподобии мира и человека"[22]. Как говаривалПротагор, человек - мера всех вещей. Это относится в первую очередьк телу. Пропорции человеческого тела почитались древними какнаиболее совершенные из всего, сотворенного богом. На их основесоздавались все известные каноны, используемые в архитектуре иизобразительном искусстве. Анатомические особенности человека леглии в основу некоторых систем счисления и различных мер длины. "Линейными мерами, которыми издревле пользовался человек, былипалец (дюйм), ладонь (пальма, равна четырем пальцам), локоть, равныйдвум пядям или шести ладоням; полусажень, равная двум локтям, исажень, равная двум полусаженям (сажень - от "досягать" захватом рукв стороны или вверх). Точно так же с первых шагов землемерияприменил человек в качестве меры длины стопу (фут) и двойной шаг. Атак как в основу членений человеческого тела природа положиладихотомию (деление пополам) и иррациональные зависимости двойногоквадрата, сводимые к "золотым отношениям", - антропометричныемеры, становясь размерами сооружений, привносят в архитектурусвойство взаимопроникновения, т.е. гармонию. Вот почему мы говорим:человек - камертон гармонического строя архитектуры. Основные меры Древней Руси, легко воспроизводимые измерением телачеловека (от земли до основания шеи и размахом рук в стороны), этосоответственно двойной шаг - тмутараканская сажень 142 см и мернаясажень 176 см"[26]. "Из всей плеяды древних канонов (египетский,древнегреческий Поликлета, тибетский, канон Леонардо да Винчи),включая современный канон Ле Корбюзье (Модулор), только канондревних египтян, реконструированный Ф. де Кора, носит абстрактныйхарактер - в нем нет человеческого изображения. Тем не менее канонустроен так, что в нем, оказывается, закодированы ритмы мужского иженского тела"[26]. Гуманизм, поставивший человека на пьедестал, провозгласивший егоинтересы самым важным на свете, вместе с тем забыл о нем. Торжествоидеалов свободы, гуманизма и частного предпринимательства стало иторжеством объективистского подхода. Конвент принял за основуизмерения длины метр - величину, не представленную явно вчеловеческом теле. И лишь в середине нашего века, наряду свозрождением таких "субъективных" наук как психология, былапредпринята серьезная попытка создания "измерительного инструмента",основанного на размерах и пропорциях человека. Модулор Ле Корбюзье,не смотря на то, что основывался на иных математических принципах,чем древние каноны, тем не менее, обнаруживает поразительныесовпадения с ними. Рост человека принят для Модулора равным 183 смили 6 футов. "Эта величина точно совпадает с эталоном Витрувия,который указывает, что ступня, т. е. фут, составляет 1/6 человеческогороста. Анализ показывает, что эта схема совпадает с античным каноном ив других основных членениях. Работая над системой пропорций,Корбюзье не исходил из античных канонов. Корбюзье изобреталМодулор, руководствуясь интуицией и опытом, анализируя историческиепамятники, исследуя размеры, функционально необходимые длячеловека, и проверял их в своей творческой лаборатории"[11]. Заметимкстати, что 183 см приближенно равны четырем египетским локтям (45см), широко применявшимся в античные времена. Величина 45 см ещебудет рассматриваться довольно подробно далее. Это то, что мы легко обнаруживаем в связи с темой тела. Гораздотруднее прочувствовать, что тело составляет саму основу нашеговосприятия и нашего действия в мире, так как самое очевидное наименеедоступно анализу. Попробуйте себе представить, как изменился бы мир,как изменилось бы ваше представление о себе, если бы, скажем, линияжизни на вашей руке вдруг стала другой формы, а пальцы - другойдлины. Причем не обязательно анализировать это с научнойхиромантической точки зрения - достаточно просто почувствовать...Как говорится, "почувствуйте разницу!" Человек есть "сумма мира", егократкий конспект, нет ничего в мире такого, чего бы не было в человеке(хотя бы в зародыше). Особое внимание уделяется телу в христианстве, которое провозгласиловоскресение во плоти. Флоренский пишет: "наше тело не что-то, междупрочим, как легко соблазниться мыслью каждому из нас, - а нечтопервостепенно и исключительно важное, - осуществленное равновесиевнешнего и внутреннего, субъективного и объективного, мистического ипозитивистического, корень нашей личности, опора наша в реальности,лестница Иакова, низводящая в сознание и возводящая всверхсознание." Работу с телом - сюда относятся и дыхательныепрактики, и посты и т. п. - используют, наверное, все духовные имногие психотерапевтические школы (телесноориентированнаяпсихотерапия, гештальттерапия, НЛП и т. п.). Понимание мира и"управление" миром основывается на понимании и управлениисобственным телом. Тело предстает как парадоксальное единство внутреннего и внешнего и,вместе с тем, как грань, их разделяющая. Telos по-гречески означает"предел". Тело (=цело) выражает единство Я. Нарушение схемы телавлечет за собой нарушение во всех планах. В древности однозначносоотносили определенные телесные недуги с различными духовнымиизъянами. Калекам, как правило, не дозволялось совершатьбогослужения. У каждого человека, частично сознательно, а по большейчасти - бессознательно, присутствует ощущение того, каким должнобыть его тело - некий телесный "идеал Я". В наиболее жесткой формеэто может выражаться в фантомных болях. Причем фантомные болиобнаруживаются не только в ампутированных органах, но и в органах,отсутствующих с рождения. Современная физиология утверждаетаприорность представлений индивидуума о своей телесной оболочке.Вульгаризированное биологическое представление о том, что форматела определяется только требованиями адаптации, сменяетсяпониманием того, что "биологические структуры лишь в частныхслучаях определяются выполняемыми функциями, а в более общемслучае подчиняются некоторым математическим законам гармонии"[19].







Date: 2015-06-08; view: 505; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию