Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Четверка: цикл стихий
Четверичность есть архетип почти универсального явления. Он фор-мулирует логическую основу для любого цельного суждения. Если кто-либо желает вынести такое суждение, оно должно иметь этот чет-веричный аспект". К. Г. Юнг [24] В западной астрологии традиционно рассматриваются четыре стихии:Огонь, Земля, Воздух, Вода. К вертикальным стихиям мы относимОгонь и Воду, представляющие, собственно, две стороны одной медали- цикла качественной трансформации. Они отвечают за переход с од-ного уровня на другой. Вместо вертикальной черты креста можно на-рисовать кольцо, в котором выделены две стороны - передняя и зад-няя, восходящая и нисходящая, выражающие эволюцию и инволюцию,пассивную и активную стороны трансформации. К горизонтальным стихиям мы относим Землю и Воздух. К ним отно-сится, собственно, все, что можно описать словами (Земля), и сам языкописания (Воздух). Земля - это объект, элемент, атом, плотное тело.Воздух одновременно выражает и разделяющий и связующий принцип- это расстояния между объектами, дающие им возможность переме-щения в пространстве, изменения без трансформации и ломки, само этопространство, а также абстрактные законы, описывающие положениятел в пространстве. Мы в дальнейшем будем как синоним Воздуха ис-пользовать слово "пространство" в значении пространства возможно-стей, того, что дает возможность многообразия. Воздух - язык описа-ния объектов (то есть Земли), оперирующий ими как своими элемента-ми. В динамике четыре элемента составляют основу четверичного цикла,выражающего сущность любого элементарного акта. Напомним, чточетыре элемента порождаются через дробление Единого, поэтому со-ставляют неразрывное целое и по отдельности не имеют смысла.Поскольку вертикальные стихии можно представить только через тотрансформирующее влияние, которое они оказывают на горизонталь-ные, мы начнем описание цикла стихий с Земли, как исходной точки.Земля - это то, что мы имеем в начале: неосознаваемое целое, знаниебез сознания, бессознательная установка, то, что не имеет частей -абсолютно жесткое тело, которое не может быть изменено иначе какразрушено. Пользуясь геометрической аналогией, это - исходнаяТочка. Огонь вводит новое измерение - он "развертывает", разворачивает (e-volutio, de-velopment) эту точку, безразмерную целостность, в линию.Огонь представляет активный, трансформирующий (Землю) принцип.Сам по себе он не поддается рациональному описанию, но мы можемописать следствие его действия на Землю - как бы превращение частиее в Воздух. Огонь разрушает, разделяет, дифференцирует Землю, раз-дирает монолит на части, аналогичные исходной точке. Таким образом,мы получаем развернутую Линию с движущимися в ней точками. Самоодномерное пространство этой Линии, "пустые" расстояния, выражаю-щие свободу перемещения, и сами перемещения мы называем Возду-хом. Еще раз напомним, что для образования "расстояний" необходимаэнергия, усилие - то есть Огонь. Воздух представляет любую абс-тракцию (от-влечение), и поэтому кнему относятся такие понятия, как мысли (абстрагированные, задер-жанные действия), со-знание, как знание со стороны, и так далее.Вода совершает "действие", обратное действию Огня, - превращаетВоздух в Землю (но уже следующего уровня). Это мертвая вода из ска-зок - ис-целяет, во-площает, возвращает целостность и единство раз-дробленному Воздуху. При этом ее "действие" отрицательно - онаограничивает дифференцирующий порыв Огня, ограничивает бесчис-ленные степени свободы Воздуха во имя целостности следующегоуровня (в нашем случае с разрезанным на кусочки Иванушкой мертваявода ограничивает самостоятельные перемещения кусочков ради обес-печения целостности Иванушки). Это самоограничение во имя гармо-нии. Вода обращает абстрактные связи Воздуха в жесткие конкретныесвязи Земли (то есть связи в прямом смысле этого слова - веревочки,шестеренки, привычки, инстинкты и так далее). Эти связи уже не осоз-наются и действуют автоматически. К Воде относятся такие процессы,как по-нимание, во-ображение. То, что понято, принято внутрь каксоставляющая часть, перестает осознаваться - то есть Воздух стано-вится Землей. Вода означает также адаптацию в том смысле, что закре-пляет приобретенные навыки, воплощает воздушные осознаваемыесвязи. Они уходят в бессознательное, становятся привычкой, стереоти-пом, установкой - то есть Землей нового цикла. Полученная такимобразом новая Земля адаптирована к тому Огню, с которого мы начали,то есть он ее не разрушит, не вызовет трансформации. Так, вращениеручки не меняет швейную машинку, а лишь приводит ее части в согла-сованное движение. Для новой трансформации нужен новый Огонь -Огонь нового цикла. У Георгия Гачева [7] есть интересный математический образ четверич-ного цикла. Он, исследуя Аристотелевское представление о четырехпричинах, находит им соответствие в выражении [a/b=]: (а) - материальная причина - Земля (-) - деятельная причина - Огонь (b) - формальная причина - Воздух (=) - целевая, энтелехия - Вода Гачев пишет: "Все операции, действия, преобразования - работа исфера огня; берется как твердь нечто данное от бытия, натуральное,тело (а), b - знаменатель, значение, дух. И все это ведет к результату- производит движение, течение, цель. И это - область воды". Здесьмы видим, что горизонтальные стихии - то, с чем (а) и какая (b) про-водится операция, а вертикальные - это само оперирование (-) и по-лучение (понимание, восприятие) результата (=). После этого равенстванам следует поставить уже А следующего порядка - начало новогоцикла. При описании познавательного процесса мы употребляем в основномтермины, отражающие сущность Воды: вос-приятие, у-своение, ад-аптация, по-нимание, во-ображение. Это связано с господством созер-цательного, пассивного, рефлектирующего мировоззрения. Мы концен-трируемся на воздействии на нас объектов, внешнего на внутреннее,опуская при этом сам предшествующий процесс про-ектирования, объ-ектирования (по-русски пред-метания), создания пространства, рас-стояния до объекта восприятия. Как пример активной установки можнопривести существовавшее в античности представление о свете, исходя-щем из глаз, считающееся теперь нелепым. Но не менее нелепым явля-ется и принятое в наше время представление о том, что мы видим свет,входящий в наши глаза (это ясно показано Гибсоном в [8]). Что бы ниговорили психофизиологи, мы видим не световые стимулы на сетчатке,а объекты, находящиеся не внутри нас, а на вполне определенном рас-стоянии. И то, что создает это расстояние, выбрасывает, объектирует,мы называем Огнем, исходящей энергией, которая может быть пережи-ваема как усилие (или насилие) в новой ситуации, требующей адапта-ции. Соотнося четверичный цикл с дыханием, мы ставим в соответствиевыдоху, как направленному вовне, - Огонь, а вдоху - Воду. На выдо-хе снижается наша восприимчивость, на вдохе она усиливается, а сериярезких выдохов - прекрасный способ быстро поднять тонус. Земле иВоздуху соответствуют задержки дыхания на выдохе и вдохе. Задержкизаставляют мир "остановиться" на определенном уровне, стабилизиру-ют, удерживают его в одном плане реальности. При их помощи дыха-ние может "рационализироваться" (например - речь, как организован-ный (задержками) выдох). Дыхание, в котором присутствуют лишьвертикальные стихии (то есть без задержек), называется связным. Егоиспользуют в ребефинге для изменения состояний сознания. При связ-ном дыхании мир как бы "плывет", не имея опор в виде задержек дыха-ния. Некоторые исследователи указывают также, что связное дыханиехарактерно для существ, не отягощенных бременем разума (животных,детей, слабоумных), а также для ситуаций трансформации(неконтролируемая паника, половой акт). Известно также, что связноедыхание усиливает эмоции, которые мы понимаем как переживаниеработы трансформирующих стихий, - движение через границы внеш-него и внутреннего. Задержки дыхания, напротив, укрепляют эти гра-ницы, контроль над дыханием является основным способом контроляэмоций. Таким образом, Огонь и Вода представляют круг трансформации (самаэтимология слова "огонь" - agnis, ignis - живой, подвижный). Ониотвечают за переход с плана на план и отражают такие явления, какрождение, инициация, смерть, эволюция и инволюция. В ритуалах, на-правленных на символическое подчеркивание трансформации, переходна новый качественный уровень, как правило, используются огонь иливода (сожжение жертвы как символ смерти и возрождения, крещениеводой). Огонь и Вода отражают асимметрию Правого и Левого. Исследованияасимметрии полушарий и различий между правшами и левшами вомногом согласуются с традиционными представлениями, а также с на-работками НЛП [19] (слева - прошлое, то есть то, что мы вспоминаем,а справа будущее - то, что мы конструируем). Деятельность левогополушария - "правая" деятельность (так как левое полушарие управ-ляет правыми органами тела) - аналогична работе Огня и направленавовне. Ее сфера - психомоторная. Задача - программирование и реа-лизация двигательного поведения, речи или основанных на ней мышле-ния, абстрактного познания, анализ, дифференциация. Деятельностьправого полушария аналогична работе Воды и направлена внутрь. Еесфера - психосенсорная. Задача - восприятие и чувственное познаниевнешнего мира и себя в нем, синтез. Если левое полушарие - дневное,направленное на внешнюю деятельность, то правое - ночное, творя-щее сновидения, ведающее символами бессознательного. Эмоции лево-го полушария - оптимизм, эйфория, двигательное беспокойство. Эмо-ции правого - тоска, депрессия. Результат деятельности левого - по-строение абстрактных, дискретных, логических вербальных конструк-ций (Воздух). Результат работы правого - синтетическое, цельноеневербальное восприятие (например - восприятие музыки), воображе-ние. Любовь, эротические грезы относятся к правому полушарию, аразделение полов и идентификация себя и объектов своих сексуальныхпритязаний с определенным полом - к левому. Есть данные в пользуважной роли правого полушария в регуляции внутренней среды, гомео-стаза, иммунной системы, а также в формировании адаптивно-поведенческих способностей. В связи с тем, что мы рассматриваем огонь как самопроявление, а водукак адаптивное самоограничение, интересно проиллюстрировать и не-много раскрыть это положение цитатой из статьи Вяч. Вс. Иванова"Высшие формы поведения человека в свете проблемы доминантностиполушарий". "В очень гипотетической форме можно было бы предпо-ложить, что, в частности, самоубийство и фрейдовский "инстинктсмерти" можно связать с правым полушарием. Самоубийство - пре-дельный случай, который с этой точки зрения можно описать как убий-ство правым полушарием левого." Он также соотносит фрейдовский"Эрос" с левым полушарием, а "Танатос" - с правым [10]._________________________________________________________________Левое полушарие - Правое полушарие_________________________________________________________________Вербальное, фантазирующее - Невербальное, критикующееПоследовательная обработка - Одновременная обработкаДискретные - НепрерывныеРациональные - ИнтуитивныеЗападный техницизм - Восточный мистицизмИндуктивная обработка - Дедуктивная обработкаВосприятие абстр. признаков - Восприятие конкретных признаковАналитическое восприятие - Синтетическое восприятиеВосприятие времени - Восприятие пространстваБудущее - ПрошлоеПсихомоторная сфера - Психосенсорная сфераречь, мысль, действия восприятие (чувственное(абстрактное познание) познание)Оптимизм, эйфория, - Тоска, депрессия,сознательное бессознательное_________________________________________________________________ Здесь следует добавить, что "нормальный", асимметричный человек -это идеальный правша. Идеальных левшей (у которых во всех парныхорганах доминируют левые) в природе не бывает. Нормальные левши вцелом менее асимметричны, имеют менее жесткую "схему тела", чемправши, а в патологии дело доходит до полной потери асимметрии,включая способность видеть то, что находится за спиной, или за стеной,или в будущем. Под конец приведем еще один пример из трансперсональной психоло-гии [12]. Базовые Перинатальные Матрицы С. Грофа (БПМ) хотя идути не совсем в том порядке, что наши стихии, тем не менее во многоманалогичны им. БПМ-I, описывающая состояние плода в матке и называемая еще мат-рицей "океанического экстаза", соответствует Воде - стихии, отве-чающей за единство и гармонию. БПМ-II описывает состояние плода вмомент начала схваток, когда родовые пути еще закрыты. Эта матрицасоответствует негативной стороне символики Земли (так как в нейпрактически не учитывается чувство опоры, даваемое Землей) - здесьпроисходит первое, пассивное столкновение с границей, с формой во-обще. БПМ-III - прохождение по родовым путям - матрица"вулканического экстаза" - соответствует Огню в его столкновении сЗемлей, т.е. активному преодолению формы. И, наконец, БПМ-IV -матрица смерти и нового рождения, основными переживаниями кото-рой являются чувство свободы, отсутствия опоры и границ, - соответ-ствует Воздуху. Хотя и в нашем описании и у Грофа Земля предшествует Огню, в из-вестном смысле можно описать процесс и наоборот. Ведь без первона-чального импульса - Огня, сил роста и экспансии мы бы никогда нестолкнулись с Землей и проблемами ограничения второй матрицы. Ес-ли цыпленок не сделает попытки пробить скорлупу и выбраться на свет,он никогда не узнает о том, что жил в темнице (в яйце), а просто умрет,отравленный собственными испражнениями (то есть оставаясь в преде-лах БПМ-I и, соответственно, Воды). Некоторые исследования позво-ляют предположить, что аналогичная ситуация имеет место и в случаерождения человека - плод сам инициирует начало схваток, выделяяопределенные гормоны.
ТРОЙКА
Тройка получается из прибавления к двойке единицы и является пер-вым (не считая единицы) нечетным числом. Она выражает принципобъединяющий, центрирующий, видящий и оценивающий неопреде-ленную двоицу. Тройка находит выражение в троичности времени, чтосвязано с представлением о его линейности и топологическим опреде-лением размерности (настоящее соприкасается с одной стороны с про-шлым, а с другой - с будущим, которые заслоняют собой все осталь-ное). С троичностью времени тесно связана трехмерность пространства,но об этом мы будем говорить дальше. Сама же трехмерность про-странства имеет свой корень в "центричности" человеческого сущест-вования. Как было доказано Эренфестом, который следует здесь заКантом, только в трехмерном пространстве возможны устойчивые кон-центрические системы, подобные Солнечной, служащие условием жиз-ни (в нашем о ней представлении). В более широком смысле это отно-сится и к человеку, который подобен миру в целом. Трехмерность про-странства является фундаментальной константой, удовлетворяющейантропному принципу (то есть условием sine qua non для самого суще-ствования человека) и, соответственно, дающей возможность заданиявопроса "Почему пространство трехмерно?". Если четверичный цикл является в известном отношении"объективным", то троичный - субъективен в том смысле, что отража-ет восприятие центральной компонентой какой-либо дихотомии(подразумевается причастность центральной единицы к этой поляриза-ции). Поэтому троица либо оценочна (добро - жизнь - зло), либонаправленна (прошлое - настоящее - будущее). Блаженный Августин, рассуждая о Троице, указывает на такие трисвойства, которые, по его мнению, и составляют неразрывное единство- жизнь. Вот эти три свойства: "быть, знать, хотеть". На нашвзгляд, данная формула хорошо отражает природу троичного цикла. Вней "быть" - центральный элемент, аналогичный настоящему, "знать"- отражает фундаментальное свойство прошлого (или внутреннего),основу нашей самоидентификации, "хотеть" - направлено вовне, вбудущее, к определенной цели. "Если число "четыре" оказалось наибо-лее подходящей моделью для символизации внешних величин, то "три"оказалось числом, связанным с внутренним, или вертикальным поряд-ком вещей" [13]. Тройка символизирует также три доступных нашему пониманию уров-ня - предыдущий, элементы которого составляют в целом индивиду-альность; тот уровень, на котором мы находимся, - индивидуальный;третий - последующий, где мы являемся составными частями. Этопредставление мы и будем разворачивать в следующем параграфе.
Date: 2015-06-08; view: 594; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|