Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Голова и таз: сфера марса





Итак, отталкиваясь от идеи Флоренского о гомотипии организма,рассмотрим вначале два равноудаленных (от сердца) полюса, так как ихсимметрия и символика наиболее очевидны. Анатомически онипредставлены черепом и тазом с соответствующими им функциями иорганами. Сами по себе череп и таз представляют два котла. Котелтрадиционно "символизирует вместилище сил роста и трансмутации.Однако, в то время как череп, имеющий сводчатую форму,символизирует их высшие (возвышенные и духовные) аспекты,открытый сверху котел имеет противоположное значение сосуда низшихсил природы"[12]. Голова и таз находятся на границе внутреннего и внешнего и в их задачувходит перевод внешнего во внутреннее и внутреннего во внешнее. Тоесть они выполняют работу по трансформации того, что переноситсявовнутрь или вовне. Ибо адекватного взаимодействия внешнего ивнутреннего достичь без трансформации нельзя. Сюда мы отнесем речь,кусание и жевание, которым как в прямом, так и в переносном смыслебольшое внимание уделяет Фредерик С. Перлз, считая умение "жевать"гарантией от интроекций. Задолго до Перлза блаженный Августин,епископ иппонийский, указывал на символичность запрета потреблять впищу мясо иных животных кроме жвачных, имея в виду необходимостьинтеллектуального пережевывания внешней информации. Кразбираемой сфере относятся также интеллект, как инструмент воли,активная составляющая работы органов восприятия, половые функции вовсем их многообразии (от полового акта до деторождения), а такжефункции выделения. У некоторых животных интеллектуальные способности былираспределены между головой и тазом. Так, например, у бронтозавров,обладавших крайне маленьким (не более полкило весом) мозгом всравнении с размерами тела, в области крестцовых позвонков имелосьрасширение спинного мозга. Будучи гораздо более крупным, чемголовной мозг, оно управляло мускулатурой задних конечностей ихвоста [28]. Еще немного о симметрии речи и половой функции. "Таким образом, -замечает П. Флоренский, - слово мы сопоставляем с семенем,словесность с полом, говорение - с мужским половым началом, аслушание - с женским, действие на личность - с процессомоплодотворения. Сопоставление это не ново, и едва ли найдется древнийписатель мистического направления мысли, чуждый выставленныманалогическим равенствам. Вспомним Платона, по следам Сократапоследовательно и настойчиво развивающего эротическую теориюзнания; стремление к знанию - любовное томление, невысказанностьзнания, еще недозревшего, - беременность, помощь высказаться -повивальное искусство, сообщение знания - оплодотворение,учительство - стремление рождать в душах и т. д. и т. д., вот что мыслышим на каждом шагу от Сократа и Платона. А если мы вспомним,что сама Академия была построена на началах гнозиса эротического, тонетрудно проникнуть в ту мысль, что высказывания Платона - непростые метафоры, не поверхностные аналогии, а выражение существадела: воистину и Платон видел в слове семенность. А с другой стороны,Евангелие: "семя" притчи о сеятеле, по объяснению Спасителя, "естьслово""[21, с. 271]. Помимо слов, рот производит также слюну. В ее "нормальномупотреблении" слюна не выходит наружу, однако во многих культурахона обладает магическим значением, аналогичным значению спермы -оплодотворяет, трансформирует то, во что попадает. "В одномкитайском трактате упоминается мэу-жэнь-цзю ("вино красавиц").Отбирались самые красивые женщины, они жевали предварительнозамоченную кашицу из риса или проса всю ночь, а наутро выплевывали вспециальный сосуд. Такой способ виноделия, пожалуй, самый древний,называли "ртом жеваное вино". (Брожению (= оплодотворению. - С. М.)напитка активно способствовала слюна). Оно хранилось недолго и оченьнравилось мужчинам, которые считали, что подобный напиток усиливаетих влечение к противоположному полу. Известно, что многие народыслюне приписывали особую сексуальную силу. К английскомупутешественнику Томпсону приходили туземцы и требовали, чтобы он...оплевал их жен, думая, что это помогает против бесплодия. Сами жетуземки были убеждены, что после такой процедуры у них обязательнородится белый ребенок". У некоторых видов яйцекладущих животных рот служит своеобразнойзаменой матки. Так, цихлидовые рыбы и гребнистые крокодилы"донашивают" свое потомство после вылупления во рту, спасая его отбесчисленных опасностей. Но всех обошла австралийская лягушкаNeobatrachus silus, которая заглатывает оплодотворенную икру и восемьнедель вынашивает ее в желудке! При рождении лягушата выскакивают умамаши изо рта. По различным причинам эти симметричные полюсачеловеческого организма часто используются как символы илизамещающие образы друг друга. Рот в некоторых контекстахсимволизирует женские гениталии. Например, [20]: "Губную помадуиспользуют уже тысячелетия, и целью является имитация покрасневшихгениталий женщины". В бестселлере английского зоолога Д. Морриса "Голая обезьяна" можнонайти много интересных примеров. "Мандрил самец имеет ярко-красныйпенис с синими полосами на мошонке по обеим его сторонам. Этацветовая гамма повторяется на его лице: нос имеет ярко-красный цвет, апухлые голые щеки - интенсивную синюю окраску. Выглядит так,словно лицо животного имитирует область его полового члена,демонстрируя тот же набор визуальных сигналов!" Там же мы находимзамечание, что четко очерченные губы рта несомненно должныкопировать губы полового органа: "Вы можете вспомнить, что во времяинтенсивного сексуального возбуждения оба типа губ набухают ипринимают более глубокую окраску, так что они не только выглядятпохожими, но и изменяются одинаковым образом во время сексуальноговозбуждения!" [16]. Распространенным является представление о том, что пениссоответствует по форме и величине носу их общего владельца, а формыгуб и глаз женщины могут подсказать мужчине форму ее половогооргана. Глаза, так же как и рот, представляют собой врата изнутри вовнеи обратно. Глаза - магическое зеркало души, дающее поразительнуювозможность внутреннему для проникновения в зазеркалье внешнего ивнешнему - в зазеркалье внутреннего. Если само глазное яблоко символизирует солнечный принцип, тоотверстие, через которое оно появляется на свет, - разрез глаз, веки -имитирует женский половой орган и относится к сфере Марса. И далеепроцитирую: "В своей книге "Говорящие глаза" Гесс говорит, что глазанаиболее честно и точно говорят об отношении человека, потому что ониявляются как бы центром тела, и зрачки работают независимо. Когдачеловек начинает волноваться, то его зрачки увеличиваются в четырераза по сравнению с нормальным размером. С другой стороны, есличеловек сердится или его отношение к ситуации негативно, то зрачкисокращаются. Глаза очень часто используются при ухаживании, а женщинынакладывают грим на глаза для того, чтобы подчеркнуть их величину.Если женщина любит мужчину, то, когда она смотрит на него, ее зрачкибудут несколько увеличены, и мужчина правильно расшифрует этотсигнал, даже не задумываясь об этом. Многие столетия назадпроститутки капали в глаза белладонну, чтобы расширить зрачки ивыглядеть гораздо привлекательней для своих клиентов"[20]. "Глаз пребывает на нашем лице как идея нашего плодородия итворчества, обращенного в мир как самоотдача. Лицезрение глаз в глаз,ненаглядность, неотступное смотрение и впитывание зраков - есть тоже соитие, служба Эроса: недаром "ненаглядный" = "желанный""[5]. Тамже читаем: "когда свет открыл нам (или мы открыли) глаза и когда светзаглянул в наше нутро = когда мы взвидели свет божий, - это тоже актсоития, но уже на ином уровне, в ином измерении." Помимо этого, глаза выполняют также частично функцию выделения,присущую в основном нижнему полюсу (мочеполовая система). Этоособенно ярко проявлено, например, у крокодилов - знаменитые"крокодиловы слезы", которые те льют после обильной трапезы, помнению зоологов, - не что иное, как подмога перегруженным органамвыделения. Да и человеку иной раз после вынужденно отложеннойуринации приходится заодно прослезиться. Название книги Морриса наводит, между прочим, на обратную мысль -а именно о том, что человек не совсем голая обезьяна. Волосы являютсясимволом сексуальности и силы, а также связи с внешним миром ирастут, как известно, преимущественно на голове и в области гениталий.(Это прямо противоположно тому, что мы видим у обезьян, имеющихзачастую голое лицо и голый зад.) В наше время некоторые парикмахерыспециализируются на прическах для гениталий, существует дажебольшой выбор моделей таких причесок. Волосы - "символ величия длямужчины и жизненной красоты, изящества, грации, привлекательностидля женщины. Терять волосы означает потерю жизненных сил"[15]. "Вцелом волосы воплощают энергию и связаны с общей символикойуровней. Волосы означают также плодородие. Густая шевелюра являетсявоплощением elan vital (жизненного порыва) и joie de vivre (радостижизни), будучи связана с желанием преуспеть. Волосы такжесоответствуют огню, символизируя разрастание первичных сил. Потеря волос означает падение и бедность. Обратной стороной потери,вызванной силами, не зависящими от воли человека, является, отчасти,добровольная жертва. Циммер указывает, что все, кто отвергает земнуюжизнь и отрекается от принципов ее воспроизводства, чтобы встать напуть абсолютного аскетизма, обязаны постричь волосы. В некоторыхрелигиях, например, в древнеегипетской, предписывалась полнаядепиляция"[12]. У множества народов волосы считались опаснымвместилищем таинственных сил. "Вспомним хотя бы библейскоепредание о Самсоне, остававшемся неодолимым до тех пор, пока он нелишился волос. Вспомним также, что правоверному мусульманинупредписывается брить голову, а мусульманке запрещается входить соткрытой головой в помещение, где лежит Коран; что у христианженщине также не положено входить в церковь с непокрытымиволосами; что иудаизм требует от замужней женщины, чтобы онаобривала голову и носила парик"[17]. Некоторое утрирование или метаморфозы придают волосам откровеннофаллический образ. Например - змеи, растущие на голове МедузыГоргоны, или рога в различных видах (они, как и когти, представляютсобой сросшиеся волосы). "Практически во всех первобытных религиях рог символизирует силу ивласть (основанную на силе. - С.М.). Рога украшали боевые шлемы сдревнейших времен до средневековой эпохи. Символика рога была определена довольно точно уже в Древнем Египте.В системе египетских иероглифов изображение рога обозначало "то, чтонаходится над головой", и, в более широком смысле, "проложить себедорогу" (сопоставим в этом случае с головой барана, Овна и тараном)"[12]. Рог символизирует производительные силы природы ("РогИзобилия") в целом, и особенно - мужскую производительность. ВРигведе слово "бык" неоднократно применяется для обозначениямужской сексуальной потенции. В Передней Азии не только боги, но ицари изображались с бычьими рогами. "В Даргавском ущелье СевернойОсетии когда-то стояло каменное изваяние "святого барана", которыйсчитался покровителем чадородия, а женщины в Осетии приносили всвятилище глиняные фигурки, моля "святого барана" даровать им детей"[7]. Другой символ физической мощи и сексуальной потенции - неумеющий сворачивать носорог - особо почитается в Китае, где"всеобщей эмблемой", обозначающей процветание (и, следовательно,силу), является рог носорога, обточенный в форме чаши [12]. Сейчасносороги находятся на грани вымирания, и основная причина этого -"неистребимая вера людей в чудодейственную силу их рогов. НародыЮго-Восточной Азии считают, что если размельчить рог носорога впорошок и понемногу подмешивать его в чай, то это... вернет дряхломустарцу юность и любовный пыл. Китайцы ценят порошок износорожьего рога на вес золота, платя за него втридорога, посколькутеперь его можно достать лишь с огромным трудом"[10]. Рога символизируют тему инструментальной активности. Один изсимволов трансформации - вспашка, обработка земли при помощиорудий - часто ассоциируется с половым актом и понимается какиерогамия Неба и Земли (так как разрушает границу между ними).Инструментальная активность обладает дуальностью: она бывает"мирная" и нет, - например в выражении "перековать мечи на орала".Рог служит прообразом и Меча и Орала (= соха= сохатый). Инструментвообще имеет фаллическую, марсианскую природу. Так, земледельцыАвстралии и Азии называют одной морфемой фаллос и лопату. [29, с.104]. Функционально рога тоже зачастую нужны лишь для продления рода."Оленьи рога, например, развились исключительно для поединков:безрогий олень не имеет ни малейших шансов на потомство. Ни для чегодругого эти рога, как известно, не годны. От хищников олени-самцытоже защищаются только передними копытами, а не рогами" [32]. Стоит обратить внимание на единорога. В средневековых сказанияхединорог - символ живородной мужской энергии - "весьма свирепоеживотное, имеющее только один рог. Чтобы поймать его, в полеоставляют девственницу; тогда животное подходит к ней и попадается,ибо укладывается на ее лоно" [12]. Это наводит на мысль, что онсимволизирует сексуальную сублимацию. Раз уж мы заговорили о сказках, упомянем обычные сказочныеинструменты волшебства, вызывающие превращения и исполняющиежелания, - волшебную палочку и разного рода "шапки", символикакоторых также весьма прозрачна. Но вернемся ко рту. Некоторые авторы видят в поцелуе не толькооблегченную форму половой близости, но и возможную связь междуполовой функцией и питанием. "Размышляя о происхождении такойформы поцелуя (как любовный укус. - С. М.), Иван Блох в"Сексуальной жизни наших дней" выдвигает теорию о наследованииестественного садизма от низших животных форм, которым свойственнопоедание партнера во время полового акта. В конце концов, разве неговорим мы: - Я так тебя люблю, - что готов съесть!"[33]. Паучихиустраивают пир из любовников сразу после оплодотворения, а самцынекоторых видов рыб всю жизнь паразитируют на своих супругах какпиявки. У богомолов даже еще более странный, чем у пауков, обрядбракосочетания, Не после него, а с самого начала начинается пожираниесамца. Даже без головы и с почти полностью съеденной передне-грудьюсамец продолжает спаривание. Крон, как известно, пожравший своих детей, произвел их затем на светчерез рот (после того как ему подсунули рвотное). Зевс родил Афинупрямо из черепа, при этом Гефест осуществил своеобразное кесаревосечение (см. рисунок). Существует и обратная символика - например,"vagina dentata"; во всех этих символах очевидна тема рождения исмерти, а также возрождения и инициации. Символ взаимопроникновения двух миров - европейская "мандорла", иее индийский аналог - "йони" являют собой не менее яркий примерорально-генитальной символики. Индусы, дабы гарантироватьвыздоровление, сооружают изображение йони из золота и проходятсквозь них [12], что можно считать аналогом нового рождения. В рядесказок новое рождение героя связано с его прохождением сквозь пастьчудовища (чаще, правда, таким образом символизируется смерть).Сходным значением обладает изображение Януса - хранителя дверей, атакже и сам символизм дверей или ворот, игравший одну из ключевыхролей во многих религиях. В мужском варианте мы имеем дело с дентально-фаллической аналогией.Так, потеря зуба является символом кастрации. Символика фаллоса изубов выражает также агрессивность в различных ее видах. Переносымежду верхним и нижним полюсом проявляются и во фрейдовском"ложном перемещении выше", "когда, скажем, вытесняемые сексуальныеили анальные функции появляются - на неадекватной, замещающейоснове - в речи и мысли; или, наоборот, оральные блоки повторяются ванальных зажимах" [12]. Фрейдом также отмечается симметрия головыи таза с точки зрения наказаний (подзатыльники и шлепки по заду).Исследования алкоголизма как регрессии на оральную стадию (причемна ее пассивный - сосущий период) говорят о том, что алкоголизмчасто сопровождается импотенцией или запорами спастическогохарактера, поддающимися психотерапии. Рассматриваемая симметрия верха и низа подчеркивается их резкимпротивопоставлением. Например - в одежде: лицо человека нашейкультуры практически всегда открыто, а область гениталий почти всегдатщательно скрывается. В большинстве культур считается неприличнымполовой акт, дефекация или уринация на глазах у всех, в то время каксовместное принятие пищи является широко распространеннымповседневным занятием. Однако существуют культуры, в которых делообстоит прямо противоположным образом - неприлично прилюдно естьи пить, но вполне прилично спариваться или испражняться на глазах упрохожих. У некоторых народов лицо принято скрывать с такой жетщательностью, как у нас скрывают половые органы. Этнографическиенаблюдения и изучение наскальных рисунков показывают, что лицевоепокрывало связано с древней табуацией рта. "По поверьям многих народов именно рот (а часто также другиеотверстия в голове - ноздри и уши) являются местом входа и выходатаинственной колдовской силы. Проникая извне, эта сила можетповредить самому человеку; выходя изнутри, может причинить вредокружающим его людям. Известно, например, что у многих племенТропической Африки еще недавно никто не стал бы есть, не прогнавпредварительно принятыми здесь способами злых духов, причем однимиз способов было закутывание лица и головы. У народов Сибири приизгнании шаманом из больного духа болезни присутствующие плотнозакрывали рот, чтобы этот дух не вошел в них. А в Центральной Россииеще в начале XVIII новобрачные не должны были за свадебным столомговорить или есть: верили, что через открытый рот в них можетпроникнуть порча. Всем хорошо известна такая деталь свадебногокостюма, белая фата. Многие видят в фате символ непорочностиновобрачной (анатомический аналог фаты - девственная плева. - С.М.). Этнографы сумели проследить ее (фаты) происхождение изголовного и лицевого покрывала. Подобная фата-покрывало входит втрадиционный брачный наряд народов Кавказа, у которых невеста напротяжении почти всей свадьбы должна оставаться с закрытым лицом.Чтобы взглянуть в лицо новобрачной, покрывало полагается приподнятьс помощью какого-нибудь острого железного орудия, чаще всегокинжала: такие предметы отгоняют злые силы. У других народов,например среднеазиатских, новобрачная должна была носить лицевоепокрывало длительное время (часто до рождения первого ребенка), непоказываясь без него не только посторонним, но и родне мужа. Еще серьезнее смотрели на дело древние народы Передней Азии.Согласно ассирийскому судебнику, составленному более трех тысяч леттому назад, женщина, если она не рабыня и не блудница, всегда должнабыла выходить на улицу только под покрывалом. Древнеиранскиеогнепоклонники-зороастрийцы заставляли женщин постоянноприкрывать повязкой рот и ноздри: считалось, что иначе они,поддерживая огонь в очаге, могут осквернить его своим дыханием.Ассирийский обычай был заимствован и освящен исламом,предписывавшим, чтобы женщины не показывались за стенами дома соткрытым лицом." "В одних случаях носить покрывало положено только невестам насвадьбе, в других - вообще замужним женщинам, в иных - такжедевушкам, достигшим брачного возраста. У одних народов женщиназакрывается лишь от посторонних, у других - также и в стенах своегодома. Согласно одним поверьям, опасность исходит от женщины,согласно другим - грозит ей самой. У ряда народов Передней и СреднейАзии женское покрывало вошло составной частью в каноны женскогозатворничества, а у большинства народов Кавказа, не знавших подобногозатворничества, осталось лишь элементом свадебного обряда. Покрываловозникает вместе со стремлением прикрыть источники опасности,грозящей вступающей в брак женщине или исходящей от нее." Обычай закрывать лица замужних женщин характерен для обществ, вкоторых при вступлении в брак жена переселяется к мужу(патрилокальных). В обществах, где порядок брачного поселенияобратный (матрилокальных), можно встретиться с обычаем закрыватьлицо у мужчин. Так, например, у туарегов свадьба проходит в группежены и новая семья в течение года живет матрилокально споследующим переселением в группу мужа. Есть основания считать, чтоеще в сравнительно недалеком прошлом у туарегов безраздельногосподствовало матрилокальное брачное поселение. Это к тому жевполне вписывается в общую картину общественного и семейногоустройства туарегов: "для них характерно независимое и даже почетноеположение женщины, предоставленная девушкам значительнаядобрачная половая свобода и свобода брачного выбора. Предки по линииматери так же почитаются, как по отцовской линии, а принадлежностьтуарега к тому или иному сословию определяется, как правило,происхождением по линии матери." Туареги-мужчины обязательно должны закрывать лицо покрывалом."Открытыми остаются только глаза. Показаться кому бы то ни было безпокрывала считается верхом неприличия, еще хуже, чем у нас -появиться голым. Его носят не только за стенами дома, но и в самойинтимной обстановке, не снимают даже во время сна. За едой туарегпоневоле отодвигает нижний край покрывала, но тогда он тщательноприкрывает рот и ноздри рукой." В настоящее время тигельмуст (покрывало) вручается отцом сыну, когдатот достигает зрелости, то есть приблизительно в шестнадцать лет. Поэтому поводу устраивается семейное празднество, на котором юношаполучает подарки, в том числе традиционное оружие свободного туарега- длинный обоюдоострый меч. Однако еще недавно у части туареговэти два события происходили в разное время. Вначале, лет в 16 - 17,юноша получал меч, что означало его переход в категорию взрослыхмужчин-воинов, и только значительно позднее, лет в 25, мужчинаначинал закрывать лицо покрывалом. "Туареги не только относительнопоздно начинают закрывать лицо, но и сравнительно поздно вступают вбрак. Принятый раньше двадцатипятилетний возраст получениямужчиной покрывала непосредственно смыкается с возрастом еговступления в брак - не менее 25 лет. " В прошлом тот же обычай, по-видимому, "был у всех берберийскихплемен. Не исключено, что видоизмененные остатки такого же порядканекогда удерживались в обычаях многих племен и народов, по которыммужчины должны были закрывать лицо в присутствии правителя илиперед святыней. Страбон и другие античные авторы сообщали, что сцарями Мидии, Ирана, некоторых индийских земель можно былоразговаривать не иначе, как заслонив рот рукой, а ближайшие служителиэтих царей должны были постоянно носить нечто вроде капюшона,прикрывающего нижнюю часть лица. У персов же нельзя былосовершать молитвы или присутствовать при жертвоприношениях, незакрыв рот и нос полотняной повязкой-падом." У народов, не имеющихтрадиции закрывать лицо, магическая "защита "отверстий в голове"достигалась, возможно, другими средствами, например губными,носовыми или ушными украшениями-оберегами, либо деталямипрически и головных уборов." (Все цит. по [17].) Таким образом, можно подытожить, что симметричные относительносердца и наиболее удаленные от него голова и таз несут символическоезначение непосредственного взаимодействия внутреннего с внешним,внешней активности, рождения и смерти, трансформации и возрождения,творчества, как переноса части себя во внешний мир. Тут можноотметить и отсутствующий в явном виде у человека, но присутствующийу большинства животных вид творчества - а именно творчествопосредством экскрементов. Под творчеством мы понимаемманифестацию "Я", в данном случае - "письмена" посредством мочи икала, отмечающие территорию и т. п. Во всем вышеописанном очевидно проявление трансформирующихстихий, причем положительная (огонь) соответствует верху - голове, аотрицательная (вода) - низу - тазовой области. Функции головы и тазасоответствуют первой внешней планете - Марсу. Итак, в полномсогласии с астрологической традицией, мы можем сказать, что головой итазом управляет Марс, причем голове соответствует его огненноевладение, Овен, а тазу - водное владение, Скорпион. Овен символизирует возрождение через жертву, обычносопровождающуюся огнем (Агнец-agni-igni-огонь). А Скорпионсимволизирует "самоубийство", внутреннюю жертву, аутоагрессию,единство жертвы и палача. Творчество, направленное вовне, имеет иобратную, печальную сторону - распространяя части себя на мир, мы содной стороны приобретаем над ним власть, но с другой - утрачиваемвласть над собственными творениями, безвозвратно расстаемся с ними.Для мужчин творчество связано чаще всего с верхним - огненнымполюсом, а для женщин, рожающих детей, с нижним - водным.









Date: 2015-06-08; view: 469; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию