Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С МЕТОДИКОЙ ПДО





ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ

Патохарактерологический диагностический опросник был разработан в 1970 г. А. Е. Личко в Ленинградском пси­хоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Лежащая в основе психологическая теория отношений определила и процедуру тестирования, и своеобразное построение опрос­ника. Исследованию подвергается отношение испытуемого к ряду личностных проблем, разбитых в тексте опросника на 25 тем. Каждая тема содержит список от 10 до 19возможных ответов. Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящие варианты, причем допускается выбор несколь­ких вариантов, а также отказ от выбора. Такая процедура, несомненно, предоставляет больше возможностей для прояв­ления истинной установки испытуемого по сравнению с неиз­бежно вынужденными ответами в традиционных опросниках.

Основная задача ПДО — определение типов акцентуации характера и типов психопатии. Помимо этого опросник по­зволяет определить психологическую склонность к алкого­лизму, делинквентности, оценивать риск формирования пси­хопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, оце­нивать возможность органической природы психопатии и акцентуации характера, оценивать степень проявления реак­ции эмансипации в самооценке, а также степень проявления черт мужественности — женственности в системе отношений.

При работе с опросником принято использовать следую­щую систему условных обозначений:

Г - гипертимный тип

Ц - - циклоидный тип

Л - - лабильный тип

А - - астено-невротический тип

С - сенситивный тип

П - - психастенический тип

Ш — шизоидный тип

Э - эпилептоидный тип

И - - истерсидный тип

Н - - неустойчивый тип

К - конформный тип

О -- показатель негативного отношения к исследованию, количество отказов от выборов

Д - - показатель диссимуляции черт характера

Т - показатель откровенности

В - - (brain minimal damage) показатель органической природы психопатии и акцентуаций

Дп — показатель риска депрессии

Е - показатель реакции эмансипации

D -- психологическая склонность к делинквентности



М — выраженность черт мужественности

Ф -- выраженность черт женственности

V — психологическая склонность к алкоголизации

Эти условные обозначения встречаются в тексте, они ис­пользуются при оценке результатов, в графике подсчета и в необходимых для оценки таблицах.

Для проведения обследования требуется текст опросника ПДО и два ответных бланка. Текст опросника представляет собой список утверждений, сгруппированных по 25 темам, предваряемый общей инструкцией к первому исследованию. Ответный бланк содержит номера, соответствующие номе­рам утверждений в тексте опросника. Тестирование прово­дится индивидуально или с группой, включает в себя два исследования и требует на каждое исследование от получаса до 60 минут. Опросник рассчитан на подростков в возрасте от 14 до 18 лет, хотя возможно обследование лиц более ран­него возраста (с 11-12 лет), принципиальных ограничений для этого нет, хотя достоверность результатов все же снижа­ется. Опросник не пригоден для подростков с выраженной интеллектуальной недостаточностью либо с присутствием острого психотического состояния с нарушениями сознания, а также при выраженном психическом дефекте.

В первом исследовании испытуемый знакомится с инст­рукцией в тексте опросника и затем в каждом разделе выби­рает наиболее подходящий ответ или несколько ответов. Во втором исследовании он инструктируется устно и затем в тех же самых разделах выбирает один или несколько наиболее неподходящих ответов. В обоих исследованиях нельзя выби­рать более трех ответов и разрешается отказаться от выбора в каких-то разделах.

Сразу же после тестирования необходимо проверить от­ветные листы. Если обнаружится, что в каком-либо разделе испытуемый сделал более трех выборов, следует попросить его сократить выборы до необходимого количества. А если окажется, что отказов в целом по всем разделам больше ше­сти, то испытуемый должен попытаться уменьшить их число. Иначе результаты тестирования не могут быть рассмотрены как достоверные.

Большое количество отказов от выбора говорит либо о трудности работы с опросником, либо о негативном отноше­нии к исследованию. Во втором случае, если сокращение ко­личества отказов встречает сопротивление, лучше повторить тестирование, но уже после психотерапевтической беседы.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Первичная обработка результатов осуществляется с по­мощью ключей с кодом шкалы объективной оценки. Ключи содержат символьно-цветовые обозначения типов и дополни­тельных показателей. Каждый символ соответствует одному баллу в пользу соответствующего типа показателя. За один выбор может начисляться несколько баллов, причем по не­скольким типам.

Получаемые таким образом баллы фиксируются на гра­фике подсчета баллов (рис. 9.1) символом «X». Далее осуще­ствляется оценка и уточнение графика, определение допол­нительных и вспомогательных показателей. Уточнение гра­фика производится начислением дополнительных баллов по шкале ОШ («объективная шкала»). Баллы начисляются, если при анализе исходной ОШ обнаруживается наличие каких-либо показателей:



Показатели по графику ОШ: Начисляемые баллы:
Г = 0 или 1 П, С
Ц ≥ 6 Л
А ≥ 4 К
П = 0 или 1 Н
Н = 0 или 1 П
К = 0 ШШ, И
К = 1 Ш
Д ≥ 6 Н
Т > Д ПП,Ц
В = 5 Э
В ≥ 6 ЭЭ
Е ≥ 6 Ш, И
d ≥ 5 Ш
О ≥ 6 С
М < Ф (у мальчиков) С, Ш, И
V ≤ -6 С
V ≥ +6 И
1 Ошибка в выборах Э
2 и более ошибок ЭЭ

Конформность

Если К = 0 или 1 — низкая конформность, даже нонкон­формизм;

К = 2, 3 — умеренная конформность;

К = 4, 5 — средняя конформность;

К = 6 и более — высокая конформность.

Негативное отношение к исследованию

Об этом свидетельствует величина О = 7 и более. Надеж­ность диагностики типа при этом существенно снижается.

Возможная склонность к диссимуляции.

Здесь этот показатель трактуется как стремление не рас­крывать черт своего характера и действительного отноше­ния к проблемам.

Если Д больше Т на 4 балла и более, это значительно сни­жает точность диагностики типов и практически полностью исключает правильную диагностику типов Ц и К.

Высокий Д (6 и более) наиболее часто встречается у типа Н.

Повышенная откровенность

Об этом свидетельствует превышение показателя Т над Д. Чаще встречается у типа Ц и особенно П.

Возможность органической природы психопатии и акцентуации характера

Основывается на значении В — если оно равно или более 5, то вероятность органического генеза очень велика. Если же В меньше 5, то данная вероятность, тем не менее, не отрицается.

Выраженность реакции эмансипации в самооценке

Оценивается величина показателя Е.

При Е = 0 или I —реакция эмансипации слабая;

при Е = 2 или 3 — умеренная;

при Е = 4 или 5 — выраженная;

при Е = 6 и более — очень сильная.

Выраженная реакция эмансипации несвойственная типам С и П — в этом случае эти типы не диагностируются незави­симо от количества баллов по объективной шкале (ОШ).

Слабая выраженность реакции эмансипации у типа Г не офажает зачастую резкую ее выраженность в поведении.

Психологическая склонность к делинквентности. Определяется только у подростков мужского пола при значении показателя d = 4 и более.

Исключением является тип Ш, у которого этот показа­тель часто высок безо всякой склонности к делинквентности, и тип Н, для которого d обычно низок, но при этом склонно­сть к делинквентности, как правило, высока.

Выраженность черт мужественности-женственности

в системе отношений

Если разность М - Ф — положительна, то в системе отно­шений преобладают черты мужественности, если отрицатель­ная — женственности. Преобладание М у подростков-дево­чек часто встречается в случае психопатии. И наоборот, пре­обладание Ф у подростков-мальчиков часто встречается при психопатиях и акцентуациях по типу И, Ш, С.

Психологическая склонность к алкоголизации (V)

Определяется без графика. Подсчитывается алгебраиче­ская сумма баллов в шестой теме («Отношение к спиртным напиткам») по 1-му и 2-му исследованию.

При V отрицательном — склонность к алкоголизации от­сутствует;

при V = 0 или -+1 — результат неопределенный;

при V = +2 и выше — предполагается склонность к алко­голизации;

при V - +6 и выше — результат говорит скорее о склонно­сти выставить напоказ свое алкогольное поведение.

Высокий риск депрессии (Дп)

Этот показатель отсутствует в кодах объективной шкалы. Он вычисляется на основе анализа графика. Сначала по Дп начисляются положительные баллы — по одному за каждое событие;

1) Г = 2 и меньше,

2) С = 7 и больше,

3) Н = 2 и меньше,

4) Т > Д,

5) М < Ф (только для подростков мальчиков).

Затем из полученного числа вычитается по одному баллу за каждое событие из следующих:

1)Г = 7 и больше,

2) Н = 7 и больше,

3) М = 7 и больше,

4) Есть диссимуляция личного отношения.

При Дп отрицательном — высокий риск депрессии отвергается;

при Дп = +2 и выше — существует высокий риск депрессии; при Дп = +1 или 0 — результат неопределенный.

ДИАГНОСТИКА ТИПОВ ПСИХОПАТИЙ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА

Производится с помощью последовательно применяемых правил.

Правило 0. Тип считается неопределенным, если по ОШ не набрано минимальное диагностическое число (МДЧ) бал­лов ни для одного из типов.

МДЧ составляет для типа Г - - 7 баллов, для типа А — 5, для остальных — 6.

Правило 1. Если МДЧ достигается или превышает только для одного типа, то диагностируется этот тип (кроме случаев, указанных в правилах 2 и 3).

Правило 2. Если установлена возможность диссимуляции, то типы Ц и К не диагностируются.

Правило 3. Если реакция эмансипации выражена в само­оценке, то типы С и П не диагностируются.

Правило 4. Если МДЧ достигнуто или превышено в от­ношении типа К и еще одного или нескольких типов, то тип К не диагностируется.

Правило 5. Если после применения правил 2, 3 и 4 оказы­вается, что МДЧ достигнуто в отношении еще двух типов, то:

а) в случае ниже перечисленных совместимых сочетаний диагностируется смешанный тип:








Date: 2015-05-04; view: 1008; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию