Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Институт Пекулия
Нередко, однако, сфера хозяйственной самостоятельности раба оказывалась значительно шире. Господин выделял рабу определенные имущественные ценности: земельный участок, скот, даже других рабов (servi vicarii) и предоставлял рабу вести самостоятельную хозяйственную деятельность, лишь внося господину определенную часть доходов. Юридически такое обособленное господином имущество, peculium,принадлежало господину, но фактически раб свободно располагал входившими в состав peculiumимущественными ценностями. Отдельные представители класса рабовладельцев, лучше других понимавшие выгоды хозяйственной инициативы раба, считали себя обязанными признавать свободу действий раба в отношении peculium. то же время, с развитием экстраординарного процесса, раб постепенно приобрел право обращаться к магистрату для рассмотрения последним extra ordinemличных и имущественных претензий раба к другим лицам. В частности, раб мог обратиться к praefectus urbiи потребовать принудительного осуществления своей обязанности лицом, которое, получив от раба определенную сумму денег, обязалось выкупить раба и затем освободить из рабства. Таким образом, институт пекулия послужил к облегчению положения наиболее предприимчивых и энергичных рабов, умевших извлекать доходы из имущества пекулия. Несколько лучше положения других рабов было положение рабов государственных. В частности, за ними прямо признавалось право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного им пекулия (Dip. Regulae,20.16). Освобождение из рабства. До конца республики раб мог быть освобожден из рабства только по воле господина (manumissio).Древнее время знало три способа такого освобождения. Освобождение раба путем включения господином соответствующего распоряжения в завещание. Так как древнейшее завещание совершалось в народном собрании, превращавшем волю завещателя в issus populi,повеление народа или специальный закон, то таким специальным законом был и каждый акт освобождения из рабства. Этот законодательный характер был утрачен освобождением раба по завещанию вместе с изменением порядка составлении завещания (п. 240). Manumissio testamentoмогла совершаться в разных формах: а) завещатель мог прямо предписать: servus meus Stichus liber esto,тогда раб становился свободным ispo iureс момента вступления завещания в действие, т. е, с момента смерти господина; б) завещатель мог возложить на наследника обязанность освободить раба — раб становился свободным с момента совершения наследником одного из действий, освобождавших раба при жизни господина; в) завещатель мог освободить раба под суспенсивным (отлагательным) условием (п. 398) — раб становился свободным в момент наступления условия (например, раб будет свободен, если внесет определенную сумму денег наследнику и т. п.). Другим известным древнему праву способом освобождения из рабства была manumissio censu:подобно тому, как уклонение от ценза могло привести к обращению свободного человека в раба (п. 108), так внесение раба в списки граждан с ведома господина освобождало из рабства. Этот способ освобождения из рабства отпал ко времени принципата с прекращением ценза. Третий способ римского права тенденции использовать формы гражданского процесса для изменения отношений материального частного права. Это была manumissio vindicta —мнимый процесс о свободе
Во второй половине республики развиваются и новые неформальные способы освобождения из рабства: путем заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей (manumissio inter amicos),путем составления господином отпускного письма (manumissio per epistolam).Однако отпущенный таким образом раб не становился свободным iure civili.Лишь преторские средства охраны его свободы обеспечивали ему своеобразное состояние — «пребывание в состоянии свободы», in libertate morari.В таком же положении находились и рабы, отпущенные на свободу не цивильным, а преторским, бонитарным собственником. В период империи закон Junia Norbanaпревратил преторское in libertate morariв latinitasи притом в latinitasособого рода. Отсюда группа latini luniani, о которой сказано выше (п. 110) и которая исчезает после того, как при Юстиниане установлено, что неформальное заявление или отпускное письмо сообщают вольноотпущенным римское гражданство, если они были совершены в присутствии пяти свидетелей. Начиная со времени принципата, появляется и ряд случаев освобождения из рабства в силу закона: так, освобождаются из рабства раб, открывший убийцу господина, раб, в течение 20 лет живший как свободный человек — своеобразное освобождение по давности и др. (D.40.8; С. 7. 22); больной раб, брошенный господином. В IV в. н.э. возникает церковная форма освобождения рабов путем соответствующего заявления господина в церкви. В то же время освобождение рабов затрудняется рядом условий, которым подчиняются направленные на освобождение действия по существу. Римское государство стремится ограждать от замеченных колебаний институт рабовладения и не допускать освобождения в слишком широких размерах, и в то же время не «засорять» коренного гражданства значительным числом вольноотпущенников, среди которых было и немало людей небезопасных для спокойствия господствующих классов. В этом отношении особенно важны два закона начала I в. н. э. Первый из этих законов — lex Aelia Sentia(4 г. н. э.) — установил следующие ограничительные условия освобождения рабов: (1) Освобождение раба, не достигшего 30 лет, или господином, не достигшим 20 лет, требует предварительной проверкиособой комиссией de causis liberalibusуважительности оснований освобождения. 2) Рабы, подвергнувшиеся клеймению, относятся после освобождения к числу peregrini dediticiiи высылаются из Рима. (3) Ничтожно освобождение, совершенное in fraudem creditorum,т. е. во вред кредиторам, в предвидении обращения взыскания на имущество лица, произведшего освобождение рабов. Другой закон — lex Fufia Caniniaограничил число рабов, освобождавшихся завещательными распоряжениями: господин, имевший до 3-х рабов, был вправе освободить не более 2-х, имевший до 10 — не более половины; до 30 — не более 1/3, до 100 — не более 1/4, до 500 — не свыше 1/5; и во всяком случае не более 100 рабов. При Юстиниане закон Fufia Caniniaбыл отменен, а из закона Aelia Sentia остались в силе только необходимость разрешения освобождения рабов господином, не достигшим 20 лет, и запрещение освобождении in fraudem creditorum. В случае особой неблагодарности вольноотпущенника по отношенью к освободившему его из рабства, он может быть возвращен в рабство (revocatio in servitutem propter ingratitudinem).
Date: 2015-06-08; view: 1186; Нарушение авторских прав |