Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кружевные узоры





Заплету я судьбу В мой узор кружевной, В перевить заведу Вечер тот голубой.

Вологодские, елецкие, Михайловские кружева. Как кра­сив, как своеобразен их узор! Как они гармонируют с тканью, с холстом скатертей и полотенец, как изящны кружевные дорожки, салфетки! В наши дни кружевами украшают самые нарядные платья, их пришивают к русско-


 

 

 
 

«Кружевница». В. Троп и ни н.


 

 

lace-making

 

 

household articles tsar's throne saddles

religious articles

 

 

manor-houses serf girls

 

profitable cruelly

were going blind


му национальному костюму, они придают особую прелесть одежде, белью, украшают интерьер.

Кружевоплетёние на Руси возникло позднее, чем вышивка, хотя точно определить время, когда русские жен­щины стали плести кружева трудно, так как древних памятников не сохранилось. Самые ранние образцы кружев, которые дошли и до нас, изготовлены из металли­ческих нитей, золотых и серебряных, они относятся к XVII веку. Такие кружева пришивали к царской одежде и одеж­де бояр,* ими украшали предметы обихода: царский трон, кресла, сёдла, церковное убранство. Известно, что уже в 1654 году в Москве при царском дворе существовала ма­стерская, где работали кружевницы; плели кружево и в го­роде Сольвычегодске* у известных купцов Строгановых, тоже в XVII веке. Образцов кружев более раннего периода до нас не дошло.

В конце XVIII - в первой половине XIX века стали пле­сти кружево из льняных и шёлковых нитей.

Первая половина XVIII века в России связана с госу­дарственными и военными реформами царя Петра I, кото­рые значительно изменили быт русского общества. Про­изошли перемены и в одежде русского дворянства. Теперь дворяне должны были одеваться по западно-европейскому образцу, а на Западе в моде были нитяные кружева, пре­имущественно тюлевые. Плетением таких кружев стали за­ниматься в помещичьих усадьбах, где крепостных деву­шек с детства обучали этому ремеслу. У многих помещиков в разных уголках России появились небольшие мастерские и даже мануфактуры, в которых с раннего утра до ночи, часто при слабом свете лучины, девушки плели и плели кружева.

Кружевные изделия использовали в эти годы очень ши­роко: их пришивали к одежде, ими украшали бельё, жилые интерьеры. Поэтому производство кружев стало очень вы­годным делом, и крепостных кружевниц эксплуатировали беспощадно. Многие из них болели туберкулёзом, теряли зрение.

Тяжёлый труд был у кружевниц, но они очень любили своё дело, и каждая из них чувствовала себя художником. Она создавала свой собственные узоры, сама разрабатывала технику плетения. Под быстрыми руками кружевниц рож­hardly

 

bobbins lace-pillow

on which threads are wound

stuck into pins

 

braid

 

round in shape


дались истинные произведения искусства, удивляющие красотой, фантазией, ювелирной чёткостью и чистотой ра­боты. Так постепенно появлялись самобытные традиции русских кружев, возникало их местное своеобразие.

В наше время кружевной промысел сосредоточен глав­ным образом в четырёх географических центрах: в городе Вологде (вологодское кружево), в Ельцё (елецкое кружево), в городе Кирове (кировское, или вятское, кружево), в горо­де Михайлове Рязанской области (рязанское, или михай­ловское, кружево). Кружева плетут и в других местах, на­пример в посёлке Кйриши Ленинградской области, в горо­де Мцёнске Орловской области. Каждый центр промысла производит свой вид кружев, неповторимый, отличный ото всех других. Особую популярность приобрели вологодские кружева. Они много раз получали золотые медали и выс­шие призы на международных выставках, однако елецкие и кировские кружева вряд ли уступают им по изяществу и мастерству исполнения. Вы и сами можете легко убедиться в этом, если посмотрите на эти кружева.

Кружево обычно плетут с помощью маленьких деревян­ных палочек-коклюшек, булавок и специальной подушки в форме валика.

Мастерица перебрасывает коклюшки с намотанными на них нитками из одной руки в другую, при этом она об­вивает нитками булавки, которые вертикально воткнуты в подушку-валик. Постепенно переставляя булавки по точ­кам рисунка или по счёту, она создаёт сложную систему пе­реплетения. Это и есть кружево.

Кружево можно плести по рисунку. Такой рисунок на­зывают сколок, кружево - сколковым. Кружево, которое плетут без рисунка, по числу переплетений, называется численным.

Посмотрите на вологодские кружева. Их основной узор образуется поворотами бесконечной тесьмы, которую на­зывают полотнянкой, или вилюшкой. Это сцепное круже­во. Узор его имеет округлые формы. В парном кружеве от­дельные части оторваны друг от друга, а изображение в нём имеет прямоугольные очертания.


Сидит кружевница. Перед ней валик с коклюшками. И как бесконечный ручеёк течёт с валика ажурная лента кружева. Постукивают коклюшки в её руках. Женщины


 

 

 
 

net

 

won't mix up

 

 

peahens snow leopards


негромки разговаривают, иногда цикл, если простое кружево плетёт мастерица, ей хватает и 6 пар коклюшек, а для сложного и 300 пар мало. Пальцы женщины быстро пе­ребирают коклюшки, на глазах возникает сложный кружевной узор, в одних местах густой и плотный, в других - тонкая, прозрачная решётка.

Трудно поверить, но кружевница помнит каждую из трёхсот пар нитей, не ошибётся, не спутает.

Узоры русского кружева очень самобытны, и оно значительно отличается от кружев других народов.

На развитие орнамента русского кружева оказали значительное влияние народная вышивка и ткачество. Поэтому в кружевных изделиях можно встретить те же са­мые мотивы, которые мы уже видели в северных и воло­годских вышивках, на тканных полотенцах и ковриках. Это любимые народом птицы, павы, кони, барсы, крылатые животные, древо жизни. И растительный орнамент, состав­ленный из многолепестковых цветов, стилизованных гирлянд, венков, веток.


 







Date: 2015-06-08; view: 715; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию