Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подарок белоствольной красавицы
Вам, конечно, известно, что берёза - одно из самых распространённых в России деревьев. Русские люди очень любят берёзу, стройную, с красивым белым стволом, с тонкими кружевными ветвями. Сколько прекрасных песен спето об этом дереве, какие стихи написаны о нём, какие
could be heard plenty of картины посвящены ему! Берёза как бы стала символом России, символом души русского человека и его характера. Есть старый народный обычай: в честь рождения ребёнка родители сажают маленькое дерево, чаще всего берёзу. И в конце жизни русского человека тоже ждёт берёзка, которую кто-то посадит на могиле в память о нём. В сознании русского человека понятие родины нерасторжимо связано с бесконечными просторами полей и белоствольными берёзовыми рощами. Берёзовые рощи и перелески встречаются в России повсюду: на юге они доходят до степей, на севере - до Полярного круга, до самой тундры, на востоке и западе берёза, как и на севере, растёт рядом с еловыми и сосновыми лесами, даже в тайгё. Во всё времена круглый год крестьянская семья много дней проводила в лесу. Ранней весной собирали берёзовый сок, прозрачный, сладкий, чуть кисловатый. Приятно было пить его в поле во время тяжёлых весенних работ и дома, после трудового дня. Да и в наши дни берёзовый сок собирают, консервируют и охотно пьют в летнюю жару в городах и деревнях. Лётом и осенью в берёзовых рощах не смолкали голоса любителей собирать ягоды и грибы, которых видимо-невидимо под берёзками. Зимой крестьяне рубили в лесу дрова, самыми лучшими считались берёзовые. Добрый, щедрый берёзовый лес - он всегда и кормил, и пойл, и согревал сельского жителя. О берёзе и песни пели, и стихи слагали. Ярким выражением любовного отношения русских к берёзе стало стихотворение Сергея Есенина «Берёза». И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Люди по-разному использовали ценные свойства прекрасного белоствольного дерева. С незапамятных времён birch-bark birch-bark (or bast) baskets cream-coloured
chests snuff-boxes
adjust
doesn't rot из берёзовой коры, так называемой берёсты, делали самые разнообразные вещи: посуду, коробки, лукошки и многое другое. Берёста, или береста, - это верхний слой коры, прочный, достаточно эластичный, приятного кремового цвета. Его аккуратно снимают с дерева, очищают от верхнего белого слоя и выворачивают так, чтобы гладкая внутренняя поверхность стала лицевой стороной изделия. Сколько замечательных, таких необходимых для крестьянского хозяйства вещей можно сделать из берёсты! Это и стаканы, и хлебницы, и солонки, и короба, и табакерки, и даже маленькие сундучки, и многое другое. А чаще всего из неё делают туеса (бураки), туески (бурачки), как их ласково называет народ. Вот уж без них никак не обойтись в крестьянском хозяйстве: лёгкие, удобные, прочные! Туесок имеет цилиндрическую форму, плоское дно и крышку. Дно и крышку плотно подгоняют к берестяным стенкам, получается посуда, в которой можно любую жидкость держать, удобно в неё и ягоды собирать, а если надо - грибы или рыбу на зиму засолить. Туесок очень удобен в дороге, ведь он лёгкий, ничего в нём не помнётся, и из него ничего не выльется. Мастера делают и маленькие туески -на стакан ягод, и большие - на два-три пуда (пуд - это шестнадцать килограммов), и берёста оказывается настолько прочной, что туесок долгие годы служит в крестьянском хозяйстве. Ведь берёста практически не гниёт.
Изделия из бересты. XIX век.
excavations
openwork tooling
incising
kept accounts of household expenses
alloys Берестяную посуду с древнейших времён делали на всей территории России, но обрабатывали берёсту и украшали изделие в каждой местности по-своему. Возникли отдельные районы, изделия из которых приобрели широкую известность. Это Вологодская и Вятская губернии на севере европейской части России, Западная Сибирь и Алтай. На Русском Севере берестяной промысел возник очень давно. Первое упоминание о берестяных бураках Новгородской области относится ещё к XI веку. При раскопках в городе Новгороде в 1951-1956 годах были найдены берестяные изделия XI-XII веков. Они отличались красивой отделкой и были украшены росписью, ажурной резьбой и тиснением. Там же, в Новгороде, учёные встретили ещё одно чудо -«берестяные грамоты». Оказывается, наши древние предки в XI-XV веках пользовались берёстой как бумагой, процарапывая на ней буквы острым предметом. Они посылали друг другу берестяные письма, которые и называются «берестяными грамотами», вели хозяйственные расчёты, даже писали любовные записки на кусочках берёсты. Археологи нашли около тысячи таких «берестяных грамот». Берёста пережила своих хозяев на десять веков и рассказала об йх жизни нам, людям XX века. До наших дней сохранились почти целыми берестяные изделия XVII-XVIII-XIX веков. Они выполнены с высоким техническим и художественным мастерством. Не менее красивы изделия из берёсты, сделанные нашими современниками. XX век дал миру великое многообразие материалов, различные сплавы, пластические массы. Многие из них очень красивы, прочны и дёшевы. Однако и сегодня мы с удовольствием берём в руки изделие из берёсты, с радостью пользуемся им в нашей стремительной, урбанизированной жизни. Оно как бы возвращает нас к природе, к той светлой и родной старине, из которой пришли наши предки в цивилизованный XX век. Шемогбдские изделия из берёсты по праву считаются одними из самых лучших. Шемогбдский центр берестяных изделий расположен в Вологодской области на реке Шё-моксе, притоке Северной Двины, в двенадцати километрах от города Великого Устюга, в деревнях Курово-Наволок, Погорёлово, Красавино, Павшино, Климяево и других. Изyield poorly
rye Пах
joinery and carpentry
caskets biscuit barrels
felt boots
was waterproof
homecraft давна здесь люди жили тем, что давал им лес: рубили деревья на строительство и на дрова, охотились на зверя и на птицу, ловили рыбу в лесных речках. Земли здесь бедные, родят плохо, да и климат очень суровый. Долгие морозные зимы сменяются короткой весной и сырым лётом, а дальше опять холодная, дождливая осень. И так из года в год. Хорошо растёт в здешних местах только рожь да лён. Поэтому дерево во всех его видах стало основным материалом, вокруг которого возникли разнообразные промыслы: столярное и плотницкое ремесло, художественная резьба по дереву и берестяной промысел. Зато мастера в здешних местах всегда были отличные. В Шемогбдье делали из берёсты разные вещи: и туеса, и короба, то есть всякие коробки для перевозки и хранения любых продуктов, шкатулки, табакерки, блюда, сухарницы, чашки, стаканы, подстаканники, сухарницы и многое другое. В старину из берёсты делали даже своеобразные галоши, которые надевали на валенки, когда было на улице мокро и грязно. И ноги оставались сухими, потому что берестяная обувь не промокала, если была сделана хорошо. Берестяная посуда легко и хорошо моется и не сохраняет запаха тех продуктов, которые хранились в ней раньше. Она лёгкая и прочная. Поэтому крестьянка, отправляясь далеко в лес по ягоды, обязательно брала с собой берестяной короб. В нём ягоды не испортятся, и нести берестяной короб легко: набрал полный - повесь за спину и неси домой, принесёшь ягоды свежими, целыми и ешь на здоровье. История берестяного промысла в здешних местах уходит в глубокую древность. Никто не помнит имя первого мастера, однако точно известно, что во второй половине XIX века в Шемогбдской волости уже ПО дворов* (168 человек) занимались этим промыслом и продавали свой изделия на рынках. Работали обычно семьями, у себя дома. От деда и отца мастерство и профессиональные секреты переходили к сыновьям и внукам. Так было в прежние времена, так часто бывает и в наши дни. Создаются целые династии мастеров. Меняются условия работы, становится производительнее труд мастера, но основные традиции, связанные с ручным трудом и кустарным производством, сохранились без особых изменений до настоящего времени.
laid in a store of specially prepared birch-bark
hasn't yet shed its blossoms
axe saw fir-tree bottom warp become cracked В начале XX века, в годы первой мировой войны, гражданской войны и интервенции* берестяной промысел не перенёс такого тяжёлого кризиса, как многие другие промыслы. Это объясняется тем, что мастера, изготовлявшие берестяную посуду, не рассчитывали на богатого покупателя, а крестьяне не теряли интереса к берестяным изделиям, сравнительно дешёвым и таким удобным в хозяйстве, покупали их в самые тяжёлые годы. После революции, в 1918 году, кустари деревни Курово-Наволок объединились в артель. В то время в ней работало только пятнадцать мастеров-надомников*. У артели появились плановые централизованные заказы. Все наиболее сложные работы стали выполнять коллективно, сообща заготовляли сырьё, через артель продавали готовую продукцию, а работали по-прёжнему каждый у себя дома. Сейчас в Шемогбдском центре существует комбинат, объединивший мастеров различных промыслов. Один из цехов комбината занят изготовлением разнообразных изделий из берёсты. Своеобразно производство берестяных изделий. Начинается оно с заготовки сырья - берёсты. Снять кору с берёзы довольно легко, но настоящий мастер не всякую берёзу использует, а только ту, у которой кора толстая, прочная, гладкая. Поэтому за такой берёстой приходится ходить в лес километров за пятнадцать-двадцать от дома. Снимать кору нужно в определённое время, в мае-июне, в период сокодвижения, когда берёза ещё не отцвела, но уже набрала полную силу, и не со всякого дерева, а только с берёз не старше двадцати лет. Тогда берёста самая красивая, самая прочная и мягкая, что очень важно для её дальнейшей обработки. Обычно мастер приносит домой заготовки для двадцатй-тридцатй туесов, от маленького до двух-трёхпу-дбвого. Нелёгкая это работа - заготовить столько берёсты и принести её из лесной дали домой. Работает мастер у себя дома, и инструменты у него самые простые: топор, пила, нож. Для того чтобы сделать туесок, нужно из ели вырезать плоское круглое дно и крышку. Ель обладает особым свойством - не сохранять никаких запахов, а это очень важно для посуды. Донце и крышку нужно хорошо просушить, иначе могут рассохнуться и дать трещину. Затем края берестяной пластинки seam twig bird cherry root
will enclasp
would be durable
tooling embossing
foil mica
delicate openwork design
a curving stem with a curl and rosettes скрепляют плотным швом. Существуют разные способы соединения. Можно соединить края «в замок», как пальцы рук, а можно сшить тонким гладким прутиком или корешком черёмухи. Теперь нужно сделать в бурачке дно и крышку. Для этого берестяной цилиндр размачивают в кипятке и вставляют в него сухое еловое донце. Когда берёста высохнет, она так плотно обожмёт еловое донце бурачка, что и вода из него не вытечет, и будет он служить в хозяйстве долгие годы. Ещё в глубокой древности крестьянин-умёлец старался украсить любую вещь, сделанную своими руками, чтобы она не только служила ему верой и правдой, но и радовала своим видом его сердце, делала приветливее и красивее его жилище. Берестяные изделия можно украсить разными способами: можно вырезать на берёсте орнамент, можно выдавить на нём способом тиснения или чеканки рисунок, можно даже раскрасить такое изделие, хотя и без краски тёплая и мягкая поверхность натуральной коры необыкновенно красива. Издавна мастера Шемогбдья украшают свой берестяные изделия особым резным орнаментом, при этом они под-кладывают под берёсту какой-нибудь яркоокрашенный слой. Это может быть блестящая цветная фольга, яркая бумага или слой краски, покрытый слюдой. Цветной слой виден сквозь прорезанные на бересте отверстия орнамента. Это изящное кружево обильно покрывает поверхность изделия. Резьба шемогбдских мастеров отличается неповторимым своеобразием. В основе её лежит растительный орнамент. Главный элемент этого орнамента - волнообразная ветвь с завитком и розетками. Шемогбдские мастера создали множество вариантов таких орнаментов. Каждый мастер использует свой любимые мотивы, постоянно внося в них что-то новое. Это может быть разработка отдельных элементов или неожиданная композиция. Ажурное кружево шемогбдских берестяных изделий очень декоративно, а всё изделие оставляет впечатление мягкости, уюта, теплоты. Приятно держать в руках такую славную, пахнущую деревом коробочку или блюдо, покрытое тонким резным кружевом. Техника резьбы и тиснения берёсты несложна, и ин-
graver
artistic flair flattened
impressing an ornamental design (upon)
butt-end is engraved
engraving струмёнтов нужно немного: шило да нож. Однако, как всякое искусство, она требует от резчика виртуозного мастерства. В каждом движёниии мастера видны точность, многолетний опыт и высокое художественное чутьё. Вот резчик при помощи небольшого приплюснутого на конце шила наносит на полоску берёсты основную линию узора. Детали он не прорисовывает, они появятся потом, во время вырезывания. Затем он берёт остро наточенный нож, быстро и точно вырезает рисунок, удаляя кусочки фона. Остаётся берестяная полоска с кружевным узором. Чтобы украсить этот силуэт вырезанного орнамента, мастер использует приём тиснения («расписку») или чеканку. Тиснение мастер выполняет тем же тупым шилом, выдавливая детали узора. Чеканку он выполняет с помощью особых штампов (чеканов). Каждый чекан - это металлический или деревянный столбик, на торцовой поверхности его выгравировано рельефное изображение. Приставит мастер чекан к берёсте, ударит по нему молоточком, и на поверхности появляется вдавленное изображение. Наконец ажурная полоска - украшение туеска - готова. Теперь мастер берёт в руки сам туесок. На цилиндрической поверхности он аккуратно делает углубление, куда должна лечь декоративная полоска. Поверхность туеска в
tints
flowing
ornamented with
genre scenes
are governed by complex dynamic rhythm
nterlaces
dynamic
lilies of the valley bluebells sunflowers этом месте покрывают тонкой цветной фольгой или краской, затем слюдой, иногда её просто тонируют в более тёмный цвет. Когда поверхность туеска готова, ажурную, украшенную резьбой и тиснением полоску закрепляют на цветном фоне. И весь туесок становится нарядным, праздничным. Замечательные мастера трудились и сейчас продолжают работать в берестяном промысле. В конце XIX века славились изделия династии Вёпревых. Главой династии был известный мастер Иван Афанасьевич Вёпрев. Чистота и тонкое изящество его резьбы получили признание современников. В 90-е годы он был участником выставок кустарных изделий на ярмарках в Вологде, в Нижнем Новгороде и в Москве, где получал почётные грамоты и дипломы. Его сын Александр Иванович Вёпрев стал продолжателем отцовского искусства: его работы отличает особая красота и лёгкость. Композиции, которые он создаёт, свободны и плавны. Они построены из крупных цветов с тонкими, изящно изогнутыми стеблями и листьями, оттенёнными тонким тиснением. Современные резчики значительно расширили тематику своих произведений. Они используют не только традиционный растительный орнамент, но и изображения людей и животных, даже целые жанровые сценки. Такие изделия вырезают мастера берестяного промысла из города Великого Устюга. Ясно, что городская жизнь интенсивнее, чем в деревне, поэтому и сюжеты великоустюжских резчиков сложнее и темпераментнее, чем у шемогбдцев. Они создают композиции, в которых действуют реальные или сказочные герои. Однако совсем расстаться с растительным орнаментом резчик не хочет и как бы вплетает в него животных и людей. Благодаря плавному, бесконечному движению ветвей и листьев всё изображение на поверхности берестяного изделия становится пластичным, гармонично сливается с формой и цветом всего изделия. Растительный орнамент тоже изменился в последнее время, стал богаче, разнообразнее. В нём появились новые цветы, которых раньше резчики не изображали: ландыши, колокольчики, подсолнухи. Молодые мастера стремятся создавать новые композиции, расширять тематику своих произведений. В них ра embroidery стйтельный орнамент сочетается с геометрическими элементами: ромбом, кругом, овалом. Геометрический узор веками существовал в русском народном искусстве: в резьбе по дереву, по металлу, в крестьянской вышивке. Поэтому так естественно, что он появился на берестяных изделиях. Берестяной промысел распространён по всей России, и где бы вы нй были - на севере, на востоке, на юге или на западе - везде вы сможете увидеть посуду из берёсты, различные сувениры. Конечно, современные русские хозяйки не ходят на рынок и в магазин с туесками и коробами. В этом случае берестяной туесок прочно заменила стеклянная, металлическая и пластмассовая посуда, но как приятно, когда на столё стоят берестяная солонка и сахарница, а остальная соль хранится в бурачке. Ведь там она всегда остаётся сухой. Попробуйте и вы сами убедитесь в этом. 1. Как русские люди относятся к берёзе? Какие чувства она вызывает у них и почему? 2. Что такое берёста? Что можно из неё сделать? Какими замечательными свойствами обладает этот природный материал? 3. Какими инструментами работают резчики по берёсте и как они украшают свой изделия? 4. Что такое «берестяные грамоты»? 5. Опишите одно из берестяных изделий, например туес (туесок). Объясните, почему эта вещь существует много веков и продолжает служить людям в наши дни. 6. Какова история Шемогодского промысла?
are the boast of fine
a sense of lucky Date: 2015-06-08; view: 650; Нарушение авторских прав |