Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подарок белоствольной красавицы





Вам, конечно, известно, что берёза - одно из самых рас­пространённых в России деревьев. Русские люди очень любят берёзу, стройную, с красивым белым стволом, с тон­кими кружевными ветвями. Сколько прекрасных песен спето об этом дереве, какие стихи написаны о нём, какие


 

 

could be heard plenty of


картины посвящены ему! Берёза как бы стала символом России, символом души русского человека и его характера. Есть старый народный обычай: в честь рождения ребёнка родители сажают маленькое дерево, чаще всего берёзу. И в конце жизни русского человека тоже ждёт берёзка, кото­рую кто-то посадит на могиле в память о нём. В сознании русского человека понятие родины нерасторжимо связано с бесконечными просторами полей и белоствольными бе­рёзовыми рощами.

Берёзовые рощи и перелески встречаются в России повсюду: на юге они доходят до степей, на севере - до Полярного круга, до самой тундры, на востоке и западе бе­рёза, как и на севере, растёт рядом с еловыми и сосновыми лесами, даже в тайгё.

Во всё времена круглый год крестьянская семья много дней проводила в лесу. Ранней весной собирали берёзовый сок, прозрачный, сладкий, чуть кисловатый. Приятно было пить его в поле во время тяжёлых весенних работ и дома, после трудового дня. Да и в наши дни берёзовый сок соби­рают, консервируют и охотно пьют в летнюю жару в горо­дах и деревнях. Лётом и осенью в берёзовых рощах не смолкали голоса любителей собирать ягоды и грибы, кото­рых видимо-невидимо под берёзками. Зимой крестьяне ру­били в лесу дрова, самыми лучшими считались берёзовые.

Добрый, щедрый берёзовый лес - он всегда и кормил, и пойл, и согревал сельского жителя. О берёзе и песни пели, и стихи слагали.

Ярким выражением любовного отношения русских к берёзе стало стихотворение Сергея Есенина «Берёза».


       
   
 

И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.


Люди по-разному использовали ценные свойства пре­красного белоствольного дерева. С незапамятных времён


birch-bark birch-bark (or bast) baskets

cream-coloured

 

chests snuff-boxes

 

 

adjust

 

 

doesn't rot


из берёзовой коры, так называемой берёсты, делали самые разнообразные вещи: посуду, коробки, лукошки и многое другое. Берёста, или береста, - это верхний слой коры, прочный, достаточно эластичный, приятного кремового цвета. Его аккуратно снимают с дерева, очищают от верх­него белого слоя и выворачивают так, чтобы гладкая вну­тренняя поверхность стала лицевой стороной изделия. Сколько замечательных, таких необходимых для крестьянского хозяйства вещей можно сделать из берёсты! Это и стаканы, и хлебницы, и солонки, и короба, и таба­керки, и даже маленькие сундучки, и многое другое. А чаще всего из неё делают туеса (бураки), туески (бурачки), как их ласково называет народ. Вот уж без них никак не обойтись в крестьянском хозяйстве: лёгкие, удобные, проч­ные! Туесок имеет цилиндрическую форму, плоское дно и крышку. Дно и крышку плотно подгоняют к берестяным стенкам, получается посуда, в которой можно любую жид­кость держать, удобно в неё и ягоды собирать, а если надо - грибы или рыбу на зиму засолить. Туесок очень удобен в дороге, ведь он лёгкий, ничего в нём не помнётся, и из него ничего не выльется. Мастера делают и маленькие туески -на стакан ягод, и большие - на два-три пуда (пуд - это шестнадцать килограммов), и берёста оказывается настоль­ко прочной, что туесок долгие годы служит в крестьянском хозяйстве. Ведь берёста практически не гниёт.


 

 
 

Изделия из бересты. XIX век.


 

 

excavations

 

openwork tooling

 

 

incising

 

 

kept accounts of household expenses

 

 

alloys


Берестяную посуду с древнейших времён делали на всей территории России, но обрабатывали берёсту и украшали изделие в каждой местности по-своему. Возникли отдель­ные районы, изделия из которых приобрели широкую из­вестность. Это Вологодская и Вятская губернии на севере европейской части России, Западная Сибирь и Алтай.

На Русском Севере берестяной промысел возник очень давно. Первое упоминание о берестяных бураках Новго­родской области относится ещё к XI веку. При раскопках в городе Новгороде в 1951-1956 годах были найдены бе­рестяные изделия XI-XII веков. Они отличались красивой отделкой и были украшены росписью, ажурной резьбой и тиснением.


Там же, в Новгороде, учёные встретили ещё одно чудо -«берестяные грамоты». Оказывается, наши древние предки в XI-XV веках пользовались берёстой как бумагой, проца­рапывая на ней буквы острым предметом. Они посылали друг другу берестяные письма, которые и называются «бе­рестяными грамотами», вели хозяйственные расчёты, даже писали любовные записки на кусочках берёсты. Ар­хеологи нашли около тысячи таких «берестяных грамот». Берёста пережила своих хозяев на десять веков и рассказа­ла об йх жизни нам, людям XX века.

До наших дней сохранились почти целыми берестяные изделия XVII-XVIII-XIX веков. Они выполнены с высоким техническим и художественным мастерством. Не менее красивы изделия из берёсты, сделанные нашими современ­никами. XX век дал миру великое многообразие материа­лов, различные сплавы, пластические массы. Многие из них очень красивы, прочны и дёшевы. Однако и сегодня мы с удовольствием берём в руки изделие из берёсты, с ра­достью пользуемся им в нашей стремительной, урбанизиро­ванной жизни. Оно как бы возвращает нас к природе, к той светлой и родной старине, из которой пришли наши предки в цивилизованный XX век.

Шемогбдские изделия из берёсты по праву считаются одними из самых лучших. Шемогбдский центр берестяных изделий расположен в Вологодской области на реке Шё-моксе, притоке Северной Двины, в двенадцати километрах от города Великого Устюга, в деревнях Курово-Наволок, Погорёлово, Красавино, Павшино, Климяево и других. Из­yield poorly

 

 

rye Пах

 

joinery and carpentry

 

 

caskets biscuit barrels

 

felt boots

 

was waterproof

 

homecraft


давна здесь люди жили тем, что давал им лес: рубили де­ревья на строительство и на дрова, охотились на зверя и на птицу, ловили рыбу в лесных речках. Земли здесь бедные, родят плохо, да и климат очень суровый. Долгие морозные зимы сменяются короткой весной и сырым лётом, а дальше опять холодная, дождливая осень. И так из года в год. Хо­рошо растёт в здешних местах только рожь да лён. Поэто­му дерево во всех его видах стало основным материалом, вокруг которого возникли разнообразные промыслы: столярное и плотницкое ремесло, художественная резьба по дереву и берестяной промысел. Зато мастера в здешних местах всегда были отличные.

В Шемогбдье делали из берёсты разные вещи: и туеса, и короба, то есть всякие коробки для перевозки и хранения любых продуктов, шкатулки, табакерки, блюда, сухарни­цы, чашки, стаканы, подстаканники, сухарницы и многое другое. В старину из берёсты делали даже своеобразные га­лоши, которые надевали на валенки, когда было на улице мокро и грязно. И ноги оставались сухими, потому что бе­рестяная обувь не промокала, если была сделана хорошо. Берестяная посуда легко и хорошо моется и не сохраняет запаха тех продуктов, которые хранились в ней раньше. Она лёгкая и прочная. Поэтому крестьянка, отправляясь далеко в лес по ягоды, обязательно брала с собой берестя­ной короб. В нём ягоды не испортятся, и нести берестяной короб легко: набрал полный - повесь за спину и неси до­мой, принесёшь ягоды свежими, целыми и ешь на здоровье.

История берестяного промысла в здешних местах ухо­дит в глубокую древность. Никто не помнит имя первого мастера, однако точно известно, что во второй половине XIX века в Шемогбдской волости уже ПО дворов* (168 че­ловек) занимались этим промыслом и продавали свой из­делия на рынках.


Работали обычно семьями, у себя дома. От деда и отца мастерство и профессиональные секреты переходили к сы­новьям и внукам. Так было в прежние времена, так часто бывает и в наши дни. Создаются целые династии мастеров. Меняются условия работы, становится производительнее труд мастера, но основные традиции, связанные с ручным трудом и кустарным производством, сохранились без осо­бых изменений до настоящего времени.

 

 

laid in a store of specially prepared birch-bark

 

hasn't yet shed its blossoms

 

axe saw fir-tree

bottom warp

become cracked


В начале XX века, в годы первой мировой войны, граж­данской войны и интервенции* берестяной промысел не пе­ренёс такого тяжёлого кризиса, как многие другие промыс­лы. Это объясняется тем, что мастера, изготовлявшие бе­рестяную посуду, не рассчитывали на богатого покупателя, а крестьяне не теряли интереса к берестяным изделиям, сравнительно дешёвым и таким удобным в хозяйстве, поку­пали их в самые тяжёлые годы.

После революции, в 1918 году, кустари деревни Курово-Наволок объединились в артель. В то время в ней работало только пятнадцать мастеров-надомников*. У артели появи­лись плановые централизованные заказы. Все наиболее сложные работы стали выполнять коллективно, сообща за­готовляли сырьё, через артель продавали готовую продук­цию, а работали по-прёжнему каждый у себя дома.

Сейчас в Шемогбдском центре существует комбинат, объединивший мастеров различных промыслов. Один из цехов комбината занят изготовлением разнообразных из­делий из берёсты.

Своеобразно производство берестяных изделий. Начи­нается оно с заготовки сырья - берёсты. Снять кору с берё­зы довольно легко, но настоящий мастер не всякую берёзу использует, а только ту, у которой кора толстая, прочная, гладкая. Поэтому за такой берёстой приходится ходить в лес километров за пятнадцать-двадцать от дома. Снимать кору нужно в определённое время, в мае-июне, в период сокодвижения, когда берёза ещё не отцвела, но уже набра­ла полную силу, и не со всякого дерева, а только с берёз не старше двадцати лет. Тогда берёста самая красивая, самая прочная и мягкая, что очень важно для её дальнейшей обработки. Обычно мастер приносит домой заготовки для двадцатй-тридцатй туесов, от маленького до двух-трёхпу-дбвого. Нелёгкая это работа - заготовить столько берёсты и принести её из лесной дали домой.

Работает мастер у себя дома, и инструменты у него са­мые простые: топор, пила, нож. Для того чтобы сделать туесок, нужно из ели вырезать плоское круглое дно и крышку. Ель обладает особым свойством - не сохранять никаких запахов, а это очень важно для посуды. Донце и крышку нужно хорошо просушить, иначе могут рассох­нуться и дать трещину. Затем края берестяной пластинки seam twig


bird cherry root

 

 

will enclasp

 

 

would be durable

 

 

tooling embossing

 

 

foil mica

 

delicate openwork design

 

a curving stem with a curl and rosettes


скрепляют плотным швом. Существуют разные способы соединения. Можно соединить края «в замок», как пальцы рук, а можно сшить тонким гладким прутиком или коре­шком черёмухи. Теперь нужно сделать в бурачке дно и крышку. Для этого берестяной цилиндр размачивают в кипятке и вставляют в него сухое еловое донце. Когда бе­рёста высохнет, она так плотно обожмёт еловое донце бу­рачка, что и вода из него не вытечет, и будет он служить в хозяйстве долгие годы.

Ещё в глубокой древности крестьянин-умёлец старался украсить любую вещь, сделанную своими руками, чтобы она не только служила ему верой и правдой, но и радовала своим видом его сердце, делала приветливее и красивее его жилище.

Берестяные изделия можно украсить разными способа­ми: можно вырезать на берёсте орнамент, можно выдавить на нём способом тиснения или чеканки рисунок, можно даже раскрасить такое изделие, хотя и без краски тёплая и мягкая поверхность натуральной коры необыкновенно красива.

Издавна мастера Шемогбдья украшают свой берестяные изделия особым резным орнаментом, при этом они под-кладывают под берёсту какой-нибудь яркоокрашенный слой. Это может быть блестящая цветная фольга, яркая бу­мага или слой краски, покрытый слюдой. Цветной слой виден сквозь прорезанные на бересте отверстия орнамента. Это изящное кружево обильно покрывает поверхность из­делия.

Резьба шемогбдских мастеров отличается неповтори­мым своеобразием. В основе её лежит растительный орна­мент. Главный элемент этого орнамента - волнообразная ветвь с завитком и розетками. Шемогбдские мастера соз­дали множество вариантов таких орнаментов. Каждый ма­стер использует свой любимые мотивы, постоянно внося в них что-то новое. Это может быть разработка отдельных элементов или неожиданная композиция. Ажурное круже­во шемогбдских берестяных изделий очень декоративно, а всё изделие оставляет впечатление мягкости, уюта, тепло­ты. Приятно держать в руках такую славную, пахнущую деревом коробочку или блюдо, покрытое тонким резным кружевом.

Техника резьбы и тиснения берёсты несложна, и ин-


 

 

 
 

graver

 

artistic flair flattened

 

 

impressing an ornamental design (upon)

 

butt-end is engraved

 

engraving


струмёнтов нужно немного: шило да нож. Однако, как всякое искусство, она требует от резчика виртуозного ма­стерства. В каждом движёниии мастера видны точность, многолетний опыт и высокое художественное чутьё. Вот резчик при помощи небольшого приплюснутого на конце шила наносит на полоску берёсты основную линию узора. Детали он не прорисовывает, они появятся потом, во время вырезывания. Затем он берёт остро наточенный нож, бы­стро и точно вырезает рисунок, удаляя кусочки фона. Оста­ётся берестяная полоска с кружевным узором. Чтобы украсить этот силуэт вырезанного орнамента, мастер использует приём тиснения («расписку») или чеканку. Тис­нение мастер выполняет тем же тупым шилом, выдавли­вая детали узора. Чеканку он выполняет с помощью осо­бых штампов (чеканов). Каждый чекан - это металличес­кий или деревянный столбик, на торцовой поверхности его выгравировано рельефное изображение. Приставит мастер чекан к берёсте, ударит по нему молоточком, и на поверх­ности появляется вдавленное изображение. Наконец ажурная полоска - украшение туеска - готова.

Теперь мастер берёт в руки сам туесок. На цилиндричес­кой поверхности он аккуратно делает углубление, куда до­лжна лечь декоративная полоска. Поверхность туеска в


 

tints

 

 

flowing

 

ornamented with

 

genre scenes

 

are governed by complex dynamic rhythm

 

nterlaces

 

 

dynamic

 

lilies of the valley

bluebells

sunflowers


этом месте покрывают тонкой цветной фольгой или крас­кой, затем слюдой, иногда её просто тонируют в более тём­ный цвет. Когда поверхность туеска готова, ажурную, украшенную резьбой и тиснением полоску закрепляют на цветном фоне. И весь туесок становится нарядным, празд­ничным.

Замечательные мастера трудились и сейчас продо­лжают работать в берестяном промысле. В конце XIX века славились изделия династии Вёпревых. Главой династии был известный мастер Иван Афанасьевич Вёпрев. Чистота и тонкое изящество его резьбы получили признание совре­менников. В 90-е годы он был участником выставок кустар­ных изделий на ярмарках в Вологде, в Нижнем Новгороде и в Москве, где получал почётные грамоты и дипломы. Его сын Александр Иванович Вёпрев стал продолжателем отцовского искусства: его работы отличает особая красота и лёгкость. Композиции, которые он создаёт, свободны и плавны. Они построены из крупных цветов с тонкими, изящ­но изогнутыми стеблями и листьями, оттенёнными тонким тиснением.

Современные резчики значительно расширили темати­ку своих произведений. Они используют не только тради­ционный растительный орнамент, но и изображения людей и животных, даже целые жанровые сценки. Такие изделия вырезают мастера берестяного промысла из города Велико­го Устюга. Ясно, что городская жизнь интенсивнее, чем в деревне, поэтому и сюжеты великоустюжских резчиков сложнее и темпераментнее, чем у шемогбдцев. Они соз­дают композиции, в которых действуют реальные или ска­зочные герои. Однако совсем расстаться с растительным орнаментом резчик не хочет и как бы вплетает в него жи­вотных и людей. Благодаря плавному, бесконечному дви­жению ветвей и листьев всё изображение на поверхности берестяного изделия становится пластичным, гармонично сливается с формой и цветом всего изделия.

Растительный орнамент тоже изменился в последнее время, стал богаче, разнообразнее. В нём появились новые цветы, которых раньше резчики не изображали: ландыши, колокольчики, подсолнухи.

Молодые мастера стремятся создавать новые компози­ции, расширять тематику своих произведений. В них ра­

 
 

embroidery


стйтельный орнамент сочетается с геометрическими эле­ментами: ромбом, кругом, овалом. Геометрический узор веками существовал в русском народном искусстве: в резь­бе по дереву, по металлу, в крестьянской вышивке. Поэто­му так естественно, что он появился на берестяных изде­лиях.

Берестяной промысел распространён по всей России, и где бы вы нй были - на севере, на востоке, на юге или на западе - везде вы сможете увидеть посуду из берёсты, раз­личные сувениры. Конечно, современные русские хозяйки не ходят на рынок и в магазин с туесками и коробами. В этом случае берестяной туесок прочно заменила стеклян­ная, металлическая и пластмассовая посуда, но как прият­но, когда на столё стоят берестяная солонка и сахарница, а остальная соль хранится в бурачке. Ведь там она всегда остаётся сухой. Попробуйте и вы сами убедитесь в этом.

1. Как русские люди относятся к берёзе? Какие чувства она вызывает у них и почему?

2. Что такое берёста? Что можно из неё сделать? Какими замечательными свойствами обладает этот природный материал?

3. Какими инструментами работают резчики по берёсте и как они украшают свой изделия?

4. Что такое «берестяные грамоты»?

5. Опишите одно из берестяных изделий, например туес (туесок). Объясните, почему эта вещь существует много веков

и продолжает служить людям в наши дни.

6. Какова история Шемогодского промысла?


 

 


 

are the boast of fine

 

 

a sense of lucky








Date: 2015-06-08; view: 650; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию