Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи дисциплины





Факультет Менеджмента и предпринимательства

 

 

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры Антикризисного и корпоративного управления «_____»_________________2014 г. Протокол №__ Зав. кафедрой_________ И.В. Мишурова   УТВЕРЖДАЮ Декан факультета д.э.н., профессор   _________ М.А. Суржиков «_____»_________________2014 г.  

 

 

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

учебной дисциплины «Теория отраслевых рынков»

цикла Б1направления/специальности 38.03.02 «Менеджмент»

профиль 38.03.02 «Финансовый менеджмент»

 

 

Составитель

к.э.н., доцент Т.Н. Михненко

 

Ростов-на-Дону


Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС)

Целью данной дисциплины является формирование у обучающегося современного экономического мышления, знания теоретических основ, закономерностей формирования и экономических последствий функционирования рыночных структур, включая особенности поведения предприятий на уровне отдельных отраслей и регионов. Основными задачами курса являются: изучение теоретических основ формирования и функционирования рыночных структур на уровне отрасли и региона; изучение основ организационного поведения хозяйствующих субъектов в условиях конкуренции; освоение основных закономерностей функционирования рынков, отраслей и фирм; формирование осознанного подхода к возможности и необходимости государственного регулирования отраслевой структуры; изучение основных концепций и стратегических направлений государственной промышленной и антимонопольной политики; изучение методов экономического анализа применительно к углубленному исследованию рыночных структур.

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Обучающийся должен знать понятийный аппарат, составляющий основу теории организации отраслевых рынков; сущность процессов формирования и функционирования рыночных структур; особенности поведения фирм, их влияние на рынок; основные методы и направления государственного регулирования отраслевых рынков; особенности и необходимость антимонопольной политики государства
Обучающийся должен уметь анализировать отраслевую структуру, понимать особенности поведения фирм в различных отраслевых структурах, использовать навыки применения моделей поведения фирм в различных рыночных структурах
Обучающийся должен иметь владеть навыками принятия экономических решений для разных типов рыночных структур; знаниями о закономерностях функционирования отраслей, рынков и фирм
У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК): - ОК-5 способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность; - ОК-13 способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы.

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем) Перечень последующих дисциплин, видов работ
Экономическая теория, Прикладная микроэкономика, Макроэкономика   Экономика предприятия (организации), Стратегический менеджмент, Экономический анализ

 

Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
                                                                Модуль 1 «Фирма в Теории организации рынков»   Лекция «Субъекты отраслевого рынка. Основные концепции фирмы»: предмет, субъекты отраслевого рынка. Формирование Гарвардской и Чикагской парадигмы. Подходы к исследованию товарных рынков. Сущность технологической, контрактной и стратегической концепции фирмы. Признаки фирмы как субъекта рынка. Классификация внутренних структур фирмы: по размеру, по структурам управления, формам собственности. Альтернативные цели фирм: цели индивидуального собственника, цели управляющих. Конфликт интересов собственников и управляющих. Модуль 2 «Рыночная концентрация и монопольная власть» Лекция «Подходы к определению границ отраслевого рынка. Показатели концентрации продавцов на рынке»: понятия «рынок» и «отрасль». Определение размера фирмы относительно размера рынка. Способы и показатели установления границ отраслевого рынка. Показатели рыночной концентрации: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, индекс Джини. Понятие «барьеров входа/выхода», их влияние на формирование рыночных структур и функционирование фирм. Классификация входных барьеров. Виды стратегических и нестратегических барьеров входа. Модуль 3 «Доминирующая фирма и ее влияние на отраслевые рынки» Лекция «Преимущество доминирующей фирмы в ценах»: понятие «доминирующая фирма», условия доминирования фирмы на рынке. Ценовое лидерство доминирующей фирмы. Анализ рынка с доминирующей фирмой. Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы. Статические, динамические и грабительские модели ценообразования доминирующей фирмы. Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы. Квазиконкурентные рынки.   Модуль 4 «Асимметрия и неполнота информации и ее влияние на функционирование отраслевых рынков» Лекция «Информационные проблемы функционирования отраслевых рынков»: неполнота и асимметричность информации: причины возникновения и их влияние на формирование рыночных структур и функционирование фирм. Понятие рынка с асимметричной информацией. Ограниченность информации о качестве товара. Модель «рынка лимонов» Акерлофа. Решение «проблемы лимонов». Роль государства в решении проблемы асимметричности информации о качестве: внедрение стандартизации и сертификации, контроль рекламной деятельности, ценовая политика. Действия производителей товаров высокого качества по отношению к решению «проблемы лимонов»: репутация, предоставление гарантий, расточительные расходы на рекламу, низкая входная цена. Роль независимых организаций потребителей в решении «проблемы лимонов». Сущность проблем «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора». Проблема выбора политики продавца на рынке с асим­метричной информацией о качестве. Асимметричная информация о ценах. Модуль 5 «Дифференциация продукта: понятие, виды и влияние на отраслевые рынки» Лекция «Дифференциация продукта как явление»: понятие продуктовой дифференциации. Различия между рынками однородного и дифференцированного продукта. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта. Показатели измерения степени дифференциации продукта на отраслевом рынке. Модель Чемберлина. Модель «линейного города» горизонтальной дифференциации продукта Г.Хотеллинга. Модель Хотеллинга при росте транспортных расходов. Модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов. Модель Хотеллинга с фиксированными ценами. Модель «кругового города» Салопа. Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера. Особенности функционирования рынков с вертикальной дифференциацией товара. Модель Саттона вертикальной дифференциации продукта. Модуль 6 «Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения» Лекция «Вертикально интегрированные структуры на отраслевых рынках»: преимущества и недостатки вертикальной интеграции. Побудительные мотивы фирм к вертикальной интеграции. Виды интеграции. Слияния и поглощения как способы вертикальной интеграции фирм. Типы вертикальных ограничений. Формы вертикального контроля. Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами. Франчайзинг как особая форма вертикальных ограничений. Модуль 7 «Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке»   Лекция «Характеристики и признаки олигополистического рынка»: понятие олигополии. Формы стратегического поведения фирмы в условиях олигополистического рынка. Классификация некооперативных стратегий поведения. Кооперативные модели поведения олигополистов. Модель некооперативного взаимодействия крупных фирм Бертрана. «Дилемма заключенного» в бесконечно повторяющейся игре. Сущность стратегии «руки, дрожащей на курке» и стратегии «хищничества». Модель некооперативного взаимодействия крупных фирм Курно. Модель Эджворта. Модель Штакельберга. Модель Форхаймера. Стратегия сговора на рынке. Мотивы заключения картельного соглашения. Стимулы к нарушению картельного соглашения Модуль 8 «Ценовая дискриминация как экономическое явление»   Лекция «Ценовая дискриминация: понятие мотивы, условия и типы»: Экономическая суть ценовой дискриминации. Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации. Типы ценовой дискриминации по Пигу: совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки, ценовая дискриминация по группам потребителей. Связанные продажи как метод ценовой дискриминации. Нелинейное ценообразование (принцип определения комбинаций объема покупки/цены). Сезонное ценообразование как метод ценовой дискриминации. Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза. Способы решения парадокса Коуза. Модуль 9 «Государственная отраслевая политика» Лекция «Значение и цели государственной отраслевой политики»: причины необходимости государственной отраслевой политики. Провалы рынка. Типы отраслевой политики. Понятие, причины возникновения и государственное регулирование естественных монополий. Методы ценообразования на продукцию естественных монополий: ценообразование по предельным издержкам, цена Рамсея («социально справедливая» цена) для однопродуктового монополиста, цена Рамсея для многопродуктового монополиста, ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Принципы регулирования доходности естественной монополии. Внедрение конкуренции на рынок естественных монополий как способ снижения потерь общества от монопольной власти. Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке. Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке. Олигополия в международной торговле. Цели и задачи антимонопольной политики государства. Типы незаконных действий фирм. Антимонопольная политика в России. Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении антимонопольной и конкурентной политики.     Д,М     М,П     М     М,П   М,П     М   П   Д   М,П     ОК-5, ОК-13   ОК-13,     ОК-5     ОК-13     ОК-13   ОК-14   ОК-5   ОК-13   ОК-5  
      Практические занятия Лабораторные занятия Семинары    
                                                    Модуль 1 «Фирма в Теории организации рынков»   Семинарское занятие «Фирма в Теории организации рынков»: историко-экономические основы анализа отраслевой организации рынков. Подходы к изучению отраслевой организации экономики. Признаки фирмы как субъекта рынка. Стратегический подход к анализу природы фирмы. Модуль 2 «Рыночная концентрация и монопольная власть» Семинарское занятие «Границы рынка, способы их установления, классификация отраслевых рынков»: способы установления границ отраслевого рынка. Классификация отраслевых рынков. Виды отраслевых рынков. Классификация отраслей. Оценка концентрации на отраслевом рынке продавцов и покупателей. Определение рыночной концентрации на основе показателей индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, индекс Джини.Проблемы измерения рыночной концентрации. Концентрация в экономиках европейский стран. Связь между рыночной концентрацией и прибыльностью. Модуль 3 «Доминирующая фирма и ее влияние на отраслевые рынки» Практическое занятие «Особенности функционирования рынков с доминирующей фирмой»: анализ рынка с доминирующей фирмой. Модели ценообразования доминирующей фирмы.   Модуль 4 «Асимметрия и неполнота информации и ее влияние на функционирование отраслевых рынков» Семинарское занятие «Информационные проблемы функционирования отраслевых рынков»: понятие, причины возникновения и последствия существования неполноты и асимметричности информации. Влияние асимметричности информации о качестве товара на благосостояние покупателей и продавцов. Роль государства в решении проблемы «рынка лимонов». Сигналы о качестве: понятие, сущность и содержание. Ценовые и неценовые сигналы. Деятельность независимых объединений покупателей в сфере решения проблемы ограниченности информации о качестве товара. Информационная роль рекламы. Влияние степени информированности покупателей о цене товара на состояние рыночной структуры. Сущность моделей «ловушка для туриста», «туристы и аборигены». Модуль 5 «Дифференциация продукта: понятие, виды и влияние на отраслевые рынки» Семинарское занятие «Понятие принципы, виды продуктовой дифференциации»: понятие дифференциации товара. Влияние дифференциации на формирование рыночных структур и на функционирование фирм в них. Принципы и типы дифференциации. Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции. Модели вертикальной и горизонтальной дифференциации продукта. Информационная дифференциация продуктов и реклама. Модуль 6 «Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения» Семинарское занятие «Вертикально интегрированные структуры на отраслевых рынках»: побудительные мотивы фирм к вертикальной интеграции. Интеграционные процессы на отраслевых рынках. Интеграция и аутсорсинг. Горизонтальная, вертикальная и универсальная интеграция. Трансакционные издержки и вертикальная интеграция. Общественные выгоды от вертикальной интеграции.Формы вертикального контроля. Понятие и типы вертикальных ограничений. Вертикальные ограничения: фиксирование цены при перепродажах, эксклюзивное лидерство. Франчайзинг как форма вертикального контроля. Следствия вертикальной интеграции. Модуль 7 «Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке»   Семинарское занятие «Некооперативные и кооперативные модели стратегического взаимодействия фирм на отраслевом рынке»: особенности олигополистической структуры рынка. Стратегия поведения фирм в модели дуополии Курно. Особенности поведения фирм в модели Штакельберга. Суть модели Бертрана. Парадокс Бертрана. Мотивы, способствующие сговору (соглашению) фирм на рынке. Особенности поведения фирм в рамках картеля. Условия стабильности картеля. Модуль 8 «Ценовая дискриминация как экономическое явление»   Семинарское занятие «Дискриминационное ценообразование на отраслевых рынках»: экономическая суть ценовой дискриминации. Условия использования ценовой дискриминации. Три степени ценовой дискриминации. Воздействие ценовой дискриминации на экономические процессы. Модуль 9 «Государственная отраслевая политика» Семинарское занятие «Государственная отраслевая политика: необходимость, функции и методы»: цели и значение государственной отраслевой политики. Необходимость государственной отраслевой политики. Экономические функции и методы государственного воздействия. Понятие и причины возникновения естественных монополий. Естественные монополии в России и их реформирование. Регулирование деятельности естественных монополий. Ценовые и неценовые формы регулирования естественных монополий. Теоретические основы государственной антимонопольной политики. Позиции Гарвардской и Чикагской школ по проведению конкурентной политики. Государственная политика в отношении монопольных структур в России и зарубежных странах. Государственная антимонопольная политика в отношении слияния и поглощения фирм. Особенности государственной политики относительно соглашений о ценовой дискриминации.     Э     Э   Э     Э   Э   Э     Э   Э   Э       ОК-13     ОК-5   ОК-5, ОК-13   ОК-13   ОК-13   ОК-13     ОК-8   ОК-5   ОК-5, ОК-13    

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
        Лекция «Субъекты отраслевого рынка. Основные концепции фирмы»: предмет, субъекты отраслевого рынка. Формирование Гарвардской и Чикагской парадигмы. Подходы к исследованию товарных рынков. Сущность технологической, контрактной и стратегической концепции фирмы. Признаки фирмы как субъекта рынка. Классификация внутренних структур фирмы: по размеру, по структурам управления, формам собственности. Альтернативные цели фирм: цели индивидуального собственника, цели управляющих. Конфликт интересов собственников и управляющих. Лекция «Подходы к определению границ отраслевого рынка. Показатели концентрации продавцов на рынке»: понятия «рынок» и «отрасль». Определение размера фирмы относительно размера рынка. Способы и показатели установления границ отраслевого рынка. Показатели рыночной концентрации: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, индекс Джини. Понятие «барьеров входа/выхода», их влияние на формирование рыночных структур и функционирование фирм. Классификация входных барьеров. Виды стратегических и нестратегических барьеров входа.     Д,М   М,П       ОК-13, ОК-5     ОК-13, ОК-5  
      Практические занятия Лабораторные занятия Семинары    
                Семинарское занятие «Фирма в Теории организации рынков»: историко-экономические основы анализа отраслевой организации рынков. Подходы к изучению отраслевой организации экономики. Признаки фирмы как субъекта рынка. Стратегический подход к анализу природы фирмы. Семинарское занятие «Границы рынка, способы их установления, классификация отраслевых рынков»: способы установления границ отраслевого рынка. Классификация отраслевых рынков. Виды отраслевых рынков. Классификация отраслей. Оценка концентрации на отраслевом рынке продавцов и покупателей. Определение рыночной концентрации на основе показателей индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, индекс Джини.Проблемы измерения рыночной концентрации. Концентрация в экономиках европейский стран. Связь между рыночной концентрацией и прибыльностью.   Семинарское занятие «Понятие принципы, виды продуктовой дифференциации»: понятие дифференциации товара. Влияние дифференциации на формирование рыночных структур и на функционирование фирм в них. Принципы и типы дифференциации. Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции. Модели вертикальной и горизонтальной дифференциации продукта. Информационная дифференциация продуктов и реклама.     М     Э   Э     ОК-13     ОК-5   ОК-13    

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
          Лекция «Субъекты отраслевого рынка. Основные концепции фирмы»: предмет, субъекты отраслевого рынка. Формирование Гарвардской и Чикагской парадигмы. Подходы к исследованию товарных рынков. Сущность технологической, контрактной и стратегической концепции фирмы. Признаки фирмы как субъекта рынка. Классификация внутренних структур фирмы: по размеру, по структурам управления, формам собственности. Альтернативные цели фирм: цели индивидуального собственника, цели управляющих. Конфликт интересов собственников и управляющих. Лекция «Подходы к определению границ отраслевого рынка. Показатели концентрации продавцов на рынке»: понятия «рынок» и «отрасль». Определение размера фирмы относительно размера рынка. Способы и показатели установления границ отраслевого рынка. Показатели рыночной концентрации: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, индекс Джини. Понятие «барьеров входа/выхода», их влияние на формирование рыночных структур и функционирование фирм. Классификация входных барьеров. Виды стратегических и нестратегических барьеров входа.     Д,М   М,П       ОК-13, ОК-5   ОК-13, ОК-5  
      Практические занятия Лабораторные занятия Семинары    
                Практическое занятие «Особенности функционирования рынков с доминирующей фирмой»: анализ рынка с доминирующей фирмой. Модели ценообразования доминирующей фирмы.   Семинарское занятие «Информационные проблемы функционирования отраслевых рынков»: понятие, причины возникновения и последствия существования неполноты и асимметричности информации. Влияние асимметричности информации о качестве товара на благосостояние покупателей и продавцов. Роль государства в решении проблемы «рынка лимонов». Сигналы о качестве: понятие, сущность и содержание. Ценовые и неценовые сигналы. Деятельность независимых объединений покупателей в сфере решения проблемы ограниченности информации о качестве товара. Информационная роль рекламы. Влияние степени информированности покупателей о цене товара на состояние рыночной структуры. Сущность моделей «ловушка для туриста», «туристы и аборигены». Семинарское занятие «Понятие принципы, виды продуктовой дифференциации»: понятие дифференциации товара. Влияние дифференциации на формирование рыночных структур и на функционирование фирм в них. Принципы и типы дифференциации. Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции. Модели вертикальной и горизонтальной дифференциации продукта. Информационная дифференциация продуктов и реклама.   М   Э     Э       ОК-13, ОК-5     ОК-13     ОК-5  

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 2 года 6 месяцев

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
          Лекция «Субъекты отраслевого рынка. Основные концепции фирмы»: предмет, субъекты отраслевого рынка. Формирование Гарвардской и Чикагской парадигмы. Подходы к исследованию товарных рынков. Сущность технологической, контрактной и стратегической концепции фирмы. Признаки фирмы как субъекта рынка. Классификация внутренних структур фирмы: по размеру, по структурам управления, формам собственности. Альтернативные цели фирм: цели индивидуального собственника, цели управляющих. Конфликт интересов собственников и управляющих. Лекция «Подходы к определению границ отраслевого рынка. Показатели концентрации продавцов на рынке»: понятия «рынок» и «отрасль». Определение размера фирмы относительно размера рынка. Способы и показатели установления границ отраслевого рынка. Показатели рыночной концентрации: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, индекс Джини. Понятие «барьеров входа/выхода», их влияние на формирование рыночных структур и функционирование фирм. Классификация входных барьеров. Виды стратегических и нестратегических барьеров входа.     Д,М   М,П       ОК-13, ОК-5     ОК-13, ОК-5  
      Практические занятия Лабораторные занятия Семинары    
              Семинарское занятие «Фирма в Теории организации рынков»: историко-экономические основы анализа отраслевой организации рынков. Подходы к изучению отраслевой организации экономики. Признаки фирмы как субъекта рынка. Стратегический подход к анализу природы фирмы. Семинарское занятие «Границы рынка, способы их установления, классификация отраслевых рынков»: способы установления границ отраслевого рынка. Классификация отраслевых рынков. Виды отраслевых рынков. Классификация отраслей. Оценка концентрации на отраслевом рынке продавцов и покупателей. Определение рыночной концентрации на основе показателей индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, индекс Джини.Проблемы измерения рыночной концентрации. Концентрация в экономиках европейский стран. Связь между рыночной концентрацией и прибыльностью.   М     Э       ОК-13     ОК-5    

 

2.2. Самостоятельная работа студента – очная форма обучения

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Компетенции
    Очная форма обучения  
              Самостоятельное изучение отдельных вопросов теоретического курса: Задания для самостоятельной работы студентов: Тема 2: Рыночная концентрация и монопольная власть 1. Определение показателей концентрации рынка и их роль в определении структуры рынка 2. Показатели монопольной власти Тема 5: Дифференциация продукта: понятие, виды и влияние на отраслевые рынки 1. Особенности функционирования субъектов хозяйствования на рынках с продуктовой дифференциацией 2. Модели пространственной дифференциации продукта 3. Взаимосвязь благосостояния населения и степени продуктовой дифференциации Тема 7: Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке 1. Особенности олигополистической структуры рынка 2. Антитрестовское законодательство в России и зарубежных странах   Темы докладов и рефератов: 1. Подходы к изучению организации отраслевых рынков в мировой экономической науке. 2. Основные концепции фирмы в теории организации рынков. 3. Альтернативные цели фирм в теории организации отраслевых рынков. 4. Показатели концентрации продавцов на отраслевых рынках. 5. Барьеры входа на отраслевой рынок и выхода с отраслевого рынка. 6. Показатели монопольной власти на отраслевых рынках. 7. Последствия влияния монопольной власти на отраслевых рынках. 8. Доминирующая фирма и ее значение на отраслевых рынках. 9. Фирма как организация и субъект отраслевых рынков. 10. Особенности функционирования квазиконкурентных рынков. 11. Информация как одна из причин снижения интенсивности конкуренции на отраслевых рынках. 12. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта. 13. Роль рекламы как инструмента повышения прибыли на рынке дифференцированного продукта. 14. Вертикальная интеграция как особая форма взаимоотношений между производителями и продавцами на отраслевых рынках. 15. Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами. Формы вертикального контроля 16. Особенности некооперативных стратегий поведения фирм на отраслевых рынках. 17. Кооперативные модели взаимодействия крупных фирм на отраслевых рынках. 19. Мотивы и методы ценовой дискриминации в различных отраслях. 20. Необходимость и задачи государственного регулирования отраслевых рынков. Типы государственной отраслевой политики. 21. Государственное регулирование естественных монополий. 22. Антимонопольная политика как одно из направлений государственного регулирования отраслевых рыночных структур. 23. Основные характеристики антимонопольной политики в России. 24. Конкурентные отраслевые рынки и их эффективность. 25. Структура отраслевых рынков и факторы ее определяющие. 26. Характеристика основных отраслевых рыночных структур. 27. Информационные проблемы функционирования рыночных структур. 28. Влияние отраслевой структуры на результаты деятельности фирм. 29. Мотивы и эффективность слияний и поглощений фирм. 30. Государственная политика по отношению к отраслям. 31. Оценка эффективности антимонопольной, внешнеторговой, инновационной и инвестиционной политики государства.   Тема, определяемая преподавателем с учетом интересов студента   Усвоение текущего учебного материала, подготовка к текущим видам контроля знаний   Самостоятельная подготовка к практическим занятиям   Подготовка к экзамену   ОК-13     ОК-5, ОК-13     ОК-5, ОК-13   ОК-13   ОК-5 ОК-13,   ОК-5, ОК-13

 

Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 5 лет

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Компетенции
       
                            Самостоятельное изучение отдельных тем курса: Лекция «Преимущество доминирующей фирмы в ценах»: понятие «доминирующая фирма», условия доминирования фирмы на рынке. Ценовое лидерство доминирующей фирмы. Анализ рынка с доминирующей фирмой. Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы. Статические, динамические и грабительские модели ценообразования доминирующей фирмы. Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы. Квазиконкурентные рынки.   Лекция «Информационные проблемы функционирования отраслевых рынков»: неполнота и асимметричность информации: причины возникновения и их влияние на формирование рыночных структур и функционирование фирм. Понятие рынка с асимметричной информацией. Ограниченность информации о качестве товара. Модель «рынка лимонов» Акерлофа. Решение «проблемы лимонов». Роль государства в решении проблемы асимметричности информации о качестве: внедрение стандартизации и сертификации, контроль рекламной деятельности, ценовая политика. Действия производителей товаров высокого качества по отношению к решению «проблемы лимонов»: репутация, предоставление гарантий, расточительные расходы на рекламу, низкая входная цена. Роль независимых организаций потребителей в решении «проблемы лимонов». Сущность проблем «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора». Проблема выбора политики продавца на рынке с асим­метричной информацией о качестве. Асимметричная информация о ценах. Лекция «Дифференциация продукта как явление»: понятие продуктовой дифференциации. Различия между рынками однородного и дифференцированного продукта. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта. Показатели измерения степени дифференциации продукта на отраслевом рынке. Модель Чемберлина. Модель «линейного города» горизонтальной дифференциации продукта Г.Хотеллинга. Модель Хотеллинга при росте транспортных расходов. Модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов. Модель Хотеллинга с фиксированными ценами. Модель «кругового города» Салопа. Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера. Особенности функционирования рынков с вертикальной дифференциацией товара. Модель Саттона вертикальной дифференциации продукта. Лекция «Вертикально интегрированные структуры на отраслевых рынках»: преимущества и недостатки вертикальной интеграции. Побудительные мотивы фирм к вертикальной интеграции. Виды интеграции. Слияния и поглощения как способы вертикальной интеграции фирм. Типы вертикальных ограничений. Формы вертикального контроля. Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами. Франчайзинг как особая форма вертикальных ограничений. Лекция «Характеристики и признаки олигополистического рынка»: понятие олигополии. Формы стратегического поведения фирмы в условиях олигополистического рынка. Классификация некооперативных стратегий поведения. Кооперативные модели поведения олигополистов. Модель некооперативного взаимодействия крупных фирм Бертрана. «Дилемма заключенного» в бесконечно повторяющейся игре. Сущность стратегии «руки, дрожащей на курке» и стратегии «хищничества». Модель некооперативного взаимодействия крупных фирм Курно. Модель Эджворта. Модель Штакельберга. Модель Форхаймера. Стратегия сговора на рынке. Мотивы заключения картельного соглашения. Стимулы к нарушению картельного соглашения Лекция «Ценовая дискриминация: понятие мотивы, условия и типы»: Экономическая суть ценовой дискриминации. Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации. Типы ценовой дискриминации по Пигу: совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки, ценовая дискриминация по группам потребителей. Связанные продажи как метод ценовой дискриминации. Нелинейное ценообразование (принцип определения комбинаций объема покупки/цены). Сезонное ценообразование как метод ценовой дискриминации. Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза. Способы решения парадокса Коуза. Лекция «Значение и цели государственной отраслевой политики»: причины необходимости государственной отраслевой политики. Провалы рынка. Типы отраслевой политики. Понятие, причины возникновения и государственное регулирование естественных монополий. Методы ценообразования на продукцию естественных монополий: ценообразование по предельным издержкам, цена Рамсея («социально справедливая» цена) для однопродуктового монополиста, цена Рамсея для многопродуктового монополиста, ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Принципы регулирования доходности естественной монополии. Внедрение конкуренции на рынок естественных монополий как способ снижения потерь общества от монопольной власти. Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке. Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке. Олигополия в международной торговле. Цели и задачи антимонопольной политики государства. Типы незаконных действий фирм. Антимонопольная политика в России. Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении антимонопольной и конкурентной политики.   Тематика рефератов: 1. Подходы к изучению организации отраслевых рынков в мировой экономической науке. 2. Основные концепции фирмы в теории организации рынков. 3. Альтернативные цели фирм в теории организации отраслевых рынков. 4. Показатели концентрации продавцов на отраслевых рынках. 5. Барьеры входа на отраслевой рынок и выхода с отраслевого рынка. 6. Показатели монопольной власти на отраслевых рынках. 7. Последствия влияния монопольной власти на отраслевых рынках. 8. Доминирующая фирма и ее значение на отраслевых рынках. 9. Фирма как организация и субъект отраслевых рынков. 10. Особенности функционирования квазиконкурентных рынков. 11. Информация как одна из причин снижения интенсивности конкуренции на отраслевых рынках. 12. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта. 13. Роль рекламы как инструмента повышения прибыли на рынке дифференцированного продукта. 14. Вертикальная интеграция как особая форма взаимоотношений между производителями и продавцами на отраслевых рынках. 15. Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами. Формы вертикального контроля 16. Особенности некооперативных стратегий поведения фирм на отраслевых рынках. 17. Кооперативные модели взаимодействия крупных фирм на отраслевых рынках. 19. Мотивы и методы ценовой дискриминации в различных отраслях. 20. Необходимость и задачи государственного регулирования отраслевых рынков. Типы государственной отраслевой политики. 21. Государственное регулирование естественных монополий. 22. Антимонопольная политика как одно из направлений государственного регулирования отраслевых рыночных структур. 23. Основные характеристики антимонопольной политики в России. 24. Конкурентные отраслевые рынки и их эффективность. 25. Структура отраслевых рынков и факторы ее определяющие. 26. Характеристика основных отраслевых рыночных структур. 27. Информационные проблемы функционирования рыночных структур. 28. Влияние отраслевой структуры на результаты деятельности фирм. 29. Мотивы и эффективность слияний и поглощений фирм. 30. Государственная политика по отношению к отраслям. 31. Оценка эффективности антимонопольной, внешнеторговой, инновационной и инвестиционной политики государства.   Усвоение текущего учебного материала   Контрольная работа (выбор блока вопросов зависит от последнего номера зачетной книжки) 1. Фирма в Теории организации рынков 1. Основные концепции фирм (технологическая, контрактная, стратегическая). 2. Классификация внутренних структур фирмы (по размеру, формам собственности, организационно-правовым формам, организационным структурам управления). 3. Альтернативные цели фирмы (цели индивидуального собственника, цели управляющих, максимизация прибыли в условиях неопределенности, динамическая модель максимизации выручки, цели работников фирмы: модель самоуправляющегося предприятия, проблема конфликта интересов собственника и управляющего). 2. Рыночная концентрация и монопольная власть. 1. Показатели концентрации продавцов на рынке (определение границ рынка, показателя размера фирмы, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей, индекс Джини). 2. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка (нестратегические, стратегические и институциональные барьеры). 3. Монополия и потери общества. 1. Монополия на отраслевом рынке. 2. Особенности рынка с естественной монополией. 3. Причины возникновения монополии. 4. Признаки естественной монополии. 5. Предельное ценообразование на рынке естественной монополии. 6. Ценообразование Рамсея на рынке естественной монополии. 4. Доминирующая фирма. 1. Ценовое лидерство доминирующей фирмы. 2. Модели ценообразования доминирующей фирмы («самоубийственная», статические, динамическая, грабительская). 3. Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы. 4. Квазиконкурентные рынки. 5. Информация. 1. Модель «рынка лимонов» Акерлофа. 2. Проблемы «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора». 3. Решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве. 4. Асимметричная информация и негативный отбор на рынке кредитов. 5. Асимметричная информация о ценах. 6. Дифференциация продукта. 1. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта. 2. Модель Чемберлина горизонтальной дифференциации продукта. 3. Модель «линейного города» (модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов и с фиксированными ценами). 4. Модель «кругового города» горизонтальной дифференциации продукта Салопа. 5. Продукт как совокупность характеристик: модель горизонтальной дифференциации продукта Ланкастера. 6. Расходы на рекламу на рынке дифференцированного продукта. 7. Модель вертикальной дифференциации продукта Саттона. 7. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. 1. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения: общие понятия. 2. Преимущества и недостатки вертикальной интеграции. 3. Формы вертикального контроля (контроль над собственностью и поведением). 4. Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами (проблемы «двойной надбавки», «дистрибьюторов-безбилетников», «производителей-безбилетников», избыточной конкуренции между дистрибьюторами). 5. Франчайзинг как особая форма вертикальных ограничений. 8. Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке. 1. Классификация некооперативных стратегий поведения. 2.Парадокс Бертрана, «дилемма заключенного в бесконечно повторяющейся игре», модель Бертрана с дифференцированным продуктом. 3. Модели Эджворта, Курно, Штакельберга, лидерство по Штакельбергу как источник информации о рынке. 4. Кооперативные модели поведения олигополистов. 5. Картельные соглашения, причины возникновения картелей, стимулы к нарушению картельных соглашений. 6. Факторы, облегчающие сохранение картеля, методы предотвращения нарушения картельного соглашения, социальные издержки картелизации. 9. Ценовая дискриминация. 1. Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации. 2. Типы ценовой дискриминации: совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки, ценовая дискриминация по группам потребителей. 3. Практика ценовой дискриминации (связанные продажи, определение комбинаций объема покупки/цены, сезонное ценообразование). 4.Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза. 5. Воздействие ценовой дискриминации на экономические процессы. 0. Государственная отраслевая политика. 1. Типы государственной отраслевой политики. 2. Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке (доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке, олигополия в международной торговле). 3. Антимонопольная политика государства (необходимость, цели и значение антимонопольной политики государства). 4. Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении государственной антимонопольной и конкурентной политики. 5. Антимонопольная политика в России.   ОК-5     ОК-13   ОК-5     ОК-5     ОК-13, ОК-5   ОК-5     ОК-5  

 

Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 3 года 6 месяцев

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Компетенции
       
                            Самостоятельное изучение отдельных тем курса: Лекция «Преимущество доминирующей фирмы в ценах»: понятие «доминирующая фирма», условия доминирования фирмы на рынке. Ценовое лидерство доминирующей фирмы. Анализ рынка с доминирующей фирмой. Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы. Статические, динамические и грабительские модели ценообразования доминирующей фирмы. Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы. Квазиконкурентные рынки.   Лекция «Информационные проблемы функционирования отраслевых рынков»: неполнота и асимметричность информации: причины возникновения и их влияние на формирование рыночных структур и функционирование фирм. Понятие рынка с асимметричной информацией. Ограниченность информации о качестве товара. Модель «рынка лимонов» Акерлофа. Решение «проблемы лимонов». Роль государства в решении проблемы асимметричности информации о качестве: внедрение стандартизации и сертификации, контроль рекламной деятельности, ценовая политика. Действия производителей товаров высокого качества по отношению к решению «проблемы лимонов»: репутация, предоставление гарантий, расточительные расходы на рекламу, низкая входная цена. Роль независимых организаций потребителей в решении «проблемы лимонов». Сущность проблем «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора». Проблема выбора политики продавца на рынке с асим­метричной информацией о качестве. Асимметричная информация о ценах. Лекция «Дифференциация продукта как явление»: понятие продуктовой дифференциации. Различия между рынками однородного и дифференцированного продукта. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта. Показатели измерения степени дифференциации продукта на отраслевом рынке. Модель Чемберлина. Модель «линейного города» горизонтальной дифференциации продукта Г.Хотеллинга. Модель Хотеллинга при росте транспортных расходов. Модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов. Модель Хотеллинга с фиксированными ценами. Модель «кругового города» Салопа. Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера. Особенности функционирования рынков с вертикальной дифференциацией товара. Модель Саттона вертикальной дифференциации продукта. Лекция «Вертикально интегрированные структуры на отраслевых рынках»: преимущества и недостатки вертикальной интеграции. Побудительные мотивы фирм к вертикальной интеграции. Виды интеграции. Слияния и поглощения как способы вертикальной интеграции фирм. Типы вертикальных ограничений. Формы вертикального контроля. Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами. Франчайзинг как особая форма вертикальных ограничений. Лекция «Характеристики и признаки олигополистического рынка»: понятие олигополии. Формы стратегического поведения фирмы в условиях олигополистического рынка. Классификация некооперативных стратегий поведения. Кооперативные модели поведения олигополистов. Модель некооперативного взаимодействия крупных фирм Бертрана. «Дилемма заключенного» в бесконечно повторяющейся игре. Сущность стратегии «руки, дрожащей на курке» и стратегии «хищничества». Модель некооперативного взаимодействия крупных фирм Курно. Модель Эджворта. Модель Штакельберга. Модель Форхаймера. Стратегия сговора на рынке. Мотивы заключения картельного соглашения. Стимулы к нарушению картельного соглашения Лекция «Ценовая дискриминация: понятие мотивы, условия и типы»: Экономическая суть ценовой дискриминации. Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации. Типы ценовой дискриминации по Пигу: совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки, ценовая дискриминация по группам потребителей. Связанные продажи как метод ценовой дискриминации. Нелинейное ценообразование (принцип определения комбинаций объема покупки/цены). Сезонное ценообразование как метод ценовой дискриминации. Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза. Способы решения парадокса Коуза. Лекция «Значение и цели государственной отраслевой политики»: причины необходимости государственной отраслевой политики. Провалы рынка. Типы отраслевой политики. Понятие, причины возникновения и государственное регулирование естественных монополий. Методы ценообразования на продукцию естественных монополий: ценообразование по предельным издержкам, цена Рамсея («социально справедливая» цена) для однопродуктового монополиста, цена Рамсея для многопродуктового монополиста, ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Принципы регулирования доходности естественной монополии. Внедрение конкуренции на рынок естественных монополий как способ снижения потерь общества от монопольной власти. Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке. Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке. Олигополия в международной торговле. Цели и задачи антимонопольной политики государства. Типы незаконных действий фирм. Антимонопольная политика в России. Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении антимонопольной и конкурентной политики.   Тематика рефератов: 1. Подходы к изучению организации отраслевых рынков в мировой экономической науке. 2. Основные концепции фирмы в теории организации рынков. 3. Альтернативные цели фирм в теории организации отраслевых рынков. 4. Показатели концентрации продавцов на отраслевых рынках. 5. Барьеры входа на отраслевой рынок и выхода с отраслевого рынка. 6. Показатели монопольной власти на отраслевых рынках. 7. Последствия влияния монопольной власти на отраслевых рынках. 8. Доминирующая фирма и ее значение на отраслевых рынках. 9. Фирма как организация и субъект отраслевых рынков. 10. Особенности функционирования квазиконкурентных рынков. 11. Информация как одна из причин снижения интенсивности конкуренции на отраслевых рынках. 12. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта. 13. Роль рекламы как инструмента повышения прибыли на рынке дифференцированного продукта. 14. Вертикальная интеграция как особая форма взаимоотношений между производителями и продавцами на отраслевых рынках. 15. Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами. Формы вертикального контроля 16. Особенности некооперативных стратегий поведения фирм на отраслевых рынках. 17. Кооперативные модели взаимодействия крупных фирм на отраслевых рынках. 19. Мотивы и методы ценовой дискриминации в различных отраслях. 20. Необходимость и задачи государственного регулирования отраслевых рынков. Типы государственной отраслевой политики. 21. Государственное регулирование естественных монополий. 22. Антимонопольная политика как одно из направлений государственного регулирования отраслевых рыночных структур. 23. Основные характеристики антимонопольной политики в России. 24. Конкурентные отраслевые рынки и их эффективность. 25. Структура отраслевых рынков и факторы ее определяющие. 26. Характеристика основных отраслевых рыночных структур. 27. Информационные проблемы функционирования рыночных структур. 28. Влияние отраслевой структуры на результаты деятельности фирм. 29. Мотивы и эффективность слияний и поглощений фирм. 30. Государственная политика по отношению к отраслям. 31. Оценка эффективности антимонопольной, внешнеторговой, инновационной и инвестиционной политики государства.   Усвоение текущего учебного материала   Контрольная работа (выбор блока вопросов зависит от последнего номера зачетной книжки) 1. Фирма в Теории организации рынков 1. Основные концепции фирм (технологическая, контрактная, стратегическая). 2. Классификация внутренних структур фирмы (по размеру, формам собственности, организационно-правовым формам, организационным структурам управления). 3. Альтернативные цели фирмы (цели индивидуального собственника, цели управляющих, максимизация прибыли в условиях неопределенности, динамическая модель максимизации выручки, цели работников фирмы: модель самоуправляющегося предприятия, проблема конфликта интересов собственника и управляющего). 2. Рыночная концентрация и монопольная власть. 1. Показатели концентрации продавцов на рынке (определение границ рынка, показателя размера фирмы, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей, индекс Джини). 2. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка (нестратегические, стратегические и институциональные барьеры). 3. Монополия и потери общества. 1. Монополия на отраслевом рынке. 2. Особенности рынка с естественной монополией. 3. Причины возникновения монополии. 4. Признаки естественной монополии. 5. Предельное ценообразование на рынке естественной монополии. 6. Ценообразование Рамсея на рынке естественной монополии. 4. Доминирующая фирма. 1. Ценовое лидерство доминирующей фирмы. 2. Модели ценообразования доминирующей фирмы («самоубийственная», статические, динамическая, грабительская). 3. Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы. 4. Квазиконкурентные рынки. 5. Информация. 1. Модель «рынка лимонов» Акерлофа. 2. Проблемы «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора». 3. Решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве. 4. Асимметричная информация и негативный отбор на рынке кредитов. 5. Асимметричная информация о ценах. 6. Дифференциация продукта. 1. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта. 2. Модель Чемберлина горизонтальной дифференциации продукта. 3. Модель «линейного города» (модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов и с фиксированными ценами). 4. Модель «кругового города» горизонтальной дифференциации продукта Салопа. 5. Продукт как совокупность характеристик: модель горизонтальной дифференциации продукта Ланкастера. 6. Расходы на рекламу на рынке дифференцированного продукта. 7. Модель вертикальной дифференциации продукта Саттона. 7. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. 1. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения: общие понятия. 2. Преимущества и недостатки вертикальной интеграции. 3. Формы вертикального контроля (контроль над собственностью и поведением). 4. Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами (проблемы «двойной надбавки», «дистрибьюторов-безбилетников», «производителей-безбилетников», избыточной конкуренции между дистрибьюторами). 5. Франчайзинг как особая форма вертикальных ограничений. 8. Стратегическое взаимодействие крупных фирм на рынке. 1. Классификация некооперативных стратегий поведения. 2.Парадокс Бертрана, «дилемма заключенного в бесконечно повторяющейся игре», модель Бертрана с дифференцированным продуктом. 3. Модели Эджворта, Курно, Штакельберга, лидерство по Штакельбергу как источник информации о рынке. 4. Кооперативные модели поведения олигополистов. 5. Картельные соглашения, причины возникновения картелей, стимулы к нарушению картельных соглашений. 6. Факторы, облегчающие сохранение картеля, методы предотвращения нарушения картельного соглашения, социальные издержки картелизации. 9. Ценовая дискриминация. 1. Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации. 2. Типы ценовой дискриминации: совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки, ценовая дискриминация по группам потребителей. 3. Практика ценовой дискриминации (связанные продажи, определение комбинаций объема покупки/цены, сезонное ценообразование). 4.Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза. 5. Воздействие ценовой дискриминации на экономические процессы. 0. Государственная отраслевая политика. 1. Типы государственной отраслевой политики. 2. Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке (доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке, олигополия в международной торговле). 3. Антимонопольная политика государства (необходимость, цели и значение антимонопольной политики государства). 4. Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении государственной антимонопольной и конкурентной политики. 5. Антимонопольная политика в России.   ОК-5     ОК-13     ОК-5     ОК-5     ОК-5, ОК-13   ОК-5     ОК-5  

 

Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 2 года 6 месяцев

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Компетенции
       
                            Самостоятельное изучение отдельных тем курса: Лекция «Преимущество доминирующей фирмы в ценах»: понятие «доминирующая фирма», условия доминирования фирмы на рынке. Ценовое лидерство доминирующей фирмы. Анализ рынка с доминирующей фирмой. Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы. Статические, динамические и грабительские модели ценообразования доминирующей фирмы. Барьеры входа в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы. Квазиконкурентные рынки.   Лекция «Информационные проблемы функционирования отраслевых рынков»: неполнота и асимметричность информации: причины возникновения и их влияние на формирование рыночных структур и функционирование фирм. Понятие рынка с асимметричной информацией. Ограниченность информации о качестве товара. Модель «рынка лимонов» Акерлофа. Решение «проблемы лимонов». Роль государства в решении проблемы асимметричности информации о качестве: внедрение стандартизации и сертификации, контроль рекламной деятельности, ценовая политика. Действия производителей товаров высокого качества по отношению к решению «проблемы лимонов»: репутация, предоставление гарантий, расточительные расходы на рекламу, низкая входная цена. Роль независимых организаций потребителей в решении «проблемы лимонов». Сущность проблем «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора». Проблема выбора политики продавца на рынке с асим­метричной информацией о качестве. Асимметричная информация о ценах. Лекция «Дифференциация продукта как явление»: понятие продуктовой дифференциации. Различия между рынками однородного и дифференцированного продукта. Горизонтальная и вертикальная дифференциация продукта. Показатели измерения степени дифференциации продукта на отраслевом рынке. Модель Чемберлина. Модель «линейного города» горизонтальной дифференциации продукта Г.Хотеллинга. Модель Хотеллинга при росте транспортных расходов. Модель Хотеллинга с квадратичным ростом транспортных расходов. Модель Хотеллинга с фиксированными ценами. Модель «кругового города» Салопа. Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера. Особенности функционирования рынков с вертикальной дифференциацией товара. Модель Саттона вертикальной дифференциации продукта. Лекция «Вертикально интегрированные структуры на отраслевых рынках»: преимущества и недостатки вертикальной интеграции. Побудительные мотивы фирм к вертикальной интеграции. Виды интеграции. Слияния и поглощения как способы вертикальной интеграции фирм. Типы вертикальных ограничений. Формы вертикального контроля. Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами. Франчайзинг как особая форма вертикальных ограничений. Лекция «Характеристики и признаки олигополистического рынка»: понятие олигополии. Формы стратегического поведения фирмы в условиях олигополистического рынка. Классификация некооперативных стратегий поведения. Кооперативные модели поведения олигополистов. Модель некооперативного взаимодействия крупных фирм Бертрана. «Дилемма заключенного» в бесконечно повторяющейся игре. Сущность стратегии «руки, дрожащей на курке» и стратегии «хищничества». Модель некооперативного взаимодействия крупных фирм Курно. Модель Эджворта. Модель Штакельберга. Модель Форхаймера. Стратегия сговора на рынке. Мотивы заключения картельного соглашения. Стимулы к нарушению картельного соглашения Лекция «Ценовая дискриминация: понятие мотивы, условия и типы»: Экономическая суть ценовой дискриминации. Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации. Типы ценовой дискриминации по Пигу: совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки, ценовая дискриминация по группам потребителей. Связанные продажи как метод ценовой дискриминации. Нелинейное ценообразование (принцип определения комбинаций объема покупки/цены). Сезонное ценообразование как метод ценовой дискриминации. Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза. Способы решения парадокса Коуза. Лекция «Значение и цели государственной отраслевой политики»: причины необходимости государственной отраслевой политики. Провалы рынка. Типы отраслевой политики. Понятие, причины возникновения и государственное регулирование естественных монополий. Методы ценообразования на продукцию естественных монополий: ценообразование по предельным издержкам, цена Рамсея («социально справедливая» цена) для однопродуктового монополиста, цена Рамсея для многопродуктового монополиста, ценообразование по издержкам пиковой нагрузки. Принципы регулирования доходности естественной монополии. Внедрение конкуренции на рынок естественных монополий как способ снижения потерь общества от монопольной власти. Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке. Доминирующая зарубежная фирма на внутреннем рынке. Олигополия в международной торговле. Цели и задачи антимонопольной политики государства. Типы незаконных действий фирм. Антимонопольная политика в России. Опыт стран с развитой рыночной экономикой в регулировании рыночных структур и проведении антимонопольной и конкурентной политики.   Тематика рефератов: 1. Подходы к изучению организац

Date: 2015-06-07; view: 732; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию