Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория самоконцепции
Теория утверждает, что индивидуумы имеют самоконцепцию, или концепцию «я», основываясь на своем мнении о том, кто они есть (действительное «я»), и на том, кем они хотели бы быть (идеальное «я»). Самоконцепция— это комплекс мыслей и чувств индивидуума о самом себе. Частная компонента самоконцепции (частное «я»)— это то, как человек видит себя сам — в действительности или в идеале. Социальная компонента самоконцепции (социальное «я»)— это представление индивидуума о том, как его видят другие — в действительности или в идеале (рис. 8.4.1) Hawkins et al., 1995, р. 318).
Рис.1. Измерения самоконцепции потребителя
Наиболее распространенным методом оценки самоконцепции является метод семантического дифференциала. На рис. 2 приведен фрагмент формы оценки. Форма может использоваться для оценки действительного и идеального «я».
1. доминирующий * * * * * * * * * * * подчиненный 2. организованный * * * * * * * * * * * неорганизованный 3. скромный * * * * * * * * * * * тщеславный 4. формальный * * * * * * * * * * * неформальный 5. ортодоксальный * * * * * * * * * * * либеральный 6. рациональный * * * * * * * * * * * эмоциональный 7. уравновешенный * * * * * * * * * * * экспрессивный 8. зависимый * * * * * * * * * * * самоконтролируемый 9. мягкий * * * * * * * * * * * агрессивный 10.моложавый * * * * * * * * * * * зрелый 11. спортивный * * * * * * * * * * * неспортивный Рис. 2. Фрагмент формы оценки самоконцепции Покупая товары, потребитель стремится поддержать или улучшить свою «я»-концепцию. На рис. 3 показана связь самоконцепции и потребительского поведения.
Рис.3. Покупки и самоконцепция Теория самоконцепции основана на двух принципах: 1) желание достижения согласия с самим собой (самосогласованности, последовательности) и 2) желание улучшить самооценку. Достижение самосогласованности означает, что индивидуумы будут действовать в соответствии со своей концепцией действительного «я». Например, потребитель может видеть себя практичным и уравновешенным (действительное «я»). Он покупает консервативную одежду, проводит спокойные вечера дома. Однако в глубине души он хотел бы быть более беззаботным, безрассудным и романтичным (идеальное «я»). Если бы он вел себя в большем соответствии со своим идеальным «я», он носил бы джинсы и спортивные рубашки, посещал бы рок-клубы. Такие действия могли бы улучшить его самооценку, приближая потребителя к его идеальному «я». Действительная «я»-концепция, или имидж самого себя, влияет на покупки потребителя. Люди обретают внутреннюю согласованность, покупая продукты, которые они воспринимают как соответствующие их самоконцепции — их ценностям, жизненному стилю, социальному статусу. Существует тождество между имиджем марки и представлением потребителя о самом себе. Концепция идеального «я» связана с самооценкой. Чем больше разрыв между действительным «я» и идеальным «я», тем ниже самооценка индивидуума. Неудовлетворенность собой может влиять на покупки, особенно продуктов, способных улучшить самооценку. Например, женщина, желающая быть более эффектной, современной и впечатляющей, может купить другой тип парфюмерии и одежды, чем женщина, стремящаяся быть более мягкой и комфортной. Основываясь на уровне расхождения действительного и идеального «я», Уайт (^Ы1;е) разделил потребителей на три группы. Обладатели большого расхождения не удовлетворены своим представлением о себе и желают больших и нереальных изменений. Потребители со средним уровнем расхождений реального и идеального представления о себе несколько не удовлетворены и хотели бы улучшить себя реалистичным путем. Обладатели низкого расхождения имели точное и часто суровое представление о себе и были малотерпимы к фантазиям (Аззае!, 1995, р. 380). Было обнаружено также, что реклама, изображая недостижимое идеальное состояние потребителей, создает у них чувство неадекватности реального и идеального состояний и тем самым снижает их самооценку. Стремления потребителя к самосогласованности, с одной стороны, и к высокой самооценке, с другой, могут конфликтовать. Потребители, покупающие в соответствии со своей действительной самоконцепцией, возможно, достигают самосогласованности, но могут не улучшать самооценку. Покупатель, рассматривающий себя как практичного и самоконтролируемого, достигнет самосогласованности, покупая консервативный костюм и проводя тихие вечера дома. Однако эти действия ничего не дают ему в приближении к идеальному себе. Обычно потребители покупают продукты, соответствующие их представлению о себе в действительности. Однако, если их самооценка низка (то есть разрыв между реальным и идеальным «я» велик), они более склонны покупать, основываясь на том, кем они хотят быть, чем на том, кто они есть. Покупки для обретения недостижимого самопредставления могут вести к неудержимому поведению при покупке. Частые покупки — это средство преодоления разрыва между реальным и идеальным собой и средство освобождения от чувства низкой самооценки. Многие продукты имеют символьный аспект (одежда, украшения, мебель, автомобили). Маркетологи используют символьную ассоциацию нескольких продуктов для их продвижения, если самоконцепция потребителя ассоциируется с использованием группы товаров. Например, реклама украшений, косметики, автомобилей и одежды часто сообщает интегрированный имидж пользователя, продвигая все эти продукты одновременно, «пакетом». Самоконцепция потребителя и имидж марки продукта должны корреспондироваться для того, чтобы марка была куплена. Идентичность марочного имиджа и самоконцепции потребителя используется в маркетинге одежды, духов, сигарет, компьютеров, бытовых приборов, напитков, услуг образования, парикмахерских, гостинично-туристских услуг и других продуктов. Одна марка духов, например, может проецировать молодость, чувственность и приключения, тогда как другая может рассматриваться как скромная, консервативная и аристократическая. Каждая из двух марок имеет собственную индивидуальность, марочный имидж. Эти марки, скорее всего, будут куплены потребителями разного типа и для различных ситуаций. Потребители будут стремиться купить продукт с индивидуальностью, соответствующей их собственной, или с той, что укрепит сферу личности потребителя, в которой он чувствует себя слабым. Date: 2015-06-07; view: 2042; Нарушение авторских прав |