Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция перехода на 12-летнее общее образование
Концепция была вынесена Министерством образования РФ на всенародное обсуждение и утверждена решением Всероссийского совещания работников образования (Кремль, 15 января 2000 г.), на котором присутствовали около 5000 делегатов из всех регионов страны. Необходимость перехода российской школы на обязательную 10-летнюю основную и полную 12-летнюю среднюю школу обусловлена следующими факторами: 1. Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников. Уменьшение количества учебных часов по некоторым дисциплинам при сохранении прежнего объема учебного материала привело к увеличению домашних заданий и, соответственно, к переутомлению детей. Перегруженность учебных планов образовательных учреждений не позволяет преподавателям варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих технологий. 2. Повышение качества общего образования. Как показывают данные международных сравнительных исследований, в последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов. Отсутствуют возможности для обобщения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает нового качества образования. Требует разработки содержание национально-регионального компонента общего образования, его взаимосвязь с федеральным и школьным компонентами. Переход к новой структуре и содержанию общего среднего образования направлен на решение указанных проблем. Достижение нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. Возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны. Повышение качества массового школьного образования способствует развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми. Обновленная структура общего среднего образования дает возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать условия для индивидуализации обучения. 3. Конкурентоспособность отечественного образования. Согласно Декларации Совета Европы (1992), преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование. В большинстве развитых стран общее среднее образование обеспечивается за 12-14 лет. Двенадцатилетнее общее образование введено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в странах Балтии, Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся должны освоить за 10-11 лет. Введение в России общепринятой в мировом сообществе продолжительности обучения в средней школе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительные возможности для выбора индивидуальной образовательной программы. 4. Влияние демографических и социально-экономических факторов. По прогнозам специалистов, в 2011 году в школах будут обучаться не 21 млн. учащихся, как сейчас, а только 13 млн., что может привести к серьезным социально-экономическим последствиям, в первую очередь, в сфере образования. Переход к 12-летней школе смягчит негативные последствия демографического спада. Вместе с тем сокращение численности школьников позволит избежать дополнительных финансовых затрат на обеспечение этого перехода. В новых социально-экономических условиях обострились проблемы трудоустройства выпускников школ, их социальной адаптации. Десятилетнее обязательное обучение позволит устранить ситуации, когда значительная часть 15-летних подростков оказывается «на улице», образуя «резервы для вовлечения в криминальную деятельность». Социальный статус выпускника 16-летнего возраста (по сравнению с 15-летним) способствует обоснованному выбору профессиональной деятельности, более высокой степени готовности к самостоятельной жизни. При 12-летнем образовании ученики оканчивают школу в 18-19 лет и обладают всеми конституционными правами гражданина России. 5. Преемственность уровней образования. Переход к 12-летнему образованию создает предпосылки для решения проблемы преемственности уровней образования. Увеличение периода обучения в основной школе способствует повышению уровня общеобразовательной подготовки и социализации поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования. Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах средней школы позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников к продолжению образования. Вместе с тем профильное обучение в старших классах не должно подменять начальное профессиональное образование. В 2009 году число выпускников средней школы составит приблизительно 1,3 млн. человек, а сегодня число мест для поступающих в учреждения профессионального образования (начального, среднего и высшего) — 1,7 млн. Это дает возможность ввести прием в большинство высших учебных заведений на основе новых принципов вступительных испытаний (например, централизованное тестирование и др.), способствующих реализации равных прав учащихся на образование, социальной справедливости. В концепции 12-летней школы определена главная цель общего образования — «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений)». Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются (А.В. Хуторской): Ø формирование нового уклада школьной жизни, способствующей воспитанию физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов; Ø воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; Ø формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры; создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство; Ø разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности. Реализация этих целей и задач предполагает: Ø создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности; Ø систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии; Ø последовательную ориентацию на культуросообразность образования, призванную обеспечить формирование духовного мира человека; Ø адаптацию учащихся к социальным изменениям, формирование устойчивых мотивов и установок активно влиять на условия достижения как личного успеха, так и общественного прогресса; Ø формирование системы научных знаний, умений применять их в различных видах практической деятельности; Ø развитие непрерывной системы образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержку инновационной деятельности; Ø многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования, охрану здоровья и жизни детей; Ø информатизацию и компьютеризацию образования, освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий; Ø развитие дистанционного обучения; Ø совершенствование системы работы с одаренными детьми и молодежью; Ø расширение сети и качественное обновление деятельности образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции; Ø введение в перспективе отдельно функционирующих общеобразовательных учреждений различных ступеней. Структура 12-летнего общего среднего образования. Воснове структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов. В дошкольный период ребенок овладевает речью и коммуникативными навыками, игровой и продуктивной деятельностью, в процессе которой у него формируются до-понятийные формы мышления и творческое воображение; закладываются и развиваются умственные и художественные способности. По завершении дошкольного возраста у детей сформировывается познавательный интерес к изучению окружающего мира и «образу себя», а также основы волевой регуляции, инициативности, самостоятельности. Необходимо учитывать психолого-возрастные особенности дошкольников, не допускать переноса в дошкольные учреждения содержания и форм организации обучения и воспитания, характерных для общеобразовательных учреждений. I ступень – начальное общее образование (обязательное), 1-4 классы. Начальный возраст обучающихся – не менее 6 лет на 1 сентября (продолжительность обучения – 4 года). В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные умения детей. В 1-4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. II ступень – основное общее образование (обязательное) 5-10 классы. Продолжительность обучения – 6 лет. В подростковом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм. Подросток может ставить перед собой личностно значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентации в различных сферах профессиональной деятельности; формируется образ «Я», составляющий основу самоопределения. Основная школа предоставляет учащимся условия для освоения знаний о природе, обществе, человеке, развивает их умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности. Увеличение возраста выпускников второй ступени обеспечивает более высокий уровень их социализации, соответствует возрастному рубежу расширения гражданских прав и наступления юридической ответственности. В этом возрасте на основе развитых форм учебной деятельности складываются механизмы самоорганизации личности и общие способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения и осуществляется вторичная ориентация в различных сферах деятельности. Десятилетняя основная школа предполагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения обучения в полной средней общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Учитывая индивидуальные возможности и склонности учащихся, образовательные учреждения могут осуществлять профильное обучение. В 16 лет учащиеся более осознанно относятся к выбору профиля обучения в средней школе, дальнейшего профессионального образования. III ступень – среднее (полное) общее образование, 11-12классы. В старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации, в том числе, через индивидуальные образовательные программы. Профильное обучение может реализовываться в следующих формах: про-фильные образовательные учреждения, классы, группы и иные формы. При этом могут сохраняться непрофилированные общеобразовательные классы. Определение профилей обучения (естественнонаучного, гуманитарно-филологического, социально-экономического, физико-математического, технико-технологического, художественно-эстетического и др.) осуществляется на основе познавательных интересов и способностей учащихся, а также с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды. Профильный характер старшей ступени реализуется на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования путем формирования индивидуальных образовательных программ. Таким образом, педагогические функции средней (полной) 12-летней школы отличаются от существующей модели завершенностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью. Обновление содержания образования. Содержание образовательных областей и отдельных учебных предметов непрерывно обновляется. Основанием для этого служат социальные изменения, потребности общества, тенденции развития образования, доминирование различных традиций, изменения образовательных стандартов, решения органов управлением образования, позиции авторов программ и учебников. Содержание образования зависит также от изменяющихся со временем целей и условий обучения в конкретной школе, родительского заказа, ученических предпочтений. В концепции 12-летней школы приведены основополагающие принципы обновления содержания общего среднего образования: Ø личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей; Ø гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность, отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся; Ø фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования, обеспечивающие универсальность получаемых знаний, изучение основных теорий, законов, принципов, понятий, основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях; Ø приоритет сохранения здоровья учащихся, в том числе за счет разгрузки учебного материала (по основной школе в среднем не менее чем на 20%), приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями школьников; Ø обеспечение практической ориентации общего среднего образования путем рационального сочетания продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся; Ø усиление в содержании образования деятельностного компонента, представляющего основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами; Ø оптимизация объема учебной нагрузки за счет психолого-педагогически обоснованного отбора содержания образования, соответствие изучаемых вопросов и проблем возрастных особенностей учащихся; Ø обеспечение целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования; Ø профилирование и дифференциация содержания образования как условие выбора учениками уровня и направленности изучения образовательных программ. В содержании 12-летнего общего образования выделены следующие образовательные области: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Перечисленные области реализуются через базовые предметы: русский язык, литература (в школах с родным нерусским языком обучения – родной язык, родная литература, русский язык, русская литература), иностранный язык, математика, история, обществоведение, география, биология, физика, химия, информатика, искусство, физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности, по которым утверждается государственный образовательный стандарт. Возможна интеграция или иная компоновка базовых предметов при условии выполнения требований государственного образовательного стандарта. В соответствии с принципами обновления содержания образования содержание образовательных областей и учебных предметов в будущей школе будет изменяться в следующих направлениях: · обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; исключение устаревших разделов; · генерализация содержания образования за счет выделения фундаментальных образовательных объектов, системообразующих понятий, принципов, закономерностей с одновременной разгрузкой за счет второстепенного или устаревшего материала; · перераспределение учебного материала между основной и старшей школой, между базовым и профильным содержанием образования в соответствии с концепцией 12-летней школы; модульные подходы к формированию содержания учебного материала; · изменение подходов к содержанию образования как к образовательной среде для личностного развития учащихся; переход к концепции открытого содержания образования, обусловленный тенденцией усиливающегося влияния на образование новых средств и технологий деятельности (Интернет, СМИ и др.); · усиление в общеобразовательном процессе ученического компонента содержания образования, реализующего возможность индивидуальной образовательной траектории ученика; · разработка деятельностного компонента содержания образования, то есть включение в обязательный минимум содержания образования специально отобранных способов деятельности, техник и технологий, ключевых компетенций и иных процедурных элементов, которыми необходимо овладеть ученику; · разработка и создание учебников и учебных пособий нового типа: личностно-ориентированных, профильных, интегрированных, мультимедийных, гипертекстовых и др. На основе концепции структуры и содержания образования в 12-летней школе разрабатываются базисный учебный план, концепции отдельных образовательных областей, учебные программы и учебники по предметам. Date: 2015-06-07; view: 1302; Нарушение авторских прав |