Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция перехода на 12-летнее общее образование





Концепция была вынесена Министерством образования РФ на всенародное обсуждение и утверждена решением Всероссийского совещания работников образования (Кремль, 15 января 2000 г.), на котором присутствовали около 5000 делегатов из всех регионов страны.

Необходимость перехода российской школы на обязатель­ную 10-летнюю основную и полную 12-летнюю среднюю шко­лу обусловлена следующими факторами:

1. Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно ска­зывается на здоровье школьников.

Уменьшение количества учебных часов по некоторым дисциплинам при сохране­нии прежнего объема учебного материала привело к увеличению домашних заданий и, соответственно, к переутомлению детей.

Перегруженность учебных планов образовательных уч­реждений не позволяет преподавателям варьировать обуче­ние, учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-лет­нюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использо­вания появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих тех­нологий.

2. Повышение качества общего образования. Как показывают данные международ­ных сравнительных исследований, в последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов.

Отсутствуют возможности для обобщения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает нового качества образования.

Требует разработки содержание национально-регионального компонента общего образования, его взаимосвязь с федеральным и школьным компонентами.

Переход к новой структуре и содержанию общего среднего образования направлен на решение указанных проблем.

Достижение нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотех­нологичных производств значительно повышаются требования к научной, техноло­гической и гуманитарной подготовке молодежи. Возрастает значение общего образо­вания как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны. Повышение качества массового школьного образования способствует развитию оте­чественных традиций в работе с одаренными детьми.

Обновленная структура общего среднего образования дает возможность более пол­но учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процес­са, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устра­нить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать усло­вия для индивидуализации обучения.

3. Конкурентоспособность отечественного образования. Согласно Декларации Совета Европы (1992), преобладающей международной практикой является 12-лет­нее школьное образование. В большинстве развитых стран общее среднее образова­ние обеспечивается за 12-14 лет. Двенадцатилетнее общее образование введено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в странах Балтии, Мол­дове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся должны освоить за 10-11 лет.

Введение в России общепринятой в мировом сообществе продолжительности обу­чения в средней школе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительные возможности для выбора индивиду­альной образовательной программы.

4. Влияние демографических и социально-экономических факторов. По прогнозам специалистов, в 2011 году в школах будут обучаться не 21 млн. учащихся, как сейчас, а только 13 млн., что может привести к серьезным социально-экономическим последствиям, в первую очередь, в сфере образования. Переход к 12-летней школе смягчит негативные последствия демографического спада. Вместе с тем сокращение численности школьников позволит избежать дополнительных финансовых затрат на обеспечение этого перехода.

В новых социально-экономических условиях обострились проблемы трудоустрой­ства выпускников школ, их социальной адаптации. Десятилетнее обязательное обу­чение позволит устранить ситуации, когда значительная часть 15-летних подростков оказывается «на улице», образуя «резервы для вовлечения в криминальную деятель­ность». Социальный статус выпускника 16-летнего возраста (по сравнению с 15-лет­ним) способствует обоснованному выбору профессиональной деятельности, более высокой степени готовности к самостоятельной жизни. При 12-летнем образовании ученики оканчивают школу в 18-19 лет и обладают всеми конституционными права­ми гражданина России.


5. Преемственность уровней образования. Переход к 12-летнему образованию со­здает предпосылки для решения проблемы преемственности уровней образования.

Увеличение периода обучения в основной школе способствует повышению уров­ня общеобразовательной подготовки и социализации поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования.

Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах средней школы позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников к продолжению образования. Вместе с тем профильное обучение в старших классах не должно под­менять начальное профессиональное образование. В 2009 году число выпускников средней школы составит приблизительно 1,3 млн. человек, а сегодня число мест для поступающих в учреждения профессионального образования (начального, средне­го и высшего) — 1,7 млн. Это дает возможность ввести прием в большинство выс­ших учебных заведений на основе новых принципов вступительных испытаний (на­пример, централизованное тестирование и др.), способству­ющих реализации равных прав учащихся на образование, социальной справедливости.

В концепции 12-летней школы определена главная цель общего образования — «формирование разносторонне разви­той личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных инте­ресах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культу­ры, техники, укрепление исторической преемственности поколений)».

Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются (А.В. Хуторской):

Ø формирование нового уклада школьной жизни, способствующей воспитанию физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной лич­ности, уважающей традиции и культуру своего и других народов;

Ø воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;

Ø формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры; создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образова­тельное пространство;

Ø разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих спо­собностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности.

Реализация этих целей и задач предполагает:

Ø создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;

Ø систематическое обновление содержания образования, отражающего измене­ния в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;

Ø последовательную ориентацию на культуросообразность образования, призван­ную обеспечить формирование духовного мира человека;

Ø адаптацию учащихся к социальным изменениям, формирование устойчивых мотивов и установок активно влиять на условия достижения как личного успе­ха, так и общественного прогресса;


Ø формирование системы научных знаний, умений применять их в различных видах практической деятельности;

Ø развитие непрерывной системы образования; преемственность уровней и сту­пеней образования; поддержку инновационной деятельности;

Ø многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуа­лизацию образования, охрану здоровья и жизни детей;

Ø информатизацию и компьютеризацию образования, освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий;

Ø развитие дистанционного обучения;

Ø совершенствование системы работы с одаренными детьми и молодежью;

Ø расширение сети и качественное обновление деятельности образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуж­дающихся в психолого-педагогической коррекции;

Ø введение в перспективе отдельно функционирующих общеобразовательных учреждений различных ступеней.

Структура 12-летнего общего среднего образования. Воснове структуры 12-летней школы ле­жит периодизация развития личности, основным содержанием которой является ти­пология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных перио­дов.

В дошкольный период ребенок овладевает речью и коммуникативными навыками, игровой и продуктивной деятельностью, в процессе которой у него формируются до-понятийные формы мышления и творческое воображение; закладываются и развива­ются умственные и художественные способности. По завершении дошкольного воз­раста у детей сформировывается познавательный интерес к изучению окружающего мира и «образу себя», а также основы волевой регуляции, инициативности, самостоя­тельности. Необходимо учитывать психолого-возрастные особенности дошкольников, не допускать переноса в дошкольные учреждения содержания и форм организации обучения и воспитания, характерных для общеобразовательных учреждений.

I ступень – начальное общее образование (обязательное), 1-4 классы. Начальный возраст обучающихся – не менее 6 лет на 1 сентября (продолжительность обучения – 4 года). В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные умения детей.

В 1-4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творчес­кой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.


II ступень – основное общее образование (обязательное) 5-10 классы. Продолжительность обучения – 6 лет. В подростковом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм. Подросток может ставить перед собой личностно значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выража­ются в первичной ориентации в различных сферах профессиональной деятельности; формируется образ «Я», составляющий основу самоопреде­ления. Основная школа предоставляет учащимся условия для освоения знаний о природе, обществе, человеке, развивает их умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности.

Увеличение возраста выпускников второй ступени обеспечивает более высокий уровень их социализации, соответствует возрастному рубежу расширения гражданс­ких прав и наступления юридической ответственности. В этом возрасте на основе раз­витых форм учебной деятельности складываются механизмы самоорганизации лич­ности и общие способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения и осуществляется вторичная ориентация в различных сферах деятельности.

Десятилетняя основная школа предполагает относительно завершенное образова­ние, являющееся базовым для продолжения обучения в полной средней общеобразо­вательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их социального самоопределе­ния и самообразования. Учитывая индивидуальные возможности и склонности уча­щихся, образовательные учреждения могут осуществлять профильное обучение.

В 16 лет учащиеся более осознанно относятся к выбору профиля обучения в сред­ней школе, дальнейшего профессионального образования.

III ступень – среднее (полное) общее образование, 11-12классы.
Продолжительность обучения – 2 года. На основе овладения системой знаний о при­роде, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, способов достижения своих целей. В этом
возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейше­го образования и профессионального самоопределения.

В старшей ступени школы обучение строится на основе про­фильной дифференциации, в том числе, через индивидуальные образовательные программы. Профильное обучение может реализовываться в следую­щих формах: про-фильные образовательные учреждения, классы, группы и иные фор­мы. При этом могут сохраняться непрофилированные общеобразовательные классы.

Определение профилей обучения (естественнонаучного, гуманитарно-филоло­гического, социально-экономического, физико-математического, технико-технологи­ческого, художественно-эстетического и др.) осуществляется на основе познава­тельных интересов и способностей учащихся, а также с учетом возможностей пе­дагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды.

Профильный характер старшей ступени реализуется на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования путем формиро­вания индивидуальных образовательных программ.

Таким образом, педагогические функции средней (полной) 12-летней школы от­личаются от существующей модели завершенностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью.

Обновление содержания образования. Содержание образовательных областей и от­дельных учебных предметов непрерывно обновляется. Основанием для этого служат социальные изменения, потребности общества, тенденции развития образования, до­минирование различных традиций, изменения образовательных стандартов, решения органов управлением образования, позиции авторов программ и учебников.

Содержание образования зависит также от изменяющихся со временем целей и условий обучения в конкретной школе, родительского заказа, ученических предпоч­тений.

В концепции 12-летней школы приведены основополагающие принципы обновления содержания общего среднего образования:

Ø личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с уче­том интересов и склонностей;

Ø гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность, отражение в содержа­нии образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой куль­туры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное и технологическое образование учащихся;

Ø фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования, обеспечивающие универсальность получаемых знаний, изучение основных теорий, законов, принципов, понятий, основополагающих проблем и общепризнанных культурно-исторических достижений человечества, возмож­ность применения полученных знаний в новых ситуациях;

Ø приоритет сохранения здоровья учащихся, в том числе за счет разгрузки учебно­го материала (по основной школе в среднем не менее чем на 20%), приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями школьни­ков;

Ø обеспечение практической ориентации общего среднего образования путем раци­онального сочетания продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся;

Ø усиление в содержании образования деятельностного компонента, представля­ющего основные виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами;

Ø оптимизация объема учебной нагрузки за счет психолого-педагогически обосно­ванного отбора содержания образования, соответствие изучаемых вопросов и проблем возрастных особенностей учащихся;

Ø обеспечение целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования;

Ø профилирование и дифференциация содержания образования как условие вы­бора учениками уровня и направленности изучения образовательных про­грамм.

В содержании 12-летнего общего образования выделены следующие образователь­ные области: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Перечисленные области реализуются через базовые предметы: русский язык, литера­тура (в школах с родным нерусским языком обучения – родной язык, родная литера­тура, русский язык, русская литература), иностранный язык, математика, история, обществоведение, география, биология, физика, химия, информатика, искусство, физическая культу­ра, технология, основы безопасности жизнедеятельности, по которым утверждается государственный образовательный стандарт. Возможна интеграция или иная компоновка базо­вых предметов при условии выполнения требований государственного образователь­ного стандарта.

В соответствии с принципами обновления содержания образования содержание образовательных областей и учебных предметов в будущей школе будет изменяться в следующих направлениях:

· обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необхо­димых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; исключение устаревших разделов;

· генерализация содержания образования за счет выделения фундаментальных образовательных объектов, системообразующих понятий, принципов, законо­мерностей с одновременной разгрузкой за счет второстепенного или устарев­шего материала;

· перераспределение учебного материала между основной и старшей школой, между базовым и профильным содержанием образования в соответствии с кон­цепцией 12-летней школы; модульные подходы к формированию содержания учебного материала;

· изменение подходов к содержанию образования как к образовательной среде для личностного развития учащихся; переход к концепции открытого содержа­ния образования, обусловленный тенденцией усиливающегося влияния на об­разование новых средств и технологий деятельности (Интернет, СМИ и др.);

· усиление в общеобразовательном процессе ученического компонента содержа­ния образования, реализующего возможность индивидуальной образователь­ной траектории ученика;

· разработка деятельностного компонента содержания образования, то есть вклю­чение в обязательный минимум содержания образования специально отобран­ных способов деятельности, техник и технологий, ключевых компетенций и иных процедурных элементов, которыми необходимо овладеть ученику;

· разработка и создание учебников и учебных пособий нового типа: личностно-ориентированных, профильных, интегрированных, мультимедийных, гипертек­стовых и др.

На основе концепции структуры и содержания образования в 12-летней школе разрабатываются базисный учебный план, концепции отдельных образовательных об­ластей, учебные программы и учебники по предметам.







Date: 2015-06-07; view: 1302; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию