Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие методической системы
Если, например, целью обучения является усвоение фактов или описание явлений, то ведущим психологическим механизмом обучения будет ассоциация, а основными видами деятельности – восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение. Соответствующими методами обучения выступают изложение, чтение, воспроизводящая беседа, просмотр иллюстраций. В совокупности получается система объяснительно-иллюстративного, воспроизводящего обучения. Если ведущей целью обучения определено развитие инициативы, творчества, самостоятельности, то основными психологическими механизмами обучения становятся механизмы творческой деятельности (предвидение, прогнозирование, выдвижение и проверка гипотез, перебор альтернатив, мысленное моделирование, интуитивное обоснование и др.). Средствами такого обучения служат выдвижение и анализ проблем, анализ нестандартных задач и ситуаций, творческая дискуссия и т. п. Возникает совершенно иная система – методическая система проблемного, поискового обучения. В методической системе методы выступают способами реализации целей и содержания, воплощением психологических механизмов обучения и учения. Преимущество ориентации на методические системы в том, что открывается возможность упростить процедуру выбора и сделать ее более целостной, гармоничной, а не пошаговой (постановка целей, затем уже отбор содержания, методов и форм). Современные действующие методические системы – это объяснительно-иллюстративное (репродуктивное) обучение, программированное обучение, проблемное обучение. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет целью обогащение познающего знаниями фактов, законов, принципов, методов и приемов деятельности, передаваемых в готовом виде. Методами передачи и усвоения информации становятся рассказ, объяснение, чтение текстов, демонстрации и иллюстрации, упражнения. Вопреки сложившемуся стереотипу объяснительно-иллюстративное обучение обладает немалым развивающим потенциалом: оно содействует развитию восприятия, памяти, воссоздающего воображения, эмоциональной сферы, репродуктивного мышления, исполнительской деятельности. Но все же возможности развития в этом типе обучения ограничены, так как, во-первых, ориентировано оно на усредненного субъекта обучения, поэтому возникают сложности с обучением особо талантливых или отстающих учеников, во-вторых, имеет целью наилучшее усвоение значительного объема информации, что обеспечивается лишь использованием репродуктивных методов, в-третьих, обучение ориентировано на воспроизводящую деятельность, поэтому мало способствует развитию инициативы, творчества, продуктивного мышления. Программированное обучение осуществляется на основе обучающих программ, построенных по определенному алгоритму: подача информации – усвоение – контроль – коррекция. Изучаемый материал разделяется на небольшие, логически завершенные порции, для каждой порции разрабатываются упражнения и вопросы для усвоения и контроля. Учащийся самостоятельно изучает предложенную информацию, усваивает способы действий с помощью специальных алгоритмов, проходит контроль за усвоением с помощью предлагаемых вопросов. Если ученик показывает, что он усвоил предложенное ему содержание, ему предлагается следующая доза материала. Если он допускает ошибки, то ему предлагается коррекционный блок и повторный контроль. Обучение в этом случае ведет не сам преподаватель, а его «заместитель» – та самая специально разработанная программа, предлагаемая на электронном носителе (компьютерная программа), лазерном (CD-диск) или традиционном бумажном (специальные программированные учебники). Положительными чертами программированного обучения являются: 1) увеличение информационной емкости обучения; 2) усиление индивидуализации обучения, так как каждый ученик работает в оптимальном для него темпе; 3) обеспечение оперативной обратной связи, прежде всего внутренней (в системе «ученик – изучаемый материал»), осуществляется эффективное обучение самоконтролю и самокоррекции учебной работы; 4) формирование конструктивного мышления. Так же можно выделить и отрицательные проявления в программированном обучении: 1) малая воспитательная эффективность из-за снижения роли преподавателя в обучении; 2) уменьшается объем коммуникаций участников процесса обучения, теряется коллективный характер обучения, что также снижает воспитательное и развивающее значение программированного обучения; 3) слабо развивается творческая активность и самостоятельность; 4) не всякий учебный материал подходит для программирования учебного процесса, совершенно непригодно для этих целей эмоционально-образное содержание. Проблемное обучение заключается в том, что знания и способы деятельности ученикам не преподносятся в готовом виде, а добываются ими самостоятельно через решение проблемных учебных задач. Материал не «дается», а «задается» как предмет поиска. Основой проблемного обучения можно считать проблемную ситуацию. Это ситуация затруднения, психологического дискомфорта, связанного с нехваткой необходимой информации или способа действий, которая мотивирует искать выход из создавшегося положения. Проблемная ситуация должна спровоцировать формулировку проблемы – четкое определение того, чего же именно мы не знаем, и на какой вопрос должны найти ответ. Проблема – это знание о незнании. Поэтапную структуру проблемного обучения можно обозначить следующим образом (по В.И. Загвязинскому):
Сильными сторонами проблемного обучения является развитие творческой активности и самостоятельности учащихся, включение их в поисковую исследовательскую деятельность, формирование познавательного и научно-исследовательского интереса, более прочное и глубокое усвоение материала. И все же, при всей позитивности, нельзя не отметить ограничения проблемного обучения: 1) оно применимо не на всяком материале, а лишь на том, который допускает неоднозначность трактовки и множественность возможных решений; 2) проблемное обучение применяется лишь на материале высокого уровня значимости, если применить его на второстепенном материале, то окажется, что он усвоен лучше, чем основной; 3) проблемное обучение требует сильной «стартовой площадки» – достаточно высокого уровня исходной подготовки учащихся, иначе обучение не будет попадать в «зону ближайшего развития» и создавать необходимую проблемность; 4) существующий сегодня в программах лимит времени иногда не позволяет применять проблемное обучение, которое требует больших временных затрат. Таким образом, при выборе методов обучения можно руководствоваться выбором соответствующей методической системы, внутри которой уже отработаны определенные методы обучения. Подобный взгляд на алгоритм выбора методов обучения предлагает рассматривать как несомненно перспективный В.И. Загвязинский. ТЕМА 7 Date: 2015-06-07; view: 718; Нарушение авторских прав |