Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И критерии отбора содержания образования





 

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные Володаром Викторовичем Краевским.

Прежде всего, это принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он требу­ет включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного зна­ния, культурной жизни и обеспечивают личностный рост.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обуче­ния при отборе содержания общего образования отвергает односто­роннюю предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкрет­ного учебного процесса, вне которого не может существовать со­держание образования. Это означает, что при проектировании со­держания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, методы, формы и средства, которыми будут пользоваться учителя, помогая учащимся осваивать запланированное содержание.

Принцип структурного единства содержания образования на раз­ных уровнях его формирования предполагает согласованность та­ких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, лич­ность учащегося. Кроме этого данный принцип говорит о том, что четыре компонента содержания образования обязаны присутствовать на любом уровне и любой ступени образования.

Эти принципы В.А. Сластенин дополняет еще тремя.

В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания об­щего образования, как гуманитаризация и фундаментализация.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования свя­зан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой куль­туры. Для этого гуманитарная культура должна проникать во все учебные предме­ты. Это требует изменения взаимоотношения и взаимодействия гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в основе которого должен лежать поворот к личности. Содержание конкретных учебных предметов (в том числе гуманитарных и, особенно, обществоведческих), необходимо обращать к человеку в его действительном (социальном и природном, объективном и субъективном) бытии. Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан также с мировоззренческой подготовкой школьников, и с формированием наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры (культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и семейных отношений).

Преодолеть дегуманизацию общего образования позволяет принцип фундаментализации его содержания. Он требует интегра­ции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осо­знание учащимися сущности методологии познавательной и прак­тической преобразующей деятельности. Обучение в этой связи пред­стает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобре­тения умений и навыков. Фундаментализация содержания общего образования обуслов­ливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию про­цесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.

Принципы гуманитаризации и фундаментализации содержания общего образования вызвали к жизни становление и такого прин­ципа, как соответствие основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности. Исходя из кон­цепции И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, эти компоненты могут быть представлены как когнитивный опыт личности, опыт практичес­кой деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности (они рассмотрены нами в § 5.3).

Рассмотренные принципы формирования содержания общего образования позволяют вычленить критерии отбора основ наук, изучаемых в современной российской средней школе (В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый):

Ø целостное отражение в содержании общего образования за­дач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;

Ø научная и практическая значимость содержания, включаемо­го в основы наук;

Ø соответствие сложности содержания учебных предметов ре­альным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

Ø соответствие объема содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение;

Ø учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

Ø соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

 

 

Личностно-ориентированное содержание образования

И.С. Якиманская под личностно-ориентированным образованием понимает «образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности».

А.В. Хуторской разделяет содержание образования на внешнее (образовательную среду) и внутреннее – создаваемое учеником при взаимодействии с внешней образовательной, и определяет личностно-ориентированное содержание образования как «все виды содержания образования, как внешнего, так и внутреннего, состав и структура которого обусловлены обеспечением или отражением развития личности ученика».

Основная функция личностно-ориентированного содержания обра­зования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Личностный смысл – индивидуа­лизированное осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам ее деятельности (А. Н. Леонтьев).

Для того, чтобы организовать мотивированное проявление и развитие лич­ностных образовательных смыслов ученика, необходимо, чтобы содержание образования включало в себя:

Ø фундаментальные объекты окружающего мира;

Ø опыт деятельности ученика по отношению к этим объектам;

Ø фундаментальные достижения человечества по отношению к этим объектам;

Ø опыт деятельности ученика по отношению к достижениям человечества.

Фундаментальные образовательные объекты – узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система знаний о них (А.В. Хуторской). Фундаментальные образовательные объекты имеют две грани своего проявления – реальную и идеальную. Например, такой объект как звезда выступает с одной стороны как сама звезда, реальный объект, а с другой стороны – как идея звезды, понятие о ней. Идея более универсальна, чем реальный объект, поскольку одинаковые идеи могут быть у разных реальных объектов: у двух реальных синиц есть общая идея синицы, у синицы и орла – общая идея птицы, у птицы и паука – общая идея животного, у животного и растения – общая идея живого существа, у живых и неживых объектов есть общая идея развития и т.п. При познании одного и того же фундаментального объекта, заданного внешним содержанием образования, разными субъектами обучения возникают разные идеи, и, как следствие, разные индивидуальные образовательные продукты на уровне внутреннего содержания образования. Например, при познании радуги как физического явления один ученик вынесет идею чисто физическую – идею спектра, другой обратит внимание на исключительную яркость радуги и сформирует идею красоты, третий увидит идею Божественного благословения, успешного завершения опасного дела (радуга после грозы). В конечном итоге это приведет не только к возникновению разных образовательных продуктов, но и к индивидуальным образовательным траекториям учеников.

Фундаментальные объекты окружающего мира могут представлять собой объекты живой и неживой природы, памятники культуры и истории, действующие в природе и обществе законы, произведения искусства и т.д. Опыт деятельности ученика по отношению к этим объектам будет включать в себя деятельность учащихся по изучению и освоению этих объектов, получение информации о них, проведение собственных исследований, формирование знаний и соответствующего отношения к объектам окружающего мира. Фундаментальные достижения человечества по отношению к фундаментальным объектам представляют собой уже совершенные людьми открытия и результаты проведенных исследований, сформулированные законы и закономерности, описания и доказательства свойств, функций объектов и явлений, произведения искусства. Опыт деятельности ученика по отношению к достижениям человечества предполагает освоение окружающего мира через призму науки, культуры, искусства; это изучение научного опыта исследований, чтение литературных источников, ознакомление с творческим наследием писателей, художников, композиторов, ученых. Таким образом, личностно-ориентированное содержание образования предполагает как получение непосредственного опыта исследования объектов самим учеником, так и опосредованное – через учебники, научную и художественную литературу, энциклопедии, СМИ, Internet.

Процесс поиска и обретения образовательных смыслов ученика по отношению к объектам окружающего мира и достижениям человече­ства, соответственно, предполагает:

1) личностное творчество ученика по отношению к фундаментальным объектам окружающего мира, распределенным в соответ­ствии с образовательными областями (образовательная продукция ученика как личностное содержание его образования);

2) самоосознание личного опыта, знаний и эмоционально-ценност­ных отношений ученика, обнаружившихся в процессе познания фундаментальных объектов и общекультурных знаний о них (рефлексивно «снятые» результаты познания и творчества);

3) деятельность ученика в отношении к фундаментальным дости­жениям человечества, связанным с изучаемыми объектами (отно­шение ученика к общекультурным знаниям и социальному опыту).

По мнению А.В. Хуторского, структура личностно-ориентированного содержания образования должна включать такие взаимосвязанные компоненты:

· предметное и метапредметное содержание образования, организованное вокруг фундаментальных образовательных объектов;

· деятельностное содержание образования, включающее виды, формы и способы ученической деятельности, применяемые образовательные технологии;

· содержание, задаваемое стандартом, играющее роль внешней образовательной среды для деятельности ученика;

· содержание образовательной продукции ученика, полученной им в результате изучения предметного и метапредметного содержания образования;

· культурно-историческое содержание, выступающее аналогом образовательной продукции ученика;

· рефлексивно проявленная и обобщенная образовательная продукция ученика, отражающая его личностные новообразования.

Личностно-ориентированное содержание образования включает в себя две части: инвариантную, внешне задаваемую и усваиваемую учеником, и вариативную – создаваемую каждым учеником в ходе обучения. Инвариантная часть не формируется специально, основные компоненты этой части содержания совпадают с выделяемыми классической дидактикой (когнитивный опыт, опыт деятельности, опыт творчества, опыт отношений).

Вариативная часть содержания образования создается учениками на основе их субъективного познания фундаментальных образовательных объектов, а также в ходе реализации личностно значимых целей, программ, проблем и видов деятельности. В эту часть содержания образования входят образовательные продукты ученика.

Образовательная продукция ученика – это то, что получает ученик в результате освоения содержания образования. Это может быть знание, умение, новая идея, мини-изобретение, творческое произведение, личностное новообразование. Образовательная продукция может быть внешней и внутренней. Внешняя продукция выражается в материальных результатах обучения (рисунок, сочинение, таблица, схема, макет, модель чего-либо), новом знании, идеях, представлениях. Внутренняя продукция связана с появлением новообразований в личности школьника, изменением и развитием существующих личностных качеств. Например, при изучении умножения внешним образовательным продуктом может быть составленная самим учеником таблица умножения, знание этой таблицы и умение ею пользоваться, «открытый» им новый способ вычисления, к примеру, умножение суммы на число или быстрый способ умножения в уме. Внутренней продукцией в этом случае может быть появление нового уровня мышления, совершенствование памяти, развитие внимания, формирование отношения к полученным знаниям. Появление отношения к своей деятельности, к изучаемому объекту, оценивание значимости полученного продукта для собственного обучения и дальнейшей жизни будет означать, что содержание образования получает личностную окраску. Поскольку отношение к одному и тому же материалу и оценка его будет разной у разных школьников, то и результаты усвоения будут разными, появится различие в образовательной продукции, содержание образования станет в той или иной степени личностно-значимым и индивидуально-личностным.

А.В. Хуторской предлагает подразделять образовательную продукцию на:

· методологическую (цели, способы деятельности, программы занятий, рефлексивные результаты),

· когнитивную (идеи, версии, гипотезы, проблемы, эксперименты, исследования),

· креативную (проекты, модели, сочинения, трактаты, конструкции, картины, поделки).

Образовательный продукт ученика оценивается по степени его от­личия от внешне заданного содержания образования: чем большего научно и культурно значимого отличия от известного продукта удает­ся добиться ученику, тем выше оценка результативности его образо­вания. Поясним это на примере. Можно узнать свойства воды, просто прочитав учебник. Тогда ученик узнает только то, что заложено в стандарте образования. Но можно предложить ученикам самостоятельно исследовать воду как вещество, описать проведенное исследование и полученные результаты и дать рекомендации по практическому применению открытых свойств воды. В этом случае ученик может найти именно те свойства, о которых можно прочитать в учебнике (образовательный продукт не отличается от запроектированного в содержании образования), а может быть, он обнаружит такие свойства воды, которые в учебнике не описаны (образовательный продукт отличается от предложенного содержания). Но в любом варианте у него появится особое отношение к полученному продукту (с помощью описания практического применения), и это станет основой личностной ориентации образования.

Основное отличие личностно-ориентированного содержания образования от классического проявляется в его функции – создание личностного смысла обучения. Для того чтобы классическое содержание стало личностно-ориентированным, необходима собственная деятельность ученика по исследованию как реальных объектов непосредственно, так и изучение уже существующих научных работ, связанных с этими объектами. В процессе подобной деятельности ученик получит какой-либо образовательный продукт.

Утверждение о том, что содержание образования может быть личностно-ориентированным, не является однозначно воспринимаемым все­ми педагогами и учеными. Например, в знаниево-ориентированной парадигме содержание образования никак не зависит от личности и активности уче­ника и только пассивно передается ему для усвоения. Одним из сторонников теории личностно-ориентированного содержания образования в современной дидактике является А.В. Хуторской.

 

 

Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники

 

Понятие стандарта происходит от английского слова standart – «норма, образец, мерило». Нормирование в образовании существует всегда в виде культурных традиций, законодательных актов, нормативных документов.

Стандартизация – установление и соблюдение определенных норм в каком-либо виде деятельности и в создаваемых в процессе деятельности результатах (В.И. Загвязинский). Стандартизация образования, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы.

 

Под стандартом образования понимается система основных па­раметров, принимаемых в качестве государственной нормы образо­ванности, отражающей общественный идеал и учитывающей воз­можности реальной личности и системы образования по достиже­нию этого идеала (В.С. Леднев).  

 

Наряду с законом «Об образовании», стандарт образования яв­ляется основным нормативным документом, несущим толкова­ние определенной части Закона. Закон РФ «Об образовании» раскрывает сущность стандарта: стандарт нормирует (определяет) обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовленности учеников.

Значение стандарта:

Ø обеспечивает единство образовательных требований к качеству образования, единство образовательного пространства;

Ø сокращает возможность перегрузки учащихся, т.к. не позволяет чрезмерно расширять объем учебного материала;

Ø развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления;

Ø указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения;

Ø обеспечивает стабильность требуемого уровня обра­зования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.

В законе Российской Федерации «Об образовании» в редак­ции, введенной в 1996 г., предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образова­ния сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства Рос­сии, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Этот компонент стандарта «отвечает» за содержание образования, единое для всех регионов России.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, ис­кусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Это содержание, которое может изменяться в зависимости от того, в каком регионе оно осуществляется.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компо­нента содержания образования, отражающего специфику и на­правленность отдельного образовательного учреждения. Каждое учебное заведение может вводить в учебный процесс содержание, являющееся специфическим для данного учреждения.

Стандарт образования, с одной стороны, отражает обя­зательства государства перед своим гражданином, а с другой – гражданина перед государством в области образования. Государ­ство требует от своего гражданина достижения определенного стан­дартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь не­обходимый для этого уровень образовательных услуг.

Сущность стандарта общего среднего образования раскрывает­ся через его функции, которые многообразны и тесно связаны между собой. Среди них следует выделить функции социального регулирования, гуманизации образования, управления, повыше­ния качества образования (В.А. Сластенин).

Функция социального регулирования. Ее реали­зация предполагает такой механизм, который предотвратил бы разрушение единства образования. Образовательные стандарты фиксируют объем и уровень пол­ноценного базового общего образования. Реальные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по широте, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся. Но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться внутри страны некоторого гарантированного уровня качества подготовки выпускников школы, на который можно опереться при организации последующего обуче­ния. Этим обеспечивается эквивалентность образования – важнейший фактор решения многих демографических и соци­альных проблем: возможности миграции населения, признания документов об образовании, полученных в различных регионах и т. п.

Функция гуманизации образования предполагает утверждение с по­мощью стандартов его личностно-развивающей сущности. Четкое определение минимальных требований к общеобразо­вательной подготовке учащихся открывает возможности для диф­ференциации обучения, овла­дения материалом на различных уровнях. Школьник обязан выполнять государ­ственные требования к уровню общего образования и имеет пра­во при наличии соответствующего желания двигаться в овладе­нии содержанием образования дальше. Открытая инфор­мация о стандартах дает возможность школьнику осознанно изби­рать индивидуальную траекторию своего развития. Ученик имеет право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями, что освобождает его от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет реа­лизовать свои интересы и склонности.

Такой подход к содержанию общего образования в значитель­ной степени снимает неоправданное эмоциональное и психоло­гическое напряжение учащихся, позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения и создает условия для полноценного развития лич­ности школьника.

Функция управления связана с возможностью реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества резуль­татов обучения.

Введение стандартов позволяет исключить стихийность и самоуправство в разработке системы критериев качества образования школьников, повысить объективность и информативность конт­роля, унифицировать оценки. Получение достоверной информа­ции о реальном состоянии дел в школе создаст условия для при­нятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования.

Государственные образовательные стандарты позволяют осу­ществлять функцию повышения качества образования. Они призва­ны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня об­разования. До введения стандарта общегосударственных обязательных норм не существовало. Отсутствие явно очерченных пределов усвоения приводило к тому, что реальный уровень знаний многих выпускников оказывался чрезвычайно низким, а высокий уровень образованности отдельных школьников не решал проблемы качества образования в целом. Введение образовательных стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенно­го, заранее заданного уровня базовой культуры личности, спо­собствует повышению общего уровня образованности и, следова­тельно, повышению качества образования в целом.

При всех своих преимуществах, стандарт образования несет в себе определенную опасность: он может способствовать шаблонности обучения и подавлять творчество педагога и ребенка. В этом вопросе главное – не допускать стандартизации процесса обучения, в нем всегда должен присутствовать творческий подход. Пусть стандартом задается содержание и требования к уровню подготовки, но как реализуется предложенное содержание должен решать учитель, оставаясь свободным в выборе методов, форм, средств обучения.

Стандарт образования отражается в нормативных образовательных документах, таких как учебные планы, учебные программы, учебники.

Учебный план – это документ, содержащий перечень изучаемых учебных предметов, их распределение по годам обучения, количество часов на каждый предмет и общую недельную нагрузку учащихся по классам (П.И. Пидкасистый).

Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому предмету, определяется содержание и количество времени на изучение тем и разделов каждого курса, дается распределение их по годам изучения (П.И. Пидкасистый).

!
Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы (Педагогический энциклопедический словарь).

 

 

ТЕМА 6

 

Date: 2015-06-07; view: 1677; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию