Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие сведения о морских трубопроводах
Освоение морских месторождений нефти и газа требует решения проблемы доставки последних на материк. Как показывает опыт, эта проблема может быть успешно решена трубопроводным транспортом. Уже построены тысячи километров морских трубопроводов в самых разнообразных условиях. Опыт строительства морских трубопроводов в СССР пока ограничивается районом Каспийского моря и проливами, отделяющими о. Сахалин от материка. Выбор трассы и изыскания. Выбор трассы морского трубопровода от места добычи к берегу осуществляется по гидрографическим морским картам, на которых имеются некоторые сведения о характере грунтов, слагающих дно моря в данном районе, а также данные о морских течениях (направлениях, скорости и т. п.). При выборе трассы необходимо стремиться к наиболее полному выполнению следующих условий: длина трубопровода должна быть минимально возможной; глубины укладки — минимальные, грунты — прочные, устойчивые; продольный профиль — плавный, без резких перепадов поверхности дна. Одновременное выполнение всех требований, как правило, невозможно. Поэтому необходимо определить требования наиболее важные, без выполнения которых нельзя осуществлять строительство трубопровода. Например, выбрав самую короткую трассу (прямую), можно получить профиль со значительными перепадами высот, но которому невозможно проложить трубопровод. Могут быть также и другие ограничения. Например, трубопровод должен соединить несколько платформ, добывающих нефть, пересечь какие-либо искусственные препятствия и т. д. Покажем это на примере (рис. 13.37). Платформы П\, 112 и /73, до-добывающие нефть, расположены за пределами судового хода А — А; вокруг платформ имеются зоны (на рисунке заштрихованы), в которых трубопровод может быть поврежден швартующимися судами, зона а, б, в, г открыта для рыболовства. Наибольшая опасность повреждения будет в зоне судового хода, так как в критических ситуациях суда могут бросать тяжелые якоря и дрейфовать вместе с ними. Возможны два варианта соединения платформ: первый на схеме показан сплошной линией, а второй--пунктиром. В первом варианте длина одной нитки трубопровода будет меньше, чем двух во втором. Однако в случае разрушения нитки (первый вариант) сразу отсекаются все платформы, с которых разбуриваются обычно несколько скважин. Второй вариант обеспечивает большую надежность, чем первый. Однако как в первом, так и во втором вариантах должна быть обеспечена защита трубопровода от повреждений на всей длине. Эффективность того или иного варианта может быть определена в результате оптимизации по принятому критерию. Изыскания проводятся по выбранной трассе в более узкой полосе (200—300 м). При этом выполняются следующие работы: детальная съемка профиля дна (с помощью эхолотов), гидродинамические работы, исследование дна на предмет обнаружения искусственных препятствий (затонувших судов и т. п.), исследование грунта. Детальную съемку профиля выполняют вдоль всей трассы и по двум дополнительным створам, параллельно основному створу. Кроме того, проводят съемку профиля перпендикулярно к трассе. Таким образом, получают детальную картину рельефа дна в полосе шириной 200—300 м. Гидрометрические работы включают: измерение скорости и направления течения, распределение скоростей по глубине (от поверхности до дна).
Измеряют параметры волн при различных состояниях моря (спокойном, бурном, среднем волнении). В числе этих параметров длина волны, амплитуда, а также преимущественное направление движения волн. Скорости течения (вызываемого приливами и отливами или иными причинами) измеряют гидрометрическими вертикалями, автоматически записывающими скорости и направления течения на разных глубинах. В результате этих измерений составляют графики распределения скоростей течений на различных глубинах в местах установки гидрометрических вертушек. Параметры волн определяются в течение года с помощью волновых буйков с самописцами, записывающими высоту волн и их период. Эти данные в совокупности с данными визуальных наблюдений позволяют прогнозировать картину волн в период строительства. Причем чрезвычайно важно установить преимущественное направление волн. Исследование грунтов вдоль трассы предполагает получение следующих характеристик: гранулометрический состав, объемный вес, влажность, сопротивление сдвигу, размываемость. Эти данные получают по образцам, взятым по трассе будущего трубопровода, они необходимы при расчетах его устойчивости на воздействие волн и течений. На основании данных о свойствах грунта, скоростях течения, волнений и данных, полученных с помощью эхолотов, строится профиль дна по трассе с указанием вида грунта;и его основных характеристик (рис. 13.38) и составляется пояснительная таблица. В пояснительной таблице указывают: пикеты и расстояние между ними; высотные отметки дна; зид грунта (скала, гравий, песок, ракушка, ил и т. д.); удельный вес грунта уест, сцепление с; влажность весовая ш; размываемость грунта, которая характеризуется минимальным значением скорости течения, размывающего грунт (в таблице проставляется (+), если грунт размывается при существующих в районе трассы скоростях или (—) —если грунт не размывается); скорости течений v и преимущественное направление (азимут) В. Составленный таким образом профиль по всем рассматриваемым вариантам трассы дает возможность спроектировать подводный трубопровод, обладающий необходимой надежностью. Воздействие волн и течений на трубопровод. Трубопровод при строительстве и эксплуатации может находиться в различных положениях: на поверхности моря, в переходной зоне, на дне моря и на дне траншеи (если ее устройство предусматривается). В этот период трубопровод подвергается силовому воздействию волн и течений, которое необходимо уметь определять, чтобы обеспечить устойчивое положение трубопровода на любой стадии его строительства и эксплуатации (на дне, в подвешенном состоянии, на поверхности моря). На трубопровод могут действовать силы, зависящие от положения трубопровода относительно поверхности и дна моря. На рис. 13.39 показаны возможные положения трубопровода. Рассмотрим оба эти случая.
Трубопровод находится на дне. В общем случае он может подвергаться воздействию горизонтальных и вертикальных сил: горизонтальные (на единицу длины) силы где Рх\ — сила, определяемая скоростным напором от постоянного течения; Рж2 — максимальное значение скоростной горизонтальной составляющей волнового воздействия; Рхз — максимальное значение инерционной горизонтальной составляющей волнового воздействия:
где Qmp — вес трубопровода (трубы, изоляции, балласта и т. д.) в воде; Ру} — выталкивающая сила (по закону Архимеда); РУ2 — подъемная сила от постоянного течения; Ру3 — скоростная составляющая волнового воздействия; Ру± — инерционная составляющая волнового воздействия. Если трубопровод находится в подвешенном состоянии, то Рх и Ру определяют по (13.53) и (13.54), причем в последнем выражении принимается Р„2 = 0. Приведем характеристики и порядок определения отдельных составляющих. Значения горизонтальной скоростной и инерционной составляющих волнового воздействия определяют по формулам где у — удельный вес воды; DH — наружный диаметр трубопровода; h — высота волны; кх, вс, Ои — определяют по графику (рис. 13.40); йс„ — коэффициент снижения, учитывающий неодновременность действия волны по длине трубопровода; фв— угол между нормалью N к главной оси трубопровода 1 и лучом набегающей волны (рис. 13.41,а). На мелководье при Я>Якр Значения вертикальных составляющих волнового воздействия определяют по формулам
Для прибрежной полосы, т. е. при Я^Якр, горизонтальные и вертикальные составляющие волнового воздействия определяют по формулам (13.57), (13.59), (13.61), в которые нужно ввести коэффициент где ЛКр — высота волны непосредственно перед обрушением; апр — глубина воды в прибойной зоне; Якр — глубина воды, на которой волны начинают разрушаться. Лучом волны Л„ называют линию, проведенную в плане через заданную точку акватории А нормально к линиям фронтов волн (2, 3, 4, 5, 6), т. е. луч направляем туда, куда бегут волны (см. рис. 13.41, а). Иллюстрация геометрических характеристик волны приведена на рис. 13.41,6. Имея характеристики волн на разных участках и скорости течения, можно определить Рх и Ру по (13.53) и (13.54), а затем рассчитать необходимую пригрузку для обеспечения устойчивого положения трубопровода, находящегося на дне моря или водохранилища. Условие устойчивости будет иметь вид где ky — коэффициент устойчивости, принимаемый 1,2; /Тр — коэффициент трения трубопровода о грунт. Технология строительства морских трубопроводов Технология строительства морских трубопроводов включает следующие элементы: земляные работы, подготовку трубопровода к укладке, укладку трубопровода, засыпку и защиту от повреждений. Земляные работы ведутся при рытье траншей и на тех участках трубопровода, которые должны быть заглублены ниже поверхности дна. В мировой практике существуют устройства, позволяющие разрабатывать грунт с поверхности воды и в подводном положении. К первым относятся плавучие земснаряды, гидромониторные установки, грейферные землечерпалки, пневматические и гидравлические грунтососы. Ко вторым — различного рода автономные устройства, работающие под водой. Приведем характеристики некоторых современных землеройных снарядов для рытья траншей на морских акваториях. В Италии создан земснаряд, который может разрабатывать траншеи на глубине до 60 м. Рытье траншеи осуществляется фрезерным рыхлителем; глубина траншеи до 2,5 м при ширине по дну от 1,8 до 4,5 м. Скорость проходки до 130 м/ч в грунтах средней плотности. Снаряд перемещается по дну с помощью лебедки и тяговых тросов. Управление снарядом осуществляется оператором, находящимся в специальной камере на земснаряде. Воздух и электропитание на снаряд подаются с обслуживающего судна. Той же фирмой разработан земснаряд В-70, перемещающийся по уложенному на дно трубопроводу на салазках. За один проход снаряд разрабатывает грунт на глубину до 1 м. Снаряд работает на глубинах до 30 м, скорость проходки до 30 м/ч; управление, как и в предыдущем случае, с обслуживающего судна. В Японии разработан подводный бульдозер для земляных работ на глубинах до 60 м. Бульдозер имеет массу 34 т, мощный двигатель и гусеничный движитель. Может разрабатывать плотные грунты, которые земснарядами обычного типа разрабатывать нельзя. В ФРГ создана установка для разработки траншеи на больших глубинах. Основу ее составляет экскаватор, управляемый с промежуточной подводной станции и надводного судна. Глубина опускания подводной промежуточной станции принимается такой, чтобы разрабатываемый экскаватором грунт в виде пульпы поступал в нее за счет перепада гидростатического давления. В промежуточной станции происходит разделение грунта и воды. С надводным судном промежуточная станция связана трубопроводом для подачи разработанного грунта на поверхность и трубопроводами большого диаметра, обеспечивающими доступ в капсулу с обслуживающим персоналом необходимых материалов и прокладку кабелей. Внутри станции поддерживается атмосферное давление, поэтому обслуживание и ремонт ее механизмов проводятся без глубоководных скафандров. В Японии сконструирован подводный траншейный экскаватор, предназначенный для разработки траншей при сооружении подводных трубопроводов, котлованов под фундаменты различных морских сооружений и дноуглубительных работ. Экскаватор перемещается по дну со скоростью 3 км/ч и может разрабатывать грунт на глубинах до 70 м. Масса экскаватора на суше около 60 т, в воде—примерно 50 т. Управляют экскаватором два оператора с надводного судна. Экскаватор может работать при скорости течения до 3 узлов, продольном уклоне дна до 20° и поперечном — до 15°. Экскавация грунта осуществляется в полосе шириной 8,5 м по направлению его движения, толщина разрабатываемого за один проход слоя грунта 3 м, в том числе 1 м вниз и 2 м вверх от опорной поверхности гусениц ходовой части экскаватора. Производительность по грунту из песка с галькой и камнями диаметром 75—90 мм примерно 45 м3/ч. Разработанный грунт транспортируется по пульпопроводу к месту отвала на дне моря или на грунтоотвозную баржу. Все силовые приводы экскаватора гидравлического типа. Подготовка трубопровода к укладке и укладка. Укладывать трубопровод в подводную траншею можно по двум схемам: протаскиванием и погружением с поверхности воды. В зависимости от того, по какой схеме ведется укладка, назначается технология подготовки трубопровода. Прежде чем перейти к рассмотрению названных схем укладки, отметим следующее. Мировой опыт строительства морских трубопроводов показал, что как для газопроводов, так и нефтепроводов лучшим защитным покрытием и одновременно балластом является бетон. При этом заливка воды внутрь укладываемых подводных газов и нефтепроводов не требуется. Укладка труб протаскиванием осуществляется обычно с берега в сторону открытого моря. Протаскивают плети бетонированных труб. Бетоном трубы покрывают на берегу, где плети укладывают на стапеле параллельно спусковой дорожке. Головная плеть оснащена специальным буксировочным оголовком. По мере протаскивания плетей по роликовой дорожке (с пневматическими роликами) производятся пристыковка последующих плетей, изоляция стыка и бетонирование. Длина укладываемого таким образом подводного трубопровода лимитируется прежде всего прочностью труб разрыву и возможностью создать необходимое тяговое усилие. На рис. 13.42 изображена схема протаскивания. Трубопровод / движется по роликовой спусковой дорожке. Тяговое усилие от лебедки, установленной на судне 3, передается по тросу 2. Судно удерживается якорями 4. На практике таким способом укладывались трубопроводы длиной до 15 км. Метод протаскивания очень прост, обеспечивает укладку трубопровода точно по трассе. Однако в современной практике морского трубопроводного строительства приходится укладывать трубопроводы на расстояния в несколько десятков и даже сотен километров, как, например, при освоении морских месторождений нефти и газа в Северном море (до 360 км). Обеспечить протаскивание на такие расстояния практически невозможно. В этих случаях применяется укладка с поверхности моря.
Методы укладки трубопроводов с поверхности моря весьма разнообразны. Но наибольшее распространение получила укладка трубопровода с помощью специальных трубоукладочных судов (рис. 13.43). Трубоукладочное судно 4 закрепляется на якорях 6. Их может быть до десяти с общим держащим (горизонтальным) усилием до 6 мН. Судно является одновременно и накопителем секций бетонированных труб, доставляемых специальными транспортными судами. Перегрузка с транспортных судов на укладочное осуществляется в месте укладки трубопровода. Для общего представления о трубоукладочном судне приведем некоторые данные об одном из них. Водоизмещение 60000 т, длина 185 м, ширина 36 м, осадка 10 м, судовой кран грузоподъемностью 1450 т при высоте стрелы 5 до 30 м. Судно имеет помещения для рабочих и команды на 300 человек. Трубопровод может растягиваться усилием до 1,6 мН. На судно доставляют готовые секции длиной до 36 м, длина судна позволяет собирать плети длиной 180 м и укладывать их в траншею. Вместимость складов труб позволяет создавать запас бетонированных труб до 2.5 км при диаметре 800 мм и до 9,9 км — диаметром 600 мм. Укладка трубопровода / осуществляется следующим образом. На судне 4 (см. рис. 13.43) сваривают очередную плеть, стыки изолируют, бетонируют и оснащают поплавками 2. Плеть стыкуют с концом трубопровода, уложенного ранее и удерживаемого натяжным устройством и специальной жесткой приставкой,9. Угол наклона этой приставки назначается п зависимости от глубины водоема Я так, чтобы напряжения в трубопроводе на участке переходной кривой были наименьшими. Определению рациональной формы переходной кривой уделяется большое внимание. На рис. 13.44 изображена расчетная схема переходного участка. Балластированный трубопровод имеет отрицательную плавучесть (вес единицы длины труб в подводном положении). Если поднять конец трубопровода в точке О' на величину Н, то он займет положение /. Глубина Н при такой схеме укладки оказывается очень малой (до 10 м); укладка на большую глубину вызывает в материале напряжения, превышающие предел текучести, и соответственно пластичный изгиб труб или их разрушение. Поэтому для уменьшения изгибающих напряжений в трубах на переходном участке L обычно
предусматриваются два мероприятия: применение разгружающих понтонов и растяжка трубопровода. Разгружающие понтоны облегчают вес трубопровода на величину q\, т. е. фактический вес единицы длины труб будет Совершенно ясно, что чем меньше q, тем менее сложным будет напряженное состояние переходного участка, что вытекает из известной зависимости для упругой линии трубопровода, EIylv = q(x). В этом условии EI — величина постоянная, и поэтому положение упругой линии будет зависеть только от q(x)=q. Применение большого числа разгружающих понтонов усложняет процесс укладки. Поэтому для уменьшения их числа применяют натяжение трубопровода продольной силой Рп. При этом переходная кривая становится пологой (положение //); трубопровод работает как жесткая нить, изгибающие напряжения в нем существенно снижаются. Правда, при этом переходный участок удлиняется, но и допускаемые глубины укладки резко возрастают. В настоящее время таким способом укладывают трубопроводы на глубины до 200—300 м. Для упрощения условий работы труб на переходном участке укладочное судно оснащается специальной жесткой приставкой 3 (см. рис. 13.43) длиной до 100 м. Приставка может изменять угол наклона к горизонту а, что необходимо для регулирования положения переходной кривой при различных глубинах укладки. По этой жесткой приставке трубопровод перемещается по роликовой дорожке. Таким образом, натяжение и разгружающие понтоны требуются для участка, не опирающегося на приставку. Напряженное состояние укладываемого трубопровода рассчитывают по правилам расчета жестких нитей. При этом заданными характеристиками являются: вес труб, в воде q (определяется из условия устойчивости трубопровода), предельное значение изгибающего момента [Al] = [a|W, где [а]-—контролируемое напряжение, W — момент сопротивления сечения труб с учетом защитного слоя бетона. Натяжение Р лимитируется двумя факторами: предельной силой натяжения, обеспечиваемого судном, и несущей способностью материала труб. При определенном сечении труб наибольшая сила натяжения судна может быть больше, чем предельное сопротивление труб размыву. Это необходимо иметь в виду при расчете переходного участка. Таким образом, при решении рассматриваемой задачи необходимо определить величину разгрузки q[t длину переходного участка L и угол наклона жесткой приставки а. Уравнение упругой линии жесткой нити имеет вид где k = <\JP/(EI)\ P — продольная сила в трубопроводе; q — распределенная нагрузка, определяемая по (13.64). Как видно из рис. 13.44, произвольные постоянные С\, C2, С3, С4 можно определить, используя граничные условия jc = 0, у = 0 и у"=0; jc = L, y = H и y"=M0f(EI). Определяя далее изгибающие моменты по длине переходного участка L, устанавливаем возможность укладки трубопровода на заданную глубину Н при соответствующих q, E, 1. Если укладка по условию прочности оказывается невозможной, т. е. если a = M/W+P/F>[a], то величина q уменьшается на qi (необходимо применение разгружающих понтонов) и расчет повторяется. Эта итерационная процедура повторяется до тех пор, пока не будет получено оптимальное решение. Решение осложняется тем, что неизвестна длина участка L. Для ее определения можно использовать условие х = 1, у' = = tga. Если стыкуемая плеть находится в горизонтальном положении, то tg<z = 0. Таким образом, изменяя угол наклона а жесткой приставки, нагрузку q и силу натяжения Р, можно регулировать глубину погружения от Ят|„ до Ятах. Решение должно выполняться на ЭВМ по программе, позволяющей рассмотреть возможные варианты и принять лучший из них. Заметим далее, что с помощью понтонов можно изменять плавучесть трубопровода. Для этой цели применяют понтоны, внутрь которых может поступать вода. По мере увеличения глубины погружения воздух внутри понтонов сжимается и плавучесть понтона Р„ уменьшается. Таким образом, плавучесть трубопровода, зависящая от плавучести понтонов Рп, распределяется по длине переходного участка неравномерно. Как показывает опыт, такой метод обеспечивает уменьшение длины L при одновременном увеличении допускаемой глубины погружения. Укладка трубопровода происходит следующим образом. После подготовки очередной плети к укладке судно начинает продвижение на якорях 6 (см. рис. 13.43), сохраняя одновременно расчетное усилие натяжения Р. Для регулирования натяжения на судне имеются специальные устройства, равномерно сжимающие трубопровод на протяжении 5—10 м. Далее трубопровод проходит по направляющим роликам на жесткую приставку. По мере схода труб на приставку к ним прикрепляются понтоны. Понтоны могут быть различных конструкций (цилиндрические, шаровые и т. д.). Общим требованием к ним является способность выдержать внешнее давление воды на полной глубине погружения. Отстропка понтонов производится автоматически на заданной глубине. Контроль за укладкой ведут водолазы, а также команда из двух человек, находящаяся в специальных автономных погружаемых аппаратах. Защита подводного трубопровода от повреждений. Уложенный на дно трубопровод должен быть надежно защищен от механических повреждений якорями судов, волокушами рыболовных судов и т. п. Это может быть обеспечено заглублением трубопровода, бетонированием его, созданием различных обвалований. При заглублении трубопровода должна быть обеспечена неразмываемость труб течением, а также защита труб от повреждений якорями. Однако заглубление трубопровода на больших глубинах представляет сложную задачу. Поэтому н местах, где возможно повреждение труб якорями судов и волокушами рыболовных траулеров, кроме заглубления можно предусмотреть различные конструктивные решения по защите трубопроводов. Основная цель такой защиты — обеспечить условия, при которых якорь проходил бы через трубопровод, не зацепляя его. Для этого могут быть использованы следующие конструктивные решения: бетонирование без заглубления (рис. 13.45,а), бетонирование с малым заглублением (рис. 13.45,6), обычное бетонирование с устройством защитного обвалования (рис. 13.45, в), бетонирование с покрытием труб армированными бетонными блоками (рис. 13.45, г), бетонирование по специальному профилю (рис. 13.45, д). Все защитные схемы, кроме схем рис. 13.45, а, б, обеспечивают выдергивание лап якорей из грунта при волочении якорной цепи через защитную конструкцию. Размеры защитных покрытий при расположении трубопровода на дне без заглубления устанавливают на основании испытаний принятой конструкции. При этом заранее намечают вес и форму якоря, на которые должно быть запроектировано покрытие, а также определяют, на сколько воздействий (повторных прохождений якоря) оно должно быть рассчитано.
Глава 14 Date: 2015-06-07; view: 1432; Нарушение авторских прав |