Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовительные работы
При строительстве подводных переходов к подготовительным относятся геодезические и гидрометрические работы, связанные с промерами глубин в створе перехода и определением скоростей потока, планового положения траншей, подготовка спусковых дорожек, футеровка и балластировка трубопровода и ряд других, специфических для подводных трубопроводов работ. Геодезические и гидрометрические работы Строительство подводных переходов магистральных трубопроводов требует соответствующего геодезического и гидрометрического обслуживания. Наиболее важными являются работы по составлению фактического профиля и планового положения траншей. Промеры глубин для составления продольного профиля достаточно делать 3 раза: перед началом разработки траншеи для выявления соответствия фактического профиля дна реки проектному; перед укладкой трубопровода в подготовленную траншею; после укладки трубопровода с целью определения фактического положения. Масштабы для составления профилей принимают в соответствии с масштабом съемки, который устанавливается по данным табл. 13.1. При выполнении промеров необходимо установить высотное положение измеряемой точки, ее положение по пикетажу и отметку уровня воды в момент промера. Фиксирование промерных точек осуществляют одним из следующих способов: засечкой промеряемых точек одним инструментом (теодолитом или мензулой); этот способ применяют при ширине водной преграды до 200 м при работе с одного берега и до 400 м при работе сначала с одного, а затем с другого берега; засечкой двумя инструментами (это наиболее точный способ и может быть использован при любой ширине реки); дальномером, установленным в створе; со льда (при работе зимой); с применением эхолота. Наибольшее расстояние между точками промеров глубин берется в зависимости от принятого масштаба топогеодезической документации (см. табл. 13.1). Правильное определение отметки уровня воды очень важно, так как измеренные глубины без отнесения их к известной отметке уровня не имеют никакой ценности. Уровень воды определяется по показаниям водомерных постов, имеющих привязку к абсолютным отметкам, которыми обязательно должно быть оборудовано место подводного перехода еще до начала основных работ. Наблюдения на водомерных постах проводят 2 раза в день и результаты их записывают в журнал. При выполнении промеров, кроме того, записывают уровни воды до начала промеров и после их окончания. Если горизонт воды в реке подвержен частым колебаниям (горные реки, низовья равнинных рек), наблюдения за уровнем воды проводят чаще. Ось перехода до начала работ закрепляют на берегах реперами (металлическими или деревянными) и оборудуют створными знаками. Расстояние между створными знаками назначают исходя из предельно допускаемого сноса промерной лодки или катера со створа. В табл. 13.2 приведены расстояния между створными знаками в зависимости от предельно допустимого сноса промерного судна при различной ширине реки. Таблица составлена при условии размещения створных знаков на обоих берегах реки. Если на одном из берегов невозможно поставить створный знак, то данные таблицы удваивают. Опыт работ показывает, что при ширине реки до 200 м достаточно установить створные знаки на одном берегу. На реках шириной более 200 м ими оборудуют оба берега. Глубины воды в промерных точках наиболее целесообразно измерять с помощью эхолота. Применение их позволяет получить непрерывную запись глубин, точность которых не зависит от скорости течения, а про- меры выполняются со скоростью движения промерного судна. Эхолот позволяет определить формы и размеры сечения траншей (рис. 13.13, а) и положение трубопровода (рис. 13.13, б). Для этого следует двигаться на судне или моторной лодке с установленным на нем эхолотом вдоль или поперек оси трубопровода. На батиграмме одновременно записываются отметки трубопровода и дна водоема под трубопроводом. Устройство спусковых дорожек Трубопроводы, подготавливаемые к укладке под воду, размещают обычно на берегу на специальных спусковых дорожках, которые служат для спуска трубопровода с берега в подводную траншею или на поверхность воды. Известны дорожки следующих основных типов. Грунтовые дорожки представляют собой спланированную полосу грунта на одном из берегов водоема в створе перехода. Дорожку делают прямолинейной в плане. Профиль дорожки планируют так, чтобы он имел уклон в сторону водоема или был, по крайней мере, горизонтальным. Даже незначительный обратный уклон создает большое дополнительное усилие протаскивания. По грунтовым дорожкам можно протаскивать только футерованные трубопроводы. Следует иметь в виду, что при песчаных грунтах протаскивание осуществляется легче по сухому основанию, а при глинистых — по увлажненному. Рельсовые дорожки. Узкоколейную дорожку устраивают обычно прямолинейной в плане и горизонтальной или с незначительным уклоном н сторону водоема по профилю. Перед сборкой рельсовой дорожки производят планировку полосы •рунта в створе перехода бульдозером: срезают выступы, бугры, засыпают ямы и т. д. Одним и.ч основных элементов спуска является вывод вагонеток из-под трубопровода. Рекомендуется следующий способ. В конце пути устраивают приямок глубиной 2—2,5 м, в который сваливаются вагонетки. На другом конце приямка трубопровод уже опирается на грунт (рис. 13.14). Из приямка вагонетку тут же вытаскивают автокраном. Для быстрого выполнения этой операции на очередную вагонетку на специальную скобу надевают трос длиной 4— Г> м с огонами на концах. Как только следующая вагонетка подходит к приямку, второй огон набрасывают на крюк крана и свалившаяся в приямок тележка немедленно вытаскивается из него. С помощью второго троса к этому времени должна быть подготовлена к вытаскиванию из приямка следующая тележка. Опыт показывает, что описанным способом тележки удаляют из-под трубопровода без каких-либо осложнений. Водная спусковая дорожка представляет собой траншею, вырытую на берегу водоема в створе перехода, длину и ширину которой назначают с таким расчетом, чтобы в нее можно было поместить весь подводный участок трубопровода. Наилучшее условие для устройства такой дорожки — низкий и ровный берег. Чем меньше возвышается поверхность берега над уровнем водоема, тем меньшей глубины разрабатывают траншею. В практике имеются примеры укладки трубопроводов по водным спусковым дорожкам, когда поверхность берега на 2—3 м выше горизонта воды в реке. В этом случае береговую траншею отрывают на глубину до 2—3 м, а у уреза воды оставляют грунтовую перемычку. Траншею заполняют водой и в нее опускают трубопровод. Возле перемычки заранее создают резерв грунта. Как только протаскиваемый трубопровод прорезает перемычку, бульдозер, чтобы уменьшить потери воды из береговой траншеи, периодически засыпает образующуюся в перемычке прорезь из резерва грунта. Одновременно насосом или мотопомпой в траншею закачивают воду из водоема. Роликовые или рольганговые дорожки. Роликовые дорожки представляют собой ряд опор с роликами, расстояние между которыми определяют п зависимости от размеров и массы единицы длины укладываемого трубопровода. Применение роликовых дорожек с металлическими роликами недопустимо, так как при этом не обеспечивается сохранность изоляции трубопровода. В последние годы начали применять ролики с пневматическими шинами. По такой роликовой дорожке трубопровод может перемещаться без нарушения сплошности изоляционного покрытия при обычной деревянной футеровке. Футеровка трубопровода Трубопроводы футеруют для предохранения изоляции от повреждений при укладке. В настоящее время для футеровки применяют деревянные футеровочные рейки размером 2,5 X X5—7x300—400 см. Процесс футерования включает в себя следующие операции: рассортировку по длине и обрезку реек; подготовку реечного ковра; обертывание ковром трубы; предварительное, а затем и окончательное укрепление футеровки проволокой-катанкой. Подготовка реечного ковра заключается в соединении необходимого для полного или частичного обертывания трубы числа реек отожженной проволокой диаметром 1,5—2 мм или прочным шпагатом. Эту операцию выполняют двое рабочих. Для изготовления реечного ковра можно использовать оберточную бумагу. На нее наносят расплавленный битум, с помощью которого рейки приклеиваются к бумаге. По трудоемкости оба способа приблизительно одинаковы. Приподняв трубоукладчиком трубопровод на 0,4—0,5 м, обертывают его реечным ковром. Проверив качество обертки, скрепляют ее двумя скрутками из отожженной проволоки-катанки диаметром 5—6 мм. Окончательно футеровку крепят скрутками из отожженной проволоки-катанки через каждые 60 см. Футеровочная рейка должна плотно прилегать к поверхности трубы. Футеровка отдельных мест выполняется аналогично. В местах крепления тросов (например, оттяжек при опуске трубопровода с поверхности воды) выполняют двухслойную футеровку: нижний слой — из обычных реек длиной 2—2,5 м, а верхний — из досок толщиной 4—5 см и длиной 0,7—1 м. Это делается для предохранения изоляции от повреждения тросом, так как опыт работ показал, что однослойная футеровка не обеспечивает сохранности изоляции. Балластировка трубопровода Балластировка, или утяжеление, трубопровода производится при строительстве газопроводов, а также любых подводных трубопроводов, обладающих положительной плавучестью в заполненном продуктом состоянии. Балластировку выполняют чугунными или железобетонными отдельными грузами и в виде сплошных покрытий бетоном или асфальтобетоном. В настоящее время наибольшее распространение имеют чугунные и железобетонные грузы из двух полумуфт. Основное достоинство железобетонных грузов — простота их изготовления и сравнительно невысокая стоимость. Недостаток — меньший объемный вес по сравнению с чугунными. Поэтому приходится увеличивать размер железобетонных грузов или располагать их более часто, что, в свою очередь, усложняет производство работ как по навеске грузов, так и по протаскиванию трубопровода. В практике строительства наблюдались случаи, когда грузы большого диаметра, врезаясь в грунт, сдвигались со своего места, даже будучи плотно прижатыми к трубопроводу. Наиболее перспективным является утяжеление труб сплошным покрытием из бетона при укладке однотрубного перехода или заполнения утяжеляющим раствором межтрубного пространства (укладка по схеме труба в трубе). В первом случае утяжеляющее покрытие получают с помощью торкретбетона, наносимого на трубу в заводских условиях или непосредственно на месте перехода. Торкретирование заключается в нанесении на покрываемую поверхность слоев цементного раствора струей сжатого воздуха. Толщина слоя торкрета, наносимого на поверхность за один заход, составляет 200 мм. Установка для торкретирования состоит из цемент-пушки; шлангов для подачи воздуха, воды и сухой смеси цемента и инертного заполнителя; компрессора (производительность 5—6 м3/мин, давление сжатого воздуха не менее 0,04 МПа), бака для воды. Сухую смесь цемента и мелкозернистого инертного заполнителя состава 1:2—1: 5 загружают в цемент-пушку, откуда она под давлением воздуха подается к соплу, где смешивается с водой. При торкретировании сопло держат перпен-дикулярно к трубопроводу на расстоянии 0,8—1,2 м от поверхности. На трубы диаметром до 529 мм торкрет-бетон наносят в два этапа. Сначала покрывают верхнюю половину труб, а после выдержки бетона в течение 1—2 сут трубопровод (или секции труб) переворачивают и Date: 2015-06-07; view: 1046; Нарушение авторских прав |