Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технология укладки подводных трубопроводов и расчетное обоснование схем укладки
Подготовленный к укладке в подводную траншею переход представляет отрезок или несколько отрезков трубопровода, общая длина которых на несколько десятков метров превышает ширину водной преграды между урезами воды. Сваренный в нитку, заизолированный и футерованный, утяжеленный грузами и оснащенный необходимыми приспособлениями трубопровод устанавливают в исходном перед укладкой положении. Операция по укладке является основной, завершающей большой объем подготовительных работ. Поэтому к ее проведению необходимо готовиться тщательным образом. Существует много способов и схем укладки трубопроводов в подводные траншеи. Все они могут быть разбиты на три способа: протаскивание по дну, погружение с поверхности воды трубопровода полной длины и погружение с поверхности воды последовательным наращиванием секций трубопровода. Укладка способом протаскивания Суть способа заключается в следующем. Трубопровод протаскивают по дну подводной траншеи с одного берега к другому с помощью троса, заранее проложенного в траншее. Этот способ позволяет выполнить укладку трубопровода, не создавая помех судоходству, что очень важно, так как практически на всех реках в летний период судоходство очень интенсивное. Технологическая последовательность основных операций, связанных с укладкой протаскиванием, следующая: трубопровод сваривают на берегу в нитку, опрессовывают, изолируют, футеруют, а в необходимых случаях балластируют; устраивают спусковую дорожку, на которую помещают подготовленный к укладке трубопровод; по дну подводной траншеи укладывают тяговый трос; протаскивают трубопровод через водную преграду с помощью тракторов или лебедок; по окончании протаскивания проводят водолазное обследование и испытание уложенного трубопровода, определяют его положение и затем засыпают грунтом. К моменту укладки должны быть подготовлены как трубопровод, так и береговые и подводные траншеи. К протаскиванию трубопровода можно приступить после того, как будет установлено, что фактические данные подводной траншеи соответствуют проектным. Приведем основные схемы укладки трубопроводов протаскиванием. Схема 1. Оба берега водоема имеют равнинный характер, что создает благоприятные предпосылки для протаскивания полностью подготовленного к укладке трубопровода с одного берега к другому тракторами без изменения направления их движения (рис. 13.19, а). На одном из берегов устанавливают спусковую дорожку, достаточную для размещения всего трубопровода, а на другом берегу находятся тяговые средства. Длина протаскиваемого по схеме 1 трубопровода ограничивается размером площадок на обоих берегах водоема, а также тяговым усилием и наличием для его создания тяговых средств. Как показывает опыт, при большом числе тракторов или других самоходных тягачей трудно добиться синхронности их работы. Например, использование одновременно более пяти машин на одном тяговом тросе из-за сложности синхронизации их работы не приводит к существенному увеличению тягового усилия. При всей кажущейся простоте схемы именно это приводит к задержкам и остановкам протаскивания. Поэтому накануне протаскивания необходимо провести проверку согласованности в действиях машинистов и одновременно достаточности тяговых средств. Для этой цели укладываемый трубопровод один-два раза сдвигают с места (основной трос к этому времени должен быть проложен через водоем). Во время испытания тяговые механизмы должны быть расставлены как и во время протаскивания. Наибольшее усилие протаскивания возникает именно в момент трогания. Поэтому в процессе пробного трогания проверяют
надежность тягового троса, креплений и достаточность тяговых средств. Операция по протаскиванию облегчается при применении тяговых лебедок большой грузоподъемности, предназначенных специально для протаскивания подводных трубопроводов. Как видно из табл. 13.4, используя различные лебедки, можно обеспечить укладку труб длиной до 1600 м. Однако при этом тяговое усилие может оказаться значительно большим, чем дает лебедка. Для уменьшения тягового усилия часто «разгружают» протаскиваемый по берегу трубопровод с помощью трубоукладчиков (рис. 13.19, б), устанавливаемых вдоль трубопровода. Это позволяет в ряде случаев отказаться от устройства специальных спусковых дорожек. Обычно для протаскивания используют один тяговый трос. Однако с увеличением диаметра и длины трубопровода тяговое усилие достигает таких значений, что для передачи его от лебедки или тягачей на трубопровод потребуется трос диаметром 50 мм и более. Выполнять такелажные работы с таким тросом сложно, поэтому применяют два, а при необходимости и большее число тросов. В этом случае необходимо «развести» тросы в разные направления, например, как изображено на рис. 13.20 (тросы 2, 3, 4). Каждый тягач (это может быть и лебедка) способен создавать свое усилие pi, pi, рз- Однако суммарное усилие, приложенное к оголовку трубопровода /, должно быть равно усилию, необходимому для протаскивания. Схема 2. Протаскивание трубопровода осуществляется с изменением направления движения тягового троса на необходимый угол с помощью блока. Эта схема применяется, когда на одном берегу реки, обычно пологом, можно разместить подготовленный к укладке трубопровод, а на другом движение тягачей возможно только по узкой береговой полосе. Протаскивание по этой схеме осуществляется, как изображено на рис. 13.21, а. Особое внимание уделяют закреплению поворотного блока, расчету и устройству анкерной опоры. При пересечении водных преград, на одном из берегов которых невозможна работа тракторов и лебедок, например при большой крутизне берега или сильной заболоченности его, протаскивание осуществляется с исходного берега (рис. 13.21, б). На труднодоступном берегу устанавливают блок, с помощью которого изменяют направление движения тягового троса на 170—180°. Тяговый трос прокладывают по дну траншеи, пропускают через блок и перекидывают на исходный берег, где закрепляют его на тяговой лебедке или тракторе. Как и в предыдущей схеме, особое внимание уделяют закреплению поворотного блока, расчету анкера и испытанию его несущей способности. Для уменьшения тягового усилия можно устраивать спусковую дорожку или разгружать трубопровод, поднимая трубоукладчиками. Схема 3. При незначительных размерах площадок в створе перехода, пригодных для производства строительно-монтажных работ на обоих берегах, протаскивание осуществляется последовательным наращиванием укладываемого трубопровода (рис. 13.22). При выполнении работ по данной схеме сложных спусковых дорожек обычно не устраивают, поскольку длина отдельных плетей составляет не более 120—200 м. В этом случае протаскивание можно выполнить по спланированному грунту или с поддержкой плетей трубоукладчиками. Схема 4. Трубопровод укладывают протаскиванием с одновременной заливкой внутрь его воды. Этот способ часто применяют при укладке нефтепроводов, если по условиям судоходства или иным причинам укладка их с поверхности воды не допускается. Вода заливается в процессе протаскивания в специально сделанное овальное отверстие в головной части трубопровода. На берегу трубопровод перемещают по спусковой дорожке или трубоукладчиками. При заполнении водой вес его в подводном положении незначительно уменьшается по сравнению с весом в воздухе, поэтому тяговое усилие оказывается наибольшим не в начальный момент, а в конце протаскивания, когда весь трубопровод уходит под воду. Для уменьшения тягового усилия применяют разгружающие понтоны, которыми заранее оснащают трубопровод. Число понтонов определяют из расчета, чтобы общая отрицательная плавучесть (т. е. вес трубопровода в воде) создавала достаточную устойчивость от сдвига его течением воды. Скорость протаскивания нефтепроводов с самозаливом в них воды зависит от скорости заполнения трубопровода водой. Отверстие для самозалива воды (оно видно на рисунке) делают с таким расчетом, чтобы можно было обеспечить поступление воды в таком объеме, при котором бы заполнение трубопровода происходило со скоростью его протаскивания. Для предохранения от закупорки грунтом отверстие закрывают кожухом, который может быть совмещен с буксировочным оголовком. Для протаскивания трубопровода по всем приведенным схемам требуется обеспечить необходимое тяговое усилие. Расчет тягового усилия От того, насколько правильно оно определено, зависит успех операции протаскивания. Чрезмерное завышение тягового усилия потребует дополнительных тяговых средств; занижение может привести к задержке и даже срыву операции. Расчетное тяговое усилие определим из условия где m — коэффициент условий работы тяговых средств, принимаемый 1,1 при протаскивании лебедкой и 1,2 — при протаскивании тягачами; Т„ — предельное сопротивление трубопровода на сдвиг. Рассмотрим основные расчетные случаи.
Протаскивание по поверхности грунта, движение установившееся, равномерное:
Трогание трубопровода с места. Усилие трогания Гп.тр трубопровода при движении по грунту всегда будет большим, чем усилие равномерного движения, и определяется в общем случае из условия где qi — вес единицы длины снаряженного трубопровода; фр — расчетный угол внутреннего трения грунта; ср — расчетное сцепление поверхности труб с грунтом, равное пс; с — сцепление, определенное опытным путем; i — длина части окружности трубы, врезающейся в грунт; /тр — длина трубопровода; £Пас — пассивный отпор грунта врезающимся в него неровностям на поверхности трубы. Если протаскивается трубопровод с гладкой поверхностью, то Е„ас = 0. Величину £„ас при шероховатой поверхности определяют по формуле где Ni — число выступающих элементов на поверхности трубы; Уест — удельный вес грунта; t — толщина выступающих элементов. Так, если выступающими элементами являются утяжеляющие грузы, то Ni — это число грузов, t — толщина стенки груза. Если выступающими элементами являются футеровоч-ные рейки, то ni следует принять равным их числу на всей длине трубопровода, t — равным толщине футеровки. При наличии грузов футеровка не учитывается. В табл. 13.5 приведены значения i для грузов; для футерованного трубопровода без грузов i принимается рапным 0,3DH, где Д, — наружный диаметр снаряженной трубы. Величину с лучше всего определять опытным путем; если таких данных нет, то для деревянной футеровки можно принять с = 0,1 от1 величины структурного сцепления грунта; для гладкого трубопровода— 0,05 с. При вынужденных остановках протаскивания усилие трогания иногда оказывается выше начального. Это объясняется присосом трубопровода к грунту. Основные закономерности присоса рассматриваются в курсе «Механика грунтов в трубопроводном строительстве». Как известно, силу присоса qn следует учитывать при остановках протаскивания не менее 1 ч. В плотных глинах и суглинках ^п = 0,03 Н/см2, а в вязких — <7„ 0,06 Н/см2. Таким образом, при повторном трогании где F — площадь опирания трубопровода на водонасыщенный глинистый грунт. Подставляя наибольшее из значений 7„, найденных по формулам (13.2), (13.4), (13,6), в условие (13.1), определяют расчетное тяговое усилие ГР, на которое рассчитывают диаметр тягового троса, и подбирают тяговые средства. Определение скорости движения трубопровода при протаскивании с самозаливом При протаскивании трубопровода с одновременным заполнением его водой через отверстие, оставляемое в головной части, необходимо уравнять скорость протаскивания со скоростью заполнения водой. Если скорость протаскивания будет больше скорости заполнения трубы водой, то возможно всплытие не заполненной водой части трубопровода. Для обеспечения устойчивости трубопровода необходимо, чтобы уровень воды в нем не опускался ниже уровня воды в водоеме в среднем на 1 м. Считая отверстие для залива воды круглым и определив поступление воды в отверстие за секунду при напоре 1 м (разность уровней воды в реке и трубопроводе), получаем выражение для скорости движения трубопровода. Пусть £>в„ = 0,7 м. По (13.7) при d = 0,2 м и = 0,22 м/с; при d=0,3 м о = 0,5 м/с; при d=0,4 м и DRH=\ м и = 0,43 м/с. Диаметр основного троса (свободного от различных закреплений и приспособлений) определяют по табл. 13.6 в зависимости от разрывного усилия троса RH, получаемого по формуле где Тр — расчетное тяговое усилие; m — коэффициент условий работы, принимаемый равным 1,1; пп — коэффициент надежности, принимаемый для случая протаскивания по грунту равным 2 и по специальным дорожкам (кроме грунтовых)—1,3; k — коэффициент однородности для троса, принимаемый для новых тросов равным 1, а для тросов, имеющих обрывы проволок,— 0,8; t — коэффициент тросового соединения. При определении Rн по формуле (13.8) нужно принимать наименьшее из возможных значений коэффициента t при рассмотрении фактических условий закрепления и изгибов троса.
Устойчивость подводного трубопровода Под устойчивым состоянием подводного трубопровода понимается такое состояние, при котором он будет находиться в покое при самой неблагоприятной комбинации силовых воздействий, стремящихся вывести его из устойчивого положения. Такими силами и воздействиями являются: выталкивающее усилие, определяемое по закону Архимеда, горизонтальная и вертикальная составляющие гидродинамического воздействия потока, переменное гидродинамическое воздействие, силы упругости трубопровода, сжимающее или растягивающее продольное усилие, возникающее при протаскивании трубопровода или вследствие изменения его температурного режима и внутреннего давления. Прежде чем записать условие устойчивости трубопровода, рассмотрим основные факторы, определяющие перечисленные воздействия, а затем методику расчета устойчивости. Выталкивающую силу А определяют по закону Архимеда где у — объемный вес жидкости с учетом взвешенных частиц; V — объем воды, вытесненный единицей длины изолированного, зафутерованного и балластированного трубопровода. В процессе укладки трубопроводы подвергаются силовому воздействию обтекающих их потоков. Проявляется оно в различных формах: в виде сравнительно постоянной по значению и направлению силы, которая вызывает иногда колебания трубопроводов столь значительной амплитуды, что возможно разрушение труб. В практике строительства известны случаи выброса труб из подводных траншей при неправильном учете силового воздействия потока, а в практике эксплуатации - многочисленные аварии, связанные с разрушением размытых участков подводных трубопроводов при их колебаниях. Силовое воздействие потока на трубу определяется в основном скоростью набегающего на нее потока и диаметром трубы. Поэтому остановимся сначала на определении скорости потока, обтекающего трубопровод. Скорости в различных точках речного потока изменяются как по глубине Н, так и в плане. Типичное изменение скоростей потока по глубине представлено на рис. 13.23, а, б. Донная скорость Удо„ составляет 0,4—0,6 от поверхностной. Средняя скорость может быть вычислена по выражению Распределение скоростей в плане (рис. 13.23, в, г) зависит от формы русла. Наибольшие скорости для прямолинейного участка реки находятся на ее середине, наименьшие — у берегов. Скорости в различных точках по ширине реки определяют в соответствии с эпюрой распределения скоростей. Эта эпюра должна быть получена при изысканиях створа перехода. Необходимо, чтобы эпюра скоростей устанавливалась для меженного и паводкового состояний реки. Эпюра меженного состояния определяет наименьшие, а паводкового — наибольшие скорости потока для одних и тех же точек. Для оценки силового воздействия потока на трубопроводы, находящиеся в подводных траншеях, необходимо знать распределение скоростей потока. Определяющими факторами для кинематики скоростей потока в траншее являются скорость в придонном слое и на подходе к траншее и параметры самой траншеи. Устройство траншеи несущественно отражается на распределении усредненных скоростей транзитного потока, однако в потоке над траншеей по сравнению с потоком ненарушенной структуры интенсивность пульсации скоростей возрастает. Часть кинетической энергии транзитного потока передается жидкости, находящейся в траншее, и возбуждает в ней движение, характер которого зависит от параметров: m — заложение откосов траншеи;/>//гт— отношение ширины траншей по дну Л к ее глубине Лт; Ф— параметр криволинейной траншеи. Распределение скоростей по оси траншеи показано на рис. 13.24. Скорость v на глубине у в траншее (у отсчитывается от линии дна) можно определить по формуле где v -скорость в траншее на глубине у от верха траншеи-удон —донная скорость на подходе к траншее; и, —донная скорость в траншее. На основании опытных данных построен график зависимо- ^2/Удон от b/hr при различных параметрах Ф (рис 1325) помощью которого можно легко определить расчетную скорость в траншее. При составлении графика принята во внима ше автомодельнбсть критерия Рейнольдса Re = uZ)H/v где D — наружный диаметр труб; v —коэффициент кинематической вязкости при значениях Re>104, т. е. для всех встречающихся и практике трубопроводного строительства случаев. Пример. Определить донную скорость в траншее а2, имеющей параметры га=1, Ь — 2 м, /1Т = 0,75 м. По графику (см. рис. 13.25) иг/идон = —0,46. Соответственно донная скорость в траншее Uj — —0,75-0,46 = ^0,315 м/с и направлена навстречу транзитному потоку. Если необходимо построить эпюру скоростей в траншее, то можно воспользоваться формулой (13.12), принимая различные значения у по глубине траншеи. Силовое воздействие потока на единицу длины трубопровода при обтекании его потоком жидкости определяется по из известной формуле где Сх — коэффициент сопротивления; -у — удельный вес жидкости; v — средняя скорость потока, набегающего на трубу; g — ускорение свободного падения. Случай симметричного обтекания. Под симметричным понимается обтекание трубы потоком с равномерным распределением скоростей по его высоте. Анализ результатов большого числа экспериментальных работ по обтеканию круглого цилиндра потоком жидкости, выполненных советскими и зарубежными исследователями, позволяет сделать обоснованные рекомендации по назначению коэффициентов лобового сопротивления для подводных трубопроводов. Графики зависимости Сх от числа Рейнольдса Re по результатам ранее выполненных работ показаны на рис. 13.26. Из рисунка видно, что Сх при Re = 2- 104-f-105
сохраняет постоянное значение, равное 1,2. В этом диапазоне чисел результаты многих исследователей совпадают. При числах Re= 105ч-5-105 наблюдается резкое уменьшение коэффициента Сх (так называемый кризис сопротивления) примерно до 0,4 для гладких цилиндров. С увеличением числа Рейнольдса от 5- 105 до 4-Ю6 значение Сх возрастает до 0,7 и при дальнейшем увеличении Re, включая и верхнюю границу (Re=107), Cx не изменяется, оставаясь равным 0,7. В современной аэрогидродинамике физическая природа кризиса сопротивления объясняется изменением распределения давления и изменением положения точки отрыва потока от поверхности цилиндра. До кризиса сопротивления отрыв потока происходит при ламинарном пограничном слое, и точка отрыва расположена на передней части цилиндра, ширина кильватера больше диаметра цилиндра. С увеличением Re до некоторого значения, при котором наступает кризис сопротивления, пограничный слой становится турбулентным и может противостоять большему увеличению давления, точка определения потока поэтому перемещается к задней части цилиндра, а ширина кильватера уменьшается до значений, меньших диаметра цилиндра, в результате чего и наблюдается уменьшение коэффициента Сх. Обобщая результаты исследований, можно рекомендовать следующие значения коэффициента лобового сопротивления при отсутствии влияния дна и поверхности потока: для трубопроводов с гладким и синтетическим покрытиями или с гладкой металлической поверхностью Сх определяется по графику зависимости Cx = f(Re), полученной Визельсбергом и Рошко (см. рис. 13.26); для шероховатых (футерованных и бетонированных) трубопроводов Сх=1,2 при Re=1044-105 и Сх= 1 при Re=1054--ИО7. Значения Сх для различных шероховатостей (различное состояние футеровки, бетонированного покрытия) поверхности трубопроводов Re=105-M07, очевидно, будут отличаться и даже зависеть от Re. Однако рекомендуемое нами постоянное значение Сх=\ удобно в практических расчетах, а некоторое завышение Сх по сравнению с истинным его значением Сх<1 будет увеличивать запас устойчивости трубопровода на сдвиг, тем более что учесть точные условия гидравлического режима потока в связи с возможными размывами русла сложно. Случай несимметричного обтекания. Под несимметричным понимают такое обтекание, при котором распределение скорости потока существенно изменяется даже в пределах диаметра трубы. Такое явление имеет место, когда труба расположена на дне, а также вблизи дна и свободной поверхности потока. При обтекании трубопроводов, расположенных на дне или вблизи дна речного русла, на них действуют горизонтальная сила (сила лобового сопротивления) и вертикальная (подъемная), составляющие которых (на единицу длины трубопровода) определяются соответственно по формулам где С'х и Су — коэффициенты соответственно лобового сопротивления и подъемной силы при несимметричном обтекании; y —удельный вес жидкости; у —средняя скорость набегающего на трубопровод слоя потока высотой, равной диаметру труб DH. Коэффициенты С'х и С„, входящие в формулы (13.14) и (13.15), зависят от гидравлического режима потока, шероховатости поверхности трубопровода и положения, занимаемого им относительно дна. Исследования, проведенные П. П. Бородавкиным и О. Б. Шадриным, позволили установить, что при s/DH (s- расстояние от дна до нижней образующей трубы) С'х можно принимать равным соответствующим значениям Сх при симметричном обтекании. Если труба расположена вблизи поверхности потока, то влияние искривления свободной поверхности на величину Сх следует учитывать лишь при ЛД)„<3 (Л-расстояние от поверхности воды до верхней образующей трубы). При h/DH>3 Cx определяется, как и для симметричного обтекания. Для Сх при h/DH<3 необходимо ввести поправочный коэффициент k\, учитывающий влияние h/DH, по графику (13.27, а), и поправочный коэффициент k2, учитывающий
Cx^k^Cx. (13.16) При расположении трубопровода на дне и вблизи дна реки при 5<ЛН на него кроме лобового сопротивления Рх действует и статическая подъемная сила Ру. Для определения коэффициента Су подъемной силы на основании проведенных экспериментов построен график зависимости Су от Re (рис. 13.28, а) для гладких и бетонированных труб; для футерованных труб коэффициент Су надо умножить на 1,1. Изменение s/DH в пределах 0—1 оказывает весьма существенное влияние на коэффициент подъемной силы Су. На рис. 13.28, б изображена зависимость СУ.9/С!/., = 0 от s/DH (Cys — коэффициент подъемной силы для произвольного расстояния s трубопровода от дна реки). Влияние искривления свободной поверхности при расположении трубопровода на дне и вблизи дна реки (если h/DH<3) учитывается коэффициентами k\ и kz, как и в предыдущем случае.
то же, при наличии течения
Методика расчета устойчивости. Условие устойчивости не засыпанного грунтом трубопровода на сдвиг записывается в виде где Рх — горизонтальная составляющая силового воздействия потока; &у.с — коэффициент устойчивости на сдвиг, принимаемый равным 1,15; Б — вес балласта в воде; Q — вес единицы длины трубы с учетом изоляции, футеровки и продукта, заполняющего трубу; &у.в — коэффициент устойчивости на всплытие, принимаемый равным 1,1; А — выталкивающая сила; Ру — вертикальная составляющая силового воздействия потока; <7„ — взвешивающее усилие, возникающее при упругом изгибе трубопровода; qH — взвешивающее усилие, обусловленное наличием продольной растягивающей силы в искривленном трубопроводе при его протаскивании по дну траншеи; /тр — коэффициент трения трубопровода о грунт, принимаемый равным tgq>. Вес балласта на единицу длины трубопровода может быть установлен по формуле (13.17). Основные расчетные случаи: прямолинейный трубопровод, течение отсутствует
то же, при наличии течения
трубопровод искривлен по профилю перехода, течение отсутствует
Если Б окажется
отрицательным, то балластировка не требуется, при положительном Б трубопровод нужно балластировать. Вес балласта в воздухе, обеспечивающий необходимый вес балласта в воде, можно рассчитать по формуле где у«— объемный вес балласта в воздухе; уж — объемный вес поды. Остановимся далее на определении qK и </„. Они зависят от вида профиля перехода. Характерные профили изображены на рис. 13.29. Для случая, изображенного на рис. 13.29, а, постоянное по длине qu определяется из выражения где EI — жесткость труб; f — стрелка прогиба трубопровода. Определив далее из выражения значения у в нескольких сечениях х совмещают упругую линию, рассчитанную по (13.25), с профилем перехода. Если она будет расположена не выше отметок дна траншеи, то qn опре- делено верно; если выше — то увеличивают q,, до значения, при котором расчетная упругая линия (13.25) опустится ниже линии профиля. На рис. 13.29, б показан вариант, когда q» должно определяться только для обеспечения кривизны в пределах участка, ограниченного углом а, а пригрузку, компенсирующую д„, следует размещать в пределах а. Уравнение упругой оси в соответствии с принятыми на рис. 13.29, б обозначениями имеет вид Измерив по проектному профилю значение y = f в сечении *тах, из (13.26) находим соответствующее q,,. Для случая, показанного на рис. 13.29, б, пригрузку, компенсирующую <fr, лучше размещать в пределах участка /п. Взвешивающее усилие вычисляется как сумма где <7и]—усилие от изгиба трубопровода длиной / со стрелкой fn прогиба по (13.24); qK<-> — усилие от дополнительного изгиба участка / на f. Для профиля, показанного на рис. 13.29, в, можно найти qw следующим образом. Для участка а, считая, что один конец его опирается, а другой защемлен (j/' = 0), При укладке трубопроводов протаскиванием к ним прикладывают тяговые силы, достигающие десятков тонн. Это обусловливает своеобразную «разгрузку» трубопровода, что приводит к уменьшению запаса устойчивости за счет взвешивающего усилия q», а иногда к уменьшению прогиба и провисанию трубопровода на отдельных участках. Последнее особенно опасно, так как под воздействием потока провисающие участки могут прийти в колебательное движение, при котором возможно разрушение трубопровода. Взвешивающее распределенное усилие <7н от воздействия продольной силы определится следующим образом. Пусть трубопровод протаскивается по схеме рис. 13.29, а, тяговой силой Т, приложенной со стороны правого берега (точка В). При отношении ///<0,1 можно определить продольную силу в любом сечении х из условия где qTp — вес единицы длины полностью снаряженного трубопровода в подводном положении (за вычетом выталкивающей силы). Принимая во внимание соотношение между прогибами и продольными усилиями в «жесткой нити», для сечения х = = 0,5 / имеем Из (13.34) видно, что при 7 = 0 прогиб f будет таким, как для балки на двух опорах с равномерно распределенной нагрузкой. Определив по (13.33) Тх для лс = 0,5 /, находим по (13.34) qt, + qn при заданном f (по фактическому профилю). Значение дн + Он будет полным распределенным взвешивающим усилием с учетом упругого изгиба и продольной силы в трубопроводе. Укладка трубопровода с поверхности воды Суть способа укладки с поверхности воды заключается в следующем. Полностью подготовленный к укладке трубопровод устанавливают на плаву над подготовленной заранее траншеей, а затем погружают на ее дно затоплением при положительной плавучести или отсоединением специальных устройств, удерживающих трубопровод на поверхности воды. Подготовка трубопровода к укладке Трубопровод сваривают в нитку, длина которой на несколько метров (или десятков метров) больше ширины зеркала воды между урезами. Затем его испытывают на прочность и плотность, изолируют, футеруют, оснащают (в необходимых случаях) понтонами, крепят тросы, которыми трубопровод будет удерживаться в створе перехода. Если спуск будет производиться по створу, то трубопровод укладывают на спусковую дорожку, а по дну водной преграды прокладывают буксировочный трос. Для увеличения плавучести трубопровод оснащен понтонами. Если установка в створе будет осуществляться разворотом на плаву, то устройства спусковой дорожки не требуется. В этом случае трубопровод размещают в непосредственной близости от уреза воды (вдоль него).
Установка трубопровода в створ Эта операция является наиболее ответственной при укладке с поверхности воды, так как при недостаточно точном ее выполнении трубопровод может быть изогнут потоком воды и даже сломан. В практике строительства применяют различные технологические схемы. Основной особенностью любой схемы является способ перемещения трубопровода в створ на плаву и удержание его в таком положении до погружения. В зависимости от ширины русла водоема средства, с помощью которых трубопровод устанавливают в створ и удерживают в нем, могут располагаться либо только на берегах, либо на берегах и в русле водоема. Рассмотрим основные схемы установки трубопровода в створ. Схема 1. Схема применяется при ширине водоемов до 250 м. Полностью подготовленный к опусканию трубопровод протаскивают и выводят на воду с одного берега перпендикулярно к потоку (рис. 13.30, а). До начала протаскивания трубопровод 2 закрепляют тросами-оттяжками 3 от лебедок, установленных на обоих берегах (положение /), и тяговым тросом /, с помощью которого осуществляется протаскивание. В местах строповки трубопровода (точки а, б) устраивают сплошную футеровку из деревянных реек. На расстоянии 150— 200 м выше створа на обоих берегах устанавливают лебедки для удержания трубопровода при выводе его в створ от сноса потоком. Лебедки устанавливают как можно ближе к урезам воды. По мере продвижения трубопровода в русло реки в работу включается лебедка Л2, с помощью которой трубопровод ориентировочно удерживается в створе (положение //). Затем начинает работать и лебедка Л^ (положение ///). Регулируя длину оттяжек лебедками Л\ и Л2, трубопровод устанавливают точно в створе. Грузоподъемность тяговых средств и лебедок, а также диаметры тягового троса и оттяжек определяют в зависимости от размеров трубопровода и интенсивности гидродинамического давления потока. Схема 2. Схема применяется при ширине водоемов более 250 м. Установка в створ может быть выполнена по схеме, изображенной на рис. 13.30, б. В положении / конец труб удерживается одной оттяжкой от лебедки Л3, установленной на понтоне; затем трубу в заранее намеченной точке б стропят второй оттяжкой от //2, также установленной на понтоне (положение //). Сам понтон удерживается якорем, замытым в русле реки. При дальнейшем продвижении вперед трубопровод стропят в точке а оттяжкой от лебедки 774, а оттяжки от лебедок.7/2 и Лз переносят в точки бив. Затем в работу вводят лебедку Л\. Трос от нее удерживает трубопровод в точке г (положение ///). Следует иметь в виду, что откреплять оттяжки можно только в том случае, когда трубопровод закреплен новой оттяжкой и нагрузка от гидродинамического воздействия воды уже воспринята ею. Широкому применению рассма триваемой схемы в летний период препятствует необходимость перекрывать на некоторое время судоходство. При четкой организации работ вывести в створ и уложить трубопровод в траншею при ширине реки до 500 м можно за 3—4 ч. Наиболее частые причины осложнений — ненадежно замытые в русловой части неподвижные якоря, которые начинают «ползти» при полной нагрузке на оттяжки. Схема 3. Трубопровод выводят в створ разворотом его на плаву от одного берега к другому. Этот способ очень удобен при строительстве переходов через водоемы, имеющие крутые берега, когда для устройства спусковых дорожек требуется разработка глубоких береговых выемок, а трубопровод имеет на концах кривые вставки. Схема выведения трубопровода в створ изображена на рис. 13.31. На одном из берегов выше или ниже створа перехода (лучше выше) подыскивают площадку шириной 3 м и более, длина которой равна или больше длины перехода. На этой площадке собирают трубопровод проектной длины с кривыми вставками (если они предусмотрены), покрывают его изоляцией, а в необходимых местах футеруют. На площадке трубопровод можно собирать из готовых секций длиной 80—120 м, доставляемых сплавом. Подготовленный к укладке трубо-провод спускают с площадки на воду. Затем нитку буксируют катером к створу перехода и устанавливают вдоль одного из берегов (см. рис. 13.31, положение /). Трубопровод выводят в створ по простой, но требующей четкой организации работ схеме. Один конец трубопровода шарнирно закрепляют в точке 0, а другой отталкивают от берега. Под действием движущейся воды трубопровод на плаву свободно поворачивают в точке О до упора незакрепленного конца в противоположный берег (положение //). Для удержания трубопровода в створе его закрепляют оттяжками. Накануне выведения трубопровода в створ точно замеряют скорости течения в разных точках реки (по ширине), зная которые, можно легко определить интенсивность гидродинамического воздействия, а в соответствии с последней рассчитать необходимое число оттяжек. Оттяжки закрепляют на лебедках, устанавливаемых на понтонах. Понтоны /, 2, 3, на каждом из которых установлено по три лебедки, прикрепляют к трубопроводу в положении /. Двумя тросами с каждого понтона трубопровод стропят до начала разворота в точках а, б, в, г, д, е. В точках 4, 5, 6 (по числу понтонов с лебедками) и 80—100 м выше створа замыкают в грунт якоря, способные удержать весь трубопровод на поверхности реки от сноса течением. К неподвижным якорям прикрепляют отрезки тросов, концы которых удерживаются на поплавках на поверхности воды. При проходе трубопровода вместе с понтонами над соответствующим якорем (положение ///) трос последнего прикрепляют к тросу, идущему от одной из лебедок, предназначенной для удержания понтона в нужном положении. Одновременно понтон открепляют от трубопровода; вследствие разматывания оттяжек, закрепленных на двух других лебедках, понтон отстает от трубопровода. Он продвигается вниз по течению медленнее, чем разворачивается трубопровод. При этом последовательно вступают в работу неподвижные якоря 4, 5 и 6. Постепенно скорость разматывания оттяжек уменьшается, а смещение понтонов по течению прекращается: они занимают положение 7, 8, 9, удерживаясь на неподвижных якорях. Скорость разворота трубопровода замедляется, и после вступления в работу всех удерживающих якорей он полностью останавливается и удерживается оттяжками в точках а, б, в, г, д, е. Так как длина трубопровода больше, чем расстояние между берегами, то в какой-либо момент незакрепленный конец трубопровода упрется в берег (положение ///). К этому времени все понтоны должны стоять на якорях. Конец трубопровода (точка 0) вводят в береговую траншею. Если этого недостаточно для введения другого конца в траншею, то регулируя длину русловых оттяжек, дают возможность трубопроводу прогибаться (положение IV) до тех пор, пока второй конец не войдет в траншею. Натяжением тросов-оттяжек трубопровод устанавливают точно в створ (положение V). При наличии береговых кривых вставок их поднимают в вертикальное положение с помощью трубоукладчиков. После установки в створ трубопровод затопляют. Рассмотренная технология позволяет весьма быстро, без устройства специальных спусковых дорожек укладывать подводные трубопроводы любых диаметров. Для укладки по данной схеме необходима тщательная разработка технологии; накануне операции должен быть составлен план ее выполнения, в котором нужно четко распределить обязанности каждого ее участника. Как отмечалось, при установке трубопровода в створ должно быть обеспечено надлежащее геодезическое обслуживание работ. Схема 3 требует в этом отношении особой тщательности. Расстановка якорей для удержания понтонов должна быть выполнена с высокой точностью. Так, ошибка в определении положения точки замывки одного из якорей на 4—6 м может привести к тому, что понтон при развороте трубопровода пройдет мимо этого якоря. Схема 4. Укладка трубопровода осуществляется зимой со льда. Установку его в створ выполняют в специально устраиваемой во льду узкой прорези. При толщине льда 25 см и более все подготовительные и строительно-монтажные работы не отличаются от линейных и выполняются непосредственно на льду. При этом обязательно соблюдение минимально допустимого расстояния между работающими машинами, которое зависит от их массы (табл. 13.7). При толщине льда до 20 см, как видно из табл. 13.7, проезд трубоукладчиков и гусеничных тракторов, имеющих массу более 10 т, не допускается. В этом случае на береговой строительно-монтажной площадке сваривают, изолируют и футеруют секции труб длиной 100—120 м. С помощью лебедки, установленной и закрепленной на льду, секции протаскивают на лед и укладывают вдоль створной линии на 1,5—2 м выше или ниже ее. Створ заранее отмечают метками. После протаскивания секций выполняют сварку секционных стыков. Затем проверяют качество стыков и покрывают их изоляцией. На льду осуществляют и опрессовку трубопровода. Непосредственно перед укладкой во льду точно по створной линии устраивают прорезь шириной примерно 1,5 диаметра трубы. После очистки прорези иг разрушенного льда в нее опускают трубопровод. Перед опусканием его стропят оттяжками, закрепленными в лебедках. Длину оттяжек с помощью лебедок можно регулировать. Оттяжки необходимо пропускать подо льдом. В противном случае трубопровод будет снесен течением на откос или бровку траншеи. Длину оттяжек рассчитывают так, чтобы нитка перехода точно легла на дно траншеи. При глубине рек до 6 м можно вместо оттяжек использовать направляющие сваи, которые опускают в прорезь. Нижние концы их забивают в дно траншеи па 0,5—1 м, а верхние опираются на лед. Для изготовления свай используют равные бревна диаметром 18—20 см или стальные трубы диаметром 100—150 мм. При толщине льда менее 10 см работы со льда с использованием машин вести нельзя. Ледовые покрытия используют в этом случае только для удержания трубопровода в створе в прорези. Погружение трубопровода в траншею Трубопровод сразу же после установки в створ опускают в траншею. При этом необходимо, чтобы трубопровод погружался плавно, без колебаний, в вертикальной плоскости и время погружения было минимальным. Погружение в траншею может быть произведено по двум схемам. Если погружают трубопровод, имеющий положительную плавучесть, то его погружают заливом воды внутрь трубы. Если плавучесть отрицательная (трубопровод тонет в воде), то он удерживается на плаву понтонами, а погружается последовательной их отстроповкой (откреплением). При погружении затоплением воду в трубу заливают с более низкого берега; на другом берегу устанавливают вантуз для выхода воздуха из трубопровода. Заливают воду насосами, имеющими подачу до 200 м3/ч. Во время заливки внимательно следят за образованием начального участка переходной кривой. В это время вода должна подаваться медленно, чтобы избежать перелива, что очень опасно, так как вследствие быстрых перемещений воды внутри труб могут возникнуть колебания трубопровода в вертикальной плоскости. На рис. 13.32 изображена схема деформирования переходной кривой. В начале заливки образуется прогиб 2. Если слишком быстро подавать воду, то она может переливаться в пустую часть трубы, участок / опорожнится и будет вытолкнут вверх; начнется колебательный процесс. Полная подача воды может быть только при образовании нормальной переходной кривой (положения 3 и 4). При погружении трубопровода с помощью понтонов отстропка производится от одного берега к другому. При этом трубопровод постепенно погружается в траншею. Имеются специальные понтоны, отстропка которых осуществляется с поверхности воды, так что управление процессом погружения в этом случае достаточно просто. Как в первом, так и втором случаях, оттяжки, которые удерживают трубопровод в створе, отсоединяют только после погружения его в траншею. Основные расчеты, связанные с укладкой трубопровода с поверхности воды. Определение предельной глубины при погружении заливом воды. Как отмечалось, при заливе воды образуется переходный участок с (рис. 13.33). При этом в стенках трубы возникают изгибающие напряжения, которые могут привести к ее разрушению. Задача заключается в определении допустимой глубины погружения Лдоп, при котором напряжения в трубе (ттпх будут меньше или равны допускаемым [а], т. е. должно выполняться условие где [а] = 0,9стт; стт — предел текучести. Уравнение переходной кривой можно получить, рассматривая участок трубы с как балку на двух опорах в точках А и В, загруженную распределенными нагрузками q\ (отрицательная плавучесть) и q2 (положительная плавучесть), а также* реакцией грунта R. Для участка а уравнение упругой линии имеет вид где Е — модуль упругости; / — момент инерции трубы; п = = с/а — отношение полной длины переходного участка с к заполненной водой части а.
Зависимость п от отношения q\lq% представлена на рис. 13.34. После определения Afamax и Мьтах находят отах по формуле Впервые в такой постановке задача о погружении трубопровода была решена В. Ф. Кожиновым. Порядок расчета следующий: по графику (рис. 13.34) при известном qi/q2 находят п; по выражению (13.43) при заданном h находят а а по Формуле (13.40) /?; определив далее М„ тах и М1>тах, по (13.44) находят (ттах; сравнивая (Ттах с [о], устанавливают возможность погружения трубопровода затоплением. Если о,п.ах<[о], то погружение возможно. При (Tmai>[a] необходимо принять меры к уменьшению (Ттах, для чего применяют разгружающие понтоны, что ведет к уменьшению отношения qt/q2 вследствие уменьшения fi- Для определения допустимой глубины погружения трубопровода с поверхности воды можно воспользоваться графиком, приведенным на рис. 13.35. На нем дана зависимость коэффициентов г|з, и i)52, являющихся функцией п, от отношения Чг/Яь Определяют ЛДОп по формуле где [а] — допускаемое напряжение материала труб при укладке; б —толщина стенки труб; гср — средний радиус трубы! Коэффициент г|) принимается по графику (см. рис. 13.35). При использовании им следует иметь в виду, что при q\jq2> I нужно подставлять в формулу (13.45) значение г|з,, а при <7iA?2<l значение г|)г.
Определение предельной глубины при погружении откреплением понтонов.
Этот случай характерен для укладки с поверхности воды трубопровода, имеющего отрицательную плавучесть, например газопровода, бал-ластированного грузами или сплошным бетонированием. Схема укладки изображена на рис. 13.36. Понтоны 1, 2, 3 еще прикреплены к трубе, а 4, 5, 6 и т. д. откреплены. На участке b труба уже лежит на дне, на участке а образовалась переходная кривая, далее труба находится на плаву. Заменяя действие сосредоточенных сил от понтонов /, 2, 3 распределенной нагрузкой q2, приходим к предыдущей схеме. Различие заключается в том, что в случае заливки воды внутрь труб регулирование величины q2 исключается. Во втором случае q2 можно регулировать в необходимом направлении, а следовательно, в соответствии с (13.45) можно регулировать и допустимую глубину погружения /1Д011. Причем из (13.45) видно, что существенное увеличение /гдоп достигается уменьшением г|> (при прочих равных условиях). Приведем порядок расчета трубопровода, укладываемого заливкой воды или с помощью понтонов. Возможен также и совмещенный вариант, когда величина </i уменьшается за счет применения понтонов, а погружение осуществляется заливкой воды внутрь труб. 1. Подготовляют исходные данные: D», о, /, A, [a], q\, q2, q\lqi- 2. По графику рис. 13.35 находят гр, а затем по формуле Расчет количества оттяжек, удерживающих трубопровод в створе на плаву Как уже отмечалось, для удержания трубопровода в створе перехода на плаву применяют тросовые оттяжки. Точки закрепления их определяют в зависимости от интенсивности гидродинамического воздействия потока и характеристик трубопровода. Прежде всего определяют интенсивность гидродинамического воздействия потока Рх по длине трубопровода. Для определения Рк перед установкой трубопровода в створ замеряют поверхностные скорости с помощью гидрометрической вертушки или в крайнем случае с помощью круглых поплавков. На основании замеров строят эпюру скоростей v (см. рис. 13.24), которая дает наглядное представление не только о распределении скоростей потока, но и об интенсивности гидродинамического воздействия. На практике часто принимают скорость, а следовательно, и Рх постоянной по ширине потока и равной Апах- Рассматривая далее трубопровод как балку на нескольких опорах, определяют длину пролета между двумя оттяжками. При двух пролетах изгибающий момент в точке установки оттяжки будет где I — расстояние между оттяжками. Учитывая, что M = [a]W, где [<т] — допускаемое напряжение в материале труб при упругом изгибе, a W— момент сопротивления сечения трубы, находим длину пролета: В этих формулах [о] принимается по данным сертификатов на трубы, Р вычисляется на 1 см длины трубы. Определив расстояние / между оттяжками по несущей способности, вычисляют стрелку прогиба пролетов f под давлением воды. Если стрелка прогиба окажется больше, чем половина ширины дна траншеи, то трубопровод может не лечь в траншею. В этом случае расстояние между оттяжками нужно уменьшить. Для краевых (прибрежных) пролетов стрелку прогиба определяют по выражению где Е — модуль упругости; / — момент инерции сечения трубы; pi определяют по (13.13). Например, расстояние между оттяжками, определенное по несущей способности при Р/ = 3,4 Н/см, / = 28000 см4, W= = 1320 см4, равно 100 м. Прогиб для русловых пролетов будет f=160 см. Если при этом ширина траншеи по дну равна или менее 2,5 м, то трубопровод ляжет на бровку. Поэтому расстояние между оттяжками нужно уменьшить. Приняв / = 60 м, получим стрелку прогиба, равную 21 см в русловой части и 50 см — в прибрежных пролетах. Укладка трубопроводов, сооружаемых по схеме «труба в трубе» Как показывает опыт эксплуатации подводных однотрубных переходов, наличие одной или нескольких ниток дает возможность лишь обеспечить перекачку нефти и газа без перерыва в случае аварии одной из ниток. Однако в настоящее время такой подход нельзя считать правильным, ибо ущерб, наносимый природе при разрушении труб, может значительно превысить ущерб от остановки перекачки на некоторое время. Поэтому основное внимание должно уделяться повышению общего уровня надежности каждой нитки перехода, а не простому резервированию за счет числа ниток. Такой подход дает реализация однониточного перехода в двухтрубном исполнении. Рассмотрим способы сооружения такого перехода. Схема 1. Переход сооружается в однониточном исполнении по схеме двойной трубы (см. рис. 13.11, г). В подготовленную заранее подводную траншею опускают наружную трубу с уложенным внутри нее тросом. Труба в процессе укладки заполняется водой, после чего ее нужно засыпать грунтом. Затем с помощью троса внутрь уложенной трубы с берега протаскивают вторую трубу меньшего диаметра. Пространство между трубами сразу после протаскивания внутренней трубы заполняют цементно-песчаным или другим утяжеляющим раствором, который заменяет чугунные утяжеляющие грузы или сплошное бетонирование, выполняемое на берегу. Прочность такого трубопровода намного выше прочности обычного, что и позволяет отказаться от традиционного двухниточного исполнения. Для того чтобы расстояние между наружной и внутренней трубами было одинаковым по всей длине, внутренняя труба оснащается катками. Катки закрепляют на внутренней трубе с помощью кольцевых полумуфт. Применение катков позволяет протаскивать внутреннюю трубу с малым тяговым усилием. Схема 2. В створ перехода устанавливают на плаву сдвоенный трубопровод (внутренняя труба еще на берегу протаскивается во внешнюю трубу), который удерживается в створе с помощью тросовых оттяжек, по одной из описанных схем. Погружение сдвоенного трубопровода в подводную траншею осуществляется заполнением внутреннего трубопровода водой, при этом межтрубное пространство остается незаполненным. После укладки трубопровода на дно траншеи тщательно (с помощью эхолота) проверяют его положение, и только при соответствии действительного положения проектному межтрубное пространство заполняют утяжеляющим раствором (цементно-песчаным)— одна из ответственнейших операций схемы. Для этой цели следует применять растворы с водоцементным отношением B/U. = 0,45-f-0,6, так как при более высоком В/Ц раствор расслаивается. Раствор не должен схватываться до тех пор, пока не окончится заполнение. Для увеличения подвижности смеси необходимо применять гидрофобные добавки типа ССБ (спиртово-сульфитная барда). При приготовлении раствора лучше всего применять тампонажный портландцемент. Поскольку заполнение трубопровода должно продолжаться не более чем срок схватывания цемента, то следует применять агрегаты высокой производительности, например типа используемых при цементировании скважин при бурении.
Date: 2015-06-07; view: 5302; Нарушение авторских прав |