Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности строительства трубопроводов на вечномерзлых грунтах
Как известно из курса механики грунтов [1], вечномерзлые грунты обладают рядом особенностей, делающих их весьма неблагоприятными для любого строительства, в том числе и трубопроводного. Основным строительным недостатком вечно-мерзлых грунтов является изменчивость их несущей способности в очень широких пределах. При отрицательной температуре они могут воспринимать весьма большие нагрузки без заметных деформаций, а при нулевой и тем более положительной температуре, они теряют несущую способность и разжижаются. При повторном замерзании грунты вспучиваются, растрескиваются, что может привести к разрушениям трубопроводных конструкций, расположенных в таком грунте. Это требует принятия специальных защитных мер, конструктивного или технологического характера. В зимний период вечномерзлые грунты представляют монолит скального типа, что обеспечивает работу на нем любых строительно-монтажных машин, т. е. технология строительства линейной части трубопроводов остается такой же, как и в нормальных условиях. Это относится к расстановке трубоукладчиков, очистных и изоляционных машин, организации поточного строительства и т. д. В летний период работы по строительству линейной части либо полностью прекращаются, либо производятся по технологии, применяемой на болотах. Рассмотрим далее особенности работы трубопроводов в вечномерзлых грунтах, особенности их конструкций и технологии строительства. На вечномерзлых грунтах применяются главным образом две конструктивные схемы — подземная и надземная (табл. 12.1). Подземная схема прокладки применяется для всех типов мерзлоты. Трубопровод укладывается в зимний период в траншею и закрепляется в проектном положении навешиванием на трубу утяжеляющих грузов или анкерами. Утяжеляющие грузы должны обеспечить компенсацию не только силы Архимеда, но и взвешивающего усилия, обусловливаемого продольной силой, действующей в трубопроводе. Масса грузов достигает тысячи тонн на 1 км трубопровода диаметром 1420 мм. Доставка такого количества грузов требует огромного числа автомобилей. Однако надежность трубопроводов, утяжеленных грузами, невысока; грузы часто сваливаются с труб, и они всплывают. Для повышения эксплуатационной надежности газопроводов большого диаметра может применяться крепление труб дисковыми анкерами, вмороженными в грунт. Анкеры представляют металлические диски диаметром 150—200 см, прикрепленные к стальным тягам (тяги и диски могут быть и из других материалов) и погруженные в пробуренные скважины. Надземный трубопровод сооружают на опорах, устанавливаемых в вечномерзлом грунте. Расстояния между опорами определяются расчетом. Для компенсации продольных удлинений трубопровода на нем через определенные расстояния устанавливают компенсаторы. Остановимся на особенностях работы магистрального трубопровода, сооруженного на вечной мерзлоте. Наиболее существенное влияние на условия работы оказывает изменчивость физико-механических характеристик грунтов при изменении температуры. Если температура перекачиваемого продукта отрицательная, то мерзлый грунт вокруг трубы оттаивать не будет и, следовательно, несущая способность его не будет уменьшаться. Это в свою очередь обеспечит устойчивое положение трубопровода и достаточно высокую его надежность. Если же температура продукта будет выше 0°С, то грунт начнет оттаивать, или, как говорят производственники, растепляться. При этом вокруг труб образуется ореол оттаявшего грунта, несущая способность которого крайне низка. Трубопровод может потерять устойчивость и разрушиться. При повторном замерзании грунта, например зимой, возможно явление пучения, что также грозит разрушением труб. Поскольку трубопровод является линейным сооружением, то условия работы по его длине будут существенно различными даже при однородном типе мерзлоты. Известно, что температура трубопровода меняется по длине прежде всего за счет передачи тепла в окружающий трубу грунт. Например, газ в летний период поступает в трубопровод с КС, имея температуру до 70° С, а подходит к следующей КС с температурой 20—35° С; в зимний период температура может изменяться от 30—40 до —30°С (в зависимости от температуры окружающей среды). На участке некоторой длины между КС трубопровод в любой период года находится в горячем состоянии, а на остальной части участка в течение некоторого времени в горячем состоянии, а оставшееся время года — в холодном. Следовательно, в течение всего периода эксплуатации на первом участке в грунт будет поступать тепло и он будет непрерывно оттаивать. На другом участке грунт будет периодически оттаивать и замерзать. В связи с этим приведем существующую в настоящее время классификацию, согласно которой участки трубопровода делятся на горячие, холодные и теплые. Под горячим понимается участок, температура которого в течение всего года выше 0°С; под теплым — участок, на котором температура может быть выше и ниже 0°С; но среднегодовая— ниже О °С; под холодным — участок, температура труб на котором ниже О °С в любое время года (могут быть лишь эпизодические повышения температуры выше 0°С). Таким образом, определив принадлежность участка трубопровода к одному из перечисленных типов, можно заранее сказать, что на горячем участке будет происходить только оттаивание грунта, на теплом — периодическое оттаивание — замерзание, а на холодном оттаивания не будет. Это позволяет заранее наметить возможные мероприятия по предотвращению нежелательных для трубопровода воздействий со стороны окружающего грунта. В оттаявшем грунте под воздействием больших продольных сжимающих сил в трубах происходит так называемая локальная потеря устойчивости, сопровождающаяся искривлением трубопровода с образованием «вынучины». Длина выпучины зависит от жесткости труб, продольной силы и несущей способности оттаявшего грунта. В главе 7 были рассмотрены условия потери устойчивости. Решения этой главы относятся в равной мере и к трубопроводам в оттаявшей мерзлоте. В связи с рассмотрением продольной устойчивости необходимо отметить, что стабилизация положения трубопровода с помощью утяжеляющих грузов весьма ненадежна. Сползание с труб нескольких грузов — уже достаточное условие для потери устойчивости с образованием выпучины. Поэтому применение утяжелителей при прокладке трубопроводов на оттаивающей мерзлоте — мероприятие во всех отношениях маловыгодное. Заслуживает внимания закрепление труб анкерами различного типа, удерживающими трубопровод не только в вертикальном направлении, но и от смещения в горизонтальном. Во многих литературных источниках предлагается уменьшать тепловое воздействие трубопровода на грунт с помощью различного рода утеплителей. Особенно активно пропагандируется применение пенополиуретанового теплоизолятора в форме скорлуп, ковров и т. п. Исследования, проведенные нами по определению несущей и теплозащитной способности такого вида теплоизоляции подземных трубопроводов, показали ее полную непригодность в условиях обводненных грунтов. Изоляция при периодическом оттаивании грунта даже при хорошей гидроизоляции обводняется. Это приводит к практически полной утрате ею теплоизолирующих свойств, а значит, и к потере ею своего функционального назначения. В результате продольных подвижек труб происходит механическое разрушение тепловой изоляции. Целью устройства тепловой изоляции является предотвращение растепления мерзлоты. Однако вследствие того, что трубопроводы работают несколько десятков лет, роль тепловой изоляции даже хорошего качества сводится на нет, так как изоляция не предотвращает тепловой поток в грунт, а лишь замедляет его. Поэтому общая глубина ореола протаивания не уменьшается, а лишь увеличивается время, в течение которого она будет достигнута. Но достаточно в гидроизоляции образоваться небольшому отверстию, как начинается заполнение пор тепловой изоляции водой. Эффективность теплоизоляции при этом сводится к нулю. Таким образом, применение пенополистирольной или пенополиуретановой изоляции при строительстве трубопровода на вечномерзлых грунтах по меньшей мере нецелесообразно. Тем самым упрощается технология строительства, удешевляется стоимость трубопровода. Поскольку вечномерзлые грунты обладают большой несущей способностью при минусовой температуре, то наиболее благоприятные условия для трубопровода можно создать, обеспечив такой режим его эксплуатации, при котором температура перекачиваемого продукта будет минусовой. Для газопроводов эта задача решается сравнительно просто. На компрессорных станциях сооружаются установки, охлаждающие газ до температуры (—2) — (—3)°С. Пропуская по трубопроводу такой газ, удается сохранить в мерзлом состоянии грунт в летний период. Следует отметить, что образующийся вокруг труб постоянно мерзлый грунт способствует повышению продольной устойчивости трубопровода. Общая жесткость системы труба—мерзлый грунт существенно больше, чем жесткость собственно трубопровода. Кроме того, продольные перемещения труб становятся практически невозможными, что, в свою очередь, не дает возможности увеличиваться различного рода искривленным участкам. Происходит своеобразная стабилизация трубопровода. Охлаждение нефти в нефтепроводах до (—2) — (—3)°С, как правило, недопустимо, так как при этом увеличивается вязкость нефти и перекачка ее по трубопроводу становится невозможной. Следует отметить, что нефть, найденная в зоне распространения вечной мерзлоты, обладает высокой вязкостью. Для перекачки эту нефть требуется подогревать до температуры 30—40° С. Перекачка подогретой до такой температуры нефти приведет к образованию ореола оттаивания больших размеров. Да и затраты энергии для поддержания такой температуры нефти будут ограниченными. Применение пенополистирольной изоляции труб в традиционном исполнении исключается в силу описанных выше явлений. Поэтому подземная прокладка нефтепровода с горячей нефтью возможна, по нашему мнению, только по трубопроводу типа «труба в трубе» с заполнением межтрубного пространства. Однако в отличие от конструкции, в которой заполнителем является тяжелый цементный раствор, в данном случае заполнение межтрубного пространства следует производить пенобетоном. Пенобетон обладает достаточно высокими теплоизолирующими свойствами. Защитный кожух предохраняет его от обводнения. Надежность двухтрубной конструкции настолько велика, что обеспечивает безаварийную работу трубопровода даже при значительном оттаивании мерзлоты. Альтернативой такой схеме подземной прокладки является надземная прокладка на опорах с обычной теплоизоляцией труб. При надземной прокладке трубопровода диаметром 1000—1200 мм возникают столь сложные проблемы с обеспечением устойчивости положения труб на опорах, что трудно найти экономически приемлемые методы их решения. Огромная тяжесть заполненного нефтью трубопровода, необходимость компенсации температурных удлинений— это требует устройства мощных свайных или иных опор. Однако надежность их работы на печномсрзлом грунте проблематична. Рассмотрим далее особенности строительства трубопроводов на печной мерзлоте. Строительство линейной части магистрального трубопровода на вечной мерзлоте осуществляется, как правило, в период, когда мерзлота находится в нерастепленном состоянии. Только в этом случае возможно перемещение строительной техники (трубоукладчиков, трубовозов и т. д.). Расстановка вдоль трубопровода трубоукладчиков, очистных и изоляционных машин и т. п. остается такой же, как и при строительстве в обычных условиях. Это позволяет применять обычные технологии выполнения работ. Для увеличения времени, в течение которого можно вести строительные работы, в зимний период устраивают зимники. Для работы в летний период необходима специальная техника, которая могла бы работать на оттаявшем грунте. Весьма важным в строительный период является обеспечение расчетной температуры стенки труб с целью уменьшения продольных усилий. Одним из методов снижения продольных напряжений является подогрев труб в процессе их укладки в траншею пропуском внутрь труб горячих газов и засыпка трубопроводов грунтом сразу же после прогрева. Это приводит к возникновению в трубах растягивающих напряжений, которые уменьшаются и уменьшают соответственно сжимающие напряжения при перекачке продукта (газа, нефти). Тем самым устраняется основная причина потери продольной устойчивости. Глава 13 Date: 2015-06-07; view: 3133; Нарушение авторских прав |