Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние на состояние труб концентраторов напряжений
Любые дефекты, связанные с нарушением бездефектной формы конструкции трубы, являются местами концентрации напряжений. Попытки исследовать вопрос о концентрации напряжения в дефектных местах труб предпринимались неоднократно, однако они проводились экспериментальным путем. Кроме подтверждения факта концентрации напряжений такие эксперименты ничего существенного не дали. Поэтому представляет исключительный интерес найти такое теоретическое решение, которое позволило бы количественно оценить распределение напряжений в зоне дефекта. Решение может быть получено с помощью численного метода конечных элементов. Мы приведем здесь лишь идею метода, а также основные результаты и разработки использования метода конечных элементов при расчете напряженного состояния труб с дефектами. Суть метода заключается в том, что рассматриваемая упругая среда, например стенка трубы, разбивается на конечное число элементов. В случае плоской задачи этими элементами могут быть треугольники, а в случае пространственной — треугольные призмы или тетраэдры. Все элементы связаны между собой конечным числом узловых связей, что сохраняет упругие свойства среды и напряженно-деформированное ее состояние, характерное для данного упругого тела. Внутри каждого элемента задают некоторые функции формы, которые позволяют определить перемещения внутри элементов по перемещениям в узлах, являющихся местами стыков конечных элементов. За координатные принимаются функции, тождественно равные нулю во всех элементах, кроме одного, внутри которого они совпадают с функциями формы. Узловые перемещения в данном случае являются неизвестными коэффициентами. Далее записывается функционал полной энергии для всех элементов и находится его минимум. Полученная таким образом система алгебраических уравнений решается с помощью ЭВМ и определяются искомые перемещения и напряжения. Кратко поясним суть метода конечных элементов в применении к определению напряжений и перемещений в дефектных участках труб. Наиболее характерные места дефектов — продольные (заводские) и кольцевые (трассовые) сварные швы (они имеются на всех трубах магистрального трубопровода), а также различного рода трещины, царапины и т. п. Все эти дефекты можно рассматривать в осесимметричном либо плоском напряженном состоянии. На рис. 6.14 изображены часть трубы с продольным швом и один призматический конечный элемент в продольном сварном шве. На рис. 6.15 показаны часть трубы с кольцевым сварным швом (а) и кольцевой конечный элемент треугольного поперечного сечения (б). Метод конечных элементов позволяет учесть упругое и упругопластичное деформированное состояние, а программа, разработанная для ЭВМ, — решить многие задачи, связанные г определением напряженно-деформированного состояния в зоне дефекта. Рассмотрим результаты некоторых расчетов. Осесимметричное напряженно-деформированное состояние в трубах исследовалось в области кольцевого сварного шва для труб из стали 17Г1С; кривая деформирования изображена на рис. 6.16. На рис. 6.17 показано сечение трубы со сварным швом, в котором определялось напряженно-деформированное состояние. Размеры рассматриваемой области: DH=1220 мм, 6=11 мм, L = 63,5 мм. Этот участок был разбит на 294 элемента со 178 узлами. Таким образом, задача сводилась к решению 356 линейных
алгебраических уравнений. В узлах, расположенных на оси симметрии сварного шва ab и на линии cd, были заданы граничные условия, запрещающие перемещения в направлении оси z. В узлах, расположенных по внутреннему контуру трубы, задавались сосредоточенные силы от внутреннего давления. Вначале исследовалось упругое напряженное состояние. Из условия ez = 0 следует, что при нагружении трубы внутренним давлением в ней возникают продольные напряжения апр=цо„ц. Как видно из рис. 6.17, в области, удаленной от сварного шва, это соотношение выполняется, В районе шва условие ez = 0 не выполняется, так как существенна объемность напряженно-деформированного состояния. Для кольцевого шва наиболее существенна концентрация продольных напряжений. Для рассчитанного реального Сварного шва коэффициент концентрации продольных напряжений в упругой области составил 1,52 на внутреннем контуре и 1,3 на внешнем контуре трубы. Следует отметить, что эти значения справедливы для любой продольной нагрузки за исключением той, которая вызывается объемными силами. Для трубопроводов такими нагрузками являются усилия, возникающие от температурных перепадов. В качестве примера влияния температурных напряжений рассмотрим результаты расчета напряженно-деформированного состояния в районе сварного шва при действии внутреннего давления и температуры. В расчете принято Л/= 75 °С. Основной особенностью температурного нагружения области сварного шва является то, что в продольном направлении существенным становится изгиб. Напряжения изгиба возникают из-за несимметрии продольного сечения сварного шва относительно средней линии стенки трубы. Этим объясняется существенное отличие результатов расчета с учетом температуры, приведенных на рис. 6.18, от результатов, приведенных на рис. 6.17. На рис. 6.18 сплошными линиями показано упругое распределение продольных напряжений, а пунктирными — упругопластичное. Расчеты выполнены при давлениях
р = 7,5 МПа и р = 7,8 МПа, вызывающих кольцевые напряжения, равные соответственно 0кц=40,8-103 Н/см2; аКц = 42,8-103 Н/см2. Особенностью деформирования трубопровода является то, что из условия в2 = 0, которое выполняется и в упругопластичной области, следует соотношение е/ = —е/, где егр — остаточные пластические деформации в направлении z, а е/— упругие деформации в направлении г. Так как на основании теоремы о разгрузке остаточные напряжения равны разности напряжений, полученных при упругопластичном и упругом их распределении, то в продольном направлении после упругопластичного деформирования возникают положительные остаточные напряжения. Поэтому, если труба деформируется в упругопластичной области и области сжимающих продольных напряжений, вызванных температурным расширением, то при анализе прочности труб продольные напряжения можно не учитывать. На этот факт следует обратить внимание особое, так как учет сжимающих продольных усилий приводит к существенному увеличению толщины стенки трубы. Рассмотрим далее плоское деформированное состояние труб на примере продольного сварного шва. Область продольного сварочного шва была разбита на конечные элементы. Координаты узлов задавались для участка трубы, изображенного на рис. 6.14. В данной задаче решалось 356 линейных алгебраических уравнений. Результаты расчета в упругой и
упругопластичной областях представлены на рис. 6.19. Наибольшие напряжения возникают на внутреннем контуре трубы, причем упругий коэффициент концентрации напряжений &е=1,49, а упруго-пластичной— kp=\,28. На наружном контуре трубы упругий коэффициент концентрации напряжений составляет йе=1,34, а упругопластичный — &р=1,19. В ряде случаев, зная kp и кривую деформирования, можно найти kc, используя приближенное соотношение kp= I -f (ke — 1) E*jE, где Е* — секущий модуль кривой деформирования. По предложенной методике можно исследовать также напряженно-деформированное состояние в зоне забоин, надрезов, трещин. Date: 2015-06-07; view: 1453; Нарушение авторских прав |