Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опыт преподавания бокса в общеобразовательной школе
Бокс может стать по-настоящему массовым видом спорта лишь в том случае, если его будут развивать в общеобразовательных школах. Территориальный принцип организации спортивных секций наиболее удобен, так как он позволяет иметь постоянный состав занимающихся. В городах дети живут обычно в 10—15 мин. ходьбы от школы. Для посещения секции в школе им не нужно будет тратить много времени, как если бы они занимались в спортивном клубе или секции ДСО, расположенных далеко от дома. Кроме того, занятия боксом в школе способствуют развитию у ребят чувства коллективизма. Боксом обычно увлекаются более активные ребята, пользующиеся авторитетом среди учащихся. Поэтому секция бокса, несомненно, является одной из наиболее действенных форм организации спортивного коллектива в школе. В период моей работы преподавателем физической культуры в школе № 265 Щербаковского района г. Москвы в 1953—1955 гг. мне очень хорошо помогли организовать внеклассную работу и повысить качество уроков именно те учащиеся, которые занимались в секции бокса. Несмотря на то, что члены секции имели различный возраст и были учениками разных классов, их объединяли общешкольные интересы. Боксеры, как правило, всегда активно участвовали в соревнованиях по лыжам, легкой атлетике, хоккею, футболу и другим видам спорта. Секция бокса представляла собой дружный, спаянный коллектив. С октября 1956 г. мною была организована также секция бокса в школе № 707 Первомайского района г. Москвы, занятия в которой проводились регулярно два раза в неделю (по 70—80 мин.). В секцию принимались учащиеся только 5—7-х классов (12—15 лет), физически здоровые и не имеющие плохих оценок. В занятиях наряду со специально-подготовительными упражнениями и разучиванием техники бокса большое место отводилось общеразвивающим упражнениям, подвижным и спортивным играм. Много внимания уделялось развитию быстроты движений и скорости реакции, так как в этом возрасте организм лучше приспосабливается к скоростным нагрузкам, чем к нагрузкам на выносливость. Первый раз ребята получили перчатки после 2—3 уроков в секции, так как мы считали, что слишком длительный период обучения без перчаток снижает у мальчиков интерес к занятиям. Через полтора-два месяца ребята могли уже побоксировать в условных боях. На бои отводилось 1—2 раунда по 1 —1,5 мин. Таким образом, из обычного тренировочного урока, длящегося 70—90 мин., на бой по заданию в перчатках затрачивалось всего 2—3 мин., и обязательно под контролем преподавателя. При разучивании техники бокса с партнерами совершенно исключались сильные удары, а виновные в нанесении таких ударов сразу лишались перчаток. В конце периода обучения школьников были проведены повторные антропометрические измерения, в результате анализа которых стало очевидно, что ребята, посещавшие секцию бокса, имели лучшие показания по сравнению с учащимися тех же классов, но не занимавшимися боксом. После того, как опытная работа по боксу в школьной секции продемонстрировала, что занятия в ней положительно влияют на физическое развитие подростков и имеют большое воспитательное и образовательное значение, мы решили провести более глубокое специальное исследование. Перед нами была поставлена задача разработать методику проведения секционных занятий по боксу в школах-интернатах и выяснить практическую возможность использования элементов бокса в школьном уроке. Необходимо было также выяснить, в какой четверти учебного года наиболее целесообразно проводить уроки с использованием элементов бокса. Исследование проводилось в школе-интернате № 7 Дзержинского района г. Москвы в октябре 1958 г. и закончилось в декабре 1960 г. В своем выборе мы остановились на школе-интернате из следующих соображений. Во-первых, потому, что интернат — это новая, наиболее совершенная форма учебных заведений в нашей стране. Во-вторых, учебные классы в интернатах имеют несколько меньшее количество учащихся, что позволяет лучше организовывать и проводить уроки по физическому воспитанию. Секция бокса в школе-интернате № 7 была организована в октябре 1958 г. В секцию принимались физически здоровые учащиеся 6, 7 и 8-х классов, имеющие удовлетворительную успеваемость. Занятия проводились 2 раза в неделю в спортивном зале. Каждое занятие длилось'70—80 мин., для того чтобы избежать возможной перегрузки ребят. Планируя занятия, мы исходили из программы для юношеских секций бокса. Содержание урока состояло из раздела теории и практики.
ТЕОРИЯ 1. Значение и место бокса в советской системе физического воспитания. 2. История развития бокса в СССР. 3. Гигиенические навыки и требования к проведению занятий по боксу. 4. Элементарные сведения по судейству. 5. Элементарные сведения по тренировке боксера. 6. Элементарные сведения по тактике ведения боя.
ПРАКТИКА Изучение и совершенствование техники бокса. 1. Боевая стойка, дистанция, передвижения, положения кулака при ударе, уязвимые точки на теле боксера. 2. Прямые удары: одиночные, двойные, серии прямых ударов (атаки, зашиты, контратаки.). 3. Удары снизу одиночные, двойные, сочетания прямых ударов и ударов снизу (атаки, защиты, контратаки). 4. Боковые удары: одиночные, двойные, сочетания прямых и боковых ударов (атаки, защиты, контратаки). 5. Общеразвизающие упражнения на гимнастических снарядах, игры с мячом (волейбол, баскетбол), элементы борьбы и подвижные игры.
Теоретический раздел излагался во время тренировок и состоял из коротких бесед в начале или в конце занятий. Практический раздел был распределен в уроках в зависимости от поставленных задач и в соответствии с существующей методикой обучения боксу подростков. Общеразвивающие упражнения применялись в каждом уроке, преобладая в процентном отношении в первоначальный период обучения. Проводя занятие, педагог стремился преподносить материал в доступной форме, предлагая учащимся сознательно усваивать технические приемы. Первоначальная группа занимающихся, находясь в шеренге по два, разучивала очередное задание. Для каждой шеренги ставилась определенная задача. Упражнения сначала выполнялись одновременно всей шеренгой, а затем преподаватель давал указания каждой паре боксеров отдельно. Через некоторое время боксеры менялись ролями (атакующие становились защищающимися и наоборот). Затем упражнения совершенствовались в парах в строю. После месяца занятий ребятам было разрешено провести по одному-два раунда условного боя, где они могли проверить и закрепить свои знания в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке. После двух месяцев занятий наиболее успевающим было разрешено провести вольный бой 1—2 раунда по 1,5 мин. Эта нагрузка совершенно не утомляла ребят и поддерживала повышенный интерес к дальнейшим занятиям. Проводя секционные занятия в школе, мы не ставили целью подвести учеников к спортивному мастерству. Уроки посвящались в значительной степени общей физической подготовке, и бокс был действенным средством хорошего физического развития. Наряду с овладением специальными упражнениями ученики упражнялись на гимнастических снарядах, совершенствовали технику игры в баскетбол, волейбол, изучали элементы борьбы и др. Несмотря на то, что эти виды физических упражнений играли подчиненную роль, мы всегда стремились к тому, чтобы ученики технически освоили их. Таким образом, ребята, овладевая навыками бокса, совершенствовались и в других видах спорта. Поэтому в составе сборных команд мальчиков от классов и школы по гимнастике, баскетболу, легкой атлетике, лыжам и другим видам спорта боксеры были в числе наиболее физически подготовленных. Все ребята, занимавшиеся в секции, сдали нормы на значки БГТО и ГТО в своих возрастных группах. Они были активными участниками спортивной жизни интерната. В мае 1959 г. были проведены повторные антропометрические измерения. В результате анализа полученных данных стало очевидно, что у ребят, занимавшихся регулярно в секции бокса, обнаружился наибольший сдвиг в антропометрических показателях. На последнем этапе экспериментальной работы изучалось применение элементов бокса в уроке физического воспитания. Мы считали, что в уроке необходимо использовать специальные упражнения боксера по следующим причинам: - во-первых, большинство мальчиков подросткового возраста испытывают к боксу повышенный интерес; - во-вторых, занятия боксом и специфическими для бокса физическими упражнениями положительно влияют на физическое развитие ребят, развивают нервно-психические качества, воспитывают решительность, настойчивость, быстроту реакции, внимание, подвижность нервных процессов, инициативность и т. д.; - в-третьих, в процессе занятий мальчикам прививаются полезные навыки, которые могут пригодиться в жизни каждого мужчины; - в-четвертых, плотность урока физического воспитания увеличивается за счет разнообразных физических упражнений скоростно-силового характера. Для введения элементов бокса в школьный урок 6—7-х классов мы считали наиболее подходящей вторую четверть учебного года. Так, в первой четверти в занятиях по физическому воспитанию уделяется внимание легкой атлетике и спортивным играм, которые входят в систему общей физической подготовки школьников в программе БГТО и ГТО. Большой по своему объему материал по этим видам спорта едва укладывается в 2 часа еженедельных занятий на уроках физического воспитания. Третья же четверть полностью отводится на лыжную подготовку. В четвертой четверти в программе ведущее место занимает легкая атлетика и спортивные игры. Занятия в спортивном зале в апреле, как правило, являются подготовительными для выхода на площадку. Таким образом, наиболее удобной для занятий боксом является вторая четверть. Обучение проводится в спортивном зале. В содержание урока входят также н гимнастические упражнения на снарядах. В это время стабилизируется состав занимающихся в отделениях, повышается дисциплина и организованность на уроках. Именно в этот период имеются все необходимые условия для включения в основную часть урока элементов бокса без ущерба для прохождения гимнастического материала. Эксперимент проводился на учащихся 6, 7 и 8-х классов интерната. В подготовительной части урока экспериментальных групп использовалось 10—12 общеподготовительных упражнений, применяемых боксерами. В основную часть урока были включены элементы бокса. В других параллельных классах в обычный гимнастический урок вводились только подготовительные упражнения, аналогичные тем, которые применялись в экспериментальных группах. В третьих параллельных классах уроки проходили по обычней школьной программе. Эти классы были контрольными. Подготовительная часть урока проводилась для всего класса; все упражнения выполнялись в движении в колонну по одному. На подготовительную часть отводилось 10—12 мин. Каждое упражнение было заранее прохронометрировано и начиналось от одной из отметок в верхней или нижней середине зала, до которой доходил направляющий. Подготовительной части урока мы придавали большое значение, так как ставили задачу всесторонне подготовить организм к предстоящей нагрузке в основной части урока. Упражнения подбирались с расчетом, чтобы их могли выполнять и девочки, но нагрузка для них была соответственно снижена за счет меньшего количества повторений. После подготовительной части урока одно из отделений мальчиков шло к гимнастическому снаряду, а другое подходило к свободной от снарядов части зала для изучения элементов бокса. Так как на основную часть школьного урока по физическому воспитанию обычно отводится около 20 мим., каждое отделение имело на освоение материала 10 мин. Для сокращения времени на одевание перчаток вместо шнуровки применялась тонкая резина. Это давало возможность отделению подготовиться к занятиям за 1 мин. В то время как группа «гимнастов» подготавливала снаряды, «боксеры» уже получали задание и приступали к занятиям. Отделение мальчиков-«гимнастов» иногда занималось на двух гимнастических снарядах, чередуя упражнения в висе и упоре. После смены снарядов отделение «гимнастов» становилось «боксерами», а «боксеры» — «гимнастами». Материал был спланирован во 2-й четверти на 12 уроков с учетом времени, отводимого в уроке на усвоение программного материала по гимнастике. В урок были также включены доступные для ребят простейшие приемы нападения и защиты в боксе. Из раздела ударов в урок были включены: прямой левой в голову и туловище, прямой правой в голову, двухударные серии из прямых ударов. Из раздела защит: подставка правой ладони, левого плеча и подставка левого локтя в сочетании с шагом назад. В уроке были даны элементарные сведения по судейству состязаний. В конце четверти за выполнение контрольных упражнений выставлялись отметки в журнал, дополнительно к отметкам за гимнастические упражнения. Оценки, полученные экспериментальными классами за выполнение гимнастических упражнений, показали, что ребята не только не снизили результаты в этих упражнениях, но оказались лучше подготовленными, чем учащиеся контрольной группы. Таким образом, овладение элементами бокса на уроке по физическому воспитанию способствует повышению общей физической подготовленности, что, в свою очередь, положительно влияет на овладение гимнастическим материалом. В конце декабря во всех классах были проведены повторные антропометрические измерения, в результате которых оказалось, что наибольший прирост динамометрических данных и дачных спирометрии наблюдался в экспериментальных классах, где в урок были включены и подготовительные упражнения и элементы бокса. Затем по своим показателям шли классы, где в уроке использовались только подготовительные упражнения. Меньшие сдвиги динамометрических показателей и показаний спирометрии произошли в контрольных классах. Во второй четверти следующего 1960/61 учебного года элементы бокса были включены в уроки физического воспитания 7-го класса «А» повторно по аналогичной методике, с учетом пройденного материала. Итак, обобщение опыта преподавания бокса в советских и зарубежных школах и проведенный эксперимент вполне доказывают, что бокс может развиваться в школах наравне с другими видами спорта. Для этого есть все условия: доступность инвентаря и место для проведения занятий. Целесообразно, чтобы спортивные общества, культивирующие бокс, первоначальную подготовку боксеров-юношей проводили в школах: ведь текучесть в школьных секциях значительно меньше, чем в секциях ДСО и ДСШ, а занятия в своей школе способствуют при правильном руководстве секции созданию крепкого спортивного коллектива. Кроме секционных занятий, элементы бокса могут быть с успехом включены в урок по физическому воспитанию для мальчиков 6, 7 и 8-х классов. Изучение элементов бокса не только не ухудшает освоения программного материала, но и не снижает успеваемости школьников. Наоборот, элементы бокса способствуют повышению плотности урока и лучшему овладению гимнастическими упражнениями на снарядах, значительно повышают у мальчиков интерес к занятиям по физическому воспитанию и способствуют улучшению физического развития учащихся. Учитывая, что правильно проводимые занятия боксом имеют большое оздоровительное и воспитательное влияние, а мальчикам необходимо овладевать элементами самозащиты, следует рекомендовать для школьных уроков физического воспитания некоторые специальные и специально-подготовительные упражнения боксера, как средство общей физической подготовки учащихся 6—8-х классов.
А. Г. Степанов, мастер спорта СССР, Date: 2015-05-04; view: 678; Нарушение авторских прав |