Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предсказание поведения потребителей
Предсказание поведения потребителей, во всяком случае до недавнего времени, являлось главной целью большинства исследований личности. Воодушевленные огромным количеством специальной литературы по проблемам личности, некоторые маркетологи полагают, что личностные характеристики должны предопределять предпочтения в сфере покупательской активности, например, в выборе торговых марок и магазинов. Исследования такого рода можно разделить на две основные категории: 1) изучение восприимчивости к социальным факторам и 2) изучение выбора продуктов и марок. Некоторые исследования действительно подтвердили, что между использованием продукта и характерными особенностями человека существует некая связь. В большинстве же случаев лишь незначительная часть приобретений объяснялась свойствами личности. Сегодня-то мы можем сказать, что в этом нет ничего удивительного. В конце концов, личность — это всего лишь одна из многих переменных, определяющих процесс принятия решения покупателем. Так что если бы и можно было найти здесь какую-то взаимообусловленность, то, скорее, между личностью и намерением человека следовать той или иной модели поведения. Но даже если бы характерные черты и определяли намерения или поведение, можно ли их использовать в сегментировании рынка? Утвердительный ответ предполагает выполнение следующих условий. 1. Люди со схожими личностными чертами должны быть однородны в смысле демографических показателей (возраст, доход, место проживания), что объясняется необходимостью привлекать их с помощью определенных средств массовой информации. Обычно доступны именно такого рода данные об аудиториях СМИ. Если сходства в демографических характеристиках не обнаруживается, значит, средств для достижения таких потребителей как одного сегмента рынка практически нет. 2. Критерии оценки свойств личности должны быть надежными и обоснованными. И здесь кроются огромные трудности. 3. Личностные различия должны отражать четкие расхождения в покупательском поведении и предпочтениях, что, в свою очередь, может принести выгоду при разработке маркетинговой стратегии. Другими словами, людей с различными личностными характеристиками могут привлекать одни и те же показатели продукта. 4. Рыночные группы, выделенные на основе личности, должны быть достаточно объемными, чтобы затраты на их достижение были разумными. Знание о различиях личностных характеристик каждого человека, несомненно, представляет интерес, но принесет немного пользы для маркетинговой фирмы, которая вынуждена работать с относительно большими сегментами. На сегодня все эти условия выполняются крайне редко, и поэтому личность не может считаться полноценным критерием сегментирования рынка. Например, нет никаких оснований полагать, что люди со схожими личностными характеристиками будут однородны по другим показателям. Также нельзя рассчитывать на то, что у этих людей достаточно много общего, чтобы их можно было с легкостью заинтересовать с помощью средств массовой информации, не привлекая при этом большого количества нецелевых потребителей. Исследования личности, даже самые убедительные, так и не смогли объяснить более 10 % вариантов поведения потребителей. Компания Procter & Gamble провела в семидесятых годах немало исследований, в которых личность использовалась как переменная сегментирования. Все они отличались тщательностью и использованием самых современных на то время методик. После трех лет усилий все изыскания были прекращены — менеджеры по ассортименту и рекламе так и не смогли получить результаты, на основе которых можно было бы строить маркетинговые стратегии более эффективно, чем при использовании других критериев. В исследованиях, позволяющих с наибольшей точностью прогнозировать поведение потребителей, обычно используются специальные шкалы. Они разрабатываются под конкретный продукт или модель покупательского поведения. К сожалению, практически отсутствует возможность обобщать полученные в результате этих измерений выводы, т. е. использовать их для других продуктов или других ситуаций. Более общие, или «чистые», шкалы выбираются из доказавших свою состоятельность психологических тестов, достоверность результатов которых подтверждается временем. Но, хотя они и имеют под собой более надежную теоретическую и методологическую основу, на практике они не способны так точно предсказывать поведение потребителей, как специальные шкалы. Неспособность прогнозировать поведение с помощью измерений личностных характеристик только стимулировала дальнейшее развитие этого направления. Появились более современные подходы. Один из них заключается в том, что нужно исследовать индивидуальные особенности торговых марок, а не людей. Второй подход связывает измерения личности с промежуточными переменными, или стадиями, процесса принятия какого-либо решения, к примеру, осознания проблемы. Согласно третьему подходу, следует разрабатывать более широкие и тесно связанные с поведением концепции, которые лучше соответствуют целям сегментирования рынка (например, концепцию стиля жизни, речь о которой еще впереди). «Личность» марки С точки зрения маркетинга, более эффективным является анализ индивидуальных особенностей торговой марки как части ее общего имиджа. Под «личностью» марки понимается взаимосвязь между показателями продуктов различных марок и тем, как их воспринимают потребители. Уже не считается, что для оценки всех марок и ситуаций потребления люди пользуются относительно постоянными схемами, обусловливающими принятие решения. Скорее наоборот — марки вызывают у потребителей довольно устойчивые реакции. У торговых марок есть три измерения. Первое — это физические показатели, такие как цвет, цена, ингредиенты. Второе свойство — это функциональные показатели, т.е. последствия использования товара. Первое и второе свойства могут быть объективно подтверждены. Последнее свойство - это характер товара, его индивидуальные особенности в сознании потребителей. Марка может быть современной или старомодной, живой, яркой или экзотической — как и сами люди. Элементы, опосредованные в процессе обработки информации о марке, трансформируются в голове потребителя в следущие понятия: «эта марка мне подходит» или «она не для меня», а может, и «я не для нее». Когда потребители покупают те или иные товары, они зачастую хотят получить больше, чем его функциональные или осязаемые характеристики. Продукт должен также создавать хорошее настроение, его использование должно доставлять удовольствие, т.е. потребитель стремится получить гедонистические выгоды. Эмоциональная реакция, хотя и является субъективной и неосязаемой, тоже способна вызвать реакции физиологические, которые могут быть измерены с помощью соответствующих методов. Предпринимаются попытки построить типологии эмоциональных реакций потребителей на различные марки товаров. Например, система Мехрабиана-Рассела представляет три типа эмоций: удовольствие, возбуждение и превосходство (PAD, по первым буквам английских эквивалентов: pleasure, arousal и dominance). Роберт Платчик предложил более широкий перечень, включив в него страх, раздражение, радость, грусть, отвращение, принятие, надежду и удивление. Хотя эти две типологии во многом схожи, исследование, предпринятое Хавленой и Холбруком, показывает, что подход Мехрабиана-Рассел а лучше объясняет эмоциональный характер потребления, чем подход Платчика. Date: 2015-06-06; view: 708; Нарушение авторских прав |