Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Потребление, потребности и полезность
Потребление, потребности и полезность 6.2. Количественный подход: теория предельной полезности Ординалистическая теория потребительского поведения Потребление, потребности и полезность Центральное место в теории потребительского поведения занимают категории «потребление», «экономическое благо» и «полезность». Потребление (в экономическом смысле) – это действия людей по использованию материальных и духовных благ, которые осуществляются для удовлетворения их потребностей. Конкретной формой проявления той или иной экономической потребности человека или группы людей является экономический интерес. Целью потребления является полезность экономического блага. Полезность, с позиции представителей неоклассической теории, исследуется, как свойство экономических благ удовлетворять потребности конкретных потребителей в конкретных условиях, как цель, преследуемая потребителями при осуществлении выбора среди товаров и услуг. Оценка ее всегда субъективна. В этом заключается ее отличие от потребительной стоимости, исследовавшейся представителями классической политической экономии, которая рассматривалась, как свойство товара удовлетворять общественную потребность. Выбор потребителя нацелен на максимизацию полезности потребляемых благ и услуг при заданных рыночных ценах с учетом ограничений по доходу. Существует два подхода к изучению рационального потребительского поведения. Во-первых, подход, основанный на теории предельной полезности, который называют количественным (кардиналистским). Во-вторых, подход, основанный на теории кривых безразличия, именуемый порядковым (ординалистским). 6.2. Количественный подход: теория предельной полезности Категория полезности (U) введена в экономическую теорию Иеремия (Джереми) Бентамом (1774 – 1832). Кардиналистическая теория потребительского поведения опирается непосредственно на понятие полезности и исходит из того, что полезность измерима. Согласно этой теории рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к его цене для всех товаров, приобретаемых потребителем, равны. В этом случае потребитель достигает состояния равновесия. Потребительское равновесие – это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. Сторонники количественного (кардиналистского) подхода ввели в научный оборот понятие «ютиль» - гипотетическую единицу полезности. Этот подход строится на точном соотношении полезностей разных благ для одного и того же человека. Общая полезность (AU) - это оценка потребителем совокупной полезности приобретаемого количества товара или услуги. Поскольку общая полезность - это субъективное понятие, то при оценке одинаковых единиц (порций) одного и того же товара она будет отличаться у разных людей в зависимости от их вкусов и предпочтений. Общая полезность любого товара, как правило, увеличивается по мере возрастания потребляемых порций, или единиц, данного товара. Однако прирост общей полезности снижается по мере потребления дополнительных порций, так как они приносят все меньшее удовлетворение потребностей конкретного потребителя, и его общая потребность в данном товаре постепенно насыщается. Изменение общей полезности связано с предельной полезностью. Предельная полезность (MU) - это дополнительная, добавочная полезность, получаемая потребителем от каждой дополнительной единицы определенного вида продукции. Можно сказать, предельная полезность - это прирост (изменение) общей полезности, вызванный потреблением каждой дополнительной единицы. В течение сравнительно короткого периода времени, пока вкусы и предпочтения потребителя не изменяются, предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет уменьшаться. В связи с этим экономисты сформулировали закон убывающей предельной полезности: по мере потребления дополнительных единиц или порций, одного и того же товара общая полезность, получаемая потребителем, увеличивается все более медленными темпами, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы, или порции, уменьшается. Закон убывающей предельной полезности определяет и динамику совокупной (общей, суммарной) полезности (АU), приносимой всей массой потребляемых благ. Очевидно, что с увеличением количества товаров данного вида, обладающих полезностью для потребителя, происходит приращение совокупной полезности, но рост этот происходит все замедляющимися темпами (рис. 3.2).
По мере увеличения количества пар обуви их общая полезность возрастает (две пары туфель обладают большей полезностью, чем одна, три большей, чем две и т.д.), но поскольку каждая дополнительная пара приносит все меньшую и меньшую полезность, то совокупная полезность растет, но все медленнее и медленнее. Закон убывающей предельной полезности не только объясняет причины действия закона снижающегося спроса, но и помогает определить условие потребительского равновесия, при котором потребитель получает максимальное удовлетворение потребностей при имеющемся денежном доходе и сложившихся предпочтениях. Рациональный потребительский выбор определяют следующие основные факторы: 1. Стремление потребителя на свой денежный доход получить максимальную общую полезность, или максимальное удовлетворение потребностей. 2. Предпочтения и вкусы. 3. Денежный доход потребителя (потребительский бюджет). 4. Цены на товары и услуги. Исходя из теории потребительского поведения, при определении рационального потребительского выбора покупатель должен учитывать предельную полезность и цены товаров. Потребитель с постоянным денежным доходом и сложившимися предпочтениями при выборе покупки товаров с различными ценами может получить максимальную полезность, или максимальное удовлетворение потребностей, только при соблюдении следующего условия потребительского равновесия:
, (2.1) где MUi – предельная полезность последних единиц товаров 1,2,3, …, n; Рi – цена товаров 1,2,3, …, n. Недостатком кардиналистского подхода является исключительно индивидуальный, субъективный характер оценок полезности: один и тот же товар может представлять большую ценность для одного потребителя и значительно меньшую, а то и никакой – для другого. Более того, оценки одного и того же субъекта могут изменяться под действием многих факторов. То есть становится практически невозможно определение субъективных оценок в единых общепринятых единицах (так как общая единица измерения предполагает объективность оценок). Современные экономисты отдают предпочтение порядковому (ординалистскому) подходу измерения полезности.
Date: 2015-06-06; view: 866; Нарушение авторских прав |