Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Харизматический лидер имолодежь в авторитарных(тоталитарных) режимах
Опора верховной власти на молодежь всегда свойственна авторитарным (тоталитарным) режимам, ориентированным на насилие во внешней и внутренней политике. В СССР, как уже отмечалось, ценности молодежи \233\ были возведены а ранг государственной идеологии с культом Павлика Морозова. Периодически репрессируя членов государственно-бюрократической иерархии, Сталин предоставлял возможное-!ь молодежи реализовать свое право на социальный рост, что повышало устойчивость социально-политической системы в целом. И лишь эпоха «застоя», создавшая «чромбы в каналах», обеспечивавших социально-возрастную динамику, предопределила крах системы (Бочаров 20006:169-184). Обозревая исторические примеры наиболее успешных подобных режимов, можно сделать вполне правомерный вывод о том, что их долюле-тие во многом было обусловлено именно «возрастной политикой», проводимой харизматическим лидером. Если Сталин просто периодически физически уничтожал старшее поколение партийно-государствен ной прослойки посредством органов госбезопасности, то Мао Дзэдун позволил, в известной мере, «раскрыться» социально-возрастному конфликту в национальном масштабе. В частости, старшее поколение бюрократов было отстранено от власти руками самой молодежи (хунвейбинов) во время «культурной революции», инициированной, конечно, самим «великим кормчим», В результате аппарат управления Китая был полностью обновлен, практически на всех уровнях. Несомненно, что это продлило «системе» жизнь. Есть примеры на африканском континенте, когда успешные авторитарные лидеры тамошних государств обращались к собственной бюрократии с требованием добровольно уйти в отставку, уступив тем самым дорогу молодежи. При этом они ссылались на существование подобной традиции в африканских культурах (Бочаров 2001: 39-87). 4. Молодежная субкультура и дискриминация стариков Длительное существование социума с ориентацией преимущественно на войну, что всегда коррелируется с авторитарными (тоталитарными) режимами, может привести к всеобъемлющему господству в нем молодежной духовной субкультуры. Тогда поведенческие модели, свойственные молодежи, становятся эталонными для всех возрастных страт. 8 авторитарных системах молодежная агрессивность, свойственная данному возрасч ному статусу, питает характерные для них идеологические концепции, замешанные на классовой, национальной и расовой ненависти. Подобная ситуация наблюдается в России, в которой практически во все времена царил «культ молодости». Действительно, первые письменные источники по Древней Руси говорят о том, что князь и дружина являлись основой социальной структуры. Вся последующая история также связана с войной и авторитарными (точалитарными) режимами. И в поздние периоды Российской империи: «Военная молодежь не покорялась никакой власти, кроме своей полковой, и беспрерывно вела борьбу с полицией \234\ (Пыляев 1990: 102-103), Революции в России также имеют прямые аналогии с «молодежным бунтом»; «Революция течет где-то и как-то параллельно хулиганству; революция есть порыв хулигана сыграть роль героя» (Розанов 1992: 285). Советский период также характеризуется «культом молодости» (Бочаров 2006г: 360-376). При отрицательном отношении к долголетию преобладает поведение «.молодеческого удальства» с его пренебрежительным отношением к опасности, к смерти вообще. Постыдным считается чрезмерно заботиться о своем здоровье, отсюда «лихое пьянство», бесшабашное поведение водителей на дорогах, «спокойное отношение" российских турисчов к посещениям мест, куда западноевропейцы предпочитают не ехать из-за повышенного уровня риска для жизни (природные катаклизмы, терроризм и т. п.). Отношение к долголетию в русской культуре было сформулировано А. С. Пушкиным в «Капитанской дочке» устами Е. Пугачева в притче, где орел спросил у ворона, почему тот живет 300 лег, а он всего 33 года. Выяснив, что причина в том, что орел питается живностью, а ворон — мертвечиной, орел решает: «Чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там, что Boi даст!» В обществе налицо дискриминация старших, причем осуществляющаяся вопреки официальному законодательству. Это особенно отчетливо проявляется, например, при приеме на работу, когда работодатели, не стесняясь, размещают информацию о возрастных ограничениях в соот-ветс!вующих рекламных проспектах. Да и политика государства до последнего времени в этом отношении носила дискриминационный характер. В начале 90-х годов старики лишились отложенных сбережений, а начисленные им пенсии были «не совместимы с жизнью». В результате возрастная проблема в России получила политическое измерение, в частности, в это же время возникла партия старых людей: «Мы создали Российскую партию пенсионеров как политическую организацию, аккумулирующую волю старшего поколения... Если государство забыло о старшем поколении россиян, то у старшего поколения достанет сил самому защитить свои права и интересы» (Из программы бывшей Российской партии пенсионеров). В общем «идеальный тип» возрастной модели, сформировавшийся на заре человеческой истории и обеспечивавший гармонию в отношениях между поколениями, изначально «учитывал» естественные права молодежи, исходя из ее психобиологического статуса. Он включал в себя «право на насилие» по отношению к чужакам, которое, тем не менее, тщательно контролировалось старшими. Однако по мере социального расслоения, усложнения социально-политической сферы имела место разбалансировка "возрастной идиллии», старшие начинают нарушать традиции, «закрывая» молодежи «путь наверх». В результате происходит быстрый рост числа "социальной молодежи», концентрация в социуме агрессивного поченциа- \235\ ла, который мог, например, проявляться в «молодежных оунтах» или «молодежных революциях» против социальных лидеров (старших), информация о которых имеется на африканском материале (Altricham 1955: 104-106). Цель— восстановление социальной справедливости, закодированной в человеческой культуре посредством первоначального «идеального типа» взаимоотношений между поколениями, когда младшие гарантировано по мере взросления обретали социальную полноценность, связанную с осуществлением властно-управленческих функций. Как уже было сказано, именно из эти молодежи вырастает инсштут насилия (дружина), который используется не только по отношению к «чужакам», но и к «своим». Первой подобной структурой было вождество, которое по своим основным параметрам можно отождествить с ранним государством (Конакова 2007: 321-338). Структуры, аналогичные вождеству, возникают на последующих этапах истории, прежде всего, связанных с процессом модернизации традиционного общей ва. В этом случае происходит количественный взрыв социальной молодежи, лишенной перспектив социального роста, психологически переживаемый ею как нарушение естественных прав (справедливости). И здесь вождь (харизматический лидер) получает в результате эффективный инструмент насилия по отношению к социуму («своим»), так как восстановление нарушенной справедливости делает легитимным любое насилие, учитывая, что «право», судя по историко-этнографическим материалам, было главным фактором, цементировавшим первичный социум. Право, по сути, отождествлялось с социальным порядком: «С термином "право" ассоциировалось представление о всяческой мере, о соблюдении должной пропорции в вещах и отношениях. Право— основа человеческого общежития... Правопорядок и миропорядок почти синонимы. Право — благо, которое необходимо сохранять и беречь» (Гуревич 1972:142). Тандем «харизматический лидер — молодежь» обнаруживается во всех событиях, связанных с революционным насилием, имевшим место в государствах «периферийного» типа в XIX-XXI столетиях (Бочаров 20006: 96-99). Иными словами, налицо кумулятивный эффект на различных исторических этапах бытования человеческого общества. Date: 2015-05-04; view: 588; Нарушение авторских прав |