Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обычно-правовые аспекты возраста на современном Востоке (Япония)





Сегодня обычно-правовые аспекты возраста отчетливо проявляются на Востоке. Особенно ярко это видно на примере государств, где господствует конфуцианско-азиатская культура. В частности, покорность и безоговорочное следование авторитету старших составляют особый принцип конфуцианства — Сяо. Согласно Сяо дети должны не только беспрекословно выполнять волю родителей, но и любить их. По Конфуцию лучше умереть, чем отказаться почитать родителей. Здесь сыновья почтительность (безоговорочное подчинение отцу) распространялась на всю государственную машину.

На примере современных государств, в которых доминирует конфуцианская культура, мы имеем возможность наблюдать интереснейший феномен, который в корне противоречит либеральным представлениям о жесткой связи экономического прогресса с освобождением человека от «традиционных нуг», с нарождением «свободной личности», опирающейся в своей жизнедеятельности на «права человека». Ярким примером, опровергающим данный постулат, является Япония — одно из самых передовых в мире государств по уровню экономического и технологического развития, в котором, тем не менее, сохранилась вполне «архаическая» модель организации взаимоотношений между старшими и младшими. Остано-

\217\

вимся на этом подробнее, используя материалы, собранные отечественными исследователями (Пронников, Ладанов 1996), Начнем с того, что а Японии до сих пор культ предков в его классическом виде не утратил своей актуалыюсш, что сказывается и на распределении прав между возрастными когортами,

Семья, по представлениям современных японцев, включает всех предков далекого прошлого и всех потомков далекого будущего. Поэтому понятие долга означает определенные обязательства как перед потомками, так и перед предками. Этот культ в Японии имеет три разновидности: почитание императорского дома, почитание покровителя рода, почитание семейных предков. В домах для этого всегда устраивается камидэнэ (синтоисткая домашняя божница). Перед этим алтарем совершают ритуал почитания предков. Алтарь буцудан (алтарь Будды) также состоит из моделей монументов с именами умерших В домах, где исповедуют синтоизм, имеется еще доска, предназначенная исключительно для почитания предков. Предкам приносят жертвоприношения (рис, чай, рыбу, ветки сакаки). Считается, что благополучие семьи зависит от того, насколько преданно каждое поколение выполняет ритуалы почитания предков. Согласно Конфуцию, нет более тяжкого преступления, чем непочтительность детей по отношению к своим родителям.



Отношения между разновозрастными членами семьи в Японии регулируются обычно-правовой системой — гири. Дети полностью подчиняются воле родителей, и, даже если родители не правы, они не могут сердиться на них и все равно должны им повиноваться. Старшие братья господствуют во всех делах, руководят младшими. Младшие братья, повинуясь и не прекословя, должны относиться к старшим с высшей степенью почтения. В послушании состоит доброе поведение младшего брата. Такие же отношения между старшими и младшими сестрами. По Гражданскому кодексу положение старшего брата не гарантируется законом, а, значит, все имеют равное право на наследование имущества. Но практике старший брат не утрэтип саоих преимуществ. Особенно эта справедливо для сельской местности.

Весь японский этикет строится на почитании возраста. Японский язык кодифицирует возрастные различия даже в семье: братьев и сестер (также сыновей и дочерей) называют не по личным именам, а по «возрастным» (например, нисан — старший брат|, Состояние хаоса в японской культуре определяется пословицей «Ни старшего, ни младшего».

Возраст определяет реальные права не только в семейной сфере, но и на производстве. Старший по возрасту получает на работе больше младшего или новичка. Считается, что уравниловка недопустима, что люди талантливые должны оцениваться выше, но, опять же, без нарушения принципа старшинства. Даже отдельные, весьма заметные заслуги работника оцениваются с учетом возраста.

Старшинство служит мерилом всех нюансов при начислении заработной платы, Определяющими при повышении заработной платы, которая увеличивается ежегодно, остаются возраст и выслуга лет в данной организации. Эти же факторы определяют и должностное продвижение сотрудника. Служащие с университетским образованием через восемь лет после поступления в фирму, т. е. в возрасте 30 лет, могут стать заведующими подсекциями. В возрасте 40 пет им разрешается продвинуться до заведующих секциями, а в возрасте 50 лет — до заведующих отделами и далее — до директоров.

Молодые бывают недовольны, что приходится «ждать своего часа», но терпят. Кроме того, когда молодые сами набирают возраст и стаж, они незамедлительно становятся сторонниками устоявшейся системы, В крупных фирмах работники, поступившие на работу вместе, формируют своего рода клубы коллег, рассчитывающих на одновременное продвижение по службе. Если повышение получает только один из них, то все остальные выражают администрации свое явное неудовольствие. Причина — нарушение принципа старшинства.



\218\

В японской фирме отношения между сослуживцами регулируются этическим кодексом— ОН. Кодекс ОН предписывает старшему быть с подчиненными вежливым и даже почтительным, а подчиненным умерить свой пыл и чаще благодарить старших, К шефу обычно обращаются по фамилии с добавлением суффикса -сан или названия должности (например, кате, т. е. руководитель секции]. Шеф при обращении к подчиненному называет фамилию, добавляя суффикс -сан или более фамильярное -кун. Право на фамильярность принадлежит только шефу, подчиненный всегда соблюдает дистанцию.

Японцы воспринимают социальный мир поделенным на четкие структуры: сэм-пай (старшие], кохэй (младшие] и dope. Категория dope, обозначающая коллег, относится лишь к людям одинакового ранга, а не ко всем, кто выполняет вместе одинаковую работу. Но и среди доре различия в возрасте, времени поступления на службу или окончания школы или университета определяют характер восприятия друг друга, либо в качестве сэмпай, либо в качестве кохай.

Старший по положению является старшим и по возрасту. Он наделяется властью, а следовательно, и определенной степенью защищенности. Такое положение старшего обеспечивает ему возможность оказывать младшему помощь.

Идеальная модель взаимоотношений по вертикали выглядит следующим образом: 1) младший проявляет знаки благодарности по отношению к старшему; 2) старший проникается в ответ чувством расположенности к младшему, становясь его хорошим сэмпаем. Японская семья строится на основе незыблемой иерархии зависимостей (отец— глава семьи, после его смерти главой становится старший сын; свекровь — госпожа невестки). Перенесение этой модели на производство способствует уменьшению противоречий между начальниками и подчиненными. Кроме того японская философия руководства людьми ориентирует менеджеров проявлять внимание к подчиненным, опекать и защищать их, т. е. быть хорошими сэмпзями.

В школе ребенок также сталкивается с культом авторитетов, основанных на старшинстве. Дома это авторитет родителей, в школе — авторитет учителя. Оба авторитета непререкаемы. У школьника есть верный старший друг— сэнсэй (учитель). В 1962 году была принята программа формирования человека [хитодзуку-ри). Идеи Конфуция об уважении родителей и старших, о долге, вежливости и почтительности и т. д. нашли в наши дни официальное закрепление в правительственных документах, В японской действительности открытая конфронтация в системе подчинения практически отсутствует, случаи неповиновения старшим или отказы выполнить указания наблюдаются крайне редко. Даже если у работника возникает по отношению к старшему чувство негодовании, он никогда его не выскажет в непосредственном общении со старшим (Пронников, Ладанов 1996: 75-295).

Обычно-правовые нормы жестко регулируют отношения субъектов на всех уровнях японского общества. Они обладают гораздо большей ценностью, чем государственные законы. Приведем пример, наглядно иллюстрирующий данный тезис. Бывший президент интернет-империи Livedoor Такафуми Хорие, озабоченный исключительно получением прибыли, абсолютно не обращал внимания на этикет и грубо нарушал его в общении с конкурентами по бизнесу, в ко юром возраст (биологический и социальный) имеет принципиальное значение. В конечном счете он восстановил против себя деловую элиту, так как забыл известную японскую пословицу «Торчащий гвоздь забивают». Именно по этой причине, по утверждению специалистов, прошв него было возбуждено уголовное дело, по которому он был осужден за махинации с акциями (Ивутин 2007).

\219\

Японский материал свидетельствует о мирном сосуществовании экономически развитого общества и "архаической» общественной модели. Возникает правомерный вопрос, правильно ли данные проявления считать "пережитком», обреченным на исчезновение по мере прогресса, или иными словами, существует ли жесткая корреляция между характером экономики и политико-правовым устройством государства? В Японии, правда, существуют и демократические институты, и правовая система, но многом вобравшая в себя европейские ценности. Однако они, но мнению авторитетных исследователей, носят декоративный характер, что дало основание Р. Давиду назвать политико-правовой строи Японии "внешним конституционализмом». Представляется, что обычно-правовые аспекты возраста, определяющие правовую культуру в Японии, не только не являются неким анахронизмом, но, наоборот, обеспечивают социальную гармонию в обществе. Важным признаком, подтверждающим этот взгляд, является практически полное отсутствие в стране забастовочного движения.







Date: 2015-05-04; view: 540; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию