Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Патриархат и мифологема матриархата
Со времен Платона и Аристотеля в европейской науке и философии господствовала гсория патриархата, согласно которой изначальным видом человеческого общежития была патриархальная семья с неограниченной властью отца семейства над женами, детьми и рабами; семьи образовывали селения, а селения — государства. В середине же XIX века возникла идея матриархата, построенная на гипотезе, что первоначально в общественной организации доминировали не мужчины, а женщины. Она принадлежит И. Я. Бахофену (1815-1877), изложившему ее в «Материнском праве» (1861) — книге, во многом определившей появление современного феминизма. Остановимся на ней подробнее. Изучая античную историю и мифологию, Бахофен обнаружил, что там имело место наследование по материнской линии, что и легло в основу его концепции. По Ьахофену в древности (мифологической) была борьба между мужчинами и женщинами, которая закончилась победой последних, установивших материнское право, или гинократию. Этот период называется у Бахофена амазонским. Именно поэтому, с его точки зрения, в мифологии привились женские божества, главное из них — Мать-Земля, Деметра. Потом мужчины, обратившись к богу Дионису, преуспели в борьбе за господство, и наступил патриархат. Женщины были разбиты силой оружия, что окончательно было закреплено римским правом. И. Я. Бахофена считают первым феминистом в антропологии. Идею матриархата поддержали другие известные антропологи того времени. Д. МакЛеннан (1827-1881), изучая американских индейцев, обнаружил у них пережитки данной стадии («Первобытный брак»). Затем Л. Г. Морган в «Древнем обществе» (1877) выдвинул тезис о материнском роде как его начальной, допатриархатной стадии. Исходя из данного положения, он выступал активным борцом за эмансипацию женщин и даже завещал свое имущество на развитие женского высшего образования. В дальнейшем идея матриархата была воспринята марксизмом. Она, в частности, легла в основу широко известной работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), В советской науке идея матриархата доминировала практически до конца XX столетия, да и сегодня в трудах многих российских обществоведов она выступает в качестве неоспоримой: «Когда-то на заре человеческой истории мужчины добились превосходства над другой половиной человечества и теперь живут в постоянном беспокойстве и боязни, как бы женщина не взяла реванш в борьбе за господствующее положение в обществе» (Ксенофонтова 2006: 417-431). Однако собранные к XX веку этнографические материалы по «примитивным» народам опровергли гипотезу о некогда существовавшей власти женщин над мужчинами. Главным аргументом для всех сторон- \241\ ников матриархата было обнаружение у ряда народов матрилинейпого счета родства и матрилокалыюго брака. Однако, как выяснилось, практически во всех известных обществах существует та или иная степень мужского доминирования независимо от способа организации родства и формы брака. Таким образом, женщины исключены из наиболее значимых экономических практик, а их социальные роли (матери, жены и т. д.) ассоциируются с меньшим набором властных полномочий и прерогатив, чем мужские. Словом, подобная тендерная асимметрия является универсальным явлением человеческого бытия. Поэтому западная наука, прежде всего социально-культурная антропология, уже к 70-м годам XX столетия рассматривала теорию матриархата в качестве мифа(Н. Рулан 1999). Date: 2015-05-04; view: 551; Нарушение авторских прав |