Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Право старшинства в античной цивилизации
Культ предков определял правосознание и представителей античной цивилизации. Оно выражалось прежде всего в нераздельности родового имения и связанного с ним права старшинства. Родовое имение наследовал старший сын. Фюстель де Куланж анализирует данное право на примере древних кодексов, полагая, что без этого «этот строй был бы непонятен ч: «Старший сын, считали древние арийцы, был рожден для исполнения долга по отношению к предкам, другие родились от любви. В силу этого превосходства по рождению, старший сын и по смерти отца пользовался преимуществом быть гпавой при совершении всех обрядов домашнего культа; он именно совершал могильные приношения и произносил установленные молитвы, потому что право произносить молитвы принадлежит тому из сыновей, который прежде всех родился. Старший сын был, следовательно, наследником гимнов, продолжателем культа, религиозным главою семьи. Из этого верования вытекало постановление е праве, что старший сын один должен наследовать имущество. Так, согласно законам Ману: "Старший сын вступает во владение всем отцовским наследством, остальные же братья живут под его властью, как жили они под властью отца. Старший сын воздает долг предкам, а потому и должен все получать4. Греческое право исходило из тех же верований, что и индусское, поэтому неудивительно, что и там мы находим вначале право старшинства. В Спарте установленные первоначально на правах частной собственности земельные участки были неделимы, и младший сын не имел в них своей доли. То же самое было во многих древних законодательствах, которые изучал Аристотель. В самом деле, он сообщает нам, что в Фивах закон предписывал, чтобы число земельных участков оставалось неизменным, а это, разумеется, исключает возможность их раздела между братьями. Древний закон Коринфа установлял, чтобы число семей было неизменно, что является возможным лишь при условии права старшинства, которое препятствовало бы разделу семей при каждом новом поколении. Нельзя ожидать, чтобы в Афинах во времена Демосфена такое старинное учреждение было в сипе, но и в эту эпоху существует еще то, что называется преимуществом старшинства. Оно состояло, кажется, в том, что старшему принадлежал вне раздела отцовский дом,— значительное преимущество в материальном отношении и еще более значительное с точки зрения религиозной, так как в отцовском доме находился древний очаг семьи. В то время как младший сын. во времена Демосфена, шел возжигать для себя новый очаг, старший — единственный истинный наследник — оставался владеть отчим очагом и могилою предков; он один сохранял также за собою родовое имя семьи. Это было следами того времени, когда все родовое имение доставалось ему одному. Можно заметить, что хотя несправедливость права старшинства и не поражала умы, стоявшие всецело во власти религии, тем не менее несправедливость эта смягчается некоторыми обычаями древних. Младший сын усыновлялся иногда другой семьей и становился там наследником; иногда он женился на единственной дочери, иногда же получал участок земли, оставшийся после какой-нибудь угасшей семьи. За отсутствием всех этих средств младшие сыновья отсылались в колонии. \214\ Что же касается Рима, то там мы не находим никакого закона касательно права старшинства. Но из этого еще не следует заключать, будто оно было неизвестно древним италийцам. Оно могло исчезнуть, и самая память о нем могла изгладиться. Но существование рода (gens) среди римских и сабинских племен позволяет нам думать, что в очень давние, неизвестные нам времена это право существовало и было в полной силе, так как без него нельзя было бы объяснить и самое существование рода. Каким образом один род мог дойти до того, чтобы содержать в себе несколько тысяч свободных людей, своих членов, как род Клавдиев, или несколько сот воинов-патрициев, как род Фабиев, если бы право старшинства не поддерживало его единства в течение длинного ряда поколений и не приумножало бы его из века в век, мешая его распадению? Древнее право старшинства доказывается тут своими следствиями и, так сказать, своими делами. Нужно уяснить себе хорошенько, что право старшинства не было ограблением младших в пользу старших. Кодекс Ману объясняет смысл его, говоря: 'Пусть старший брат относится с любовью к своим младшим б_ратьям, как отец к сыновьям, и пусть они в свою очередь уважают его как отца". По понятиям древних веков право старшинства предполагало всегда общинную жизнь. Оно было по существу не что иное, как пользование имуществом сообща есеми братьями под верховным главенством старшего. Право это представляло собою неделимость родового имущества вместе с неделимостью семьи. Можно думать, что именно в этом смысле оно являлось действующим в самом древнейшем римском праве или, по крайней мере, в его обычаях и что оно явилось источником римского рода». (Фюстель де Куланж 1906: 86-89). Отголоски этого права нашли отражение в феодальном праве Англии, Франции, Германии и других стран Европы, где в XI-XIII веках был установлен майора! (наследование недвижимости, прежде всего земли, по принципу первородства в семье или роде). В Англии майорат сохранился вплоть до XX века. Date: 2015-05-04; view: 806; Нарушение авторских прав |