Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 9. Психологические аспекты проведения допроса и очной ставки 6 page
Осьюбел (1955) не указывал прямо на биологические механизмы вины, однако утверждал, что эта, по сути, очень человеческая эмоция лежит в основе развития и уничтожения социальных норм и потому с неизбежностью представлена во всех культурах. Названный ученый выделил три психологические предпосылки развития вины: · Принятие общих моральных ценностей. · Интернализация этих ценностей. · Способность к самокритике, развитая настолько, чтобы воспринимать противоречие между реальным поведением и интернализированными ценностями. Кэррол Э. Изард утверждал, что «неверный поступок может вызвать стыд, но в том случае, когда поступок осознается неверным не вообще, а только в связи с чувством поражения, несостоятельности, неуместности. Если человек, нарушивший нормы, испытывает стыд, то, скорее всего, потому, что ему не удалось скрыть свой поступок. Стыд в данном случае нужно рассматривать как результат повышенного самосознания, вызванного разоблачением неверного поступка». В основе стыда лежит осуждение извне, поскольку данный поступок не нарушает внутреннюю норму. В противоположность стыду, вина не зависит от реального или предполагаемого отношения окружающих к поступку. Переживание вины сопрягается с самоосуждением, снижением самооценки, раскаяньем. Вина возникает в ситуациях, связанных с чувством ответственности. Существует тесная взаимосвязь между чувством ответственности и порогом вины, поводом для стыда, как правило, становятся действия окружающих, для вины, напротив, собственные действия человека или неспособность к действиям. Несмотря на то, что стыд и вина очень похожи и нередко их можно спутать, мы видим очевидность различий этих эмоций и дальнейших поступков. Если стыд, испытываемый за действие или бездействие, не вызывает раскаянья и наказание воспринимается как досадная ошибка, то вина вызывает необходимость исправить содеянное, и в этом случае наказание воспринимается как благо. Специфическая функция вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей и именно только это избавляет от внутреннего конфликта. Вина неотделима от ответственности, принимаемой за данный поступок, вернее, принятие ответственности за содеянное и порождает данную эмоцию, происходит принятие ответственности не только за реальный вред, за последствия, но и за само нарушение внутренней нормы. Эмоцию вины как таковую или эмоциональный паттерн, включающий в себя переживание вины, можно рассматривать как личностную черту или комплекс личностных черт. Это положение подтверждено теоретическими и эмпирическими исследованиями. Вину можно определить в терминах индивидуального порога вины, либо как предощущение наказания за нарушение усвоенных норм. Исполняет функцию регулятора поведения, предупреждает о неправильных мыслях и поступках. Зрелый человек более склонен испытывать чувство вины, чем инфантильный, это связанно с предъявлением больших требований к себе и принятием ответственности. Анализ корреляционных зависимостей, связывающих различные шкалы вины Мошера на выборке правонарушителей, показал, что вина и преступление находятся в очень сложных взаимоотношениях. Например, по шкалам вины, рассматриваемой как черты личности и как состояния, значимым образом связаны с типом преступления и его тяжестью. Очевидно, что необходимы дальнейшие исследования вины как черты личности и как состояния. Вывод: влияние, оказываемое переживанием вины на мышление, является побудителем для искупления причиненного поступком. Вина независима от ответственности, и наказание воспринимается как благо и единственная возможность для дальнейшего существования, однако подобное происходит только в случае нарушения норм, моральность соблюдения которых признается человеком. Вина является побудительной функцией для изменения и переоценки личности, в отличие от стыда, который испытывается за осуждение извне. Он не является репрессирующим и не вызывает внутреннего конфликта между поступком и нормами и ценностями личности за содеянное, в отличие от вины. Это происходит потому, что вина является эмоцией, возникающей при нарушении внутренней нормы личности, поступком, противоречащим всей системе ценностей человека. В совокупности с когнитивными компонентами она образует такую категорию, как совесть. Вина непосредственно влияет на восприятие, организует мышление и деятельность. Уголовно-правовой подход необходим для понимания совершенного преступления, однако в отношении наказания и исправления полезнее было бы обратить более пристальное внимание на понимание вины с точки зрения психологии, поскольку на данном этапе преследуются иные цели, одна из которых исправление. Необходимо оговориться, что не всегда совершенное деяние для данного субъекта является преступным либо не всегда он берет на себя ответственность за совершенный поступок, все это заложено в аффективно-когнитивной структуре, где немалое значение имеет переживание чувства вины. Зачастую вина вообще не переживается, а заменяется другими эмоциями, например, стыдом и в результате наказание превращается в репрессию, и вместо исправления возникает обратный эффект. Известно высказывание Э. Фромма о том, что «переживания, которые люди принимают за чувство вины, исходящие якобы из совести, на самом деле есть не что иное как их страх перед авторитетом. Собственно говоря, такие люди испытывают не чувство вины, а чувство страха. При формировании совести такие авторитеты, как родители, государство и т.п. сознательно или бессознательно признаются в качестве нравственных и моральных законодателей, чьи законы и санкции усваиваются, интернализируются индивидом. Таким образом, законы и санкции внешнего авторитета становятся частью индивида, вместо чувства ответственности перед кем-то внешним появляется ответственность перед своей совестью». Основные понятия темы Пенитенциарная психология, гомеостаз, гетеростаз, наказание, кара, исправление, отношение, стресс, тревожность, психологическая коррекция, ресоциализирующая деятельность, социальная реадаптация, самоосуждение, вина, катарсис. Литература 1. Антонян Ю.М. Психологические особенности осужденных за кражи личного имущества и индивидуальная работа с ними. — М., 1989. 2. Бехтерев Ю.Ю. Изучение личности заключенного. — М., 1928. 3. Глоточкин А.Д., Пирожко В.Ф. Исправительно-трудовая психология. — М., 1974. 4. Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2007. 5. Елеонский В.А. Отношение осужденных к наказанию. — Рязань, 1989. 6. Литвишков В.М. Социально-педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных: Учебное пособие. — М., 2006. 7. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. — М., 2004. 8. Михлин А.С. Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 года. — М., 2001. 9. Мусин Ф.С. Индивидуально-психологические особенности адаптации осужденных женского и мужского пола к условиям лишения свободы. Дис. … канд. юрид. наук. — Казань, 2006. 10. Преступление и наказание от «А» до «Я». Словарь по пенитенциарной психологии. — М., 2009. 11. Рабочая книга пенитенциарного психолога. — М., 1998. 12. Смертная казнь: за и против. — М., 1989. 13. Трубников В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. — Харьков, 1990. 14. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. Контрольные вопросы 1. Какие психические состояния наиболее свойственны личности осужденного? 2. Что такое позитивная и негативная адаптация осужденного лица? 3. Как оптимизировать стрессовое давление на осужденного, не рискуя его психологической целостностью? 4. Какие основные способы исправления и перевоспитания осуждения существуют? 5. Дайте характеристику процессу катарсиса осужденного. 6. Назовите основные психологические проблемы социальной реадаптации лиц, отбывших уголовное наказание. 7. Чем отличается «вина» в пенологическом и уголовно-правовом понимании? 8. Раскройте основные проблемы этического, идеологического и экономического характера «модификации поведения» осужденных.
Date: 2015-05-04; view: 810; Нарушение авторских прав |