Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Психологические аспекты проведения допроса и очной ставки 4 page





Б) Вегетативные сдвиги — проявления в изменении частоты дыхания, интенсификации сердечной деятельности, покраснение или побледнение кожных покровов, изменение тембра голоса и пр. В изученных материалах уголовных дел отсутствуют показания свидетелей об этом факторе.

В) Частичная амнезия у лица, пережившего аффективное состояние, сводится к забыванию деталей криминального события, касающихся содержания аффективных действий. Типичной же картиной описанных случаев из практики является крайне избирательная амнезия, в которой лицо не помнит содержания преступного действия, но хорошо «припоминает» действия по минимизации преступных последствий (к примеру — не помнит как от движений ножа слева — направо перешел к движениям ножа от себя — вперед).

Постаффективное поведение в состоянии физиологического аффекта выражается в проявлении астенического синдрома. Для состояния, характеризующего астенический синдром, характерно то, что человек выявляет заторможенность, безразличие, подавленность, слабость, упадок сил, возможно неадекватное поведение. Проявление астенического синдрома исключает активную творческую деятельность по созданию ложной мотивации совершения преступления преступником, что часто встречается на практике.

Часто в экспертных заключениях увязывается состояние аффекта исследуемого с его индивидуально психологическими особенностями, проявляющимися в виде акцентуированных черт характера. Однако акцентуация (за исключением у эпилептоидной) не предполагает какого-либо особенного протекания механизма аффектации.

Эмоциональное состояние может включать состояние фрустрации. Состояние фрустрации характеризуется наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Состояние фрустрации и состояние психической напряженности (состояние, возникающее у человека в стрессовой ситуации) выступают «облегченными» вариантами аффективного состояния.

В процессе исследования решаются следующие вопросы:

· Находился ли исследуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?

· Находился ли исследуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аномального аффекта?

· Находился ли исследуемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность? Если да, то как?

· Учитывая психическое состояние исследуемого, его индивидуально-психологические особенности, а также обстоятельства дела, мог ли он точно соотносить свои оборонительные действия объективным требованиям ситуации?

Основные понятия темы

Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний; судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших; судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого; судебно-психологическая экспертиза личности обвиняемого; судебно-психологическая экспертиза по делам о моральном ущербе; судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам сексуального насилия; психолого-психиатрическая экспертиза; психолого-искусствоведческая экспертиза; психолого-медицинская экспертиза.

Литература

1. Брусиловский А.Е. Судебно-психологическая экспертиза. — М., 1929.

2. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. — Калуга, 1996.

3. Желтов В.М., Холодова Е.Н. Судебно-психологическая экспертиза по гражданским делам: правовое регулирование и правоприменительная практика. — Калининград, 2007.

4. Иванова Т.В., Холопова Е.Н. Теоретические и правовые основы судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых. — М., 2008.

5. Китаева В.Н. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании тяжких преступлений против личности. Дис. … канд. юрид. наук. — Иркутск, 2002.

6. Коробицина М.Б. Психологическое исследование в структуре судебной экспертизы. — Одесса, 2005.

7. Костицкий М.В. Судебно-психологическая экспертиза. — Львов, 1987.

8. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. — М., 1980.

9. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. — М., 1999.

10. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-след­ственной практике. — СПб., 2002

11. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы. — М., 2003.

12. Орлов Ю.К. Заключение эксперта и его оценка (по уголовным делам). — М., 1995.

13. Романов В.В. Актуальные проблемы судебно-психо­логической экспертизы в уголовном и гражданском процессе. — М., 2003.


14. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. — М., 1998.

15. Шляхов А.Р. Судебная экспертиза: организация и проведение. — М., 1979

Контрольные вопросы

1. Назовите причины популярности судебно-психологичес­кой экспертизы в наше время.

2. Определите разграничение компетенции между экспертами при проведении психолого-психиатрической экспертизы.

3. Определите комплекс знаний, необходимых при проведении экспертизы, предметом которой является изучение личности обвиняемого.

4. Определите комплекс знаний, необходимых при проведении экспертизы, предметом которой является эмоциональное состояние исследуемого лица.

 

Тема 11. Пенологическая психология

 

1. Методология пенологической психологии.

2. Воздействие на комплекс потребностей осужденного: общая характеристика и алгоритм.

3. Тревожность как основа переживаний осужденного лица. Тревожность как результат лишения потребностей.

4. Содержательная характеристика понятия «вина» и её значение в пенологических исследованиях.

Вводная информация

Методология пенологической психологии

Пенология — (лат. poena наказание +...логия) систематическое изучение наказания, особенно связанного с лишением лица свободы, за совершенное преступление. Термин был внедрен в 19-м столетии вместе с реорганизацией тюремной системы и одновременно с крупными дебатами о целях заключения. Отчасти внедрение термина отражало «позитивистское» убеждение в том, что научно обоснованное решение могло быть найдено ко многим человеческим проблемам.

Впоследствии, в ХХ веке, эта наука расширила своё предметное пространство, выйдя далеко за границы исследования феномена лишения свободы и подвергнув изучению пробацию, практику наложения штрафов и пр.

В связи с изучением зарубежного пенитенциарного опыта сегодня все более настойчиво стали звучать призывы активно внедрять в практику исправительных учреждений психологически обоснованные технологии ресоциализации осужденных. Однако подобные призывы не будут реализованы, пока ряд пенологических проблем не будут исследованы. Трудно провести грань между пенологической и пенитенциарной психологией, по сути имеющими единый объект, а возможно даже, и предмет. И у той и у другой науки в список базовых задач входят: исследование и оценка деятельности пенитенциарных институтов и выработка путей более эффективного достижения целей и задач этих институтов. По нашему мнению, нельзя соотносить пенологическую и пенитенциарную психологию как часть и целое.

Отличие этих двух областей научного знания по нашему мнению определяется доминирующим массивом заимствованных методов. Если пенитенциарная психология своей материнской наукой может считать криминологию (а через неё науку уголовного права), то специфику генезиса пенологической психологии следует искать в социологических и психологических корнях.

Методы, используемые пенологической психологией, тождественны методам общей психологии, с поправкой на изучаемый контингент лиц, обладающий психологической, культурной, нравственной спецификой.

Отметим принципиальное положение, характерное для пенологической психологии. Как и любая наука социального плана, пенология жестко подчинена «социальному заказу» общества. Крайне различаются пенологические исследования в обществах, характеризующихся доминированием индивидуальной или коллективной культуры.


В обществах с индивидуальной культурой — человек психологически не доверяет окружающим его людям, «делает ставку» на органы государства. Люди договориться друг с другом не могут. В индивидуальной культуре заботу о заключенных берет на себя государство, но государство обязуется только на время изолировать преступников. Государство не берет на себя функцию исправления как доминирующую. Следовательно, основной акцент в пенологических исследованиях делается на «выравнивание» статуса заключенного и законопослушного гражданина.

В обществах с коллективной культурой преобладает идея исправления осужденных. Следовательно, основной акцент в пенологических исследованиях делается на «выравнивание» психики заключенного и законопослушного гражданина.

Воздействие на комплекс потребностей осужденного: общая характеристика и алгоритм

Если цель наказания исключительно кара, то она достигается методами недопущения функционирования системы потребностей человека в гомеостатическом режиме. Чем более базовой является потребность, тем более эффективно воздействие на нее с точки зрения кары в «чистом» виде. Намного более сложным являются воздействие в процессе наказания, преследующее цель осознания вины осужденным, принятие им новой (более адекватной, социально признанной) этической системы и внутриличностная коррекция в рамках принятой новой этической системы. Понятно, что если подобная цель связана с переосмыслением, с адаптацией, то целевым объектом воздействия выступают Б-потреб­ности, как локализованные в области гетеростатической. Однако подобное вероятно, только если В-потребности удовлетворены, то есть в своем содержании не являются дефицитарными.

Улучшение ряда условий (без сомнения, относящихся к оптимизации удовлетворения осужденным В-потребностей) отбывания наказания осужденными детерминируется не стремлением к гуманизации всего и вся, а рациональностью подхода в создании условий, в которых у осужденных формируется социально приемлемая система ценностей. Повторимся, что гуманизация, не важно, предложенная очередным съездом КПСС ранее или очередным сбором правозащитников из Европейского Союза в наши дни, может лишь совпадать с тенденциями научных исследований, но не определять их.

Воздействие на Б-потребности осужденного выражается в стремлении довести до сознания осужденного наличие собственных метапотребностей, заглушенных этическим «террором среды». Технология подобного воздействия аналогична психоаналитической практике доведения до сознания клиента факта наличия и состояния удовлетворенности его витальных, базовых потребностей, а также отработке приемов отслеживания возникновения неосознаваемого психического напряжения в случае их последующей неудовлетворенности. Современная гуманистическая психология исходит из идеи о том, что человеку необходимо жить в красоте, а не в уродстве, поэтому воздействие на осужденного сводится первично к пробуждению его понимания красоты, а потом уже соотношению содержания содеянного с вновь возникшим пониманием.


Страдания Р. Раскольникова являются идеалом этической метаморфозы преступника именно в силу их относительно редкой встречаемости в реальной жизни. Что же делать, если подобные этические метаморфозы у осужденного не наблюдаются, а воздействия на латентные метапотребности осужденного малоэффективны вследствие явного несоответствия, к примеру, лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы количеству консультантов-психологов гуманистической ориентации? Выход видится в изменении комплекса потребностей осужденного иными методами с использованием иных приемов, методик и средств, естественно, в стадии реализации непротиворечащих существующему законодательству.

Базовыми потребностями человека являются потребности существования. Неудовлетворение потребностей данной группы чревато гибелью индивида: физической или психологической. Мы полагаем, что человек, фиксирующий свое сознание на неудовлетворенной потребности (например, потребности в воде), как личность исчезает, т.к. все многообразие психологического сводится к неконтролируемой, животной мотивации. Естественно, речь идет о крайних формах неудовлетворенности потребностей.

К потребностям существования необходимо относить потребности в пище, питье, физической активности, сне, сенсорной стимуляции, существовании в неагрессивной среде (оптимум температуры, давления, содержания газовой смеси для дыхания, достаточности территории существования). Потребности существования являются самыми неотложными и приоритетными, подчиняясь в максимальной степени закономерностям гомеостатического существования. Меры наказания, ставящие целью позитивные трансформации личности осужденного, окажутся неэффективными, если в процессе своей реализации ориентированы на формирование ярко выраженной дефицитной потребности существования. У человека не может возникнуть вышестоящих потребностей при неудовлетворенности потребности существования. Исключением, возможно, являются личности невротического плана, одурманенные какой-либо агрессивной идеологией, которая, как правило, усилена стадным инстинктом. Однако особенности их психического функционирования лежат в плоскости не психологической, а скорее психиатрической науки.

Необходимо заметить, что когда мы говорим о необходимости удовлетворения потребностей существования, речь не идет об удовлетворении их в полной степени. В целях активизации вышестоящих потребностей необходимо обеспечить тот минимум, который отвечает подобной активизации. Излишний комфорт, который осужденный получает, полностью удовлетворив потребности существования (излишним мы называем комфорт, соответствующий или превышающий уровень удовлетворения потребностей, существовавший у осужденного до момента начала наказания, естественно, если этот уровень комфорта допускает минимально допустимый) делает неактуальной идею внутреннего роста, предполагающего трансформацию потребностной сферы, существующей у человека.

По своей природе потребности в безопасности также ориентированы на существование, как и предыдущие. Однако ориентация потребностей в данной группе носит характер долговременного существования. Возникновение актуальности удовлетворения потребности безопасности детерминирована удовлетворением потребностей существования. К потребностям безопасности относят: потребности в организации, стабильности, некритичности условий существования, в уверенности существования и реализации правовых норм, норм социальных групп, правил межличностного взаимодействия, в возможности предвидения негативных изменений существования, в отсутствии явно выраженных возможностей прерывания жизнедеятельности и возникновении болезненного состояния.

Человек не анархическое существо. Идея абсолютной свободы как фактора реального (нефилософского) восприятия окружающего человеку чужда. Отсутствие зависимости неосознанно приводит к осознанию беззащитности, так как обязывание всегда происходит со стороны более сильных, социально значимых, адаптированных или опытных лиц.

Потребность человека в безопасности, как одна из ведущих, раскрыта в работе Э. Фромма «Бегство от свободы». Испытывая необходимость в защите долговременного характера, к примеру, участники социальных катаклизмов по истечении определенного времени формируют жестко иерархичные авторитарные государственные образования, наделяя их таким огромным количеством карательных функций, которые несопоставимы с объемом подобных функций у аналогичных государственных органов, существовавших в государстве до революции.

Природа потребностей человека в безопасности носит характер преимущественно гомеостатической системы, поэтому лица, осужденные судом, в процессе отбывания наказания должны быть помещены в условия, в которых могут быть реализованы рассматриваемые потребности. В рамках процесса наказания необходимо обеспечить формирование и удовлетворение потребностей в безопасности в двух формах. Это потребность в безопасности в процессе отбывания наказания и та же потребность, спроецированная на время после отбывания наказания.

Потребности в безопасности в процессе отбывания наказания ориентированы, прежде всего, на недопущение угрозы со стороны социально дезадаптированных лиц, число которых по понятным причинам в окружении осужденного выше среднестатистического. Также сюда необходимо включить меры по обеспечению компенсации в случае реализации рассматриваемой угрозы. Такие, как меру, обеспечивающую осужденному (прежде всего, конечно, к лишению свободы) уверенность в реализации потребности в безопасности. Мероприятия по страхованию жизни и здоровья отбывающего подобное наказание значительно оптимизируют состояние внутреннего психофизического состояния равновесия. Мы не говорим здесь об удовлетворении потребности в обязывании осужденного со стороны уполномоченных государством третьих лиц, потому что оно пронизывает весь процесс отбывания наказания.

Потребности в безопасности, спроецированные на время после отбывания наказания осужденного, имеют достаточно выраженную степень вариативности. Естественно, здесь не может быть и речи об уверенности осужденного, что после отбывания срока наказания государство поможет ему в трудоустройстве либо даст какие-либо льготы существования. Естественность данного положения вытекает из неуместности любых «извинительных» форм в отношении осужденного лица, отбывшего наказание за преступление, в котором он принизил идею целесообразности существования государства, функцией которого является также функция защиты законопослушных граждан. Только государство, ненавидящее своих законопослушных граждан, будет предоставлять льготы бывшим осужденным за счет первой группы лиц.

Когда мы говорим о реализации у осужденного рассматриваемой потребности, мы имеем в виду создание условий или невоспрепятствование созданию этих условий, в которых осужденный за счет своих усилий создает обстоятельства, способствующие его уверенности в будущем. Примером подобных усилий может служить создание сберегательных счетов в банке. Также подобным примером может послужить приобретение новых профессиональных навыков.

Следующий ряд в пирамиде потребностей представлен потребностями принадлежности. Актуальность данного уровня возникает при удовлетворении ранее описанных потребностей. Содержание потребностей принадлежности выражается в необходимости вхождения человека в какую-либо референтную группу. Потребность в принадлежности является развитой формой потребности в безопасности, однако она ориентирована не на избегание страха перед будущим и формирование «круга защитников», а на приискание условий, в которых социальная составляющая личности стремится к эволюции. Потребности принадлежности ориентированы на установление отношений привязанности, первой эмоциональной формы взаимодействия с окружающими.

Потребность в принадлежности имеет не исключительно гомеостатическую природу. Воздействие на реализацию данной потребности не является чреватым для жизни и здоровья осужденного лица. Однако необходимо учитывать, что в силу дискретности гомео-гетеростатических отношений крайние формы воздействия на рассматриваемую потребность допустимы только в течение незначительного времени. В противном случае, ввиду присутствия фактора гомеостаза, подобное чревато нервным срывом, результатом которого является фиксация человека на реализацию потребностей в безопасности за счет вышестоящих потребностей.

В процессе наказания комплекс потребностей в принадлежности у осужденного представлен двумя относительно самостоятельными блоками.

Потребность в принадлежности к микросоциальным образованиям. Удовлетворение данной потребности более актуально на первоначальном этапе отбывания наказания. Данная потребность носит преимущественно гомеостатическую природу, поэтому в рамках воздействия необходимо ориентироваться на удовлетворение данной потребности, не допуская (разве что в рамках специфики индивидуально личностного воздействия) перехода этой потребности в группу неудовлетворенных. Данная потребность удовлетворяется, если формировать коллективы осужденных по принципу психологической дополняемости. Неосознанное удовлетворение данной потребности находит отражение в традициях криминального шансона. В криминальном шансоне одна из магистральных идей выражена в том, что несправедливо отторгнутый от общества осужденный попадает в большую семью таких же неправедно обиженных лиц.

Потребность в принадлежности к макросоциальным образованиям. Понятно, что актуальность удовлетворения данной разновидности потребности в принадлежности повышается в процессе отбывания наказания. Природа описываемой потребности ориентирована на принцип гетеростаза, поиск более оптимальных форм функционирования (эволюционного вектора). Соответственно, в рамках воздействия на осужденного мы можем создавать условия, детерминирующие как дефицитарность, так и профицитарность удовлетворения данной потребности. Реализация рассматриваемой потребности, прежде всего, включает факт обладания информацией о жизнедеятельности группы, к которой человек стремится принадлежать. Непосредственные контакты с представителями социальной группы, в отношении которой существует потребность в принадлежности, кратко- и долговременные, являются способом удовлетворения потребности принадлежности к макрогруппам.

Следующий уровень потребностей представлен потребностями любви. Данная потребность по сравнению с раннее рассмотренной представляет собой качественно новое образование. Потребности любви базируются на необходимости реализации эмоциональной гаммы человека. Эмоциональный мир человека представлен широким спектром реакции и переживаний. В ходе удовлетворения потребности в любви человек актуализирует достаточно сложные образования эмоционального спектра. В силу этого потребность в любви относят к потребностям эволюционной, гетеростатической природы, а значит, она может эффективно выступать в качестве объекта воздействия.

Формирование или стимуляция потребности любви у осужденного с последующим определением степени разрешаемой реализации данной потребности — вот содержание воздействия на рассматриваемый структурный блок иерархической системы «потребности человека».

Потребность лица в уважении представлена в следующем уровне потребностей человека. Потребность в уважении у человека дифференцируется на два относительно самостоятельных блока: потребность самоуважения и потребность уважения другими.

Уважение человека другими лицами базируется на понимании и чувствовании того, что окружающие лица признают адекватность социального статуса развитию внутреннего мира человека и, в идеале, в той или иной степени полагают, что некоторые свойства человека могут быть эталонными для них.

Игнорирование, неудовлетворение потребности в уважении приводит к возникновению комплекса неполноценности, а самое главное — осознанию бессмысленности последующего, а может быть, и предыдущего психологического эволюционного движения. Защитной реакцией человека на непризнание его окружающими, как правило, является формирование установки о непонимании лица в силу природной глупости окружающих, что приводит к полярности восприятия многих социальных групп и социальных институтов. Полярность восприятия является одним из условий перехода данной и нижестоящих потребностей в режим гомеостаза, исключающий возможности коррекции личности осужденного.

Потребности уважения, выражающиеся в осознании и чувствовании своей действительной, а не статутной значимости, изначально присутствуют у всех людей, но удовлетворены далеко не у каждого. Исходя из этого следует сделать вывод, о том, что перед непосредственным воздействием на данную потребность, необходимо повысить осознание ее актуальности и степени реализации у осужденного лица.

Финальный уровень потребностей представлен потребностями развития, которые имеют также название потребностей самоактуализации. Содержанием данной потребности является стремление к максимальному использованию собственного потенциала. Процесс самоактуализации подчинен законам гетеростаза, однако актуализировать личность со стороны невозможно, актуализация проистекает исключительно по воле самого лица. Этим потребность в самоактуализации отличается от потребности в уважении.

Идея труда в процессе отбывания наказания в наши дни медленно подвергается научному остракизму. Однако неэффективность в процессе отбывания наказания показал труд нетворческий, не предполагающий индивидуального подхода к осужденному, а подобный остракизм в большей степени объясняется российской ментальностью, характеризующейся тенденцией к огульному отвержению всего достигнутого, при наступлении периода изменения социальной парадигмы.

Потребности человека носят преимущественно или гомеостатическую (тенденцию достижения гармонии) природу, или гетеростатическую (тенденцию к достижению возможности эволюционного развития) природу. В рамках процесса наказания, ориентированного на изменение личности осужденного, воздействие на гомеостатические потребности нецелесообразно, так как их дефицитарность и профицитарность не приводят к актуализации более сложных потребностей, являющихся условием желаемой, социально приемлемой трансформации личности осужденного. Гомеостатические потребности должны быть удовлетворены в объеме, необходимом для возникновения потребностей более высоких уровней.

Гетеростатические потребности по природе своей предполагают возможность трансформации личности, однако их необходимо у осужденного лица развить до уровня, необходимого для воздействия. Сформированные и ставшие актуальными гетеростатические потребности являются объектом целевого воздействия, направленного на трансформацию личности. Формами воздействия могут быть как стимулирование сформированных рассматриваемых потребностей, так и их угнетение.

Тревожность как основа переживаний осужденного лица. Тревожность как результат лишения потребностей

Рассмотрев общие вопросы природы потребностей осужденного, перйдем к изучению процесса воздействия на них в целях, которые стоят перед наказанием. Содержание данного процесса является отражением логических связей между:

· определением комплекса потребностей осужденного;

· задействованием мер по трансформации либо модификации потребностей осужденного;

· созданием состояния дефицитарности значимых потребностей у осужденного;

· формированием тревожности на основе данного состояния;

· управлением тревожностью в целях вариации состояний и степени проявления вины у осужденного.

Первые три пункта мы рассмотрели ранее, в этом разделе раскроем содержание этапа по формированию состояния тревожности у осужденного лица.

Логика воздействия на осужденного в процессе отбывания наказания, таким образом, определяется комплексом причинно-следственных связей между существующими у него потребностями и таким состоянием осужденного, в котором наиболее эффективно создается или усиливается состояние вины.

Личность — крайне сложное эволюционное образование, наделенное высокоразвитой способностью субъективного восприятия мира. Реальность, существующая, и реальность, воспринимаемая человеком, различаются, порой крайне радикально.

Напомню, что отношение это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, которая выражает ее личный опыт, внутренне определяет ее действия и переживания.

Частным примером отношений в нашем исследовании выступает отношение осужденного к наказанию за совершенное преступление. Отношение к преступлению мы определяем как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности, совершившей преступление и несущей за него наказание, с претерпеванием самого наказания, выраженную в аффективно-когнитивной структуре, где когнитивной частью представлены, убеждения, опыт, ценности и другие продукты мышления, связанные с данным объектом аффективным компонентом.

При этом отношение к преступлению является результатом, продуктом целой системы отношений, установок, убеждений, жизненных позиций, самооценки, содержанием Я-концепции, то есть одним из результатов продуцирования психического, и его нельзя рассматривать статично, поскольку речь идет о постоянно изменяющемся процессе жизнедеятельности человека.

Структура отношения к наказанию состоит из вины переживаемой (не переживаемой) за свое преступление, и отношения к самому преступлению.

Сказанное выше наглядно демонстрирует субъективность отношения как психического образования. Естественно, в целях оптимизации наказания, повышения его эффективности нельзя оставлять процесс формирования отношения к наказанию у осужденного безконтрольно.

Редко говорится о том, что осознание вины за содеянный деликт у осужденного процесс не определенный. Дело в том, что любой человек склонен рационализировать свои суждения об окружающем мире и о себе, оправдывая себя. Подобное является отражением одного из видов неосознанной психической защиты, направленной на избегание повышения напряженности в бессознательном. Таким образом, НЕосознание вины является нормальным (с точки зрения механизмов психической защиты человека), данный тезис находит многочисленные подтверждения в идеях, отраженных в лирических произведения криминальной субкультуры.

Соответственно, формирование круга отношений осужденного к наказанию целесообразно проводить, подвергнув метаморфозам его личностные особенности, сделав его более внушаемым. Подобное достигается в процессе формирования у осужденного такой характеристики, как тревожности.

Тревожность как психическое понятие. Эмоциональные и чувственные реакции человека представляют собой психическое отражение реальной действительности, реализуемое в форме переживаний. К. Изард предложил дифференцировать эмоциональные реакции на две группы: фундаментальные и производные. К фундаментальным упомянутый исследователь относит: интерес-волнение; радость; удивление; страдание; гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину.







Date: 2015-05-04; view: 851; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию