Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания обучения





Обучение

 

 

Цели и задачи
Содержание
Сущность

 

Учебники
Учебные программы
Учебные планы
Госуд. документ
Госуд. документ

 

 

Содержание учебного материала
Количество часов на каждый вопрос
Порядок изучения вопросов
Изучаемые вопросы по предмету
Количество часов на каждый предмет
Последовательность изучения предметов
Количество учеб.предметов

               
 
 
       

 

 

Потребности (требования) общества

 

Обобщенной целью обучения является усвоение учащимися социального опыта, отраженного в содержании образования. Цель реализуется через задачи:

- вооружить учащегося системой знаний о природе и обществе;

- сформировать умения и навыки;

- раскрыть и развить способности, творческое мышление;

- развить психические свойства личности (интерес, мотивы, память, волю и т.п.) и др.

Пояснения:

Сущность, содержание, цели и задачи обучения в школе определяются рядом документов, составители которых руководствуются потребностями (требованиями) общества.

В последнее время учителям предоставлено право самостоятельно определять содержание основных вопросов учебного предмета, последовательность их изучения, количество часов, затрачиваемое на изучение. Это требует от учителя хорошей методической и теоретической подготовки, большой ответственности.

 

СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Раскрыть сущность категории «обучение» - это значит:

а) дать определение категории, назвав основные признаки; б) раскрыть содержание признаков обучения. Определение категории «обучение» приведено в граф-схеме на странице. Признаки категории «обучение» - целенаправленность; прецессуальность; системность; двусторонность.

Содержание признаков может быть раскрыто через компоненты процесса обучения.

 

Целевой компонент   УЧИТЕЛЬ   Формулирует цель
Кц     УЧЕНИК   Осознает цель
         
Мотивоционный компонент   УЧИТЕЛЬ   Формирует мотивы
Км     УЧЕНИК   Реализует мотивы
         
Содержательный компонент   УЧИТЕЛЬ   Отбирает материал
Кс     УЧЕНИК   Усваивает материал
         
Операционный компонент   УЧИТЕЛЬ   Организует деятельность
Ко     УЧЕНИК   Активно выполняет ее
         
Контрольно-коррекцион. ком-т   УЧИТЕЛЬ   Осуществляет контроль, корр.
Кк     УЧЕНИК   Осуществляет самокоррекцию
         
Результативный компонент   УЧИТЕЛЬ   Анализирует результат
Кр     УЧЕНИК   Осуществляет самоананализ рез.

 

Пояснения:

Обучение является процессом, так как реализуется путем выполнения в определенной последовательности отдельных компонентов:

Кц + Км + Кс + Ко + Кк + Кр

Обучение является целенаправленным процессом, так как начинается с формулировки и осознания цели. Выполнение всех компонентов подчинено поставленной цели.

Обучение является системным процессом, так как состоит из отдельных элементов, связанных в единое целое. Это целое и есть обучение. Исключение любого компонента приведет к развалу процесса.

Обучение является двусторонним процессом, так как в реализации каждого компонента и всего процесса участвуют две стороны - учитель (преподавание) и ученик (учение).

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 
 

 


В процессе обучения ученики должны усвоить содержание образования, которое включает в себя ряд компонентов.

Содержание образования может быть усвоено на уровне общего образования, на уровне политехнического и на уровне профессионального образования. При этом все уровни взаимосвязаны, так как общие элементы системы знаний умений и навыков: научные факты, понятия, законы, теори, методы научных исследований.

 
 

 

 


ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Подход к определению понятий «закономерности обучения» и «принципы обучения» тот же, что и в теории воспитания. Определения этих понятий можно дать самостоятельно.


Осуществление каждого компонента процесса обучения подчиняется определенным закономерностям. На основе этих закономерностей формулируется положения, играющие роль требований, предъявляемых к каждому компоненту. Это и есть принципы обучения.

 

Система закономерностей и принципов

(по Ю.К. Бабанскому)

№ п/п Компоненты обучения Закономерности обучения Принципы обучения
  Цель и задачи Процесс обучения обусловлен потребностями общества Принцип связи обучения с жизнью, с практикой
  Мотивы Эффективность обучения определяется характером мотивов учения школьников Принцип учета интересов и потребностей школьников
  Содержание Содержание обучения зависит от его целей и задач Научность, систематичность, последовательность, доступность
  Методы и средства Методы и средства организации, стимулирования и контроля взаимосвязаны и зависят от задач и содержания обучения Наглядность, сознательность и активность, сочетания различных методов и средств обучения
  Контроль, корректировка Обратная связь в обучении определяется уровнем организации контроля и корректировки Объективность, сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля
  Результат Взаимосвязь компонентов обучения при необходимых усовиях обеспечивает прочные, осознанные и действенные знания, умения, навыки Прочность, осознанность и действенность результатов обучения

 

Одной из распространенных систем принципов обучения является:

Пояснения:

На схеме представлены классические принципы обучения. Однако эта категория является исторической. По мере развития науки и совершенствования практики выявляются новые законы процесса обучения и формулируются на их основе новые принципы обучения. Например, следующие принципы.

Принципы обучения по Л.В. Занкову:

n принцип обучения быстрым темпом;

n принцип обучения на высоком уровне трудности;

n принцип ведущей роли теоретических знаний;

n принцип осознания школьниками процесса обучения;

n принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

 

Принципы обучения по В.Ф. Шаталову:

n принцип крупноблочного введения знаний;

n принцип усвоения знаний на основе их многократного вариативного повторения;

n принцип гармонического развития репродуктивного и продуктивного мышления;

n принцип гуманизма и др.

 

Проблема:

 


В дидактике разрабатывается каждый из этих элементов, зачастую в отрыве от других. Каким образом могут быть реализованы связи между ними?

Пояснения

На основе закономерностей должны быть определены принципы, реализуемые путем выполнения определенных правил. Способы передачи и усвоения содержания материала должны подчиняться этим правилам.

Вариант решения проблемы может быть представлен в виде схемы разработки принципов обучения:







Date: 2015-06-06; view: 833; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию