Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационно-смысловые особенности учителей, аспирантов, инженерно-технических работников





Как ранее отмечалось, в нашем исследовании приняли участие испытуемые – не студенты. Это 150 человек учителей, преподавателей и аспирантов, а также 350 человек работников производственной сферы, представляющих среднее звено управления (руководители подразделений, инженеры, мастера и др.). Измерения проведены в разные годы в Москве, Обнинске, Ухте с использованием описанных ранее методик и средств количественного анализа результатов.

Отмечаемаявыше большая вариативность измеряемых в тесте психологических параметров, т. е. их диагностическая «чувствительность» к довольно широкому набору условий и факторов (внешних и внутренних), делаютдовольно затруднительным и чисто условным описание среднеарифметических значении исследуемых субъективных признаков и мотивационно-смысловых структур.

На основе стандартного статистического анализа результатов, сопряженного с известными потерями ряда существенных качественных признаков использованных групп испытуемых (что восполнимо при иной ориентации задач исследования), отмеченные тенденции средних значений могут быть скомпонованы по четырем выборкам: учителя и преподаватели - 130 человек (практически все - женщины), аспиранты технического (инженерно-экономического) профиля - 20 человек (в основном, мужчины), инженерно-технические работники 250 женщин и 100 мужчин, где по целому ряду параметров(см. табл. 16) статистически значимо выделяется группа, обследованная в Ухте и ее пригородах (215 человек) и образованная работниками аппарата управления и различных подразделений производственного объединения Севергазпром.

В случае достоверности(Р = 0,05 и выше) различий между показателями мужчин и женщин в соответствующих клетках таблицы 16 приводятся два значения: верхнее - для мужчин, нижнее - для женщин (по аналогии с показателями табл. 6 по выборкам студентов).

При сопоставлении аналогичных результатов, полученных на выборках старших школьников (табл. 1) и студентов (табл. 6), обнаруживается, разумеется, некая объективная логика развития (изменении, динамики) исследуемыхмотивационно-смысловых структур. Хотелось бы подчеркнуть, что мы ничуть не склонны расценивать отмечаемые тенденции в качестве какой-либо модели реального онтогенезапсихики, ее мотивационно-смысловой составляющей. Любая обобщенная схема онтогенеза психики и личности должна бы, на наш взгляд, иметь под собой не только убедительные теоретические основания [41, 42 и др.], но и статистически достоверное, эмпирическое подтверждение. Последнего, думается, не хватает не только отечественным концепциям.

Представленная группа учителей характеризуется, пожалуй, повышенной выраженностью ряда использованных параметров: познание иего удовлетворенность, доминирование и его удовлетворенность (см. табл. 16).

По выборке аспирантов отмечено увеличение степени удовлетворенности достижения, а также повышение оценок возможностей своей профессиональной деятельности.

Таблица 16

Сводные средние значения основных параметров теста у взрослых испытуемых

 

Испытуемые Учителя, преподаватели Аспиран-ты Инженерно-технические работники
Психологические параметры     Москва, Обнинск Ухта
Достижение 8,38 8,47 9, (6 8,46 8.71 8.12
Удовлетворенность достижения 5,29 . ."|. Н'(  
Познание 11,24 10,13 1(1,03 /Id.'.2 10,32 10,02
Удовлетворенность познания 7,<К! 6,40 (1.51  
Аффилиация It), "i7 9,40 9,68 11,21 !1, ('»9 11.23
Удовлетворенность аффилиации Г).:{8 ъм '...81 6. К» 5,10 6, (К)
Доминирование 8, Я 7, (17 8,53 7. ГЛ 7,5: -, 6/|0
Удовлетворенность доминиpования , ">.'iS 4,07 С, И» 5.1!) '«, itl 3,86
Отношение и учебе (работе) Н,[, S.27 .S.U3 9,29 «,33!1,75
Возможности профессии 5,1'.) В^47 5.!)5 '«,87 3,<Ц)
Удовлетворенность работой (учебой) 3,2(1 :), (>7 IX1 3.(1(1
Оценка организации работы (учебы) 2,65 3.27 3,10 2,71 2.59 2,78
Оценка трудности работы (учебы) 2,78 2.17 2,57 2,70 2,57
Временная загруженность работой 3,18 2,87 3,01 3,12

 

Значимые сдвиги в величинах многих средних значений получены по группе инженерно-технических работников Севера. Это заметное уменьшение уровней удовлетворенности достижения, познания, доминирования, сочетаемое с низкими оценками возможностей работы, но достаточно высоким отношением к ней. Социально-психологический анализ причин и следствий такой групповой специфики представляется чрезвычайно интересным и дает надежные основания для проведения собственно психологической работы с людьми на производстве. Подобная управленческая, эргономическая проблематика пока не входит в круг задач традиционной педагогической психологии, а потому не рассматривается в данной книге. Но фактическое перекрещивание психолого-педагогических и управленческих задач (в школе и на производстве) настоятельно требует на практике тесного взаимодействия этих двух, пока мало связанных областей прикладной психологии. Личностные мотивационно-смысловые структуры в чем-то одинаково задействованы как в учении, так и в работе человека, составляют основу целостности его внутренней, субъективной жизни. Всякая профессиональная специфика субъектной организации является вторичной и условной, многоликой и многофакторной.


Приведем, к примеру, лишь некоторые общепсихологические феномены, раскрывающиеся в результате анализа большой группы ИТР (n=215), средние показатели которых приведены в крайнем правом столбце таблицы 16.

Процент «неправдивости» (но корректурной шкале) имеет в нашем исследовании тенденцию к увеличению вместе с возрастом испытуемых: 20-30 лет - 16%, 30-40 лет - 18%, свыше 40 лет - 37%, что требует соответствующей корректировки общепринятых тестовых утверждений этой шкалы применительно к людям зрелого возраста.

Довольно наглядно срабатывает здесь и социальный статус реципиентов. Если среди инженеров оказалось 22% «неправдивых», то среди руководителей - 43%, рабочих -41%.

Если добавить к этому отмеченные ранее связи столь непростого параметра с другими мотивационно-смысловыми показателями, то вопрос о его безусловной психологической диагностичности приобретает особое исследовательское значение.

Важно, что организация труда в анализируемой выборке ИТР оценивается с явным уклоном к низкому уровню (правосторонняя асимметрия статистического распределения), а в этом случае, как показывает мировая практика, собственно психологические средства оптимизации деятельности не слишком действенны. Подобное явление можно отнести и к студенческой жизни и деятельности.

Оценивая возможности своей работы, опрошенные ИТР Севера дают негативные ответы же столько по поводу социально-бытовых, и материальных условий (30-50%), сколько по

таким социогенным конструктам, как продвижение по служебной лестнице, удовлетворенность жизнью (69-82%).

На вопрос о том, захотели бы Вы оказаться в нынешнем своем, положении, если бы могли начать все сначала», утвердительно ответили лишь 20% женщин и 11% мужчин. «Не уверены» - соответственно 49-51%, «не хотели бы» - 31% и 38%. Здесь совершенно очевидно расхождение с распространенным бытовым оптимизмом людей, будто бы «ни о чем в жизни не сожалеющих и в жизненном пути убежденных». Реальная человеческая жизнь, по-видимому, не столь радостна, как представляется в школьном детстве и студенческой молодости, как это ни банально.

Симптоматика достижения у мужчин в этой выборке выражена больше, чем у женщин. Уровень ее удовлетворенности, напротив, выше у женщин, что свидетельствует, вероятно, о некой большей «сбалансированности» их потребностных устремлений «к соревнованию с самим собой» и соответствующей реализации в жизни.


Вообще, уровни удовлетворенностей исследуемых «потребностей» распределены в эмпирической выборке более равномерно, нежели показатели выраженности самих устремлений и ценностных ориентации. Низкая удовлетворенность «потребности» не обнаруживает значимой связи с низкой же ее выраженностью. Мотивационно-смысловые образования связаны отнюдь не линейно.

В этой связи было введено количественное выражение индекса удовлетворенности как отношение меры удовлетворенности к величине соответствующего мотивационно-смыслового образования: достижение, познание, аффилиация, доминирование. Показательно, что у женщин значения этих «индексов» по всем измеренным параметрам направленности выше, чем у мужчин, что свидетельствует о некой большей пластичности и одновременно устойчивости так называемой женской психологии (см. табл. 17).

 

Таблица 17

Индексы удовлетворенности по основным мотивационно-смысловым

образованиям в выборке инженерно-технических работников и отношение степени удовлетворенности к величине «потребности»

 

Мотивационно-смысловое образование Испытуемые
Женщи-ны Мужчины
Достижение Познание Аффилиация Доминирование 0,56 0,55 0,54 0,59 0,49 0,51 0,52 0,56

 

Различия между мужчинами и женщинами являются, конечно, не только количественными, но и качественными, затрагивая именно смысловую сторону измеренной нами психологической феноменологии.

Например, по-разному распределены ответы, связанные с диагностированием симптоматики аффилиации. «Сцены насилия в кино внушают отвращение» 95% опрошенных женщин и лишь 68% мужчин. «Неприятности у друзей вызывают сильное сострадание» у 87% женщин и 63% мужчин, которые в целом проявляются как люди, будто более эгоистичные. «В трудной ситуации думают не столько о себе, сколько о близком человеке» 91% женщин и 77% мужчин, но такая фактология требует, на наш взгляд, соответствующей мотивационно-смысловой «поправки». Возможно, что семантика последнего утверждения не идентична для мужчин и женщин (в их абстрактно классическом разделении). Одно дело «думать» о чем-то в трудной ситуации, а другое - реально действовать в ней.

Подобные расхождения смыслов возможны и при измерении симптоматики, доминирования. Скажем, «сцены борьбы в кино нравятся больше, чем лирические или любовные» лишь 13% женщин и 57% опрошенных мужчин. Субъективная интерпретация этого несложного утверждения, конечно, различается, не говоря о том, что само «доминирование» отнюдь не однозначно связано с «борьбой» в том ее смысле, который заложен в «сценах борьбы в кино».

Психологически показательно распределение в выборке трех уровней (высокого, среднего и низкого) выраженности измеренных «потребностей» и их диспропорции с оценками уровней соответствующих удовлетворенностей. Срединный уровень всех исследованных мотивационно-смысловых образований (достижение, познание, аффилиация, доминирование) встречается значимо (Р = 0,05) чаще, чем срединный уровень удовлетворенности одноименных структур, так как возрастает доля «высокой» и «низкой» удовлетворенности. Происходит как бы размывание средних потенциальных устремлений людей в две реальности полярного оценивания: максимальную (высокую, оптимистичную) и минимальную (низкую, пессимистичную). Эта феноменология напоминает механизм своеобразной психологической защиты человека, который стремится к совмещению противостоящих смысловых установок: «быть таким, как все», и «отличаться от других».


Отношение инженеров к работе коррелирует с выраженностью симптоматики достижения, доминирования, а также с доменами степени их удовлетворенности (у мужчин и женщин одинаково). В отношении женщин к работе отмечена статистически значимая связь с познанием и его удовлетворенностью, хотя средняя величина «познания» у мужчин в целом выше (см. табл. 16).

Корреляционные зависимости исследованных переменных в выборке ИТР вообще отличаются от тех, что получены в контингенте студентов, что заслуживает специального анализа, выходящего за пределы данной книги.

Отметим, наконец, лишь основную общую тенденцию. Хо­рошее отношение к работе связано с высокой представленностью в человеке исследуемых «потребностей». Люди с бога­той мотивационно-смысловой сферой как работники, видимо, лучше, предпочтительней в плане перспективы и надежности.

Таблица 18

Повернутые факторные модели по основным результатам взрослых испытуемых.

  Номер фактора и факторный вес
Переменная учителя аспиранты Инженерно-технич. работники
Удовлетворенность достижения d, 0,877 2, 0,642 1, 0, (598
Удовлетворенность познания 1, 0,832 Л, 0,655 1, 0,817
Удовлетворенность аффилиации 1, 0,731 -2, 0,703 1, 0,700
Удовлетворенность доминирования 1, 0,0(57 4, 0,8lil 1, 0,710
Отношение к работе 2. 0,68'i 1, 0,7ti(i 2, (l,«38
Оценка организации работы 2, 0,838 2, 0,553 3, 0,730
Временная загруженность работой ■2, и, г>;ш Г), O.OliN J>, 0, ШП
Доминирование 3, 0,854 I, 0,763 3, 0,714
Достижение 3, 0,816 I, 0,892 3, 0,592
Удовлетворенность работой 3, 0,739 2, 0,832 3, 0,704
Аффилиация 4, 0,835 3, 0,784 4, 0,746
Познание 5, 0,826 2, 0,735 3, 0,741
Оценка трудности работы 5, 0,776 5, 0,738 5, 0,887
Оценка возможностей профессии 5, 0,743 5, 0,511 2, 0,574

 

В сводной таблице 18 приведены основные результаты факторного анализа, скомпонованные в три качественно различающиеся группы. Здесь (для упрощения) приведены лишь максимальные факторные значения для каждой переменной, многие из которых входят с меньшим весом и в состав других факторов, имеющих больший номер, т. е. меньшую объяснительную силу.

Данные этой таблицы подлежат сопоставлению как внутри себя (по столбцам), так и с тенденциями соответствующих средних значений (см. табл. 16), с факторной иерархией, отмеченной при исследовании студентов (см. табл. 11).

Принципиально важно отметить, что в группе аспирантов (единственной из всех исследованных!) первый фактор мотивационно-смысловой сферы субъекта создан симптоматикой достижения (0,892) и доминирования (0,763). Такая деятельностно-соревновательная устремленность, вероятно, соответствует «правильным» представлениям о специфике ценностей аспиранта, хотя этого и нет ни в учителе, ни в инженере (см. табл. 17), ни в типичном студенте (см. табл. И).

В факторных моделях, полученных по выборкам учителей и инженеров, как ожидалось, много общего. Это структура фактора 1, составленного из мощного набора показателей степени удовлетворенности всех измеренных «потребностей». Идентичен здесь и фактор 3: доминирование, достижение и субъективная удовлетворенность работой, и фактор 4, созданный аффилиативными тенденциями.

Мы полагали, что какая-то специфика учителя окажется более выраженной, чему помешало, быть может, недостаточное количество респондентов, принявших участие в нашем исследовании. Однако, настораживает невысокое место в факторном иерархии учителя симптоматики познания (фактор 5), равно как и оценки возможностей профессии. Заметим, что в распределениисредних значений психологических параметров (см. табл. 16) отмеченные в факторных моделях тенденции вновь (как и в анализе студенческих результатов) не просматриваются. Факторные структуры оказываются, как отмечалось, более тонким и чувствительным средством обработки психодиагностических результатов, в современном психологическом исследовании необходимо осуществлять именно факторную диагностику, которая допускает сравнительно целостное количественное моделирование изучаемых феноменов. Но исходное пространство психологических переменных, подлежащих факторизации, требуетразумной качественной однородности. С точки зрения содержательной не следует, на наш взгляд, объединять в факторной структуре, например, какие-то характеристики памяти и нравственности человека.

При обработке результатов одной из групп учителей-женщин (n = 30) была предпринята попытка совместного рассмотрения (в одном психологическом пространстве) основных пе­ременных использованного теста с показателями испытуемых по четырем шкалам семантического дифференциала (параметры трех личностных качеств: любознательность, общительность, творчество).

Объем взятой выборки не позволяет, конечно, сделать надежные выводы о закономерностях получаемых факторных структур, но по-своему дополняет мотивационно-смысловую феноменологию субъективного пространства, намечает направления дальнейших поисков и исследований на пути объединения семантических и тестовых методик изучения человеческой психики.

Средние значения семантических параметров измеренных личностных качеств в оценке учителей не совпадают с соответствующими данными по выборке студентов (см. табл. 14), что иллюстрируют данные таблицы 19.

Таблица 19

Координаты некоторых личностных качеств в семантическом пространстве

  Измеренные качества
Меры по осям семантичес-кого пространства Творчество Любозна-тельность Общи-тельность
  учит. студ. учит. студ. учит. студ.
Оценка 5,77 6,43 6.41 5,73 6,0:2 6.03
Сила 5,82 5,42 5.04 4,76 4,58 4,37
Активность 5,01 5,44 5,75 5,57 5,48 5,69
Эмоциональность 6,05 6.4З 6,13 5,83 6,04 6,05

Примечание. Столбцы «Учит.» означают средние значения по выборке учителей-женщин, столицы «Студ.» - но выборке студенток (из сводной табл. 14).

 

По данным таблицы 19 отношение профессиональных и будущих учителей к этим трем личностным качествам отнюдь не является идентичным (упоминаемые различия статистически значимы по оценкам критерия хи-квадрат).

В субъективной интерпретации творчества (как свойства человека и как характеристики, особенности ею труда) средние показатели учителей по трем измерениям (оценка, активность, эмоциональность) ниже, чем у студентов педвуза. Лишь по оси силы отмечается противоположное отношение, что, по-видимому, связано с сугубо «нашей» моделью «творчества» в работе типичного учителя, подчеркивающей какую-то особую«силу» людей, действующих не стандартно. Снижение у профессионала параметров но другим осям СД можно объяснить, вероятно, известными механизмами социализации (как неизбежной адаптации, усредненности изначально субъектных устремлений).

В оценке любознательности учитель по всем осям 4-мерного семантического пространства превосходит показатели студента (в этом смысле, недавнего ученика школы). Все они считают такое качество «хорошим», но один (типичный учитель) ждет его – не дождется, а другой (средний школьник) стереотипно «побаивается» проявить. Причем учителю все это нужно как бы больше, что представляется нам вполне оптимистичным яв­лением.

Что касается «ценимой» всеми общительности, то здесь в оценках учителей и студентов нет достоверных различий, все хотят «дружить», о чем свидетельствуют многие предыдущие результаты.

Факторные включения осгудовских параметров названных слов представляются достаточно разрозненными, разнесенными по всей образовавшейся 7-факторной модели (табл. 20). Смысловоесодержание этих параметров явно отличается от содержания основных психологических переменных теста: достижение, познание и т. д. Осгудовские показатели относятся как бы к частностям индивидуального сознания, выраженным, к тому же, на ином языке. Поэтому их факторные сочетания с другими психологическими переменными нашего теста не дают объяснимой и целостной содержательной картины. Во всяком случае, здесь нужны много более репрезентативные измерения и сопоставления результатов.

Таблица 20

Факторные включения параметров семантического дифференциала по выборке учителей-женщин

Слова Параметры СД Номер фактора
                 
Любозна­тельность Оценка Сила Активность Эмоциональность     344 672 335 -328 -289     7ft9
Общительность Оценка Сила Активность Эмоциональность   807 8SJ i I i       274 714 -ззо
Творчество Оценка Сила Активность Эмоциональность     838 732 &Ч8   ш 278  

Примечание. В обозначении факторного веса переменных везде опущен ноль, предшествующий цифрам основного ноля таблицы.

 

Семантическая составляющая фактора 1 (две оси «любознательности» в табл. 20) просто добавлена к известному набору удовлетворенностей: достижения, познания, аффилиации и доминирования (см. табл. 18) и подчеркивает здесь некое хорошее отношение испытуемых к оживленному познанию.

Семантическая доля фактора 2 является очень выраженной. Она как бы вытеснила из факторных структур другие, несемантические переменные, оставив лишь несильно выраженную оценку возможностей профессии (0,306), удовлетворенность доминирования (0,275) и аффилиацию (0,270). По-видимому, главным в этом факторе является «высокое» понимание общительности почти по всем ее семантическим параметрам (за исключением выделившейся в состав фактора 6 силы).

Фактор 3 также получился почти сплошь семантическим. Это все четыре измерения любознательности, дополненные двумя шкалами творчества. Похоже, что этот фактор как-то характеризует отношение респондентов к серьезному познанию. Что касается других психологических переменных, то сюда попало лишь отношение к работе, причем с отрицательным знаком (-0,67О).

В факторе 4 семантические составляющие не выглядят мощными (см. табл. 20), тогда как его ядро (в полном наборе переменных) составлено выраженностью доминирования (0,853), достижения (0,827), экстраверсии (0,682), отношения к работе (0,255). В таком наборе можно понять и отрицательные вклады в фактор параметров любознательности (-0,328, -0,288), и положительный - творчества (0,388).

В семантических компонентах фактора 5 главным является сила творчества (0,812), соединенная с низкой аффилиацией (--0,825), радужной оценкой возможностей профессии (0,725), вполне хорошим к ней отношением (0,330).

Семантика фактора 6 является в нем решающей: это соединение силы общительности (0,714) и оценки творчества (0,854), как бы дополненное отношением к работе (0,377), удовлетворенностью доминирования (0,322), невысокой экстравертированностью (-0,312) и удовлетворенностью аффилиации (-0,264).

Наконец, в факторе 7 активность любознательности (0,799) сочетается с выраженностью познания (0,826) и некоторой удовлетворенностьюдоминирования (0,258), тогда как экстравертированность (-0,335) и признание силы общительности (-0,330) включены в этот фактор с отрицательным знаком.

Необходимоотметить, что в эмпирической факторизации параметров семантического дифференциала не всегда прослеживается логика осгудовских осей. Лишь однажды (фактор 3 по измерению любознательности) все четыре параметра оказались в составе единого фактора. В остальных случаях встречаются самые различные сочетания объединяемых в факторах осей, когда их три, две и одна (см. табл. 20). Содержательные, смысловые интерпретации таких сочетании вместе с раздельным рассмотрением и варьированном использованных шкал (см. табл. 14 и 15) имеют безусловную психологическую ценность н заслуживают специального, систематического изучения в общем контексте целенаправленного мотивационно-смыслового анализа структур, так называемого обыденного сознания, т. в. наличных массовых вариантов рефлексивной стороны психики человека.







Date: 2015-06-06; view: 475; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию