Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мотивация деятельности в менеджменте⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
Мотивация как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей развития. Мотивация связана с использованием ряда специфических категорий и понятий, таких как потребность, мотив, побуждение, стимул, вознаграждение. Потребность ― это физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. Мотив ― то, что вызывает определённое действие человека, находящееся внутри человека и имеющее персональный характер. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивы к труду могут быть экономическими и неэкономическими. Первые связаны с возможностью получения материальных благ; вторые – с получением свободного времени, общественного признания и духовных благ. В систему мотивов к труду входят мотивы: - содержательности труда, его общественной полезности; - статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; - получения материальных благ; - ориентирование на определённую интенсивность работы (например, кормящие матери; люди, совмещающие несколько мест занятости). Каждый руководитель должен стремиться проанализировать, какие потребности существуют у членов возглавляемого им коллектива, и сформировать систему индивидуальной мотивации работников для удовлетворения этих потребностей. Современные теории мотивации можно разделить на две группы: 1. Содержательные, основывающиеся на выявлении потребностей людей и их роли в мотивации; 2. Процессуальные – более современные, отражающие механизмы мотивации как процесса.
Вышеперечисленные мотивы имеют большое значение для определения направлений совершенствования предлагаемых потребителям товаров, поскольку определяют основные их нужды. По теории мотивации А. Маслоу (рисунок 5.4) человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости: от более значимых, которые составляют фундамент побудительных факторов, к менее настоятельным.
Рисунок 5.4 - Иерархия потребностей по Маслоу Человек, в том числе и потребитель, будет стремиться в первую очередь, например, удовлетворить чувства голода и жажды, но когда они удовлетворены, то перестают быть движущими мотивами его покупательского поведения, и он будет стремиться к удовлетворению следующих потребностей по иерархии. К процессуальным теориям мотивации относится теория ожиданий
Рисунок 5.5 - Теория ожидания
Стимул – побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-либо. Вознаграждение – компенсация затрат труда, направленная на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей. Чем больше вера человека, что все эти ожидания оправдаются, тем сильнее будет стимул. В связи с этой теорией менеджеры должны: 1. Изучать потребности подчинённых, чтобы знать какие вознаграждения имеют для них ценность. 2. Обеспечивать достижение подчинёнными результатов. 3. Вознаграждать за полученные результаты в соответствии с ожиданиями подчинённого. Теория справедливости как одна из процессуальных теорий мотивации предполагает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Основной вывод теории справедливости в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. В связи с этой теорией менеджеры должны: 1. Устанавливать размеры оплаты труда, на основе объективной оценки уровня ответственности, квалификации, сложности, трудоёмкости и результативности труда; 2. Разъяснять сотрудникам принципы оплаты, чтобы каждый понимал, за счёт чего он может увеличить уровень своих доходов. В соответствии с современным подходом к использованию существующих теорий мотивации система мотивации организации включает в себя методы материального (таблица 5.2) и нематериального стимулирования.
Таблица 5.2 - Элементы материального стимулирования
К способам и формам нематериального стимулирования относятся: 1. Создание положительной рабочей обстановки и атмосферы сотрудничества; 2. Обеспечение сотрудников такой работой, которая бы позволяла им общаться; 3. Осуществление постоянного информационного обмена с подчинёнными (проведение встреч, бесед, совещаний и т.д.); 4. Поиск и нахождение форм признания достоинств работников; 5. Обеспечение подчинённых содержательной работой, сложной и важной, требующей от них полной отдачи; 6. Обучение и переподготовка персонала, повышающая уровень компетентности и расширяющая возможности использования потенциала работника; 7. Делегирование подчинённым дополнительных полномочий; 8. Ротация рабочих мест; 9. Продвижение подчинённых по служебной лестнице; 10. Привлечение сотрудников к управлению; 11. Создание условий для соревнования групп и сотрудников; 12. Развитие у подчинённых инициативы и творческих способностей.
Вопросы к зачету 1. Какие причины обусловили возникновение менеджмента как обособленного вида деятельности? 2. Развитие научного менеджмента в работах Г. Тауна, Ф.У. Тейлора и Г. Форда. 3. В чём состоит административный менеджмент, и каков вклад 4. Особенности концепции бюрократической организации. 5. Неоклассическая школа менеджмента, её содержание и направления. 6. Что понимается под термином «менеджмент»? 7. Что является объектом менеджмента? 8. Определите формальную организацию с точки зрения её основных характеристик. 9. Какие виды организации Вы можете выделить? 10. Перечислите этапы жизненного цикла организации. 11. В чём состоят общие задачи менеджеров? 12. Какие роли обычно исполняет менеджер? 13. В чём состоит ситуационный подход в менеджменте? 14. Системный подход, его содержание и применение в менеджменте. 15. Понятие системы, виды систем и типы управления. 16. Организационно-производственные системы. Системы управления и их состав в зависимости от масштаба управления. 17. Назовите важнейшие принципы эффективного менеджмента. 18. Какие методы используются в менеджменте? 19. Каковы основные этапы процесса принятия и осуществления управленческого решения? 20. Виды управленческих решений по способам их принятия. 21. Каковы функции менеджмента и их классификация? 22. Планирование как функция менеджмента. Формы планирования и виды планов. 23. В чём суть функций мотивации и контроля? 24. Какие существуют взаимосвязи между основными субъектами хозяйственных отношений? 25. Основные элементы предприятий-производителей и их связь между собой и с элементами внешней среды. 26. Понятие о внешней среде прямого и косвенного воздействия. Перечислите их основные факторы. 27. Что входит во внутреннюю среду организации? 28. Понятие об организационной культуре и её объективных и субъективных элементах. 29. Какие участвуют типы связей в организации? 30. Что понимается под организационной структурой и каковы принципы её построения? 31. Понятие о структуре управления и её основные типы. 32. Дивизиональные структуры и их разновидности. 33. Понятие об адаптивных структурах управления. Матричные и проектные структуры. 34. Основные объекты и виды менеджмента в организации. 35. Иерархические уровни менеджмента в организации и их специфика. 36. Понятие о стратегическом менеджменте. Что такое миссия организации? 37. SWOT-анализ как метод стратегического анализа. Понятие о матрице SWOT. 38. Стратегия развития и её части. 39. Стратегии функционирования и её виды. 40. Понятие об инновационном менеджменте, новшестве, инновации и инновационном проекте. 41. Задачи и функции управления персоналом организации. Структура персонала. Система управления персоналом. 42. Понятие об экологическом менеджменте, его задачах и инструментарии. 43. Понятие личности. Основные элементы, образующие личность. 44. Отношение к ценностям организации и нормам поведения. 45. Понятие групп. Особенности и типы групп. 46. Элементы и признаки коллектива. 47. Лидер и лидерство. Типы подходов к изучению лидерства. 48. Основные элементы управленческой сетки Блейка и Моутона. 49. Новые теории эффективного лидерства. 50. Понятие, типы и формы власти. 51. Понятие мотива и мотивации. Система мотивов к труду. 52. Современные теории мотивации. 53. Основные элементы материального стимулирования. 54. Способы и формы нематериального стимулирования. Date: 2015-06-06; view: 758; Нарушение авторских прав |