Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личность и группа лиц
Успешное управление сложным социальным образованием - современной организацией - невозможно без знания психологических характеристик личности и коллектива. Личность ― это человек, как субъект активной сознательной деятельности, обладающий конкретной совокупностью социально значимых черт. Эти черты, с одной стороны, формируются под воздействием природных свойств человека (физиологического состояния организма, высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств), а, с другой стороны, таких социальных моментов как роль, статус, знания, опыт, привычки. В теории управления особое значение имеют следующиесвойства личности: • взаимосвязь и взаимообусловленность элементов, совокупность которых составляет личность; • активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира; • устойчивость поведения, позволяющая достаточно надёжно его прогнозировать и на основе этого управлять им. В качестве основных элементов, образующих личность, следует рассматривать: 1. Направленность, создающую устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации, обуславливающую его цели и мотивы. Она определяется интересами, стремлениями, склонностями, идеалами. Выделяют следующие типы направленности: - на взаимодействие (общение); - на задачу (деловая); - на себя (личная). У большинства людей они присутствуют одновременно. 2. Способности, т.е. задатки, склонности к какому-либо виду деятельности. 3. Характер - устойчивый индивидуальный склад душевной жизни, составляющий основу поведения человека и проявляющийся в его манерах. Рассматривая деятельность человека в организационном окружении, выделяют предельные типы поведения человека в организации (рисунок 5.1). Рисунок 5.1 - Матрица типов включения человека в организацию
Несомненно, для организации предпочтителен первый тип сотрудников, поведение которых может быть охарактеризовано как поведение «преданных и дисциплинированных членов организации». Существенные проблемы могут породить представители второго типа - «приспособленцы», которые, не разделяя ценностей организации, стараются вести себя в соответствии с принятыми в ней нормами и формами поведения. Такие люди, как правило, являются хорошими и исполнительными работниками, и их тяжело отличить от первого типа - «преданных и дисциплинированных членов организации». Однако, «приспособленцы», действуя в соответствии с личными интересами, в любой момент могут покинуть организацию, либо совершить проступки, противоречащие её интересам. Поведение представителей третьего типа - «оригиналов» - часто идёт в разрез с принятыми в организации нормами, что порождает непонимание со стороны сослуживцев и руководства. Однако, преодолев сложившиеся стереотипы и дав «оригиналам» возможность самим выбирать форму поведения, организация может приобрести в их лице ценных сотрудников, чьи нетрадиционные взгляды способны принести пользу при решении многих проблем, включая проведение реорганизации. Большой ущерб деятельности организации могут нанести действия «бунтарей», которые становятся создателями конфликтных ситуаций. Представители этого четвёртого типа из-за неприятия норм поведения и ценностей организации находятся в постоянном противодействии с организационным окружением. Зная типы поведения своих подчинённых, менеджер должен уметь управлять их действиями и заставлять их менять своё поведение в нужном для организации направлении. Сущность этого процесса отражается термином «научение поведению». Важная роль в процессе научения поведению отводится компенсации. Компенсация в различных формах (от материального вознаграждения или наказания до словесного одобрения или осуждения) в управлении людьми играет не только роль вознаграждения за произведённый труд, либо роль средства удовлетворения потребностей работников, но и роль средства модификации поведения человека. Не умаляя важности эффективного взаимодействия работника и менеджера, следует отметить, что для управления организацией большое значение имеет изучение входящих в неё формальных и неформальных групп. Группа ― это совокупность лиц, объединённых по какому-либо принципу, например, общности территории, профессии, социальных условий, случайных обстоятельств. Как правило, трудовая деятельность человека в организации осуществляется в составе различных групп. В качестве основных особенностей группы выступают следующие моменты: 1. Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом. Во внешних взаимодействиях они выступают как бы от имени группы, говоря «мы», «у нас». 2. Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения за поведением друг друга и т.п. 3. В группе, наряду с формальным распределением ролей, обязательно складывается неформальное. Поэтому группы могут быть формальными (структурные подразделения в организациях) и неформальными. Формальные группы создаются распоряжением руководства, имеют формального руководителя, формально определённую структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, формально закреплённые за ними цели и задачи. Неформальные группы создаются членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями. Они имеют свои неписаные правила и нормы поведения. В неформальных группах складывается определённое распределение ролей и позиций, они имеют явно или неявно выраженного лидера. Направленность деятельности неформальных групп может быть как позитивной (поддержка руководства, социальный или производственный контроль), так и негативной (противодействие руководству, работа в интересах конкурирующей организации, деятельность криминального характера, сопротивление переменам и реорганизации). В рамках системы управленческих отношений группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплочённости её членов - от неорганизованной толпы до единого коллектива. Коллектив является основой любой организации. Он представляет собой относительно компактную группу людей, объединённых общностью целей, задач и методов деятельности. Как и группы, коллективы могут быть формальные и неформальные. Кроме того, выделяют временные и постоянные коллективы, стихийно и сознательно организованные, малые и большие. Основными элементами коллектива являются: • его члены; • цели и средства их достижения; • механизмы осуществления внутренних и внешних контактов, поддержания сплочённости. К признакам коллектива относятся: • наличие общей цели у всех членов коллектива; • психологическое признание членами коллектива друг друга и отождествление себя с ним; • личное практическое взаимодействие людей; • постоянство взаимодействия на протяжении всего времени существования коллектива, хотя не обязательно непосредственно всех его членов во всём. Психологическими характеристиками коллектива являются: • внутренний психологический климат, который формируется совокупностью обстоятельств, в рамках которых происходит деятельность людей. Плохое настроение снижает эффективность работы в коллективе в 1,5 раза; • психологическое состояние коллектива, которое характеризуется степенью удовлетворённости им своей деятельностью и её результатами; • сплочённость коллектива, проявляющаяся в силе притяжения к нему его членов, возможности их совместного воздействия на отдельного человека; • психологическая и социально-психологическая совместимость людей в коллективе ― это соответствие личных целей, устремлений и ценностей групповым и индивидуальным; • восприятие или отклонение нововведений, степень конформизма, следование обычаям, традициям, примерам. Для эффективного управления коллективом важно знать основные законы, которым подчиняется деятельность его членов. Наиболее важными из них являются следующие законы: 1. Закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса: каждый член коллектива будет прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить своё «место под солнцем». 2. Закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы.
Date: 2015-06-06; view: 700; Нарушение авторских прав |