Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Но льётся кровь, и надо чтоб за песней
Была стрельба в подвалах не слышна. Казалось им — бессмертные страницы. Сбываются мечтания и сны. Но ворошатся царские гробницы, И храмы все уже обречены. Казалось им — возвышенная повесть. Нет, летопись! Правдивый звон строки... Но начинают действовать на совесть На дальнем Белом море Соловки. Казалось им, что путь добра приемлют, Но в хлюпанье поспешных грязных ям, Но в землю, в землю, в землю, в землю, в землю Ложатся миллионы россиян. Их было трое. В круге этот узком Звучал недолго благовестный стих. Блок умер первым, ибо самым русским И самым честным был он из троих. Он умер не от тифа, не от раны (Небрит, прозрачен, впалые виски), Но оттого, что понял слишком рано... Сказать точнее, просто от тоски. Второй пытался встать на горло песне, Что значит петь не сердцем, а умом. Но час придёт и выстрел сухо треснет, Прощай, Москва — Гоморра и Содом! Постигший бездну вовремя погибнет, Возможность мук погибнет вместе с ним. Я думаю, за что же Рюрик Ивнев Особой казнью столько лет казним?.. Глядеть на всё. Ползут десятилетья. Всё понимать. И помнить, чёрт возьми! Россия. Блок. А эти... как их... эти... Когда-то были всё-таки людьми. Он помнит — были. И РОССИЯ — тоже. И сам он был, как если бы во сне. Ползут десятилетия. О Боже, За что печёшь на медленном огне? День настаёт. Разносятся газеты. Из года в год один и тот же слог. Их было три восторженных поэта: В. Маяковский, Рюрик Ивнев, Блок.
Настало время поговорить о поэзии в контексте Антропогенеза, её особенностях, свойствах и возможностях, намного превышающих по своему воздействию возможности прозы. Гарсиа Лорка определил её так: "Поэзия — это способ жизни, способ возвышенно мыслить, глубоко чувствовать и предельно точно выражать свои мысли и чувства". К этому можно добавить, что настоящая поэзия подобна формулам с до предела сжатым смыслом и концентрацией мыслей и чувств. В коротком талантливом стихотворении есть и воспринимается то, что невозможно вместить и выразить в многообъёмной прозе. Вспомним К. Симонова "Жди меня" и прекрасный кинофильм, по нему поставленный. Мне думается, что даже этот замечательный фильм с талантливыми исполнителями не полностью выразил смысловое и эмоциональное содержание стихотворения, — это в принципе, мне кажется, невозможно. Почему? Дело в том, что словесные конструкции, предложения и словосочетания не в силах передать всю силу чувств и глубину смысла. Заключённые в правильные слова мысли претерпевают часто серьёзные искажения. Недаром в Священном Писании сказано именно об этом: "Слово изречённое есть ложь". На языке теории информации это есть утверждение о неизбежности помех в источнике информации и линии её передачи. Так вот, настоящая поэзия, обладая значительно большей свободой от правильных словесных конструкций и даже отдельных слов, имея в своём арсенале широкий спектр средств выражения мыслей автора и воздействия на эмоциональную сферу воспринимающего (рифма, ритм, музыка слова), способна в значительно большей степени, чем проза низводить в нашу жизнь Божественные первоэлементы (Истину, Любовь, Добро и др.) через сознание человека, делая его чище и добрее. Поэзии свойственны более, чем чему бы то ни было, иносказания и многозначность смыслов, в том числе и заключённых между строчек. Слова в стихах часто играют роль лишь пусковых импульсов, возбуждая ассоциации смысловых и эмоциональных рядов. По своему очищающему воздействию на сознание и душу человека и подключению его к животворящей суперсиле Божественного Разума поэзия зачастую достигает уровня молитвы, как способа разговаривать с Творцом и полного предания себя Его Воле. Не случайно столько величайших мыслителей и истинных философов были превосходными и даже гениальными поэтами. Вот только некоторые имена. Ф. И. Тютчев и М. В. Ломоносов, Гёте и Данте, В. С. Соловьёв и Д. Л. Андреев, А. К. Толстой и А. Фет, Давид Самойлов и Расул Гамзатов, не говоря уже о Пушкине, Лермонтове, Блоке. А. С. Пушкин утвердил своим творчеством Дар вестничества как высшую форму художественной гениальности, а Пророка как конечную цель эволюции Вестника. Созданный им на экваторе своей творческой жизни в 1826 году "Пророк" есть не что иное, как гениальная исповедь Посвящения. Под занавес тысячелетия, в год двухсотлетия со дня рождения нашего Гения, Вестника и Пророка, объявленный ЮНЕСКО годом Пушкина, проявились наши возможности и обнажились проблемы культуры одичавшего в своей значительной части человечества. Было продемонстрировано чудовищное непонимание Пушкина, как лучшей части нашей жизни, которое в сочетании с тупым и невежественным высокомерием превзошло всё то, что в бытность поэта вынудило его написать стихотворение "Поэт и толпа", которое иначе как вопль отчаяния воспринимать нельзя. Чего только стоит "Непричёсанная биография" некоего Аринштейна, представляющая собой неприкрытое глумление над нашей культурой. Таким, как он, можно ответить лишь словами самого Александра Сергеевича: "Подите прочь. Какое дело Поэту мирному до вас. В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас". Но юбилейный год был и годом обращения к истинным ценностям и глубинному смыслу Пушкинского наследия. Появились первые книги под рубрикой "Учимся читать Пушкина", где расшифровываются глубокие мировоззренческие аспекты его творчества как Великого Посвящённого и Вестника Мира Горнего, с его глубоким пониманием сущности Бытия и противоборствующих в нём процессов Творения Красоты и производства энтропии. В юбилейном году мне с помощью соратников, понимающих роль культуры в жизни человечества и болеющих за её судьбу, удалось организовать несколько Пушкинских конференций: в жуковском филиале Московского физико-технического института, в Государственной (бывшей Ленинской) библиотеке, в Университете Брахма Кумарис, где сотни людей, млад и стар, по-новому, открывали для себя первейшего поэта и мыслителя. Содержание этих конференций в какой-то ме-ре отражают приводимые ниже размышления под заголовком "Зачем и какой А. С. Пушкин необходим людям в новом тысячелетии?". Говоря о поэзии, невозможно обойти стороной её взаимодействия с другим Божественным (в смысле Антропогенеза) видом искусства — музыкой, которая с большим, чем что-либо другое, основанием может быть определена как разговор с Богом. Истинная поэзия сама по себе музыкальна, недаром её вдохновительница именуется Музой. Пушкин специально музыку не писал, однако по общепризнанному квалифицированному мнению был не только вербальным (словесным), но и музыкальным Логосом. Так именуется самое высокое, существующее в Божественном Мире. Это слово не сводится ни к какому другому и не поддаётся привычному определению. Оно включает в себя и Смысл и Разум и Созидание. Качественно иное воздействие на мир Души, Разум и чувства человека оказывает гармония, возникающая от органического слияния высокой поэзии и чудодейственной музыки, например, в старинном романсе. Слово в музыкальном контексте придаёт ему конкретную интерпретацию, возникающую в высокой чувствительной Душе, какой является Душа Поэта, щедро изливающая свои дары на всё сущее. Мне трудно представить себе человека, которого мог бы оставить равнодушным романс на стихи А. Фета, например, в исполнении В. Тверского: "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали Как и сердца у нас над песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна Любовь, и нет любви иной. И так хотелось жить, чтоб звуков не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. Так много лет прошло, томительных и скучных И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь. И веет как тогда в рыданьях этих звучных, Что ты одна вся жизнь, что ты одна любовь. И нет обид судьбы, и сердца жгучей муки И жизни нет конца и цели нет иной, Как веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой". Пусть кто-нибудь попробует прозой выразить всю глубину чувств и содержания. Мне думается, что это не под силу даже самому талантливому прозаику. Быть может, это даже в принципе невозможно. Какие глубины человеческой Души, отражающие всю Вселенную! Разве чувства, переполняющие романс не созвучны тому сокровенному, что хранится в Душе каждого человека!? А сколько такой классики оставил нам золотой век нашей поэзии и музыки. Об этом можно говорить нескончаемо, но не нужно, тем более, что я не претендую на роль искусствоведа, особенно в общепринятом представлении, когда редко кто касается смысла того или иного произведения искусства. Далеко не всегда его можно найти. Характерная для нынешней цивилизации тотальная утрата смыслов не могла не отразиться и на искусстве. Большинство современных эстрадных песен вообще не содержат никакого позитивного смысла, а напротив наполнены дьявольской бессмыслицей, явной или скрытой. Музыка — вещь далеко не безобидная, в союзе с животной природой она может подвигнуть человека на опасные, и даже страшные, поступки. Вспомним "Крейцереву сонату" Л. Н. Толстого. Он знал, о чём писал. Досадно то, что линия, противоположная самому смыслу и предназначению искусства в рамках Антропогенеза, часто оказывается востребованной в непросвещённом обществе. Это могут быть и народные песни, ничего не дающие ни уму, ни сердцу, но остро потешающие нижний астрал, такие, например, как "Коробейники", откровенно и бесстыдно воспевающие... проституцию, причём самую примитивную. Во время юбилейной сессии РАЕН эта песня неслась со сцены Большого театра в исполнении талантливого оперного певца, а почтенные академики дружно скандировали "Ещё", требуя многократного повторения самых злачных моментов песни. А потом сами удивляемся и лицемерно возмущаемся тому, что в средствах массовой информации процветает порнография. В обществе, где произошла массовая потеря ориентиров в отношении вектора Творец – Вселенная – Человек – Земля может происходить всё, что угодно. Я, наверное, удивлю, а, может быть, и вызову возмущение многих следующим примером. Долго и упорно работающая над своим имиджем, преимущественно физическим, эстрадная поппевица Лариса Долина с успехом поёт песню "Какой прогноз у нас сегодня, милый", где лейтмотивом проходит махровый эгоизм: "Важней всего погода в доме, А всё другое — суета. Есть я и ты (а не ты и я – авт.), а всё, что кроме Легко уладить с помощью зонта". И люди балдеют от этой, далеко не безобидной, кощунственной бессмыслицы, в то время, когда от взрывов рушатся дома в Москве, Буйнакске, Волгодонске, и никакие зонты при любой погоде в отдельном доме нас не спасут, пока наше сознание не будет устремлено к налаживанию общепланетарной погоды и ясного и светлого духовного климата Земли. В этой песне суетное обращение к Господу (что само по себе есть нарушение заповеди) может быть оправдано лишь просьбой о помиловании за исполнение песни с Богопротивным смыслом. Пусть читатель не судит меня сгоряча за такое копание, всё это не так безобидно, как может показаться на первый поверхностный взгляд. Впуская в свой организм подобное "искусство", мы отравляем свою Душу и сознание, впускаем яд в астральное тело и через всё это разрушаем физическое. Известно, что оно преимущественно (более чем на 80 %) состоит из воды. Недавно белорусским физикам удалось сфотографировать метафизическую волновую структуру воды и установить её реакцию на тот или иной тип воздействия, как это показано на рис. 3.5 ¸ 3.10, из чего можно сделать выводы чрезвычайной практической важности. Для меня, как и многих других людей, они вовсе не неожиданные. Мы достаточно остро чувствуем своим организмом, точнее психовибрационным телом, как это иногда называют, попытки нарушения скрытого порядка со стороны источников различных безобразий, как антиподов красоты: внедрения лжи, зла, агрессии, ненависти, пустой информации, бессмыслицы в быту, средствах массовой информации, под видом литературы, искусства, на собраниях и конференциях. Прежде всего в груди возникают неприятные ощущения, вызванные подобными воздействиями, и подсознательное желание от них защититься. Сделать это избеганием или другими специальными приёмами — приемлемый, но не лучший метод защиты. Высший класс — это любовь и понимание. Приведу лишь один достаточно показательный эпизод, имевший место в 1998 году на конференции "Ассоциации творческих учителей России", куда я впервые попал благодаря "стечению обстоятельств". Вскоре мне была предоставлена возможность выступить с докладом, а сразу после меня выступал удивительный, необычайно одарённый человек — Вячеслав Николаевич Говор, ректор Балтийского университета экологии культуры в Санкт-Петербурге, с которым мы с первого, так сказать, предъявления стали друзьями и единомышленниками. Он говорил об открытии гармонических вибрационных рядов в организме человека и методах стимуляции творчества в процессе обучения детей, в частности, музыкальному искусству. Рассказывая об экологически чистом пении, он изобразил выдающегося певца Бориса Штоколова, исполнив романс "Гори, гори, моя звезда" с высоко поднятой грудной клеткой и другими характерными для этого мастера атрибутами. А затем очень удивил всех, сказав: "А теперь послушайте, как надо правильно петь". Он расслабился, без всякого напряжения включил всё многоголосие внутренних рядов своего организма и исполнил тот же романс, приведя слушателей в ни с чем не сравнимое состояние восторга. Я чувствовал то же, что и вся аудитория, наполняясь вибрациями восторга и благодарности. А затем дали слово докладчику с его измышлениями о формуле души и прочими ненаучными, я бы сказал некрасивыми, фантазиями. Какая-то всеядная часть слушателей впускала в себя эту информацию, не подозревая об отравлении своего психического и, как следствие, физического организма. Другая же часть в порядке защиты стала выходить из зала, чтобы переждать доклад в фойе, т. к. идти им было некуда. Я не чувствовал необходимости такой защиты посредством уда ления, поскольку эту функцию у меня выполняет сознание со смысловым фильтром на входе, чего оказывается достаточно в подавляющем большинстве случаев.
Состояние физического организма, структура воды и других входящих в него элементов определяется взаимоотношением влияния внешних воздействий и собственного сознания, защищённости его самого от вредных влияний внешних воздействий. Хорошо организованное сознание, находящееся в дружбе со смыслом, а значит, и со скрытым порядком тонкого мира, гарантирует надёжную защиту от негативных влияний, сглаза, порчи, нейро-лингвистического программирования, зомбирования и прочих влияний. Необходимо стремиться видеть каждого человека не как конструкцию из вещества с его красками и формами, а как букет свойств, состоящий из изумительных цветов в виде Истины, Любви, Добра, Мужества, Мудрости и т. п., а также сорняков в виде их антиподов: лжи, зла, ненависти, глупости, трусости и т. д. И никто не заставляет нас потреблять эти сорняки, если даже они пышно разрослись и заглушили собой цветы жизни. Как уже было сказано, любить человека — значит стараться увидеть в нём его высшее Я, т. е. эти цветы и всячески способствовать освобождению его сознания от сорняков. При этом сам автоматически оказываешься под защитой. Таковы законы построенного на Любви Божественного порядка. Упомянутое выше открытие белорусских физиков проливает ещё один луч света на механизмы Космогенеза и Антропогенеза. Очень важна, даже первостепенна по своему положительному влиянию на организм другая сторона нашей сущности, первейшая по своему значению для всего, что имеет место быть. Это способность видеть в других и восхищаться проявлением красоты в виде мудрости, честности, мужества, стремления к Истине, Добру, Любви. Иногда это проявляется в виде отчётливого журчания в груди, когда встречаешься с подобным явлением, с людьми, проявляющими честность и мужество, правдивость и доброту, самостоятельность и ответственность и другие дары мира горнего. Очень точно об этом сказал известный художник и мужественный исследователь-путешественник Рокуэлл Кент: "Любить Бога — значит отдавать должное Его Дарам в других, и особенно любить талантливых людей и гениев, в которых этих Даров много. Тот, кто их не любит и клевещет на них — клевещет на Бога". Всё это: и обсуждаемое открытие, и приводимые мысли, и эпизоды повседневности подтверждают рассматриваемые в книге процессы эволюции как одухотворения материи и материализации Духа, т. е. его проникновения в материю с целью её преобразования и упорядочивания. Здесь так же, как и во всём имеет место дуализм, т. е. взаимосвязанное проявление двойственности. С одной стороны, как уже было сказано, действенное проявление Духа зависит от степени упорядоченности материи, её структурированности, с другой стороны, одухотворение способствует, как видно из рис. 3.5 ¸ 3.10 структурированию вещества и повышению его способности взаимодействовать с Духом. Дух как бы активно готовит себе партнёров, сотрудников, помощников среди материальных объектов. А задача человека с его свободой воли, постоянно стоящего перед проблемой выбора, непрерывно учиться различению Божественного и его противоположности для сокращения ошибок при решении этой непростой задачи выбора. При этом, как видно из рис. 3.5 ¸ 3.10, мы сами в значительной мере определяем порядок внутри собственного организма и, следовательно, его здоровье, в зависимости от того, что нас притягивает, чему мы сочувствуем, т. е. кому мы служим. Я обычно без энтузиазма отношусь к попыткам сделать всевозможные приборы для измерения того или иного проявления тонких категорий. Вопрос очень сложный, и легко впасть в заблуждение или, попросту говоря, опростоволоситься, что весьма часто имеет место. Но в данном случае, у меня оживилась давно затаённая мечта сделать интегральный индикатор по обнаружению влияния на организм человека различных явлений, действий и событий, воспроизводимых тоже человеком, который иногда не ведает, что творит. Теперь появилась принципиальная возможность вывести на экран, индивидуального и коллективного пользователя картинку, запитываемую прибором с чувствительным элементом в виде капли воды, чтобы собравшиеся, например, на конференцию люди могли воочию наблюдать, что делает с ними и с собой тоже тот или иной докладчик. Мне кажется это хорошее вспомогательное средство и для проверки себя и для развития способностей к интуитивной ориентации. Ещё в большей степени эти выводы касаются взаимодействия человека с произведениями живописи. Изобразительное искусство играет особо важную роль в Антропогенезе ещё и потому, что настоящий художник представляет доступные ему истины, скрытые от непосредственного восприятия человека, в зрительных образах, т. е. даёт нам возможность воспринимать причинный мир Бытия посредством самого высокопроизводительного канала — зрительного. Если поэт делится своими мыслями и чувствами посредством слов, сгущая в них смысл по законам поэтики, учёный — посредством символов, цифр и формул преимущественно, то у художника — это цвета и формы, что изначально даёт ему возможность более глубокого воздействия на чувства и мысли человека. Ничто так не способно воздействовать на сознание как художественные шедевры, приглашая человека к размышлениям над тайнами Бытия, красотой и сложностью мира, в котором мы живём. "Сотри случайные черты, и ты увидишь — мир прекрасен", — советовал А. Блок. Художник, даря нам увиденную им красоту настоящего мира сквозь случайные черты материальности, погружает нас в иной, более реальный, мир и способствует погружению нашего сознания в удивительный мир первоэлементов: Истины, Добра, Любви, Мудрости, Мужества. А это — путь к гармонии и обретению единства со всем сущим, путь к исцелению. Вот в чём волшебная преобразующая сила искусства, в том числе и по отношению к здоровью человека. В Советское время, в 50-е – 60-е годы, в связи с художником Лактионовым, велись интенсивные дискуссии о ценности картин фотографически "красиво", как "в жизни", изображающих "действительность". Справедливо утверждалось об их неконкурентноспособности с бурно развивающейся техникой художественной фотографии. Талантливый фотограф тоже может уловить момент и угол зрения на нашу жизнь, ускользающий от нашего взгляда. Но бездушному фотоаппарату, так же, как художнику-"реалисту", не мыслителю, не доступны высшие тайны Бытия. В. И. Суриков написал за всю жизнь всего семь картин, но таких, которые стоит здесь хотя бы перечислить, за неимением возможности поразмышлять: "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Переход Суворова через Альпы", "Покорение Сибири Ермаком", "Степан Разин", "Взятие снежного городка" и "Меньшиков в Берёзове". По поводу последней картины в чём только не обвиняли художника: и в невладении перспективой, и в неправдоподобии, и в прочем. Действительно, некогда могущественный князь, ещё и теперь в богатырской силе, изображён вместе с дочерьми, кутающимися в шубки, так, что если он встанет, то либо вся изба разлетится, либо повиснет на нём. Но смысл и замысел художника в том-то и состоит, чтобы показать зрителю и дать почувствовать, что уже не подняться светлейшему, кончилось с Петром и его время, хотя и силы не растрачены, мог бы послужить ещё России-матушке. А сколько такой расточительности в нашей истории и всё из-за бессмысленной борьбы за власть, когда об интересах отечества и не вспоминают. В отношении различий между настоящим художником и талантливым рисовальщиком очень глубоко и точно сказал И. Е. Репин. В своей книге "Далёкое близкое" он показывает это на таком условном примере: допустим, перед двумя человеками поставили задачу нарисовать дерево. Один, высококвалифицированный ремесленник, будет стараться как можно точнее изобразить дерево, передавая все его особенности, тщательно вырисовывая каждую деталь, забыв, что особенность не есть сущность. Настоящий же художник приступит к характеристике сущности объекта, отбрасывая всё лишнее, что её затушёвывает, скрывает от непроницательного взгляда. Получится, таким образом, два дерева. Созерцание изображения одного из них ничего дополнительного зрителю не скажет по сравнению с натурой. Другое же изображение поможет в натуре увидеть то, что обычно человек не видит, а художник узрел своим проницательным взглядом и помог нам сделать то же. Кроме того, часто художник, не осознавая, сам способствует нам увидеть то, чего и не было в его замысле, а нам открывается под влиянием его картины в соответствии с состоянием нашего сознания, наших знаний и других особенностей. Преображение нашего сознания и, как следствие, всего организма — исцеление при общении с миром прекрасного — в этом и состоит волшебная сила искусства. Здесь уместно остановиться на одном простом, но достаточно запутанном вопросе. Довольно часто говорят об исходящей от картин энергетике автора. Причём, хочешь-не хочешь, а постоишь около картин, и ты зарядишься этой энергией независимо от твоего отношения к тому, чему она посвящена, и волнует ли тебя предмет заботы и переживаний автора. Входит она в организм как тепло из камина, и некоторые "продвинутые" в чувствительности это очень даже "ощущают". Не знаю, где это возникло и откуда пошло, от Е. Блаватской, Е. Рерих или ещё раньше, но среди людей, свободных от естественнонаучного образования, мышления и логики, получило широкое распространение мнение о материальности мысли и всего остального, что только есть на белом свете. Можно понять В. И. Ленина, которому необходимо было реабилитировать оружие пролетариата — булыжник, прошу прощения, материализм, так не вовремя опростоволосившийся и полностью дискредитированный в свете открытий в области физики в начале XX века. Всемирно известные учёные Мах, Пуанкаре, Авенариус и другие, столкнувшись с фактом исчезновения материи при исследовании микромира, вынуждены были его честно интерпретировать. Это никак не могло устроить Ильича, он вовремя проинтуировал, что так можно и революцию погубить и цели жизни лишиться. И он стал неистово реабилитировать и оттачивать булыжник для пролетариата, сметая со своего пути тех, у кого сохранились такие химеры, как честность и правдивость и кто в своём интеллигентском слюнтяйстве не может не считаться с фактами и выводами из них вытекающими, угрожая тем самым "научной" платформе революции. С Ильичом понятно, у него своя железная логика, хотя в аттестате у сына уважаемого попечителя гимназий Ильи Ульянова при всех остальных пятёрках по логике выше четвёрки никак не получилось. Этот аттестат не скрывали, его можно было видеть на стенде центрального музея В. И. Ленина, но почему-то никто на это, как и многое другое, не обращал внимания. Вождь он и в Африке вождь, и с ним шутки плохи. А вот зачем "духовным" людям и даже очень "продвинутым" нужно оматериализовывать всё и вся — я это понять не в силах. Ленин — гений, ему всё можно, а вот те, в ком он живёт, решили, что им считаться с Разумом и фактами тоже ни к чему, вроде как "куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй" и не столь важно, что под копытами этого коня погибли десятки миллионов людей. Это всё в интересах то ли революции, то ли эволюции — им без разницы. Они и Бога материализуют, поскольку отличия материального от реального на их уровне мышления не существует. Раз реальное, значит, материальное, поскольку иной реальности, кроме материальной, т. е. объективной реальности, данной нам в ощущениях, быть не может. Раз не дана в ощущениях, или дана, но не нам — значит, не существует. Бог, например, не дан в ощущениях, значит, не существует. О нём можно только поговорить и всего-то, а руководствоваться в жизни не обязательно. А что в течение всей истории человечество интересовал важнейший вопрос Бытия: вопрос о первичности сознания или материи — на это можно не обращать внимания. Такой вот плохо скрываемый материализм, фактическая основа атеизма, как бы это не прикрывалось безобразными умозаключениями и словоговорениями. Именно он (материализм) является главной глубинной причиной раскола и раздрая в рериховском движении, объявившем "Живую Этику" евангелием III-го тысячелетия. Надо же чем-то вооружить умственных пролетариев, которым нечего терять. Тем более исторический прецедент имеется и совсем близкий. Так что Ильич умер, а этика его живёт, поэтому и называется большевистская марксистско-ленинская этика "Живой этикой", хотя и попахивает от неё мертвечиной, и не только потому, что её глашатай-"махатма" умер, но и потому, что убиение им десятков миллионов людей, думающих иначе, в сознании современных фанатов-поклонников этого учения вполне укладывается как "этичное", поскольку целесообразно с позиций э(ре)волюции. Если Ильич материализмом пытался укрепить основы революционного мировоззрения, штопая им дыры, образовавшиеся в результате естественнонаучного постижения мира, то новоявленный вождь "живоэтичного" движения пытается правдами и, главным образом, неправдами, укрепить его (свою) материальную базу мировоззренческими спекуляциями относительно компьютерных копий произведений живописи, пытаясь их всячески дискредитировать, как подрывающие основы материально эффективной монополистической деятельности МЦР (Международный центр Рерихов). Можно понять г-жу Шапошникову, хотя от этого ничуть не становится легче в плане оправдания. Столько сил и времени потратить на овладение наследием Н. К. Рериха, вступая ради этого во временные союзы со значимыми фигурами, а затем, следуя тактике и этике Ильича (тот даже своего учителя Г. В. Плеханова не пощадил, не говоря уже о соратниках по революции — меньшевиках и эсерах), во имя поставленной цели превращая их в заклятых врагов, столько лет мучая судебным прессингом Музей искусства народов Востока по поводу доставшейся ему некоторой весьма скромной части картин Николая Константиновича Рериха, разработав целую систему далеко небескорыстного монопольного экспонирования их в стационаре и передвижных выставках (билеты при весьма посредственных экскурсоводах стоят немало даже по нынешним меркам), и вдруг появляется конкурент, опасный своим бескорыстным служением прекрасному и масштабностью своей духовно-просветительской деятельности. В Самаре в центре "Радуга" разработаны компьютерные технологии производства великолепных копий художественных шедевров: картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Боттичелли, многих других выдающихся художников и, конечно же, Н. К. Рериха получили вторую жизнь и стали доступными не только привилегированным кругам, но и широким слоям населения. Руководитель "Радуги" Ю. Г. Родичев создал хорошо продуманную систему стационарных и передвижных выставок по всей России и странам ближнего зарубежья, безвозмездно изготовляя комплекты копий для городов, где появляются энтузиасты, также готовые к бескорыстному служению. Это один из немногих случаев, когда компьютерные технологии без каких бы то ни было побочных негативных эффектов оказывают неоценимую, так необходимую сегодня услугу человеку и человечеству. По заключению самых придирчивых экспертов копии сохраняют лишь 95 % (!!!) цветов оригинала. А сколько их теряется по мере старения картин. Самарцы научились восстанавливать первозданную гамму красок картины за счёт использования подрамников (закрытых рамками участков картины). Какое огромное значение для сохранности шедевров на века и тысячелетия имеет возможность их перевода в числовые массивы, т. е. из материального в виртуальное состояние! Числа, как известно, не стареют и не горят. А что же самозванные защитники культуры, не случайно призвавшие в свои ряды в качестве исполнительного директора "Международной лиги культуры" успешно ошивавшегося в своё время около Брежнева, Черненко и Суслова небезызвестного Фёдора Бурлацкого, очевидно в расчёте на использование его богатого опыта борьбы за "чистоту" пролетарской культуры, теперь уже с новыми отщепенцами и диссидентами? Лишённые элементарного естественнонаучного образования и бесстыдно эксплуатируя неведение большинства нашего несчастного населения, они подняли на щит "энергетическую" "нечистоту" компьютерных копий, из-за которой они якобы могут наносить ущерб не финансовому состоянию МЦР, а... здоровью посетителей. В разгромных статьях, написанных с привлечением беспринципных "учёных", очень неудачных, нескромных и некорректных высказываний Святослава Николаевича относительно чистой энергетики своей матушки и отца, якобы исходящей (столько лет! сколько же надо было вложить её в 7000 картин изначально, чтобы хватило на столько времени и стольких потребителей. Вот бы РАО ЕС так построить!) из картин Николая Константиновича и положительно влияющей на самочувствие и здоровье зрителя, умышленно или по безграмотности путают картинную галерею с процедурным или физиотерапевтическим кабинетом поликлиники. Да, действительно, общение с искусством влияет на физическое состояние человека. Только механизм этого влияния совсем иной. Искусство позволяет и помогает структурировать, упорядочить сознание человека путём подключения его к высшим духовным ценностям, открывшимся художнику, который в меру своего таланта сделал их доступными обыкновенному человеку. И его благотворное влияние определяется тем, насколько человек проникся заложенными художником мыслями, чувствами, идеями и в меру этого впустил в себя (или не впустил) частицу могущественной эволюционной суперсилы. И практически в этом отношении нет никакой разницы между оригиналом и копиями, если в последних не допущено искажения смысла, который иногда зависит от мельчайших нюансов. Это с многократной избыточностью подтверждается многолетними наблюдениями и исследованиями посетителей выставки компьютерных копий, экспонируемых ялтинской "Лигой культуры" в различных городах России и Украины, а также записями в книге отзывов. Никаких отрицательных влияний не обнаружено и исследованиями ауры посетителей с помощью эффекта Кирлиан, проведённых доктором медицинских наук Л. А. Песоцкой из Днепропетровска. Только положительные изменения у подавляющего большинства посетителей в зависимости от их способности проникнуться вдохновенным рассказом замечательного экскурсовода, способного увлечь в мир прекрасного не очень загрубевшие сердца. По смыслу иного результата и быть не могло. Говорить, что компьютерные копии принципиально отличаются от оригиналов — это всё равно, что утверждать, что напечатанные в типографии произведения Пушкина или Толстого сильно уступают их рукописям и могут отрицательно влиять на состояние читателя. Абсурдность такого утверждения, наверное, признает каждый. Но ведь принципиальной разницы между смыслом литературы и живописи нет. Её придумали те, кто не даёт себе труда признать и постигать этот смысл, а делает упор на разницу в средствах и технологиях. То, что благодаря компьютерным копиям смысл шедевров, открывшийся лишь их гениальным авторам, может стать доступным широким кругам населения Планеты есть знамение нашего времени, новые возможности, так необходимые для решения задач Новой Эпохи, нового тысячелетия. И тот, кто нагоняет туман или наводит тень на плетень, борясь с компьютерными копиями во имя защиты своих примитивных материальных интересов, и есть настоящий враг культуры, независимо от того, каким бы амплуа он не прикрывался, будь то её "защитник" или нападающий. В размышлении о смысле искусства никак невозможно пройти мимо двух вместилищ великого глубинного смысла непревзойдённых шедевров религиозной живописи западного и восточного христианства — "Сикстинской мадонны" Рафаэля и "Троицы" Андрея Рублёва. При всей своей различности эти гениальные творения заключают в себе единый смысл, т. е. оба посвящены проникновению в один из самых трудных для постижения Божественных законов — закон Жертвы. До Рублёва и его современники — иконописцы писали Троицу, как иллюстрацию притчи о событии, произошедшем с основоположником иудаизма Авраамом: при входе в шатёр ему явились лики трёх Ангелов. Он пришёл в экстатический восторг, позвал свою жену Сару и велел ей сделать распоряжение о жертвоприношении в виде заклания барашка или телёнка. Отражение этого факта у богописцев состоит в изображении Ангелов, принимающих жертву, с трапезными приборами перед каждым. Андрей Рублёв использует притчу лишь как повод и фактически средствами красок и форм погружает зрителя в смысл закона Жертвы во всей его глубине, всеобъемлемости и непреложности. Иконопись всегда символична, и этим пользуется преподобный Рублёв для характеристики закона и персонажей. В Святой Троице левый Ангел олицетворяет Бога Сущего, Бога-Отца, Вседержителя и Творца, о чём говорит изображённое за ним творение в виде храма. Ангел в центре есть Бог-Сын, Бог воплощённый, Бог проявленный, о чём свидетельствует дерево жизни за ним. И, наконец, справа — Бог утверждающий, вездесущий Дух Святой, олицетворяющий Мир Горний и обозначенный изображением горы. В левой руке каждого Ангела копьё как символ защиты от соблазнов, диавола, искушения. Правые руки протянуты к стоящей в центре Чаше Жертвы без всяких приборов, указывая на необходимость Жертвы — иначе мир построить невозможно. При этом Высшее Божество говорит о необходимости начинать с себя и быть не только принимателем жертвы, но, прежде всего, исполнителем. Как не вспомнить моление Христа о Чаше в Гефсиманском саду. "Отче, да минует меня чаша сия". Не услышав ответ на эту просьбу, Христос не только исполнился твёрдой решимости, но и пришёл в состояние Высшей Радости от скорой возможности исполнения Великой Миссии, ради которой Сын Божий воплотился в человека на земле. Предваряя Великий Переход, Божественное начало заполнило всё его существо, вытеснив человеческое с его немощью и несовершенными понятиями об истинном благе. Высшее благо есть исполнение своей миссии, в сравнении с которым телесные страдания — не самое страшное, они вторичны и не имеют первостепенного значения. А разве воин, не дрогнув в бою, проявив стойкость и мужество, даже получивший тяжёлое ранение не есть обладатель высшего блага в сравнении с тем, кто уцелел, поддавшись малодушию и трусости? Разве у него мало оснований для радости от исполнения воинского долга? Конечно, приводя такое сравнение, необходимо не упускать из виду Божественное происхождение Христа и определяемую этим огромную дистанцию между ним и нами, считающими себя смертными. Лики ангелов воплощают в себе абсолютное спокойствие и излучают неземную благость, которая не может не восприниматься неравнодушным зрителем. Но есть в их выражениях важное различие, несмотря на то, что иконописец придерживался (был обязан) стандартизированных канонов. Несмотря на эти ограничения, гениальному Рублёву удалось выразить в лике и руке, указующей на Чашу, первого Ангела — Бога-Отца Волю, а в ликах и правых руках, протянутых к Чаше, двух других ипостасей Троицы — смирение, принятие Воли Отца и его Великого замысла. Всё это создаёт ещё и смысловую гармонию, превышающую по своему воздействию на внимающего человека всё остальное. Смысловая гармония жизни в том и состоит, что на всех уровнях от Творца до травинки, каждое существо Вселенной должно стремиться быть не только принимателем жертвы, но её исполнителем. В этот смысл всего сущего глубоко проник преподобный Андрей Рублёв и гениально дарит его нам своей "Троицей". Творец решительно указует о радостной необходимости принесения Жертвы и своим примером показывает, что надо начинать с себя, что, собственно, и заложено в глубинных основах Учения Христа, так жестоко искажённого человечеством в угоду своей животной природе. Отмечая слабость человеческой природы, различные толкователи христианства, включая официальные конфессии: православие, католичество, протестантство с его всевозможными сектами утверждают, что Христос своей жертвой искупил грехи наши, и каждому остаётся лишь уверовать в Христа для своего спасения. Это очень импонирует иждивенческому состоянию сознания "духовных" болельщиков, не желающих приносить в жертву эволюции свои недуги в виде догм, привычек, мнений, традиций, предрассудков. Всё якобы сделал за них Христос. А в результате: куда сдвинулось человечество за две тысячи лет, к Богу или от Бога? Излишне отвечать на этот вопрос — беспристрастный, даже не очень проницательный взгляд на нашу историю получит от неё убедительный ответ. Жизнь наша устроена так, что мы постоянно должны решать проблему выбора между тем, что от нас требуется, и тем, что хочется нашей животной природе, в плену которой находится большинство человечества, сотворившего современную цивилизацию. Иисус своим примером показал, что решение этой проблемы в интересах исполнения Закона есть путь в бессмертие. Оно же есть потребность нашего Высшего Я, погребённого в недрах животной природы и не способного проявиться в условиях тирании слаборазвитого левополушарного зашоренного рассудка, захватившего власть над организмом. Эта зашоренность ума проявляется и в отношении к искусству в виде широко распространённого и зачастую агрессивно отстаиваемого мнения, что смысла искусства нет и искать его нечего. В среде художников бытует мнение, что искусство служит средством самовыражения, самоудовлетворения и потешания собственного эго. Такое "искусство" в принципе не доступно другим эго, и тогда вполне резонно спросить: затем его экспонировать? Лично для меня "Троица" Рублёва, постигаемый мной её глубинный смысл постоянно и систематически помогают решать очень непростую проблему выбора между тем, что от меня требуется и тем, что иногда пытается навязать пока неукрощённая животная природа. Трудно переоценить великую волшебную преобразующую силу такого искусства, как "Троица" и множества других произведений настоящих мастеров, которые вошли в мою повседневную жизнь не только своей недосягаемой эстетикой, но и этическим руководством. К сожалению, недооценка, и даже отрицание, смысла искусства получила своё выражение в деятельности музеев, когда обучение и работа экскурсоводов сводится к рассказам о технологии и истории создания шедевра, формальной биографии автора и т. п. Может быть, кому-то это и интересно, но важно не удовлетворение праздного любопытства, а использование мыслей, чувств и опыта мудрого и понимающего человека, каким является настоящий художник для изменения своего сознания. Иногда случается, что я, проявляя некоторую дерзость во время экскурсий, встреваю в определённом месте в разговор, пытаясь навязать свой смысловой подход. И, как это ни странно, это не вызывает негативного отношения со стороны экскурсоводов. Многие вместе со зрителями с интересом воспринимают такой угол зрения на шедевры. Так было и в Третьяковке, и в великолепных художественных галереях Твери, Пензы и других городов. Понимать язык искусства, как средства низведения в наш мир открывшихся художнику Первоэлементов Бытия, составляющих его основу, необходимо учиться. И в этом неоценимую помощь могут оказать нам яркие деятели человеческой культуры, оставившие письменные свидетельства своего восприятия шедевров. Поэтому, для характеристики другого шедевра христианской живописи — "Сикстинской мадонны" Рафаэля, я предоставляю слово другу и старшему товарищу А. С. Пушкина, поэту и мыслителю В. А. Жуковскому. Василий Андреевич считая, что нравственность царя — залог благоденствия отечества, положил значительную часть своей жизни на воспитание наследника престола и сформировал характер благородного царя-освободителя Александра II. Он же, поэт, является автором слов Государственного гимна "Боже, царя храни!" Привожу с сокращением текст его статьи "Рафаэлева мадонна". Думаю, что читателю будет интересно, тем более, что это сочетание слов стало нарицательным и часто употребляется для выражения восхищения перед внутренней чистотой и красотой женщины. Date: 2015-06-06; view: 397; Нарушение авторских прав |