Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация публичной власти и особенности функционирования местного (муниципального) самоуправления
Представляется, что начать следует с уяснения понятий «территория государства», «территориальное устройство», «государственное устройство», «территориальное деление государства» и т.д. Необходимо выявить отличительные признаки политико-территориальных и административно-территориальных единиц, определив понятие и виды административных округов. Некоторую сложность вызывает понятие территориальной автономии. Следует учесть, что по своему объему выделяются обычно государственная и местная автономия. Необходимо выявить соотношение этих видов автономии и привести примеры их формирования и функционирования. Наука и практика государственного строительства знают две основные формы политико-территориального устройства государств: унитарное государство и Федерация. Необходимо выяснить понятие и специфические признаки унитарного государства. Попробовать найти их в текстах Конституций. Следует разобраться в конституционных основах централизации и децентрализации, симметрии и асимметрии территориального устройства, определить уровень демократичности централизованного и децентрализованного, федеративного и унитарного государства. При определении федерализма следует обратить внимание на существующие трактовки его обоснования как наиболее предпочтительной системы организации управления. Используя понятия «федеральный», «федеративный», «союзный», следует выделить их общие и отличительные признаки, определить случаи их верного использования. Необходимо определить возможные способы изменения состава Федерации, попробовать подтвердить это конституционно (Конституция США, Основной Закон Германии, Конституция Швейцарской Конфедерации). Существенным моментом характеристики Федераций является анализ конституционно-правового статуса субъектов Федераций. Необходимо уяснить, что мировая практика знает множество федеративных объединений, субъекты которых обладают различным правовым статусом и объемом полномочий. Следует проанализировать государственный характер территориальных единиц, составляющих федеративное государство, продемонстрировать эти признаки на основе анализа текстов Основных Законов (ст. 28 Основного Закона Германии, ст. 3 Конституции Швейцарской Конфедерации). Следует отметить, что разграничение компетенции и отношений между Федерацией и ее субъектами являются одним из основных моментов федеративного устройства. Необходимо уяснить суть американской, германской, индийской и австрийской модели регламентации компетенции. Отметим, что для разрешения конфликтов между Федерацией и ее субъектами государства, как правило, конституционно устанавливают процедуры: заключение соглашений, федеральная интервенция, президентское правление и др.; следует обратить внимание на конституционно-правовое регулирование этих вопросов (ст. 37 Основного Закона ФРГ), ст. 15 Федерального Конституционного Закона Австрии, ст. 356, 357 Конституции Индии). Следует уяснить понятие и правовой режим федеральных территорий, статус зависимых территорий. Необходимо проанализировать организацию государственной власти субъектов Федерации и иных государственно-автономных образований, охарактеризовать функции законодательных, исполнительных и судебных органов субъектов Федерации. Известно, что в местных территориальных единицах может осуществляться как местное управление, так и местное самоуправление. Важно разобраться в соотношении этих понятий и определить разницу. Целесообразно определить различия демократической организации на местах в англо-американской и европейской правовой систем и определить характерные для каждого из них функции местного самоуправления. Необходимо усвоить формы контроля центральной власти за деятельностью местных органов, проанализировать некоторые конкретные модели соотношения местного управления и самоуправления, найти элементы этих систем в текстах Конституций зарубежных стран (Конституционный закон о взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властью Республики Польша, а также закон о территориальном самоуправлении 1992 г.). Необходимо уяснить также понятие конфедерации, определить отличительные признаки конфедерации от унитарного и федеративного государств. Дополнительная литература: 1. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2010. 2. Современный федерализм (сравнительный анализ). М.: ИНИОН РАН, 2005. 3. Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. Ч. I и II. – М.: Наука, 2012. 4. Яценко И.С. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-методическое пособие. – М.: РАГС, 2011.
Рекомендации к лекции и семинарскому занятию № 7 на тему: Конституционное право Великобритании
Конституционное право Великобритании отличается значительным своеобразием, которое, как показывает практика, не всегда удается оценить и понять. Особенности данной отрасли права в Великобритании предопределяются, прежде всего, своеобразием его источников. Как известно, в этой стране нет писаной Конституции, составленной в виде единого кодифицированного акта. Английская Конституция – это совокупность статутов, судебных прецедентов и конституционных обычаев. Следует уметь привести примеры, иллюстрирующие особенности и предмет правового регулирования каждой из составных частей этой Конституции. Особое внимание необходимо уделить конституционным обычаям. Классическое определение конституционных обычаев принадлежит английскому юристу XIX века Д. Дайси, относившего к ним правила, которые должны знать и в силу обычая применять те, кто принимает участие в политической жизни. В британской политике и идеологии основным правам и свободам придается большое значение. Теоретики конституционного права любят указывать, что развитие данного института непрерывно шло со времен феодализма. Основные права в Великобритании получили правовое оформление в результате деятельности парламента и судебной практики. Отсюда – значительное своеобразие их правового оформления, которое в Великобритании получило название «лоскутного». Характерной чертой является также доминирование установления допустимого и недопустимого в правовом отношении, возможностей государственного или иного вмешательства, а не установления позитивных норм. Кроме того, следует иметь в виду, что Великобритания присоединилась к целому ряду международных конвенций о политических, социальных и культурных правах человека и гражданина. При изучении основ общественного строя следует обратить особое внимание на политическую систему, роль государства, политических партий и иных общественных объединений, СМИ и церкви в политической жизни страны. В Великобритании сложилась своеобразная система господства двух партий на общенациональной политической арене. Одна из них самостоятельно формирует правительство, другая находится в оппозиции («Оппозиция Ее Величества»). Следует дать общую характеристику политике каждой из партий, а также познакомиться с наиболее распространенными объяснениями феномена чередования у власти двух партий при наличии в стране развитой многопартийности. Важно также особо остановиться на роли англиканской и шотландской пресвитерианской церкви в политической системе этой страны. Необходимо хотя бы в общих чертах представлять себе механизм воздействия церкви на политику, формы и способы управления церковью со стороны органов государства (в частности, непосредственный надзор правительства, деятельность специальной парламентской комиссии, одобряющей или отклоняющей решения Генерального синода англиканской церкви, и т.д.). Следует попытаться ответить на вопрос, почему с начала XX века и до 70-х годов все предложения Генерального синода англиканской церкви, направленные на осовременивание культа, отвергались Парламентом и только в 70-е годы был позволен небольшой эксперимент в этой области. Исходя из того, что в Великобритании нет клерикальных партий, а также отсутствует четкая единая платформа церкви по социальным и политическим вопросам, необходимо оценить высказывание одного английского журналиста, с точки зрения которого «традиционно церковь Англии была сильна именно тем, что по любому моральному и политическому вопросу она могла представить такое разнообразие взглядов, что никто не мог с уверенностью утверждать, что не является англиканином». В Великобритании существуют многочисленные высокоразвитые политические и правовые институты, послужившие образцом для других стран. Одним из них являются выборы. В Великобритании применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства, которая считается одним из элементов «Вестминстерской модели» государственного строя. Английские государствоведы склонны преувеличивать демократизм этой системы, поэтому важно понять ее достоинства и недостатки. Питер Бромхед в «Эволюции британской Конституции» отмечает: «Исследование поведения избирателей показывает, что почти все английские избиратели голосуют за кандидата, потому что он представляет какую-либо партию, а не за его достоинства или его особую деятельность на политической арене». Как это отражается на результатах выборов? Насколько представительна Палата общин? Необходимо обстоятельно разобраться во взаимоотношениях законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Глава государства рассматривается как символ британского единства и неизменности общественного развития. Правовой статус главы государства в Великобритании раскрывается в формулах: «Королева в Совете», «Королева в Парламенте» и «Королева в суде». Какие конкретные полномочия стоят за этими формулами? Какие полномочия монарха являются «спящими»? Как это согласуется с принципом разделения властей? «Принятие законодательных актов – наиболее очевидная из суверенных функций королевы как составной части парламента (Король в Парламенте)», – пишет П. Бромхед. Если внимательно проанализировать правовой статус монарха, то нетрудно ответить на вопрос о том, что он имеет в виду. Изучая статус главы государства, следует обратить внимание на то, что большинство авторов отмечает присущую конституционному развитию Великобритании тенденцию сокращения королевских полномочий. В. Беджгот в свое время выразил ее парадоксальным замечанием, что Королева вынуждена сама подписать закон, даже если он предусматривает ее смертную казнь. Если монарх недееспособен или находится за границей, его функции осуществляются по его поручению Государственным советом, назначаемым временно. Например, в 1972 г. членами Совета были сын Королевы, ее мать, сестра и дядя; причем, присутствие всех четверых необязательно, чтобы заседание считалось действительным. Изучение других центральных органов государства целесообразно начать с парламента. Следует оценить роль и значение этого органа в прошлом и в настоящее время, ознакомиться с теорией верховенства парламента, разработанной еще классиками английского конституционного права В. Беджготом, Д. Дайси, С. Лоу и др. Особое внимание следует уделить порядку формирования палат парламента, их компетенции, организации, значению партийной дисциплины. В Великобритании выработано значительное число конституционных обычаев, относящихся к парламенту. Так, бывший Премьер-министр Г.Вильсон особо выделил вопросы депутатов, назвав их «образцовым примером демократической парламентской традиции». Он также отметил: «Наша парламентская практика вопросов обстоятельна, немилосердна и иногда жестока. Министры за свое поведение во время «часа вопросов» могут быть вынуждены уйти в отставку. Я не думаю, что где-нибудь в мире существует что-нибудь подобное». Внимательно нужно изучить полномочия парламента и его палат, особенно в законодательной сфере. Прав ли П. Бромхед, утверждая: «Не существует никаких конституционных ограничений в отношении содержания законодательных актов, никаких препятствий к принятию какого бы то ни было закона, пусть самого неразумного, при условии, что он пройдет через соответствующую установленную процедуру в обеих палатах парламента и будет подписан королевой»? Приступая к изучению статуса правительства в Великобритании, необходимо вспомнить об особенностях англо-саксонской системы, при которой, по конституционной догме, на первом плане находится Тайный Совет, реальное значение которого ничтожно, а реально осуществляющий функции высшего органа государственной власти Кабинет Министров существует на основе конституционного соглашения. Следует проанализировать положительные и отрицательные стороны этой системы, а также понять, почему британская форма правления получила распространение (Канада, Австралия, Индия и др.). Поскольку в Великобритании нет ни одного писаного акта, регламентирующего состав Кабинета Министров, имеет смысл оценить принципы его формирования и сложившуюся практику. В начале века известный британский исследователь С. Лоу писал: «Едва ли будет преувеличением сказать, что министры могут делать все, что угодно, при непременном условии, что они располагают доверием народных представителей. Пока министры пользуются этим доверием, они могут считать себя в числе наиболее могущественных и полновластных правителей на Земле». Насколько эта характеристика соответствует нынешнему положению дел? Местное самоуправление имеет в Великобритании глубокие исторические корни. Следует иметь в виду, что введение законов 1974 и 1980 гг. привело к созданию двухступенчатых многоцелевых выборных органов на всей территории Англии и Уэльса, а также в Шотландии, хотя и в несколько отличающейся форме. В Северной Ирландии существует одностепенная структура районных Советов. Следует понять, почему приходы в сельских районах Англии были затронуты реорганизацией местных властей незначительно. Кроме того, следует обратить внимание на упразднение Совета Большого Лондона, которое, по мнению лейбористов, было чисто политической, а не организационной акцией. Дополнительная литература: 1. Газнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. М.: Прогресс, 1984. 2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Европы. – М.: Бек, 2007. 3. Конституционное право зарубежных стран. – М.: МГИМО, 2012. 4.Яценко И.С. Институционализация систем законодательных(представительных) представительных органов власти в Российской Федерации и зарубежных странах: конституционно-правовой и сравнительный анализ.Москва.2012.
Рекомендации к лекции и семинарскому занятию № 8 на тему:
Изучая Конституцию Франции 1958 года, следует обратить внимание на то, что многие ее характерные особенности, по сравнению с предшествовавшей Конституцией 1946 г., определяются влиянием такой незаурядной личности, какой был генерал Ш. де Голль, а также конкретно-исторической обстановкой разработки проекта Конституции (военный мятеж в Алжире). Своеобразие Конституции Франции 1958 придает также то, что она сохраняет действие Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулы Конституции Франции 1946 г., которые считаются частью действующей Конституции. По существу, ее частью являются и принципы ряда законов, регулирующих права и свободы. Имеет смысл изучить порядок закрепления в Конституции прав и свобод, распределение их по актам конституционного уровня, наличие в них общих принципов, необходимых для реализации прав и свобод. Следует обратить также внимание на формулировки прав и свобод: многие из них были заимствованы другими странами и стали общепринятыми. Сейчас во Франции существует многопартийная система, в функционировании которой проглядывают некоторые тенденции к двухпартийности. Следует иметь общие представления о политических программах партий и расстановке сил на выборах 2007 года. По оценкам некоторых политологов, французские лобби более разрозненны и менее влиятельны, чем, например, в Великобритании. При оценке роли французских профсоюзов следует учесть, что только около четверти работников в этой стране организованы. Избирательное право и избирательная система Франции требуют внимательного и обстоятельного изучения. В системе высших органов государственной власти Франции ведущую роль играет президент, формально и фактически наделенный значительными полномочиями. Необходимо уметь истолковать ст. 5 Конституции Франции, объявляющую президента гарантом национальной независимости, целостности территории и международных договоров. Следует изучить полномочия президента и сравнить его статус со статусом Президента в какой-либо президентской, а затем парламентарной республике, что будет способствовать более глубокому пониманию особенностей данного института во Франции. Можно проанализировать интересное высказывание бывшего Президента Франции Валери Жискар д'Эстена: «Я знал, где пролегла трещина в институтах V Республики: между подразумевающейся, но весьма расплывчато сформулированной властью, признаваемой за президентом республики, и практическим принятием решений, этой прерогативой, сохраняемой за премьер-министром, где всегда существует риск взаимных подозрений и конфликтов. Если в такую политическую систему вкладывается недоверие, то трещина значительно расширяется. Единственная защита от подобной опасности заключается в лояльности премьер-министра к президенту Республики. Иногда такая лояльность граничит с самоотречением». В 2002 г. на президентских выборах во Франции во втором туре победил Жак Ширак, который выступил лидером французов в борьбе с надвигающейся фашистской опасностью. Говоря о французском правительстве, следует различать Совет министров и Кабинет министров. Французский кабинет, как и большинство европейских, варьирует по величине и структуре в зависимости от президентских программ. Например, для реализации широких политических программ Ф.Миттерана в 1981 г. потребовался кабинет из более чем двух десятков министров. Кабинет Ж. Ширака в 1986 г. состоял из 14 министров. Необходимо внимательно изучить порядок его формирования, структуру и полномочия. После этого целесообразно попытаться ответить на вопросы: с чем связано запрещение членам правительства входить в состав парламента? Как реализуется конституционное положение о том, что правительство «определяет и ведет политику нации»? Значительный интерес в конституционно-правовом плане представляет собой французский парламент. Он всегда играл важную роль в политической жизни страны. Его полномочия значительны: он обладает законодательной властью по широкому, хотя и ограниченному, кругу вопросов, принимает бюджет, наделен важными судебными полномочиями. Следует также обратить внимание на контрольные полномочия парламента. Во Франции существовала традиция местного управления на основе централизованных решений, принимавшихся в Париже. При Ф. Миттеране она была изменена, и 96 департаментов Франции стали более независимыми. Была проведена регионализация. При оценке этих явлений целесообразно сравнить организацию власти на местах в данной стране с испанской автономией. Насколько далеко во Франции зашел процесс децентрализации? Дополнительная литература: Арден Ф. Франция: государственная система. М.: ЮЛ, 2004. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Европы. – М., 2007. Конституционное право зарубежных стран. – М.: МГИМО, 2012. Яценко И.С. Конституционное право зарубежных стран. М.: РАГС, 2011.
Рекомендации к лекции и семинарскому занятию № 9 на тему:
Современное итальянское конституционное право представляет собой сложное и самобытное явление, генетически связанное с Альбертинским статутом 1848 г., что в определенной степени отразилось и на формулировках действующей Конституции Италии 1947 г. – одной из самых прогрессивных послевоенных Конституций. Она оказала демократизирующее воздействие на принятое ранее (но продолжающее действовать) законодательство, стала источником конституционно-правовых идей для других стран. Целесообразно внимательно ознакомиться с этим актом. В чем выразился демократизм Конституции Италии 1947 года? Следует обратить внимание на подробное регулирование правового статуса человека и гражданина. Он выдвинут на первое место в конституционном регулировании: эти положения признаны неотъемлемыми, т.е. не подлежащими конституционному пересмотру. Основные права человека Конституция Италии относит к числу ценностей, характерных для плюралистической демократии (ст. 2 Конституции). В Конституции Италии получили довольно подробное закрепление основы общественного строя. Как реализуются конституционные нормы на практике? Каким образом организовано итальянское общество для участия в политике? Какую роль играет церковь в политической системе по Конституции и на практике? Изучение системы высших органов государства в Италии позволяет углубить представления о парламентарных республиках, ознакомиться с одной из модификаций данной формы правления. Прежде всего, следует обратить внимание на парламент как ведущий орган, которому подчинены президент и правительство, ознакомиться с особенностями реализации конституционных принципов итальянского бикамерализма (равенство и функциональная автономия палат), формулировками норм, закрепляющих полномочия парламента, решение процедурных вопросов. Следует также изучить конституционно-правовой статус президента и правительства. Конституционный суд Италии наделен богатым набором правовых средств, позволяющих активно ликвидировать пробелы в законодательстве. Какие это средства? Интересен и вопрос о территориальном устройстве Италии. Это унитарное государство, разделенное на области, которые, в свою очередь, делятся на провинции. Пять областей обладают особым статусом. Следует провести сравнение их статуса с правовым положением других областей. В чем состоит отличие? Как организована власть в областях и на местах?
Дополнительная литература 1. Конституционное право зарубежных стран. М.: МГИМО, 2012. 2. Яценко И.С. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-методическое пособие. – М.: РАГС, 2011. 3. Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. Ч. I и II. – М.: Наука, 2012.
Рекомендации к лекции и семинарскому занятию № 10 на тему:
Германское государственное (конституционное) право формировалось в результате законотворческой деятельности Федерации и Земель в течение длительного времени. Это следует учитывать при характеристике источников данной отрасли права, поскольку в Германии продолжают действовать имперские законы, некоторые нормы Веймарской Конституции, и некоторые акты более позднего периода, принятые до действующего ныне Основного Закона ФРГ 1949 г. Последний является главным источником конституционного и государственного права. Следует изучить структуру и содержание этого акта, сравнить его с другими актами послевоенного периода (например, Конституцией Италии 1947 г.), ответить на вопрос, что общего в этих актах? С чем связаны особенности и в чем они состоят? И почему мы говорим о государственном праве, а не только о конституционном праве Германии? В германской правовой литературе очень большое внимание уделяется правовому положению индивида. Его приоритет в Основном Законе выражен формулой: «Человеческое достоинство нерушимо». Следует внимательно изучить перечень основных прав и свобод, обратить внимание на содержание ч. 3 ст. 1 об обязывающей силе основных прав и вопрос о возможности ограничения основных прав, а также обратить внимание на формулировки основных прав и свобод: многие из них были дословно заимствованы развивающимися и постсоциалистическими странами и, таким образом, вошли в «золотой фонд» конституционного права. Основной Закон ФРГ отличается довольно подробным регулированием экономической сферы жизни общества; следует уметь раскрыть вопрос о том, какие именно аспекты получили освещение. Политическая система ФРГ – сложна и многообразна: это характерно для демократического государства. Высока роль государства, что нашло отражение в Основном Законе. Изучив конституционные нормы, следует проанализировать высказывание германского исследователя конституционного права К. Хессе о государстве: «Конституция знает только организованную государственность. Государство, организованное ею, нигде не пользуется, подобно частному лицу, правом выбора. Речь идет не только о формах, определенных основными правами в Конституции, но и о конкретном формировании государственного влияния. Поэтому исключается предоставление привилегий государству в его деятельности, на которую не распространяется Конституция, поскольку такая деятельность осуществляется в частноправовой форме. Это не означает, что Конституция в пределах ее влияния не предоставляет большую или меньшую свободу формированию государственных органов, но, конечно, все государственные власти в своих действиях постоянно связаны Конституцией». Изучая партийную систему Германии, следует обратить внимание на традиционно большую роль христианских партий, а также на то, что в западных и восточных Землях популярность отдельных партий не одинакова. Следует изучить и другие элементы политической системы. Форма правления (парламентарная республика) предполагает определенный порядок формирования высших органов государства и характер их взаимоотношений. Следует разобраться в реализации принципа разделения властей в Германии, для чего целесообразно ознакомиться с конституционным статусом Федерального президента, Бундестага и Бундесрата, Федерального правительства и Федерального конституционного суда. При этом следует ответить на следующие вопросы: как формируется Федеральное собрание и каковы его полномочия? Какие основания есть у германских государствоведов для утверждения о том, что Бундесрат является особым органом, а не палатой парламента? Что такое конструктивный вотум недоверия и в чем его отличие от обычного вотума недоверия? Какова роль Федерального канцлера в государственном механизме? Заслуживает углубленного изучения и вопрос о германском федерализме. Следует изучить статус субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Необходимо изучить и проанализировать содержание ст. 73 и 74 Основного Закона ФРГ. Следует обратить внимание и на организацию власти в германских Землях, включая местное самоуправление и управление. Дополнительная литература: Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.: Ю.Л., 2008. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Европы. – М., 2007. Конституционное право зарубежных стран. – М.: МГИМО, 2012. Яценко И.С. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-методическое пособие. – М.: РАГС, 2011 г.
Рекомендации к лекции и семинарскому занятию № 11 на тему:
Приступая к изучению конституционного права США, следует иметь в виду, что оно представляет собой сложную систему – совокупность федерального конституционного права и конституционного права штатов, обладающего значительным своеобразием. Необходимо понять, какие иерархические отношения существуют между их нормами и институтами. Особое внимание следует обратить на систему источников данной отрасли права, предмет правового регулирования федеральной Конституции, Конституций штатов, законов конгресса, нормативных актов исполнительной власти, решений судов, конституционных обычаев. Особое внимание следует обратить на последний вид источников, который в США, как стране англо-саксонской системы права, играет большую роль: нужно уметь привести примеры таких обычаев. Принятая более двух столетий назад федеральная Конституция невелика по объему, проста по конструкции и чрезвычайно емка и эластична по содержанию. Эти качества обусловили стабильность Конституции как правового документа (за время ее существования было принято только 27 поправок). При ознакомлении с текстом Конституции 1787 г. имеет смысл попытаться ответить для себя на вопрос: прав или не прав был Президент США Франклин Д.Рузвельт, который отмечал: «Наша Конституция настолько проста и практична, что можно каждый раз приспосабливать ее к чрезвычайным нуждам посредством изменения акцентов и методов применения без утраты существенной формы... Вот почему наша конституционная система показала себя наиболее устойчивым политическим механизмом, который когда-нибудь был создан в современном мире». Необходимо также уметь провести различие между юридической и «живой» Конституцией США. Следует обратить внимание на то, какие аспекты правового статуса индивида нашли отражение в первоначальном тексте Конституции, какие нормы содержатся в поправках, и соотнести все это с современным пониманием конституционно-правового статуса человека в США. В Конституции США ничего не сказано о партиях. В политической литературе довольно часто цитируется высказывание одного из отцов-законодателей США Джорджа Вашингтона, который предупреждал о «губительных последствиях партийного духа». Следует проанализировать причины институционализации политических партий в США, а также двухпартийности на общенациональном уровне. Характеризуя роль и значение политических партий в США, следует остановиться на сходстве и различии между республиканской и демократической партиями, различных точках зрения американских исследователей по этому вопросу, а также дать оценку функции партий в политической системе страны, их организационной структуре и методам. Опросы общественного мнения, проведенные в 2007 г., показали, что около 35% американцев не имели пристрастия к конкретной партии, что на 15% больше, чем в 2005 г. Как следует оценивать эти данные? Изучая роль других общественных объединений следует обратить внимание на «группы давления» и выработанные ими формы воздействия на государственный механизм. Оценивая роль церкви и религиозных организаций в США и их воздействие на политическую жизнь страны, следует не только проанализировать содержание I поправки к Конституции США (целью которой, по словам Томаса Джефферсона, было «воздвигнуть стену между церковью и государством»), но и учесть то обстоятельство, что заседания палат конгресса и Верховного суда начинаются обращением к Богу, в военных академиях, федеральных госпиталях и тюрьмах проводятся обязательные богослужения, национальный девиз США: «Мы верим в Бога» и т.д. Концепция организации власти в форме разделения властей нашла в США своеобразное воплощение в системе «сдержек и противовесов». Необходимо обратить внимание на то, что ветви власти формируются по-разному, имеют разные сроки полномочий и обладают собственными возможностями для нейтрализации узурпаторских поползновений другой ветви. Выборы как способ замещения должностей и формирования различных органов применяются в США значительно шире, чем в других странах. После снижения в 1971 г. возрастного ценза активного избирательного права с 21 до 18 лет сложился широкий потенциальный избирательный корпус, однако реально участвует в выборах около половины избирателей. Следует уметь ответить на вопрос о политических и организационных причинах абсентеизма. В США применяется личная регистрация избирателей. Желательно различать системы постоянной и периодической регистрации избирателей. Американские исследователи отмечают, что в некоторых штатах для регистрации необходимо явиться в муниципальный орган графства или местную избирательную комиссию в строго определенные часы и предъявить свидетельство о рождении или привести свидетелей, подтверждающих присягу на верность Конституции, и подчеркивают, что такого рода нормы усложняют доступ к избирательному участку и отстраняют от выборов часть «занятых» избирателей. Другие исследователи дают противоположную оценку отсеиванию «ленивых» избирателей. Следует уделить особое внимание процедурам выдвижения кандидатов (через конкурсы, с помощью петиций, на партийных конвентах и особенно путем праймериз), особенностям избирательной кампании и проведения голосования. Анализируя юридическую и фактическую роль конгресса в государственном механизме, следует изучить его структуру и функции, порядок формирования палат и правовой статус депутатов. Важное значение имеют особенности взаимоотношений конгресса с президентом, Верховным судом, а также политическими партиями. Особое внимание следует уделить процедуре импичмента (конституционные основания возбуждения импичмента и их современная интерпретация, процедура импичмента и его последствия). Необходимо проанализировать различие между конституционным и фактическим статусом президента и федеральной администрации. Верховный суд и, вообще, суды обладают в США огромной властью. Американцы любят цитировать одного из председателей Верховного суда Чарльза Эванса Хьюджеса, которому принадлежит высказывание: «Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи». Следует уделить внимание организации судебной ветви власти в этой стране и особенно осуществлению функции конституционного контроля, присвоенной Верховным судом в результате интерпретации Конституции в деле Мэрбури против Мэдисона (1809 г.). Изучение особенностей американского федерализма следует начинать с основного вопроса – разграничения компетенции между Союзом и его субъектами, затем обратить внимание на Конституции штатов и их предмет регулирования, собственную правовую и судебную систему в штатах, а также уяснить вопрос о гражданстве штатов. Следует также учитывать отражение федеративного устройства США на структуре Конгресса. При изучении организации местного самоуправления в США надо обратить внимание на имеющиеся в этой сфере традиции и типично американские подходы к решению проблем, роль граждан и гражданских инициатив в решении местных проблем. Дополнительная литература: Егоров С. А. Конституционализм в США: политико-правовые аспекты. М.: Наука, 2003. Разделенная демократия. М.,2004. Политические системы стран мира. – М., 2006. Правовая система США. – М.: Наука. 2007. Конституционное право зарубежных стран. – М.: МГИМО, 2012 г. Яценко И.С. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-методическое пособие. – М.: РАГС, 2011. Рекомендации к лекции и семинарскому занятию № 12 на тему: Государственное (конституционное) право Date: 2015-06-06; view: 602; Нарушение авторских прав |