Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Китайской Народной Республики
Современное государственное (конституционное) право Китая отражает национальную специфику и историческую уникальность государственности Китая, особенности китайского варианта модернизации тоталитарно-бюрократического общества. Приступая к изучению государственного (конституционного) права КНР, следует исходить из того, что данная отрасль права обладает в КНР целым рядом характерных особенностей. Прежде всего, поскольку оно является отраслью социалистического права, то оно проникнуто соответствующими идеями. Анализируя текст Конституции КНР, следует обратить на это внимание. Особенностью государственного (конституционного) права Китая является также наличие актов, носящих экспериментальный, временный характер, издаваемых «в опытном порядке» почти на всех уровнях органов власти. Необходимо знать, чем обосновывается в китайской литературе такая практика. Следует отметить, что в КНР нет четкой границы между правовым актом и политической директивой. Конституция КНР – сравнительно небольшая по объему (138 статей). Необходимо обратить внимание на структуру данного акта и содержание Введения, а также порядок внесения изменений в Конституцию КНР. Современный этап развития китайского общества оценивается в Китае как «начальная стадия социализма», которая продлится около ста лет (отсчет ведется от середины пятидесятых годов). Это не может не сказываться на развитии китайского общества. Политическая система КНР включает институты различного уровня и значения: Коммунистическую партию Китая, другие политические партии и организации, государство и народный фронт, причем доминирующей и руководящей силой политической системы является КПК; это нашло отражение в Конституции КНР. Следует раскрыть также другие характерные черты политической системы КНР и уметь ответить на вопрос: почему в КНР считается актуальным вопрос о реформе политической системы и в каком направлении ее предполагается осуществлять? В Конституции КНР содержится характеристика экономической системы Китая, сделан акцент на отсутствии эксплуатации человека человеком как сущностной черте новой экономики, закреплен принцип «от каждого – по способностям, каждому – по труду» (ст. 6). Поскольку в Китае предпринимаются усилия по формированию рыночной сферы функционирования государственных предприятий и других субъектов хозяйствования, в Конституции КНР нашел отражение вопрос о соотношении плана и рынка. Российский исследователь Китая О.Н. Борох отметил, что «с помощью формулы «социалистическая рыночная экономика» КПК легализует прогрессивные изменения, которые наметились в экономике КНР в течение последних (после 1979 года) лет, дает им марксистское истолкование, вписывает их в концепцию строительства социализма со спецификой Китая». Государственное (конституционное) право КНР и партийные документы оперируют крупными социально-структурными общностями как наиболее значимыми для китайского общества и для управления им: используются такие привычные для социалистического «конституционализма» понятия, как классы, рабочие, крестьяне, интеллигенция. Правовой статус человека в КНР зависит от того, к какой категории относится данное лицо: к гражданам, иностранцам или лицам без гражданства. Причем, иностранцы и апатриды даже формально не приравнены к гражданам в какой-либо части прав и свобод. Конституционное регулирование правового статуса граждан в КНР отличается рядом особенностей: в конституционном перечне отсутствует целый ряд важнейших прав и свобод, в большинстве стран вынесенных на конституционный уровень (каких именно и с чем это связано?); политические права сформулированы предельно кратко, без традиционных для социалистического государства права «материальных гарантий» (в отличие, скажем, от наделенных такими «гарантиями» социально-экономических прав); на конституционные формулировки наложили отпечаток последствия «культурной революции» – периода террора и репрессий, имеются нормы о правовом статусе китайцев, проживающих за границей, и китайцев-репатриантов. Для подобной характеристики правового статуса гражданина КНР важно и то, что иерархия жизненных ценностей рядового китайца и иерархия конституционных прав и свобод также существенно отличаются. Следует знать, какие именно права и свободы ставит на первое место традиционное сознание в Китае. Избирательное право и избирательная система КНР обладают также целым рядом специфических особенностей, на которые следует обратить внимание, т.к. по ряду характеристик КНР представляет собой уникальное государственно-правовое явление (например, в аспекте установления неравного избирательного права для обеспечения руководящей роли рабочего класса, выборы от армии, «предварительные выборы» и др.). Анализируя систему высших органов государственной власти, следует сравнить конституционную характеристику и реальное распределение центров политической власти в стране, обратить внимание на специфику системы высших органов власти (особенно на существование такого органа, как Постоянный комитет ВСНП), порядка их работы и распределение полномочий между ВСНП, Постоянным комитетом ВСНП, Председателем КНР и Государственным советом КНР. Следует учесть, что особенности правового и фактического статуса Государственного совета КНР определяются тем, что он часто выступает «в паре» с ЦК КПК, точнее решения ЦК КПК нередко оформляются как совместные решения ЦК КПК и Государственного совета КНР. Судебная система КНР также обладает значительным своеобразием. Надзор за законностью в КНР возложен на органы прокуратуры. Изучая правовой статус данного органа, имеет смысл ответить на вопрос, почему ст. 7 Закона о прокуратуре рекомендует прокурорам «не слишком доверяться устным показаниям», категорически запрещает получение письменных признаний по принуждению и требует «правильно различать и разрешать противоречия между нами и нашими врагами и противоречия внутри народа»? В КНР принята трехзвенная система административно-территориального деления: верхнее звено составляют провинции, автономные районы и города центрального подчинения; среднее звено – автономные округа, уезды, автономные уезды и города; нижнее звено – волости, национальные волости, поселки, городские районы. Правовой статус местных органов власти регулируется ст. 95–121 Конституции КНР. Следует получить общее представление о порядке формирования и полномочиях местных собраний народных представителей и местных народных правительств. КНР – это унитарное государство с 1,3-миллиардным многонациональным населением. Для правильной оценки ее территориального устройства необходимо иметь представление о демографических особенностях страны. В соответствии с китайской доктриной, «районная национальная автономия является основной политической формой марксистско-ленинского разрешения национального вопроса в КНР, одним из важных институтов политической системы страны». Статусу автономных единиц посвящен раздел VI главы III «Органы самоуправления в районах национальной автономии» Конституции КНР. Следует проанализировать положения данного раздела, знать порядок создания автономных образований, предусмотренные законодательством льготы при распределении должностей для лиц, принадлежащих к народам, пользующимся автономией, виды и правовой статус автономных образований. Дополнительная литература: Государственный строй Китайской Народной Республики. М.: Наука, 2008. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Азии и Америки. – М., 2007. Конституционное право зарубежных стран. – М.: МГИМО, 2012. Яценко И.С. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-методическое пособие. – М.: РАГС, 2011.
Рекомендации к лекции и семинарскому занятию № 13 на тему:
Конституционное право Индии складывалось не только под влиянием конституционного права Великобритании (в частности, были использованы многие элементы «Вестминстерской модели» государственного строя), но на основе заимствования и творческого приспособления к индийским условиям институтов конституционного права США, Веймарской Республики в Германии, Японии, СССР и ряда других стран. Конституция Индии 1949 г. – самая объемная писаная Конституция в мире. Следует проанализировать ее структуру и содержание и выяснить, за счет чего достигнут такой «рекордный» объем, в чем состоят ее существенные особенности, по сравнению с Конституциями других стран. Анализируя конституционный статус человека и гражданина в Индии, необходимо учитывать, что права «рассыпаны» по разным частям Конституции, а части имеют разное правовое значение: одни рассматриваются как пожелания, другие защищаются в судебном порядке. Следует также обратить внимание на разницу в правовом статусе граждан и иностранцев, а также выделение категории «враждебных иностранцев». В условиях Индии особое значение имеет конституционное закрепление принципа равноправия, осуществление которого призвана обеспечить целая система гарантий. Необходимо знать, каких именно. Важнейшей составной частью политической системы Индии является партийная система, наиболее развитая и многообразная, по сравнению с системами других стран Азии и Африки. Следует обратить внимание на своеобразие индийской партийной системы, отражающее сложный национальный, религиозный, кастовый и социальный состав населения. Особенности экономики Индии предопределяют и наличие таких массовых общественных организаций как, например, Ассоциации мелкой промышленности, объединенные в Федерацию. Следует также обратить внимание на роль профсоюзов. При создании избирательной системы Индии законодатель использовал британский опыт. Изучая избирательное право и избирательную систему Индии, следует стремиться выделить элементы уже известной «Вестминстерской модели» и специфические индийские черты. Для индийской избирательной системы характерно использование прямых и косвенных выборов и сочетание их с принципами назначения и резервирования мест в представительных органах. Для каких групп населения резервируются места? Следует иметь в виду, что практика проведения выборов в Индии в связи с большой численностью населения – это грандиозное мероприятие. Индия является дважды рекордсменом книги рекордов Гиннеса: в связи с самыми крупными по числу избирателей выборами (более 310 млн – выборы в Народную палату) и за самый длинный бюллетень (301 кандидат в бюллетене штата Карнатака). Индийский парламент состоит из трех частей. Следует знать, из каких именно и с чем связана такая своеобразная структура представительного органа. Необходимо также внимательно изучить порядок деятельности и полномочия данного органа. Президент Индии избирается по системе единственного передаваемого голоса особой коллегией. Следует обратить внимание на порядок формирования данной коллегии и оценить его положительные и отрицательные стороны, обратить также внимание на требования к кандидатам на должность Президента и его полномочия после избрания. Важную роль в практическом осуществлении государственной власти играет Совет министров. Необходимо разобраться, кто формирует данный орган, каков его состав и компетенция. В Индии нередко говорят об особом явлении, получившем название премьер-министериализма. Что это такое? Изучая судебную систему Индии, сопоставьте ее с британской. Что здесь сходно и что различно? Индийская Федерация включает штаты и союзные территории. Следует уметь раскрыть статус каждого из видов субъектов Федерации, распределение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, гарантии целостности Союза. Особое внимание следует уделить президентскому правлению, а также системе местной власти в Индии, сравнив ее с британской. Дополнительная литература: Басу Д. Д. Основы конституционного права Индии. М.: Прогресс, 1986. Кашкин С. Ю. Основные тенденции и итоги конституционного развития Индийской Республики. М.: Юристь, 2003. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Азии и Америки. – М., 2007. Конституционное право зарубежных стран. – М.: МГИМО, 2012. Яценко И.С. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-методическое пособие. – М.: РАГС, 2011.
Рекомендации к лекции и семинарскому занятию № 14 на тему:
Конституционное право Японии представляет собой своеобразное явление. Во-первых, оно сформировалось под сильным влиянием американского и западноевропейского конституционного права, что становится вполне очевидным даже при самом поверхностном изучении Конституции. Однако, само сочетание институтов, характерных для разных правовых систем, придает конституционному праву этой страны значительное своеобразие. Во-вторых, поскольку эти институты налагаются на особую японскую иерархию общественных отношений, не совпадающую с европейской, общепринятые конституционные институты получили особое «японское» воплощение. Следует обратить внимание, как в японской Конституции формулируются права и свободы человека. В чем здесь своеобразие и в чем его причина? В политическую систему японского общества входит большое число общественных организаций с партийным и иным статусом. В японской литературе подчеркивается, что множественность организаций соответствует высокому уровню развития демократии. Особое внимание следует уделить в этом плане выборам. Изучив правовую сторону организации и проведения выборов, процедуры подведения итогов голосования, следует обратиться к работам политологов, исследовавших национальную политическую психологию японцев (например, Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М.: Наука, 1990). Японская парламентская модель также обладает значительным своеобразием: творческое освоение опыта американского и европейского парламентаризма и элементы, прямо вытекающие из национальных политических традиций, корни которых уходят в глубь веков. Для японского парламента характерны довольно строгие правила поведения (необходима предварительная заявка на выступление с кратким изложением его сути, запрещаются высказывания вне трибуны, нельзя зачитывать текст, за исключением цитат, и т.д.). В прениях не допускаются эмоции (существует прочная парламентская традиция монотонных, без живых интонаций выступлений), выработана специфическая парламентская лексика, содержащая, в отличие от живой речи, множество слов китайского происхождения и книжных оборотов вежливости. Нетрудно понять, почему у японских парламентариев есть поговорка: «Удачный выкрик с места – это приправа парламентской политики». С давних пор в японском парламенте существует традиция о возможности принятия любых решений консенсусом. Отсюда и значение «нэмава-си» – подготовительной работы над законопроектами. В чем она состоит? Необходимо обратить также внимание на структуру японского парламента, в котором обычные элементы (палаты, фракции) сочетаются с особыми японскими: «дзоку» (кланы) – неформальные организации влиятельных депутатов, представляющих интересы бизнеса; депутатские ассоциации – объединения депутатов для решения какой-либо проблемы и др.). Японский исследователь К. Кисимото назвал выборы главы кабинета «важнейшей частью фундамента, на котором покоится вся парламентская демократия в стране». Необходимо проанализировать порядок избрания главы Кабинета и сделать вывод об этом высказывании. Вдумчивого изучения требуют также статус кабинета и других высших органов государственной власти. В Японии получили значительное развитие муниципальные институты. Их система увязана с двухзвенной системой административно-территориального деления. Муниципии наделены правом осуществления управления в своих границах, причем для обеспечения его эффективности наделены довольно своеобразным и редко встречающимся в зарубежных странах правом принятия обязательных постановлений, за нарушение которых может быть предусмотрено уголовное наказание. На местном уровне очень развиты институты непосредственной демократии (отзыв депутатов, роспуск муниципальных собраний по требованию населения и т.д.). Местное самоуправление обладает мощным производственным и техническим потенциалом, позволяющим осуществлять крупномасштабные и высокотехнологичные проекты. Наряду с муниципиями, в Японии имеется развитая система комитетов местного самоуправления, оказывающих помощь администрации (в предупреждении преступности, социальном воспитании т.п.) и выполняющих другие задачи. Такие комитеты могут, например, объединять жителей городского квартала. Дополнительная литература: Макаров А.А. Политическая власть в Японии: механизм функционирования. М.: Наука, 2008. Сенаторов М. Политические партии Японии и парламентская деятельность. М.: Наука, 2005. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Азии и Америки. – М., 2007. Конституционное право зарубежных стран. – М.: МГИМО, 2012. Яценко И.С. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-методическое пособие. – М.: РАГС, 2011.
V. Приложения
Схема 1. Значение термина «Конституционное право»
Следует иметь в виду, что термин «Конституционное право зарубежных стран» правомерно использовать только для обозначения учебной дисциплины. Ни как отрасли права, ни как науки конституционного права зарубежных стран не существует. В качестве отрасли права конституционное право есть в каждой отдельно взятой стране, т.к. оно является основополагающей отраслью национальной правовой системы конкретного государства – конституционного права, единого для всех зарубежных стран, быть не может. Наука же конституционного права, наоборот, изучает, в том числе, общие закономерности и особенности развития конституционно-правовых норм, институтов и отношений, существующие во всех странах.
Date: 2015-06-06; view: 716; Нарушение авторских прав |