Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. Специальность: 030501. 65 (021100) – юриспруденция
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС специальность: 030501.65 (021100) – юриспруденция направление 030500.62 (521400) – юриспруденция
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ББК 67.404 З– 40 Защита прав потребителей: учебно-методический комплекс / авт.-сост. А.А. Морозов.– СПб.: ИВЭСЭП, 2011.– 59 с.
Утверждена на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин, протокол № 2 от 26.09.2011 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим советом, протокол №1 от07.09. 2011 г.
А в т о р - с о с т а в и т е л ь Кандидат юридических наук, доцент А.А. Морозов
Р е ц е н з е н т ы доктор юридических наук, профессор. Ю.Б. Шубников; кандидат юридических наук, доцент. К.Ю. Мезенцев
Ответственная за выпуск Н.А. Фролова Компьютерные работы Е.А. Попова © А.А.Морозов,2011 © СПб ИВЭСЭП ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс «Защита прав потребителей» разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования по специальности 030501 «Юриспруденция» и направлению 030500 «юриспруденция». Она определяет содержание, последовательность и время изучения тем настоящей дисциплины. Предметом изучения учебной дисциплины являются урегулированные нормами права отношения по защите прав потребителей и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за качествам и безопасностью продукции, соблюдением метрологических норм и санитарных правил, маркировки товара, технического регулирования вопросов стандартизации, сертификации и метрологии и порядка действий граждан по защите своих прав и интересов при покупке товаров, получения услуг и производимых для них работ. Учебная дисциплина «Защита прав потребителей» представляет собой курс лекций, семинаров, посвященных изучению основных понятий применяемых в соответствии с законодательством о защите потребительских прав граждан, ознакомлению с основными источниками регулирующими данную сферу, определению круга субъектов правоотношений, установлению их прав и обязанностей, изучению структуры органов и общественных организаций защищающих права потребителей. Курс предназначен для формирования у студентов правовых знаний в этой области общественных отношений. В соединении с гражданским, предпринимательским и коммерческим правом и другими учебными дисциплинами гражданско-правовой специализации данный курс формирует общие взгляды на суть, значение и направления деятельности всех субъектов правоотношений в сфере гражданско-правовой и общественной защиты прав потребителя. Основными целямиучебнойдисциплины являются: формирование у студентов комплексного представления о функционировании системы защиты прав потребителя России; приобретение студентами теоретических и практических знаний в области отношений между юридическими и физическими лицами, возникающими при защите прав потребителей; приобретения профессионализма и ответственности за свою деятельность. В результате изучения дисциплины студенты должны знать: · виды и структуру норм защиты прав потребителей; · виды нормативно-правовых актов, регулирующих защитные правоотношения; принципы организации системы защиты прав потребителей в России; · права и обязанности всех субъектов правоотношений и порядок организации государственного контроля над сферой защиты прав потребителей; уметь: · толковать и применять нормативно-правовые акты, регулирующие сферу защиты потребительских прав; · разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам, относящимся к сфере регулирования защиты прав потребителей; · устанавливать факты нарушения прав, определять меры ответственности и наказания виновных. В процессе обучения предусмотрены следующие формы и методы проведения занятий: лекции, которые проводятся методом проблемного изложения материала и иллюстративно-объяснительным методом; семинары, которые проводятся в форме дискуссий, обсуждений докладов. Организация самостоятельной работы студента предусматривает повторение пройденного материала с использованием конспектов лекций, ознакомление с рекомендованной по каждой учебной теме литературой; изучение нормативно-правовых актов, подготовку докладов согласно планам проведения семинаров. Текущий контроль знаний студентов осуществляется на семинарских занятиях при ответах на вопросы и в ходе обсуждения подготовленных докладов. Итоговая форма контроля – зачет. Дисциплина «Защита прав потребителей» связана с дисциплинами «Гражданское право», «Коммерческое право» и «Предпринимательское право». УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Заочная форма обучения:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Институт защиты прав потребителей: субъекты, объекты и нормативно-правовая база Сфера применения законодательства о защите прав потребителей. Содержание понятий потребителя, изготовителя, исполнителя, продавца, стандарта, недостатка товара (работы, услуги), существенного недостатка товара (работы, услуги), безопасности товара (работы, услуги), уполномоченной организации (предпринимателя), импортёра. Права потребителей на просвещение в области защиты своих прав. Качество товара, работы, услуги. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы) и гарантийного срока на товар (работу). Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги). Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). Информация об изготовителе, о товаре и их размещение. Режим работы продавца (исполнителя). Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченных организации или предпринимателя, импортёра) за нарушение прав потребителей. Имущественная ответственность за вред причинённый, вследствие недостатков товара (работы, услуги). Возможность компенсации морального вреда. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя. Судебная защита прав потребителей. Тема 2. Техническое регулирование, как направление защиты прав потребителей Понятие технического регулирования, его назначение, причины замены правовых институтов стандартизации и сертификации на институт технического регулирования. Единство сети технического регулирования. Понятия аккредитации работ по оценке соответствия, безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации. Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные нормы. Декларирование соответствия: продукция, декларация о соответствии, заявитель, знак обращения на рынке, знак соответствия, идентификация продукции, контроль за соблюдением требований технических регламентов, международный стандарт, национальный стандарт, орган сертификации, оценка соответствия, подтверждение соответствия, риск, сертификация, сертификат соответствия, система сертификации, стандарт, стандартизация, технический регламент. Принципы технического регулирования. Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции. Маркировка продукции и товаров. Метрологические нормы и их значение.
Тема 3. Санитарно-эпидемиологические требования и требования к качеству и безопасности пищевых продуктов в институте защиты прав потребителей Понятия санитарно-эпидемиологического благополучия населения, среды обитания человека, её факторов, вредного воздействия, благоприятных условий жизнедеятельности человека, безопасных условий для человека, санитарно-эпидемиологической обстановки, гигиенического норматива, санитарно-эпидемиологических правил, социально-гигиенического мониторинга, санитарно-эпидемиологического надзора, санитарных, ограничительных мероприятий, инфекционных заболеваний. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, полномочия РФ, её субъектов и местных органов власти в этой области. Понятие пищевых продуктов, продуктов детского питания и диетических продуктов, продовольственного сырья, пищевых добавок, биологически активных добавок, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, качества и безопасности пищевых продуктов, их оборота, фальсифицированных продуктов, материалов и изделий и их утилизации. Оборотоспособность пищевых продуктов, материалов и изделий. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий и информация населения в этой области. Полномочия РФ, её субъектов и местных органов власти в области обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов. Государственное нормирование в области обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, их государственная регистрация. Оценка и подтверждение соответствия требованиям нормативных документов пищевых продуктов, материалов и изделий в сфере розничной торговли и общественного питания. Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при разработке, изготовлении, хранении, перевозке и реализации. Проведение экспертизы, порядок утилизации или уничтожения некачественных и опасных пищевых продуктов изъятых из оборота.
Тема 4. Защита прав потребителей при продаже товаров Последствия продажи товара ненадлежащего качества. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром). Замена товара ненадлежащего качества. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя. Ответственность продавца (уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) за просрочку выполнения требования потребителя. Расчёты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества. Право потребителя на обмен товара ненадлежащего качества. Примерные правила работы предприятий розничной торговли. Особенности продажи товара на предприятиях (секциях, отделах) самообслуживания. Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Особенности продажи: продовольственных товаров; текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви; парфюмерно-косметических товаров; технически-сложных бытовых товаров; авто- и мототехники; ювелирных изделий; фармацевтической продукции; оружия и боеприпасов; мебели; строительных материалов. Правила продажи товаров по образцам.
Тема 5. Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг Последствия некачественного выполнения работ, оказания услуг. Сроки выполнения работ (оказания услуг). Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг). Права потребителя при обнаружении недостатков выполнения работы (оказания услуги). Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя. Право потребителя на отказ от исполнения договора. Смета на выполнение работы (оказание услуги). Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь невозможность её завершения в срок. Порядок оплаты выполненной работы (оказанной услуги). Особенности оказания услуг общественного питания; предоставления коммунальных услуг; услуг по вывозу отходов; бытовых услуг; телефонной связи; киновидеообслуживания; перевозок пассажиров и багажа различными видами транспорта; платных образовательных услуг; услуг автостоянок; услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильной и мототехники; почтовой связи; оказания медицинских и ветеринарных услуг; услуг по распространению периодических печатных изданий.
Тема 6. Государственная и общественная защита прав потребителей Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных актов РФ, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей (их территориальным органам). Полномочия и функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Федеральной службы по тарифам; Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования; Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии; Федеральной службы по технологическому надзору; Федеральной службы по надзору в сфере связи; Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; Федеральной антимонопольной службы. Общественные объединения (ассоциации и союзы) потребителей, их правовой статус и полномочия. Взаимодействие общественных объединения потребителей с федеральными, региональными и местными органами власти. Защита прав и законных интересов неопределённого круга потребителей. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Институт защиты прав потребителей: субъекты, объекты и нормативно-правовая база. 1. Содержание основных понятий, применяемых в законодательстве о защите прав потребителей. 2. Права потребителей на информацию. 3.Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги). 4.Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) и её виды. Вопросы для самоконтроля 1. Чем ограничена сфера применения законодательства о защите прав потребителей? 2.Дайте определение понятия «потребитель». 3.Дайте определение понятия изготовителя. 4.Дайте определение понятия исполнителя. 5.Дайте определение понятия продавца 6.Дайте определение понятия стандарта. 7.Дайте определение понятия недостатка (существенного недостатка) товара (работы, услуги). 8.Дайте определение понятия безопасности товара (работы, услуги), 9.Дайте определение понятия уполномоченной организации (предпринимателя), импортёра. 10.Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца). 11.Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги). размещение. 12. Что такое режим работы продавца (исполнителя)? 13. Что такое судебная защита прав потребителей? ЛИТЕРАТУРА О защите прав потребителей: Закон РФ от 17.02.1992 г. №2300-1 (в ред. от 27.06.2011 № 162-ФЗ// Ведомости СНД и ВС РФ.–1992.– № 15.– Ст. 76; Российская газета.–2011.– 30 июня. Айман Т.О. Защита прав потребителей/Т.О. Айман.– 4-е изд.– М.: РИОР, 2009. Верховцев А.В. Как защищать права потребителей/А.В. верховцев. – М., 2009. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей»: Постатейный /под ред. А. М. Эрдлевского. – М.: Юристъ, 2009.
Тема 2. Техническое регулирование, как направление защиты прав потребителей. 1.Понятие технического регулирования, его назначение. 2.Декларирование соответствия. 3.Сертификация и её назначение. 4.Принципы технического регулирования. 5.Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. 6.Маркировка продукции и товаров.
Вопросы для самоконтроля 1.Дайте определение технического регулирования. 2.Как Вы понимаете единство сети технического регулирования? 3.Что такое аккредитация работ по оценке соответствия? 4.Как осуществляется декларирование соответствия? 3.Что такое знак обращения на рынке? 4.Что такое знак соответствия? 5.Что такое международный стандарт, национальный стандарт? 6.Что такое сертификация? 7.Что такое стандартизация? 8.Назовите принципы технического регулирования. 9.Кто осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов? 10. Что такое маркировка продукции и товаров? 11. Что такое метрологические нормы и в чём их значение?
ЛИТЕРАТУРА О техническом регулировании: ФЗ РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ (в ред. от 28.09.2010 № 243-ФЗ) // СЗ РФ.– 2002.– № 52 (ч. 1).– Ст. 5140; Российская газета.–2010.–30 сент. О защите прав потребителей: Закон РФ от 17.02.1992 г. №2300-1 (в ред. от 27.06.2011 № 162-ФЗ// Ведомости СНД и ВС РФ.–1992.– № 15.– Ст. 76; Российская газета.–2011.– 30 июня. Айман Т.О. Защита прав потребителей/Т.О. Айман.– 4-е изд.– М.: РИОР, 2009. Верховцев А.В. Как защищать права потребителей/А.В. верховцев. – М., 2009. Тема 3. Санитарно-эпидемиологические требования и требования к качеству и безопасности пищевых продуктов в институте защиты прав потребителей 1.Правовая характеристика санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 2.Санитарно-эпидемиологический надзор и его задачи. 3.Оборотоспособность пищевых продуктов, материалов и изделий. 4.Государственное нормирование в области обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, их государственная регистрация. 5.Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов. 6.Проведение экспертизы, порядок утилизации или уничтожения некачественных и опасных пищевых продуктов изъятых из оборота. Вопросы для самоконтроля 1.Дайте определение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 2.Что такое санитарно-эпидемиологические правила? 3. Что такое социально-гигиенический мониторинг? 4. Что такое санитарно-эпидемиологический надзор? 5. Что такое пищевые добавки? 6. Что такое биологически активные добавки? 7.Как Вы понимаете оборотоспособность пищевых продуктов, материалов и изделий? 8.Как осуществляется оценка и подтверждение соответствия? 9.Дайте определение мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов? 10.Как проводится экспертиза пищевых продуктов? 11.Как утилизируются некачественные пищевые продукты изъятые из оборота? ЛИТЕРАТУРА Айман Т.О. Защита прав потребителей/Т.О. Айман.– 4-е изд.– М.: РИОР, 2009. Верховцев А.В. Как защищать права потребителей/А.В. верховцев. – М., 2009. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: ФЗ РФ.2009 № 381– ФЗ (в ред. от 23. 12. 2010 г. № 369-ФЗ) // СЗ РФ. 2010. – № 1.–Ст. 2.; Российская газета.–.2010.–24 дек. О качестве и безопасности пищевых продуктов: ФЗ РФ..2000 №29-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 № 309-ФЗ) // СЗ РФ 2001.– №56.– Ст.976; СЗ РФ.–2007.–а №1 (ч.1) ст.29; Российская газета.–2008.–31 дек. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: ФЗ РФ. от 30.12.2001 № 196-ФЗ (в ред. от 28.09.2010 № 243-ФЗ) // СЗ РФ.–2001- № 67. Ст. 2347; СЗ РФ.– 2007.– №1 (ч.1).– Ст. 29;Российская газета.– 2010.–30 сент. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998. № 3-ФЗ (в ред. от 01.12.2004 №-146)// СЗ РФ. 1998.– №2; Российская газета.– 2004.–7 дек. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 30 декабря 2001; от 10.01.2002 г. №7-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ. –2002.– № 2; 2004. – № 35. О лекарственных средствах: Федеральный закон от 05.06.1998 №32-ФЗ // Российская газета.– 1998. – 10 июня. О защите прав потребителей: Закон РФ от 17.02.1992 г. №2300-1 (в ред. от 27.06.2011 № 162-ФЗ// Ведомости СНД и ВС РФ.–1992.– № 15.– Ст. 76; Российская газета.–2011.– 30 июня. О защите потребителей от недобросовестной рекламы: Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183» // С Законодательства Р Ф.– 1994.–№ 7.– Ст. 695.
Тема 4. Защита прав потребителей при продаже товаров 1.Правовые последствия продажи товара ненадлежащего качества. 2.Ответственность продавца за просрочку выполнения требования потребителя и расчёты с ним. 3.Примерные правила работы предприятий розничной торговли. 4. Особенности продажи отдельных видов товаров. Вопросы для самоконтроля: 1.Сроки предъявления требований в отношении недостатков товара. 2.Как устраняются недостатки товара изготовителем? 3.В чём состоит ответственность за просрочку выполнения требования потребителя? 4.Как осуществляются расчёты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества? 5.В чём заключаются особенности продажи продовольственных товаров? 6. В чём заключаются особенности продажи непродовольственных товаров? 7. Назовите общие требования правил продажи товаров по образцам?
ЛИТЕРАТУРА Айман Т.О. Защита прав потребителей/Т.О. Айман.– 4-е изд.– М.: РИОР, 2009. Верховцев А.В. Как защищать права потребителей/А.В. верховцев. – М., 2009. О качестве и безопасности пищевых продуктов: ФЗ РФ..2000 №29-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 № 309-ФЗ) // СЗ РФ 2001.– №56.– Ст.976; СЗ РФ.–2007.–а №1 (ч.1) ст.29; Российская газета.–2008.–31 дек. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: ФЗ РФ. от 30.12.2001 № 196-ФЗ (в ред. от 28.09.2010 № 243-ФЗ) // СЗ РФ.–2001- № 67. Ст. 2347; СЗ РФ.– 2007.– №1 (ч.1).– Ст. 29;Российская газета.– 2010.–30 сент. О защите прав потребителей: Закон РФ от 17.02.1992 г. №2300-1 (в ред. от 27.06.2011 № 162-ФЗ// Ведомости СНД и ВС РФ.–1992.– № 15.– Ст. 76; Российская газета.–2011.– 30 июня. О защите потребителей от недобросовестной рекламы: Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183» // С Законодательства Р Ф.– 1994.–№ 7.– Ст. 695.
Тема 5. Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг. 1.Правовые последствия некачественного выполнения работ, нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг). 2.Права потребителя при обнаружении недостатков выполнения работы (оказания услуги). 3.Особенности оказания отдельных видов услуг. Вопросы для самоконтроля 1.Каковы последствия некачественного выполнения работ, оказания услуг? 2.Назовитте сроки выполнения работ (оказания услуг). 3.В чём состоят последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)? 4.В какие сроки удовлетворяются требования потребителя? 5.Может ли потребитель отказаться от исполнения договора? 6.Что представляет собой смета на выполнение работы? 7.Обязан ли исполнитель информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь невозможность её завершения в срок? ЛИТЕРАТУРА Айман Т.О. Защита прав потребителей/Т.О. Айман.– 4-е изд.– М.: РИОР, 2009. Верховцев А.В. Как защищать права потребителей/А.В. верховцев. – М., 2009.
Гражданское право: в 2 т: Том II. Полутом 1: учебник.– М: БЕК, 2010.
Тема 6. Государственная и общественная защита прав потребителей. 1.Государственный контроль и надзор за соблюдением защиты прав потребителей. 2.Полномочия и функции органов государственной власти и местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей 3. Общественные объединения (ассоциации и союзы) потребителей, их правовой статус и полномочия. Вопросы для самоконтроля 1. Что включает в себя государственная система контроля и надзора за защитой прав потребителей? 2.Какую информацию обязан предоставить изготовитель федеральным органам исполнительной власти, в области защиты прав потребителей? 3. Перечислите полномочия и функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 4. Каковы полномочия общественных объединений потребителей? 5.В чём заключается защита прав и законных интересов неопределённого круга потребителей? ЛИТЕРАТУРА Айман Т.О. Защита прав потребителей/Т.О. Айман.– 4-е изд.– М.: РИОР, 2009. Верховцев А.В. Как защищать права потребителей/А.В. верховцев. – М., 2009.
Date: 2015-06-06; view: 606; Нарушение авторских прав |