Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Осмысленное научение
Не ослабевающее на протяжении многих лет стремление повысить эффективность человеческого научения породило огромное количество исследований. Большая их часть была посвящена оценке различных методов научения [15]. Мы остановимся лишь на некоторых подходах и методиках, в наибольшей степени касающихся потребителей и рекламы продуктов. Большинство этих методик применимы практически к любому виду рекламы, и лишь одна или две из них ориентированы на ее специфические разновидности. Повторение. Наиболее очевидный и простой способ научиться чему-нибудь — просто повторять (или «репетировать») информацию. Как было показано выше, когда речь шла о памяти, повторение — условие перехода информации из кратковременной в долговременную память. Этот способ широко используется в рекламе на телевидении и радио (вспомните, что для перехода информации в долговременную память обычно требуется примерно 30 секунд), когда название бренда и/или магазина повторяется на протяжении всего рекламного сообщения. В общем и целом эта методика, конечно, работает, но только в определенных пределах [16]. В ходе рекламной компании сообщение будет выучиваться все большим количеством потребителей благодаря повторению, но эффективность его будет снижаться по мере повторения, поскольку с каждым разом оно все меньше прибавляет к научению потребителя. Чем больше мотивирован потребитель в получении информации о продукте, тем меньше повторений ему потребует, чтобы выучить такое сообщение. ' Человек, ищущий на рынке какой-то конкретный товар, будет проявлять особое внимание к соответствующей рекламной информации может запомнить ее с одного раза. Это касается главным образом сравнительно дорогих и нечастых приобретений или услуг, например покупки машины или страхования жизни. Чтобы добиться нужного воздействия рекламы стирального порошка или корма для собак, потребуется больше повторений. Но и этот эффект будет зависеть от количества рекламы товаров-конкурентов. Повторение может быть весьма эффективным в условиях сравнительно немногочисленной конкурирующей рекламы, по когда оно начинает использоваться в рекламе многими товарами-конкурентами, они будут просто нейтрализовать влияние друг друга [17]. Визуальная репрезентация. Похоже, изречение китайского мудреца о том, что «одна картина стоит тысячи слов», находит свое подтверждение в рекламном деле. Это становится истиной в случае печатной рекламы, рекламной информации на местах продажи или названий брендов. Вспомните: рассматривая, каким образом материал кодируется в долговременной памяти, мы упоминали, что одним из способов кодирования информации является ее визуальная репрезентация. Вот почему визуальная репрезентация столь популярна в маркетинге. Например, все, что ассоциируется со словом «королевский», в названии бренда будет часто изображаться в виде короны или головы, увенчанной короной. Сигары King Edward упакованы в коробку с портретом самой этой персоны. Широкое использование визуальной репрезентации поддерживается результатами исследований, согласно которым названия бренда легче запоминаются, если они сопровождаются визуальными репрезентациями [18]. Связь с собственной жизнью. Психологи обнаружили, что когда людей просят связать материал со своей собственной жизнью, их последующая способность его припомнить значительно возрастает [19]. Повидимому, как и в случае с визуальной репрезентацией, это происходит из-за увеличения количества способов, которыми материал кодируется и сохраняется в долговременной памяти. Как мы видели вами в главе 5, «образ Я>> — сложное и высокорганизованное понятие. Исключительно важный для человека, он обладает необычайно сильной способностью — извлекать информацию из хранилища долговременной памяти, если он затрагивается стимульным материалом. Одним из простых способов актуализации «образа Я» может служить использование слова «ты» и апелляции к прошлому опыту потребителя [20]. Мнемотехнические приемы. Произнесение публичных речей превратилось в Древней Греции в особый зрелищный вид состязаний, и ораторы с большим искусством выстраивали длинные и сложные речи, не прибегая для этого к каким-либо записям. Они использовали тот же самый способ, что и современные эстрадные артисты, зарабатывающие себе на жизнь демонстрацией своей поразительной памяти: они вырабатывали систему кодирования информации в определенные смысловые блоки, чтобы впоследствии ее можно было легко извлечь из хранилищ долговременной памяти. Так, греческие ораторы разбивали свою речь на части и связывали каждую часть с одной из статуй их любимого храма. Когда они произносили речь, то воображали себя прогуливающимися по этому храму, где каждая статуя, к которой они подходили, становилась стимулом, «запускающим» воспоминание о связанной с нею части. Такие приемы получили название «мнемонических». Иногда мы и сами пользуемся мнемоническими приемами. Многие выучивали цвета радуги, запоминая фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Правильное написание некоторых слов позволяет запомнить нехитрая присказка «ЖИ-ШИ пиши через И». Даже не зная о мнемотехнических приемах, мы склонны группировать и классифицировать вещи, как бы подбирая ключи, которые позволяют открывать двери в помещения, где может храниться большее количество информации. И до тех пор пока мы помним, где положили эти ключи, мы на коне. Например, если я оказался в аэропорту Хитроу и мне потребовалось срочно позвонить кому-нибудь из Школы менеджмента Эдинбургского университета, но нужного телефонного номера при себе нет, для того чтобы получить необходимую информацию, мне придется извлекать из своей памяти одиннадцать цифр: 01316508069. Если этот помер был изначально представлен мне в таком виде, то придется изрядно попотеть, вспоминая его. Как правило, в памяти может удерживаться не более семи отдельных цифр [21]. Однако все, что мне требуется запомнить, я могу свести к трем группам цифр: 0131-650-8069. Мне известен код Эдинбурга — 0131, а также входной номер университета — 650. Так что в действительности мне нужно выучить лишь номер моего коллеги: 8069. Осмысление Основным принципом работы этих методов научения является значения, понимания, способов осмысления встречающейся нам информации. В этом заключается суть когнитивного подхода к научеНИю. Мы ищем паттерны, коды, ключи и правила, способные облегчить наше научение, и нам приходится это делать просто потому, что слишком много всего надо запомнить. Мы учимся новым вещам, связывая их с теми, которые уже знаем. Мы интерпретируем незнакомую новую информацию исходя из того, что нам известно. Мы постоянно стремимся к логике и порядку и испытываем трудности в научении, когда их не находим. Другими словами, мы организуем наши воспоминания, и эти формируемые нами блоки иногда называют схемами. Проникновение в такие схемы — задача любого маркетолога. Вопросы для обсуждения 1. Почему научение столь важно для понимания потребительского поведения? Каковы два основных подхода в теории научения? 2. Какой из трех обсуждавшихся типов научения (классическое об условливание, оперантное обусловливание или когнитивное на учение) позволяет лучше всего объяснить следующие покупки: а) жевательная резинка; б) сигареты с низким содержанием смол; в) джинсы от дизайнерской фирмы? 3.Каким образом в маркетинге могут использоваться принципы генерализации стимула и дискриминации стимула? 4.Каким образом стратегия рекламы может соотноситься с: а) сенсорной памятью; б) кратковременной памятью; в) долговременной памятью? 5.В каких случаях маркетолог должен ориентировать рекламные сообщения на процесс воспроизведения, а не на процесс узнавания,и наоборот? 6. В чем состоит важность повторения и визуальных стимулов в стремлении специалиста по рекламе эффективно воздействовать на аудиторию? Date: 2015-06-06; view: 537; Нарушение авторских прав |