Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скиннер и оперантное обусловливание





Мы видели, что классическое (или павловское) обусловливание яв­ляется элементарной формой научения, основанной на предъявлении животному стимула (С), который вызывает в ответ конкретную ре­акцию (Р). Считается, что поведение животного определяется этой моделью (стимул — реакция). Как таковое животное не инициирует процесс обусловливания. Однако большая часть поведения живот­ных не связана с воздействием каких-либо внешних стимулов, а воз­никает в результате его собственной спонтанной активности. Живот­ное очень часто само, не дожидаясь какого-либо толчка извне, начина­ет исследовать свое окружение, «оперировать» своим окружением. О животном, проявляющем активность такого рода, говорят, что оно осуществляет оперантиое поведение, и это приводит нас к работам Другого известного психолога, Б. Ф. Скиннера.

Скиннер продвинул работы Павлова по обусловливанию еще на один шаг, показав, что при помощи тех же самых процедур обуслов­ливания поведение животных можно формировать несколько иным способом [6j. Такой процесс получил название оперантного обуслов­ливания (иногда его также называют инструментальным обусловливваиием). Скиннер разработал специальную клетку, позволяющую изучать поведение лабораторных белых крыс в условиях их изоляции от воздействий внешней среды. С помощью этой клетки (теперь ее часто называют «ящик Скиннера»; рис. 6.3) он мог контролиро­вать количество света, тепла и звуков, воздействующих на крысу. [ 1(| ключевой деталью ящика Скиннера был небольшой брусок в нижней части одной из стенок. При нажатии на этот брусок в находящуюся под ним кормушку попадала пища.

Когда крыса обследовала ящик Скиннера, она случайно нажа,';;1 на брусок, получив в результате кусочек пищи. Она съела его, но не связала ее появление еды с нажатием бруска. Бегая по клетке, она снова нажала на брусок, и на этот раз ее осенила идея. Крыса обнару­жила связь между нажатием бруска и появлением пищи. И тогда они стала нажимать на брусок так часто, как только она могла. Как и в слу­чае классического обусловливания, пока оперантное поведение крысы (нажатие бруска) подкреплялось появлением пищи — иными слова­ми, позитивным подкреплением, — она продолжала действовать та­ким образом. Когда Скиннер не подавал пищу и крыса переставала получать вознаграждение за такое оперантное поведение, она его пре­кращала.

Рис. б.З. Ящик Скиннера

Скиннер также показал, что не менее важным фактором оперантного поведения, помимо получения позитивного вознаграждения, яв­ляется избегание болевых ощущений. Он пропускал по полу клетки слабый электрический ток. Подачу его можно было прекратить на­жатием на тот же самый брусок, который в прошлом эксперименте вызывал появление пищи. Помещеннная в такую клетку, крыса точ­но так же бегала по ней до тех, пока случайно не нажимала брусок и не выключала ток. Как и в предыдущем случае, она быстро научи­лась нажимать брусок сразу после появления тока и избегать после­дующих ударов. Скиннер назвал это явление аверсивпым обусловли-

ием и рассматривал его как следствие негативного подкрепления. 6 кстати, не то же самое, что наказание. Наказание, например удар оком после нажатия бруска, нацелено на то, чтобы воспрепятство-атъ проявлению конкретного поведения.

Рассматривая работы Павлова, мы видели, что животные могут научиться как генерализовывать один стимул на другие, так и наобо­рот — дискриминировать конкрентный стимул от любых других сти­мулов. Скиннер показал, что эти принципы применимы и к онерантному обучению. Последовательно, шаг за шагом обучая животных, он показал, что они могут научиться решать даже довольно сложные задачи.

Дрессировщики в зоопарках и цирках в действительности исполь­зуют принципы оперантного обусловливания, подкрепляя животных пищей, когда они демонстрируют желаемое поведение. Вот почему они могут научить лошадей танцевать, а дельфинов выделывать ак­робатические трюки. Сам Скиннер как-то научил голубей играть в пинг-понг и продемонстрировал это своим студентам, в чем он впо­следствии горько раскаивался, потому что был вынужден всякий раз Рассказывать об этой истории!

Date: 2015-06-06; view: 435; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию