Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Скиннер и оперантное обусловливание
Мы видели, что классическое (или павловское) обусловливание является элементарной формой научения, основанной на предъявлении животному стимула (С), который вызывает в ответ конкретную реакцию (Р). Считается, что поведение животного определяется этой моделью (стимул — реакция). Как таковое животное не инициирует процесс обусловливания. Однако большая часть поведения животных не связана с воздействием каких-либо внешних стимулов, а возникает в результате его собственной спонтанной активности. Животное очень часто само, не дожидаясь какого-либо толчка извне, начинает исследовать свое окружение, «оперировать» своим окружением. О животном, проявляющем активность такого рода, говорят, что оно осуществляет оперантиое поведение, и это приводит нас к работам Другого известного психолога, Б. Ф. Скиннера. Скиннер продвинул работы Павлова по обусловливанию еще на один шаг, показав, что при помощи тех же самых процедур обусловливания поведение животных можно формировать несколько иным способом [6j. Такой процесс получил название оперантного обусловливания (иногда его также называют инструментальным обусловливваиием). Скиннер разработал специальную клетку, позволяющую изучать поведение лабораторных белых крыс в условиях их изоляции от воздействий внешней среды. С помощью этой клетки (теперь ее часто называют «ящик Скиннера»; рис. 6.3) он мог контролировать количество света, тепла и звуков, воздействующих на крысу. [ 1(| ключевой деталью ящика Скиннера был небольшой брусок в нижней части одной из стенок. При нажатии на этот брусок в находящуюся под ним кормушку попадала пища. Когда крыса обследовала ящик Скиннера, она случайно нажа,';;1 на брусок, получив в результате кусочек пищи. Она съела его, но не связала ее появление еды с нажатием бруска. Бегая по клетке, она снова нажала на брусок, и на этот раз ее осенила идея. Крыса обнаружила связь между нажатием бруска и появлением пищи. И тогда они стала нажимать на брусок так часто, как только она могла. Как и в случае классического обусловливания, пока оперантное поведение крысы (нажатие бруска) подкреплялось появлением пищи — иными словами, позитивным подкреплением, — она продолжала действовать таким образом. Когда Скиннер не подавал пищу и крыса переставала получать вознаграждение за такое оперантное поведение, она его прекращала. Рис. б.З. Ящик Скиннера Скиннер также показал, что не менее важным фактором оперантного поведения, помимо получения позитивного вознаграждения, является избегание болевых ощущений. Он пропускал по полу клетки слабый электрический ток. Подачу его можно было прекратить нажатием на тот же самый брусок, который в прошлом эксперименте вызывал появление пищи. Помещеннная в такую клетку, крыса точно так же бегала по ней до тех, пока случайно не нажимала брусок и не выключала ток. Как и в предыдущем случае, она быстро научилась нажимать брусок сразу после появления тока и избегать последующих ударов. Скиннер назвал это явление аверсивпым обусловли- ием и рассматривал его как следствие негативного подкрепления. 6 кстати, не то же самое, что наказание. Наказание, например удар оком после нажатия бруска, нацелено на то, чтобы воспрепятство-атъ проявлению конкретного поведения. Рассматривая работы Павлова, мы видели, что животные могут научиться как генерализовывать один стимул на другие, так и наоборот — дискриминировать конкрентный стимул от любых других стимулов. Скиннер показал, что эти принципы применимы и к онерантному обучению. Последовательно, шаг за шагом обучая животных, он показал, что они могут научиться решать даже довольно сложные задачи. Дрессировщики в зоопарках и цирках в действительности используют принципы оперантного обусловливания, подкрепляя животных пищей, когда они демонстрируют желаемое поведение. Вот почему они могут научить лошадей танцевать, а дельфинов выделывать акробатические трюки. Сам Скиннер как-то научил голубей играть в пинг-понг и продемонстрировал это своим студентам, в чем он впоследствии горько раскаивался, потому что был вынужден всякий раз Рассказывать об этой истории! Date: 2015-06-06; view: 482; Нарушение авторских прав |