Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Иерархия потребностей Маслоу и поведение потребителей
Маслоу считал, что потребности более высокого порядка будут влиять на людей даже в тех случаях, когда все потребности более низкого порядка удовлетворены не до конца. Если, например, наши физиологические потребности на настоящий момент в среднем удовлетворяются примерно на 80% и такая тенденция будет усиливаться на IJcex последующих уровнях иерархии, то степень выраженности на-•ией потребности в самоактуализации при этом может составлять примерно 10% (5]. · Для маркетолога это означает: практически любой потребитель в 1ои или иной степени обладает широким спектром требующих своего удовлетворения потребностей; люди могут достаточно осознанно Маркетологи рассматривают иерархию Маслоу, невзирая на ее недостаточную конкретность, в качестве полезного теоретического ориентира для понимания мотивации потребителей (по крайней мере в западном обществе) и используют ее как основу при практической разработке маркетинговых и рекламных стратегий. Так, различные виды продуктов часто классифицируются в соответствии со специфическими уровнями потребностей, например: ■ Физиологические: жилье, продукты питания, напитки, одежда. ■ Безопасность: страхование, охранная сигнализация, пожарная сигнализация, машины с аварийными предохранительными подушками. ■ Самооценка: предметы роскоши и престижные бренды, товары или услуги (от чтения Observer и New York Times до приобретения Observer и New York Times). ■ Социальные: поздравительные открытки, подарки, услуги по групповому отдыху, снаряжение спортивных команд. ■ Самоактуализация: услуги в образовании, профессиональном обучении, приобретении специфических навыков и умений (от изучения санскрита до разбивки лагерей в пустынной местности).Элемент потребительского выбора в удовлетворении всех этих по требностей, в том числе и физиологических, представляет собой особенно важное значение для маркетинга. Если я могу утолить жажду водой из-под крана, то почему я должен покупать безалкогольные Сравнительно недавно была высказана мысль о том, что концепция Маслоу может оказаться полезной в выявлении «эмоциональных стимулов», воздействующих на потребителя. Это позволило бы маркетологам выйти за пределы выгод, доставляемых конкретным продуктом, и напрямую обратиться к тем психологическим потребностям, которые они могли бы попытаться удовлетворить [6]. Вспомните, что в главе 2 мы уже касались этой проблемы (психологическая сегментация). В том разделе мы говорили о психографии, или подходе с позиций изучения стилей жизни, в результате применения которой создаются психологические профили потребителей, сфокусированные на трех сферах поведения человека: активности, интересах и убеждениях. Эта стратегия широко используется при позиционировании продуктов и разработке содержания их рекламы. Как до, так и после работ Маслоу психологи, занимавшиеся выяв-ieM специфических человеческих потребностей, разрабатывали их иные перечни. Но поскольку подобный подход скорее описывает поблемы, нежели позволяет их разрешать, я не стану отнимать ваше нимание этими перечнями. Вместо этого мне бы хотелось перейти к рассмотрению того, как различные потребности соотносятся друг с другом в конкретных людях и несколько подробнее остановиться на некоторых видах потребностей, которые привлекли к себе наибольшее внимание исследователей. Структура мотивации Множественность мотивов Если вы увидите в магазине человека и спросите: «Почему вы здесь?» — то получите быстрый и очевидный ответ: «Чтобы купить то-то». Если же после этого вы зададите вопрос: «Но тогда почему вы еще здесь?», то, скорее всего, увидите озадаченный взгляд. Исследования показали, что существует множество других причин, по которым люди посещают магазины. Одни из них могут хорошо осознаваться, другие же оставаться не вполне неосознанными [7]. К последним могут относиться: ■ Повод выйти из дома, освободиться от семейной рутины. ■ Поход по магазинам — форма развлечения (а разглядывание витрин — еще и бесплатное развлечение). ■ Возможность пообщаться с друзьями. щ Можно почувствовать себя важным и нужным (роль добытчика в семье). ■ Поход по магазинам усиливает чувство собственной значимости * Возможность поупражнять свои охотничьи и деловые качества, испытать ощущение успеха. Приближение и избегание Левин предположил, что мотивационное давление может быть позитивно или негативно направленным: мы можем двигаться (психологически) в сторону целевого объекта — приближаться, или в противоположную от него сторону — избегать [8]. Конфликт может возникать в трех ситуациях, где силы различных мотивов оказываются примерно равными: ■ Конфликт типа «приближение—приближение»: это распространенная форма конфликта, при которой потребитель должен сделатьт выбор между двумя одинаково привлекательными альтернативами, например: как провести отпуск — совершить волнующее путешествие в какой-нибудь знаменитый город или пожить где-нибудь в тихом уединенном месте на берегу озера; какой десерт выбрать — ■ Конфликт типа «избегание—избегание»; эта форма конфликта представляет собой обратную ситуацию; кроме того, она значительно неприятнее. Потребитель должен выбрать между двумя одинаково нежелательными альтернативами. К счастью, эта форма конфликта встречается значительно реже, чем предыдущая. Характер конфликта выражается в том, что люди всячески пытаются отказаться от принятия решения, поскольку результат все равно будет нежелателен, какую бы альтернативу они ни выбрали. В качестве примера часто приводят ситуацию, когда надо выбрать между ремонтом каких-либо необходимых в хозяйстве вещей и их ■ Конфликт типа «приближение—избегание»: в этой довольно распространенной ситуации возникает конфликт между позитивными и негативными сторонами обычно одного и того же продукта. Наиболее простым примером может служить цена желаемой вещи, которая оказывается почти на грани ваших возможностей. Таким образом, позитивная сторона приобретения дома или машины вашей мечты уравнивается негативной стороной — необходимостью выложить за это крупную сумму денег. В главе 4 уже рассматривалась проблема «воспринимаемого риска». Мы говорили о том, что потребители прибегают к различным способам, чтобы снизить риски принятия ошибочного решения при ке _ финансовые, эксплуатационные, социальные и т. д. Мы называли, что приверженность бренду — наиболее распространенная стратегия уменьшения воспринимаемого риска. Это, безусловно, особая возможность для маркетологов: помочь потенциальным потребителям потратить деньги, подчеркивая «приближающие» стороны покупки. В дополнение к этому они могут всегда уменьшить «избегание», манипулируя снижением цен, что и является целью распродаж, скидок, беспроцентных кредитов, зачетов старых вещей в счет покупки новых и т. п. Date: 2015-06-06; view: 493; Нарушение авторских прав |