Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научение на основе инсайта
Как и процедуры классического и операптного обусловливания поведенческом подходе к научению, когнитивный подход также возник благодаря экспериментам, проводившимся на животных. Рассматривая обусловливание, мы касались лишь наиболее простых и элементарных форм научения поведению. Даже в ситуации оперантного обусловливания, в которой животные могут проявлять некоторую активность, научение происходит в результате многократных попыток, совершаемых до тех пор, пока их поведение не станет удовлетворен ь тренера. Для того чтобы научить животное выполнять какой-либо цирковой трюк, требуется огромное терпение, кропотливое постепенное обучение, неимоверное количество попыток и исправление огромного числа ошибок, которые совершает животное, овладевая навыком. В результате научение на основе проб и ошибок оказывается весьма длительным и трудоемким процессом. Люди, как и животные, могут научаться посредством такого способа; однако большая часть человеческого научения происходит на основе инсайта, при котором понимание ситуации и решение проблемы происходит внезапно и без какого-либо тщательного пошагового процесса научения. Феномен мгновенного понимания и выработки решения (ага! — реакция) также отмечается и у других высших животных. В начале XX в. Вольфганг Келер описал несколько ярких примеров инсайта в поведении изучавшихся им обезьян [9]. В одном из таких экспериментов возле клетки, где находилась обезьяна, клали банан, который невозможно было достать даже с помощью короткой палки, положенной в клетку Келером. Рядом с клеткой лежала другая палка, достаточно длинная для того, чтобы с ее помощью можно было дотянуться до банана. Животное неоднократно пыталось дотянуться до него сначала рукой, а затем короткой палкой. Конечно, таким образом достать банан обезьяна не могла, и это приводило ее в негодование. Спустя некоторое время она успокаивалась, отступала и вновь оценивала сложившуюся ситуацию, собирая воедино все элементы проблемы. Внезапно она находила решение. Обезьяна брала короткую палку, чтобы подтянуть длинную, после чего без труда доставала банан, используя свое новое орудие. Самое большое преимущество научения на основе инсайта, в отличие от метода проб и ошибок, состоит в том, что оно применимо к новым ситуациям. При таком типе научения происходит не овладение новыми навыками или набором движений, а обнаружение взаимосвязи между средствами и достижением цели. Когнитивный подход к исследованию обучения подчеркивает важную роль знания, понимания и инсайта; высших психических процессов, таких как реакция «ага!» у обезьян Келера в противоположность условным реакциям у собак Павлова. Относящие себя к этому направлению психологи считают, что простое формирование привычек, какими бы сложными они ни были, не позволяет полностью объяснить способности людей и животных успешно справляться с решением проблем, с которыми они никогда прежде не сталкивались. Они утверждают, что в этих случаях в голове научающегося происходит другой процесс, который, в частности, позволяет ему, опираясь на ранее сформированные привычки, совершать свой следующий шаг в область неизведанного. Кроме того, научение путем проб и ошибок может быть слишком опасным в усвоении некоторых навыков; сразу приходят на ум управление самолетами и нейрохирургия. Представляется, что здесь в значительной степени задействуются когнитивные процессы (оценочная, мыслительная деятельность). В известном смысле все расположены Думать о себе, исходя из когнитивного научения, когда рассматривают свое покупательское поведение. Ведь мы, как правило, относим себя к тому типу потребителей, которые поинтересуются мнениями различных людей и прочтут информацию, представленную в Consumer sports, прежде чем всерьез задуматься о покупке какой-нибудь электронной штучки, не правда ли? Поэтому когнитивный подход к исследованию научения напряжению связан с нашей потребностью в осмыслении того мира, в котором мы живем, с процессом его познания. Как отмечалось в главе 4, Э1'а потребность заставляет нас постоянно искать структурированности, упорядоченности, целостности, которые бы придавали смысл отдельным частям. Вы можете вспомнить, что подобный подход, пытающийся охватить широкое разнообразие непрерывно воздействующих на нас стимулов, был центральным в теории гештальт-психологии, а Вольф, ганг Келер, чьи работы с шимпанзе мы с вами только что рассматривали, стал одним из основателей этой школы. Насколько решающим для нашего восприятия оказывается способ обработки поступающих извне стимулов, настолько же решающим для нашего научения оказывается способ обработки информации. И поэтому между психологией восприятия и психологией научения существует связующее звено — понятие памяти. Обработка информации и понятие памяти Любую усвоенную нами информацию невозможно было бы впоследствии использовать, если бы у нас не было способа ее сохранения, позволяющего восстановить эту информацию, когда в ней возникнет необходимость. Этот процесс часто называют обработкой информации. Когда мы что-нибудь усваиваем, это всегда происходит на фоне некоторой мозговой активности, в результате которой остаются определенные физические следы. Затем мы сохраняем эту информацию и переживания в своей памяти. Психологи могут лишь строить предположения о том, каким образом это происходит и что это за следы. Однако представляется вполне очевидным, что всегда должны оставаться определенные следы прошлого научения. Проблема состоит лишь в том, чтобы их восстановить. Все, что можно восстановить, — припоминается, что невозможно — забывается. Существует несколько способов восстановления в памяти следов прошлого обучения. Если вас попросить назвать товар, который рекламировался по телевидению вчера вечером, это потребует от вас воспроизведения того, что вы выучили. Аналогичным образом, если исследователь рынка попросит вас назвать все, какие только сможете, бренды зубной пасты, вам потребуется воспроизвести предыдущее научение, для того чтобы ответить на такой вопрос. Если же вам показать некоторые рекламные объявления и спросить, не видели ли вы их когда-нибудь раньше, для решения этой задачи оказалось бы достаточно одного узнавания предыдущего научения. Как правило, мы можем узнать гораздо больше рекламных объявлений, чем смогли бы их воспроизвести. Тем не менее было обнаружено, что узнавание — менее надежный метод, нежели воспроизведение, так как люди иногда склонны «узнавать» те рекламные объявления, которые им никогда раньше не демонстрировались. Существует одна практическая маркетинговая проблема, непосредственно касающаяся вопросов памяти и восстановления выученного. По-видимому, ответ в данном случае будет зависеть от условий стимульного окружения, в котором покупатель должен принимать решение о покупке [И]. Если таким товаром является, например, спиртной напиток и потребитель находится в баре, в его окружении будет достаточно стимулов, чтобы он сразу узнал название данного бренда. Но если он находится у себя в офисе и хочет заказать по телефону бутылку виски в качестве подарка для клиента, ему придется воспроизводить его название. Маркетологу также важно решить, следует ли ему делать акцент на последующее узнавание или воспроизведение при планировании рекламной кампании. Очевидно, что ставка на узнавание потребовала бы гораздо меньших денежных затрат. Оба эти процесса, воспроизведение и узнавание, являются двумя различными видами реакции на один и тот же стимул; на одно и то же возбуждение нашей памяти. В разговоре о том, в какой степени выученное может извлекаться из памяти или припоминаться в ходе этих процессов, следует осознавать, что мы не имеем непосредственного доступа к процессам научения (о чем уже говорилось ранее в этой главе). Когда мы смотрим на результаты некого теста и видим, что Джо запомнил больше, чем Мо, но меньше, чем Фло, мы говорим результате. А на него могут влиять многие факторы, не относящиеся к тому, что было выучено и что запомнилось. Процесс сохранения информации в памяти включает три различные стадии. Когда наши органы чувств реагируют на внешние стимулы, посылая информацию о них в мозг, то после отсылки такого сообщения от стимула остается скоротечный след. Например, если вы взглянете на телефонный номер, он ненадолго сохранится в вашей памяти на время, пока его будет регистрировать мозг. Эта сенсорная память длится менее одной секунды, и если вам понадобится информация от ваших органов чувств, она должна быть переведена на следующую стадию памяти. Точно таким же способом обрабатываются и рекламные образы. Задача рекламщика заключается Не в том, чтобы образ продукта смог проникнуть в систему памяти, а в том, чтобы он удержался там. Вторая стадия памяти длится несколько дольше (до 30 секунд),но этого достаточно, чтобы осуществить ее первичную обработку и решить, стоит ли сохранить полученную информацию [12]. Большая часть информации не заслуживает того, чтобы ее кодировать, и по этому она удаляется, или, другими словами, забывается. Если вы об званиваете с десяток магазинов, чтобы выяснить, есть ли у них опре деленная марка компьютера, эти телефонные номера не запомнятся вам надолго. Да вам и не нужно сохранять такую информацию; это формация размещается вместе со сходной информацией в храните договременной памяти, где она может сохраняться на неограниченное время. В противоположность широко распространенным представлениям инфОрмация, сохраняющаяся в долговременной памяти, не исчезает со временем, несмотря на то что может немного измениться. Например наши воспоминания о школе или о «стильных» вещах, которые мы обычно покупали, со временем могут искажаться: мы добавляем к ним события, которых в действительности не было, или исключаем имевшие место, стремясь улучшить смысл и значение реально происходившего с позиций своего настоящего жизненного опыта. Следовательно, информация, находящаяся в хранилище долговременной памяти, отнюдь не статичного характера, напротив, она подвергается постоянной реорганизации по мере того, как меняется наше понимание случившегося. Но если наши воспоминания постоянно хранятся и не исчезают, почему тогда мы забываем происходившие с нами вещи и заученную информацию? Ответ зависит от причины, по которой мы не можем их вспомнить. Может быть, внешний стимул оказывается для нас недостаточно сильным, чтобы восстановить информацию в памяти, а может быть, мы просто не хотим ее вспоминать. Обсуждая воспроизведение и узнавание, мы видели, что сама форма предъявления стимула может предопределять то, сколько нами будет припоминаться и сколько забываться в любой данный момент времени. Другим признаком недостаточности стимула для извлечения нужной информации из памяти служит знакомое каждому ощущение, что ответ буквально вертится «на кончике языка», по никак не может выразиться в словах. По-видимому, вербальная информация, сохраняющаяся в долговременной памяти, регистрируется в нескольких различных системах — звуковой, зрительной и смысловой формах [14]. Поэтому когда искомым нужным словом является навигационный инструмент «секстант», но оно никак не может слететь с кончика вашего языка, вы можете, как ни странно, вспомнить слово «секстет», выглядящее и звучащее похоже, или слово «компас» — тоже инструмент. По тем ^е причинам вы можете перепутать Сатрап, Cinzano и Martini. Неспособность извлечь информацию по причине нашего нежелания — совершенно другой вопрос. Она связана с бессознательным вытеснением определенных воспоминаний, повторное переживание вторых может вызвать боль, например оживление в памяти неприятных событий из детства. Такой тип «мотивированного забывания* может показаться далеким от потребительского поведения, однако иногда люди не могут припомнить названий определенных продуктов или брэндов, потому что они были связаны в результате процесса обусловливания с какими-то неприятными вещами. Иногда у нас возникает потребность в том, чтобы забыть определенную информацию. Такие случаи привлекают к себе внимание, поскольку они встречаются нечасто. Мы гораздо больше мотивированы к тому, чтобы сохранить ту или иную информацию в банке долговременной памяти, будь то материалы для предстоящего экзамена или название ресторана, на который мы однажды случайно наткнулись и где нам предложили необычно вкусное блюдо. В связи с такой фундаментальной мотивацией к запоминанию существуют разнообразные методы, помогающие нам эффективно обрабатывать информацию и эффективно извлекать ее из памяти, усваивать, запоминать и воспроизводить. Date: 2015-06-06; view: 545; Нарушение авторских прав |