Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая сегментация
Несмотря на то что данные демографии и демографической сегментации рынка оказались полезными для рекламодателей и продавцов товаров и услуг, они все же давали лишь схематичное представление о психологии потребителя и были набором непродуманных методов, а не одним тщательно разработанным подходом. Эти данные позволяют понять психологию потребителя скорее вширь, нежели вглубь. При таком подходе из целостной картины психологии потребителя выпадает анализ связи способа потребления различных продуктов с остальной жизнью потребителя. Цель психологической сегментации — описание многообразия качеств потребителя как уникального и отдельного человеческого существа. Этот тип рыночной сегментации находится в центре принятого в данной книге подхода. Мы кратко охарактеризуем его в этом разделе, в деталях же он рассматривается во второй части и далее. Этот тип рыночной сегментации также часто называется психографической сегментацией, или сегментацией по стилям жизни. Вместе с тем этот подход основывается на таких фундаментальных психологических факторах, как мотивация, восприятие, личностные типы, научение, а также формирование и изменение установок. Цель ■ такого подхода — понять, что движет потребителем в момент покупки, а также разработать индивидуальные профили, которые бы отражали сущность целевого потребителя. В попытке разработать практический подход к составлению профиля потребителя исследователи сосредоточили свои усилия на трех областях поведения: активности, интересах и убеждениях [12], ■ Активность: каким образом люди проводят свое время? (Например, работа, развлечения, покупки.) ■ Интересы: чем люди больше всего интересуются? (Например, семья, работа, отдых, питание.) ■ Убеждения: каким образом люди воспринимают себя и окружающий их мир? (Например, убеждения, касающиеся политики, бизнеса, образования, своего будущего.) В настоящее время подобный тип профиля широко используется в маркетинге. В традиционных исследованиях такого плана используется батарея, состоящая из нескольких сотен утверждений, с просьбой к респондентам оценить эти утверждения по шкале от «полностью согласен» до «совершенно не согласен». Типичные утверждения могут выглядеть следующим образом: ■ Я редко задумываюсь, когда совершаю покупки. Я требовательный человек. ■ Когда у меня возникает необходимость купить одежду, я не обращаю особенного внимания на то, чтобы она была модной. ■ Моя семья мне дороже всего на свете. ■ Я готов платить больше денег за продукты, если они состоят исключительно из природных ингредиентов. ■ Гораздо охотнее покупаем новые продукты, чем это делает большинство наших друзей и соседей. ■ У нас очень интересная семья. В результате одного исследования с использованием этого подхода (было опрошено около.3300 людей) выявились десять стилей жизни американцев (пять мужских и пять женских) [13]. Особенно часто цитировались женские психографические профили. Им были даны броские названия: ■ Телъма: «старомодная, приверженная традициям» (25% населения) — нежно любящая своего мужа, детей и дом... настроена консервативно как в политическом, так и в общественном плане... любит посещать церковь... без высшего образования... смотрит очень много телевизионных программ. ■ Каидис: «изящная провинциалка» (20% населения) — имеет высшее образование и умудрена в житейских делах... душа компании...в курсе политики и общественных событий... читает газеты и журналы... мало смотрит телевизор. ■ Милдред: «воинствующая мамаша» (20% населения) — вышла за муж и родила детей в сравнительно молодом возрасте... у мужа плохо оплачиваемая, социально незащищенная работа... несчастлива и разочарована... любит рок и музыку, берущую за душу...смотрит огромное количество телевизионных программ.
■ Кэтти: «загруженная домохозяйка» (18% населения) — более молодой вариант Телъмы, но без пристрастия к религии, не любит новых телевизионных программ и предпочитает им программы, «полезные для семьи и дома». ■ Элеонора: «элегантная социалистка» (17% населения) — Капдис, живущая в большом городе, ориентирована больше на карьеру, нежели на общество. Какими бы упрощенными и обобщающими эти профили ни были, они с несомненным успехом применялись в различных маркетинговых кампаниях, например при распродаже женского нижнего белья — прошу прощения, женской интимной одежды. Так, одна американская компания, производящая традиционное, несовременное белье для всех Тельм и всех Кэтти, недавно разработала две новые, перспективные линии — одну для Кандис и Элеоноры, а другую для Милдред [14]. Похожая система существует и в Великобритании. Выделяются восемь групп, в каждую из которых входят примерно 10-15% населения [15]. Они носят следующие названия: ■ «молодые искушенные покупатели»; ■ «искушенные покупатели средних лет»; ■ «подражалы»; ■ «домохозяйки с улицы Коронаций»; ■ «традиционный рабочий класс»; ■ «самоуверенные»; ■ «скряги»; ■ «домашние». Наиболее разработанный вид психологической сегментации — американская система, известная под названием VALS (values and life styles— ценности и жизненные стили) [16]. Основные исследования, заложившие основу VALS, были проведены в конце 1970-х гг., а через десять лет она была обновлена {VALS-2). Эта система представляет собой классификацию, которая относит каждого взрослого американского потребителя к одной из восьми (исходно — из девяти) категорий, носящих образные имена («выживающий», «терпеливый», «подражающий», «убежденный», «сопротивляющийся» и т. д.). Как и все психографические системы/системы стилей жизни, VALS можно критиковать за то, что миллионы людей не подразделяются четко на категории по характеру покупок, а также не остаются в этих категориях в течение всей своей жизни. С этими критическими замечаниями в адрес VALS в известной мере соглашаются и сами сотрудники из Стэндфордского научно-исследовательского института (штат Калифорния), разработавшие VALS. И тем не менее, многочисленные американские компании и рекламные агентства всецело полагаются на систему VALS в своих маркетинговых стратегиях. Но, как мы увидим далее, крайне сложно выявить связь между фактическим поведением человека и его аттитюдами, убеждениями и интересами. За всем этим кроется слишком много психологических проблем. Сегментация по потреблению Этот вид сегментации опирается на информацию о количестве и частоте покупок того или иного товара. Это популярный способ сегментирования рынка, потому что имеется огромное количество готовой и доступной информации о характере совершения различных покупок и пользования сферой услуг. В самом деле, значительное количество операций совершается сегодня в электронном виде, поэтому для анализа стало доступно гораздо больше данных, чем это даже нужно фактически. Наиболее привычную информацию о характере той или иной покупки потребителя могут, вероятно, предоставить службы электронной реализации товара, применяемые в системах контроля супермаркетов. Ведь регистрируются не только все приобретенные товары и их цена, но и дата и точное время совершения покупки, а также использованный способ оплаты. Рынок принято подразделять на пользователей и непользователей; первые, в свою очередь, подразделяются на редких, средних и частых. К частым пользователям какой-либо продукции относится лишь малая часть всех потребителей, но считается, что именно они обычно причастны к совершению большинства покупок. Иногда это называют правилом «80-20» (т. е. 80 % покупок осуществляется 20 % покупателей); конечно, реальные цифры могут сильно отличаться от вышеприведенных. Эти данные относятся к частоте потребления, но в некоторых случаях и редкие пользователи приобретают большое количество товара: например, когда они совершают закупки для организаций или продовольственных кооперативов. Некоторые компании уже учли этот аспект сбыта своей продукции: стали предлагать скидки и всячески стимулировать оптовые покупки [17]. Вполне понятно, что гораздо легче поднять продажи, убедив существующих покупателей увеличить закупки продукции. Однако можно найти и новых покупателей, хотя реально осуществить это гораздо сложнее [18]. Другая сторона частоты совершения покупок, которую следует рассмотреть, — это время. Мы говорим о текущем или о будущем потреблении? Например, отношение крупных банков к студентам как потребителям будет зависеть от того, отдают ли они приоритет текущему характеру потребления данного студента (частое использование, но малое количество покупок за один раз) или его потенциальному потреблению после окончания вуза (возможно, меньшей часто- те покупок, но гораздо большему их количеству и соответственно большей прибыли банка). Банки, выбирающие долгосрочную стратегию, на самом деле пытаются строить свои отношения с потребителем на основе приверженности бренду. Хотя это и является первоочередной целью всех производителей, данный вопрос оказывается гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Приверженность бренду касается всех групп и сегментов рынка. Любой потребитель может выражать свою приверженность какой-либо марке или даже крупному магазину, но при этом достаточно сложно выявить какой-либо специфический паттерн в таком поведении. Более того, потребители, предпочитающие какую-либо конкретную марку, могут покупать очень малое количество данного товара; так, например, вы можете отдавать предпочтение аспирину фирмы Вауегплн Band Aids, но употреблять его лишь два или три раза в год. Приверженность бренду, по-видимому, уникальна для каждого отдельного товара; т. е. она не распространяется на другие товары, выходящие под этой же самой маркой. Семья, которая любит покупать запеченный горошек фирмы Heinz, может выбрать спагетти какой-нибудь другой марки [19]. Наконец, рассмотрим временной аспект сегментации рынка по потреблению; его можно показать на конкретных примерах. Например, умение приурочить определенный товар к конкретному событию — важнейшим прием, который используется в бизнесе поздравительных открыток; в первую очередь, конечно, предлагаются открытки к Рождеству, а также к Дню матери и Дню отца1. Вероятно, не существует ни одного жизненного события — от дней рождения, обряда обрезания и выпуска из университета до свадьбы, — которое нельзя было бы не отметить поздравительной открыткой (большой или маленькой, простой или разукрашенной, серьезной или смешной). Некоторые сферы бизнеса — в первую очередь торговля цветами и кондитерскими изделиями — оказались достаточно чуткими для того, чтобы использовать возможности, которые дает этот принцип при продаже товара. Фактор времени может влиять на потребление по крайней мере еще одним важным способом — через ситуацию, в которой оказывается потребитель. Возьмем путешествие, например. Люди, вышедшие на пенсию, имеют возможность путешествовать практически в любое время, когда они захотят, поэтому они могут планировать поездки заранее и путешествовать не в самое загруженное туристами время. В связи с этим они имеют право воспользоваться определенными преимуществами: более низкая оплата гостиничного номера, билета на поезд или самолет, скидки при предварительном заказе. Человек же, находящийся в деловой командировке, для которого время гораздо более значимо, нежели деньги, зачастую вынужден отправляться в поездку безотлагательно, в разгар туристического сезона и платить гораздо больше за те же самые услуги. Сегментация по выгоде Этот тин рыночной сегментации опирается на информацию о пользе, которую потребители получают в результате использования данного товара. Задача производителя — учесть соответствующие характеристики (или представить их) при разработке товара или услуги. Данный тип сегментации в известном смысле составляет ядро всей концепции маркетинга: необходимо определить потребности потенциальных клиентов и попытаться их удовлетворить. Описываемая стратегия опирается на многочисленные маркетинговые исследования конъюнктуры рынка, связанные с мотивацией потребителя. Но, как мы увидим в главе 7, посвященной мотивации, люди далеко не всегда могут вам сказать, чего же они действительно хотят, а еще реже — почему они хотят именно этого, т. е. настоящая причина (или по крайней мере наиболее глубокая причина), определяющая покупки и в целом потребительское поведение людей, может быть неизвестна даже им самим. В этом отношении потребительская мотивация похожа на любую другую форму мотивации: крайне сложная и порой глубоко эмоциональная сторона нашей психологии, чрезвычайно трудная для понимания, а следовательно, и для прямого воздействия. То, что люди сообщают специалистам, изучающим рынок, обычно не соответствует истине: предпочитают говорить то, что от них хотят услышать или что представляет их в лучшем свете (как им кажется); кроме того, в этой ситуации может использоваться информация, почерпнутая из рекламных объявлений. Последнее — воистину головная боль для исследователей, потому что информация такого рода приводит к возникновению замкнутого круга. Поэтому принятие за истину открытых заявлений потребителей об их потребностях и мотивациях при разработке маркетинговых стратегий может оказаться достаточно опасным. Как и любая психологическая информация, эти высказывания требуют обработки людьми, понимающими происходящие процессы. Одним из способов преодоления подобных трудностей служит проведение опросов потребителей с целью выявления того, с какими проблемами они сталкиваются при использовании товара, в каких ситуациях, как часто и т. д. Такой подход с известным успехом применялся в отношении консервированной пищи для собак [20]. Были выявлены три типа проблем: запах, стоимость и отсутствие упаковок различного объема для собак разных пород — маленьких и крупных. После того как фирма обратила внимание на эти проблемы (уменьшила стоимость за счет использования более дешевых ингредиентов), объем продаж увеличился. Сегментация по выгодам требует четкой дифференциации между выгодой, получаемой от конкретного продукта, и выгодой от использования конкурирующих продуктов. В конечном счете она подразумевает настолько возможное изменение товара, насколько это необходимо для того, чтобы удовлетворить требования покупателей. Данный подход всегда был отправной точкой для успешной реализации продуктов в таких сферах услуг, как пошив одежды высокого качества, однако в последнее время он применяется и для товаров промышленного производства. Пожалуй, наиболее примечательный пример подобного подхода предложила японская компания Matsushita, которая продает велосипеды, точно подогнанные к «размерам» каждого покупателя [21]. Происходит это следующим образом: покупатель садится на велосипедный каркас, с пего «снимается мерка», в компьютерную базу данных компании заносятся результаты, по которым затем делается точный чертеж. На основе этого чертежа роботы «выкраивают» детали нужных размеров и сваривают их. Затем идет сборка велосипеда, ручная отделка и тестирование в реальных условиях. Весь процесс занимает три часа (хотя при обычном способе совершения покупки приходится иногда ждать несколько недель), и поэтому покупатели оценивают работу фирмы очень высоко. И наконец, следует отметить еще одну сторону этого типа сегментации; увеличение объемов продаж данного товара постоянным покупателям (и даже создание новых рынков сбыта) может гораздо успешнее достигаться за счет минимальных изменений в товаре, результатом которых станут новые полезные возможности данного продукта (форма повторного позиционирования). Наиболее яркий пример использования этого подхода связан с возникшим в последние десятилетия стремлением к «правильному питанию». Разработаны и успешно продаются, например, кофе без кофеина, обезжиренное молоко, запеченные бобы с низким содержанием сахара и даже вегетарианские сосиски из зерновых составляющих со вкусом обычных сосисок, но без мяса (или с минимальным его содержанием). Вопросы для обсуждения 1. Каковы истоки маркетинговой концепции? В чем заключается ее важность для: а) производителей; б) потребителей? 2. Каковы достоинства и недостатки маркетинговой сегментации, с точки зрения производителей и продавцов? Каким образом она связана с позиционированием? 3. Производители какого типа продукции могут лучше всего реализовать свой товар, используя следующие виды сегментации: а) демографическую; б) по потреблению; в) по выгоде; г) психологическую? 4. Какой должна быть стратегия сегментации для следующих товаров и услуг: а) курсов по поведению потребителя; б) джазовой радиостанции; в) кофейных зерен с шоколадным привкусом; г) недорогого светлого пива? 5. Что вы можете сказать о стратегиях сегментации и позиционирования: а) джинсов фирмы Calvin Klein; б) авиакомпании British Airways; в) гамбургеров McDonald's, г) автомобилей Honda? 6.Вы также можете испытать на себе процесс сегментации в Интернете по адресу: http:#future.srixom./vals/ Date: 2015-06-06; view: 2796; Нарушение авторских прав |