Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изучение потребителей
Изучение людей как потребителей началось только с середины 1960-х гг. Толчком для исследований подобного рода стала потребность маркетологов в знаниях о том, каким же образом бихевиоризм и социология могут помочь им в выявлении специфических детерминант поведения потребителя и особенно детерминант принятия им решения о покупке того или иного товара. Почему люди отдают предпочтение бренду А, а не Б и В? И что особенно важно, каким образом будет потребитель реагировать на новый и/или улучшенный бренд А? Подобный упор на то, что потребитель, возможно, будет делать в определенных заданных условиях, известен как позитивистский подход к исследованию [1]. Позитивистский подход — это традиционная форма проведения научных исследований. В качестве таковой он предполагает ряд допущений о предмете изучения, из которых наиболее важны следующие: ■ все поведение человека имеет под собой объективно определяемые причины и следствия, каждое из которых может быть выделено, изучено и измерено; ■ люди, встречаясь лицом к лицу с какой-либо проблемой или необходимостью принятия решения, анализируют всю имеющуюсяинформацию, связанную с этим; ■ после обработки этой информации люди решают, как, по их.мнению, лучше всего поступить. Несмотря на широкое использование этого практического подхода во всех социальных и бихевиоральных науках, одно из основных его ограничений заключается в том, что огромное количество важных аспектов человеческого поведения не принимается во внимание. Существует соблазн (именно из-за того, что потребление — универсальный и часто повторяющийся поведенческий акт) рассматривать практически всю человеческую активность с точки зрения потребления, а всю потребительскую активность — сквозь призму позитивистского подхода. Так, взаимоотношения врача и пациента могут обсуждаться на основе обеспечения (врачом) и «потребления» (пациентом) медицинских услуг, даже когда такие медицинские услуги бесплатны, т. е. когда нет прямых актов покупки и продажи, как, например, в Британской национальной службе здравоохранения. Точно так же отношения между учеником и учителем можно охарактеризовать как предоставление и потребление образования. Такой подход называют редукционистским взглядом на отношения «ученик—учитель» и «врач—больной», потому что все содержание этих отношений сводится к покупке и продаже услуг. Таким образом, эти отношения приравниваются к взаимоотношениям клиента и исполнителя (например, слесарь или настройщик пианино работает по заказу). При таком подходе утрачивается психологический смысл связей, возникающих между людьми. Он не объясняет, скажем, почему большинство врачей и учителей, несмотря на низкую оплату труда, отдает работе так много времени и сил. Подобный подход не объясняет нам, почему забота и участие врача в сочетании с признательностью пациента имеют гораздо больший исцеляющий эффект, нежели безликое применение дорогостоящего медицинского оборудования. Важно подчеркнуть: в связи с тем, что люди вступают в определенные отношениях друг с другом, акт потребления во много раз сложнее, чем просто покупка и продажа. Б самом деле, люди, вовлеченные в этот процесс, рассматривают его, вероятно, не как предоставление и потребление услуги, а как фактор, играющий важную социальную или профессиональную роль в их жизни. Характер и качество складывающихся отношений часто расцениваются самими профессионалами как неотъемлемая часть их работы и нечто такое, что не поддается количественному измерению; отсюда идут частые протесты против попыток ввести сдельную оплату труда врачей, нянечек, учителей или полицейских. Однако роль человеческих взаимоотношений в процессе потребления намного шире, чем даже в вышеупомянутых примерах. Например, вспомните комедию положений «За ваше здоровье!», в которой сложный комплекс человеческих взаимоотношений сосредоточен вокруг продажи и покупки спиртного. Подобного рода ситуации можно увидеть в любом английском пабе и каждом маленьком французском или итальянском кафе. Происходящее между людьми в таком случае очень важно для понимания потребителя просто потому, что оно влияет на принятие решения о покупке и потребительское поведение человека. Другими словами, несмотря на широкую распространенность потребительской деятельности, ее стоит изучать в контексте человеческих взаимоотношений; именно в этом заключается подход недавно появившейся школы исследования — иптерпрети-вистской. В противоположность позитивистам сторонники этой школы основываются на следующих предположениях [2]; ■ причины и следствия не могут быть отделены друг от друга, поскольку не существует объективной реальности, всеми оцениваемой одинаково;
■ реальность каждого заключается в индивидуальном субъективном переживании ее, поэтому жизненный опыт каждого потребителя уникален; ■ нельзя рассматривать людей как механизмы для принятия решений или устройства для рационального анализа информации и не учитывать при этом индивидуальную эмоциональную составляющую человека, его «фантазии, чувства, юмор» [3]. Поэтому интерпретивистская школа рассматривает акт покупки лишь как малый (но тем не менее важный) компонент деятельности потребителя в целом. Все многообразие поведенческих актов, приводящее к покупке, должно изучаться в контексте опыта человека как потребителя в целом и, конечно же, в контексте всего его жизненного опыта. Многие специалисты в этой области сегодня рассматривают позитивистский и интернретивистский подходы как дополняющие друг друга. Они признают необходимость прогноза и контроля как попытку изолировать причины и следствия в покупательском поведении, но при этом подчеркивают важность понимания жизни потребителя во всей ее сложности. Именно этого взгляда мы будем придерживаться в нашей книге. Покупатели и потребители Для того чтобы понять, почему человек в роли потребителя ведет себя так или иначе, большую часть нашего внимания следует сосредоточить на акте покупки. Совершенно ясно, что люди не всегда покупают товары и оплачивают услуги, которые сами будут использовать. Наиболее простои пример — мать, делающая в супермаркете покупки для семьи. Несомненно, ее покупки будут определяться (хотя бы в некоторой степени) тем, что любят есть ее муж и дети или что им нравится, и она может купить им даже те вещи, которые никогда не купила бы себе. Однако в момент покупки она испытывает воздействие тех же показателей, что и потребители, покупающие непосредственно для себя, например цены, качества, упаковки и т. д.; именно они повлияют на ее решение о покупке тех или иных предметов. Поэтому производителям, желающим эффективно работать на рынке, очень важно знать не только тех, кто пользуется их продукцией, но и иметь представление о том, кто покупает их товар и для кого. На данном этапе обсуждения важно провести различие между потребителем и клиентом. «Потребитель» — более общий термин. Он относится к людям, покупающим обычные, а не диетические продукты в специализированном магазине; к тем, кто приобретает семейный автомобиль1, а не «Форд». Термин «клиент» обычно предполагает существование определенных отношений между покупателем и конкретной торговой маркой или отдельной розничной точкой в течение некоторого времени. Поскольку для маркетологов исключительно важны и многократно повторяемые покупателем покупки (как результат поощрения его фирмой), и покупательская приверженность какой-либо торговой марке, это представляет собой еще один тип отношений, дающий нам ключ к пониманию психологии потребителя. И производители товаров, и производители услуг могут сознательно способствовать созданию таких взаимоотношений. Поэтому совершенно неслучайно недавно приватизированные Британские железнодорожные компании говорят теперь не столько о «пассажирах», сколько о «потребителях». Поведение потребителя Широко используемый термин «поведение потребителя» включает все рассмотренные выше примеры, т. е. понятие «поведение потребителя» применимо как к покупателям товаров, так и к людям, непосредственно потребляющим какую-либо продукцию. Поведение потребителя связано как с самим принятием решения о покупке, так и с большим количеством смежной информации. Оно охватывает весь путь от того, «Как мы узнаем, что именно мы хотим?» (не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд), до «Что же нам делать с тем, что нам больше не нужно?». На этом пути потребитель сталкивается с такими, например, проблемами, требующими разрешения: ■ Каким образом мы получаем информацию о товарах? ■ Как мы оцениваем альтернативные товары? ■ Почему разные люди выбирают или используют различные товары? ■ Как мы определяем, стоит ли товар запрашиваемых за него денег? ■ Приобретение какого товара связано для нас с той или иной до ■ Кто влияет на принятие нами решения о покупке товара, а также ■ Каким образом формируется и изменяется приверженность человека той или иной торговой марке?...и многими другими. Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том. что типичное определение поведения потребителя выглядит так: Поведение потребителя — это когнитивная, эмоциональная и физическая активность, проявляемая людьми при выборе, оплате, использовании товаров и услуг и прекращение таковой при удовлетворении человеческих нужд и желаний [4J. Наша книга будет посвящена раскрытию смысла этого высказывания. Среда потребления и общество потребления Мы уже неоднократно подчеркивали всеобщий характер потребления. Это, разумеется, неслучайно, ведь на нем основана вся наша экономика. Продолжающееся, а в действительности неуклонно возрастающее потребление считается необходимым условием нашего процветания. Каждый год, например, сообщения о продажах новых машин встречаются аплодисментами и одобрением, если в целом есть тенденция к росту продаж, и общим унынием при тенденции к их падению. Уменьшение количества продаж совершенно определенно рассматривается как плохой знак, потому что означает уменьшение прибыли и падение стоимости акций компаний, производящих автомобили и комплектующие к ним, а также угрозу потери работы для сотрудников. Количество продаж автомобилей считается своеобразным индикатором экономического благосостояния и именно потому особенно важным, но оно, в сущности, отражает общественное отношение к любому другому товару. Вот почему мы ежедневно подвергаемся воздействию такого количества рекламы — на радио и телевидении [5], в газетах и журналах, на зданиях и рекламных щитах, в автобусах и поездах. Рекламы — яркого цвета, с переливающимися огнями, громкой музыкой, и повсюду — улыбающиеся лица. Все это призвано поощрять нас совершать все новые и новые покупки. Следовательно, наиболее важная характеристика окружающей потребителя среды — универсальное и проникающее во все и вся убеждение в том, что покупка является не просто необходимым элементом нашей жизни, но и привлекательным, поощряемым способом поведения; она хороша по самой своей сути. Вплоть до недавнего времени этот взгляд на потребительское поведение, по сути дела, не обсуждался. Действительно: если оно способствует все более высокому уровню жизни все большего и большего круга людей, что же в этом плохого? Мы рассмотрим этот спорный вопрос более детально в части V книги, когда будем описывать защиту интересов потребителя, но здесь просто упомянем некоторые основополагающие вопросы, которые задаются сейчас в связи с разрабатываемым планом все более и более интенсивного потребления, — вопросы, начинающие влиять на окружающую потребителя среду. Вероятно, самый первый из них связан с потреблением земных ресурсов. Например, количество таких полезных ископаемых, как нефть и уголь, ограниченно, в отличие, скажем, от силы приливной волны или солнечной энергии. После того как запасы первых будут полностью израсходованы, они исчезнут и вновь не пополнятся. Они не закончатся, конечно же, завтра, но это произойдет в обозримом будущем. На чем же будут работать наши машины или наши электрические станции, когда это произойдет? С этим практическим вопросом тесно связаны экономические, политические и моральные проблемы, связанные с тем, что большая часть земных ресурсов находится в процессе постоянного их потребления (или напрямую, как энергия, или косвенно, как пища и промышленные товары) небольшой группой самых богатых стран мира. Неужели это и есть самая нравственно верная/политически стабильная/экономически жизнеспособная организация нашего мира? Вопросы такого рода привели к возникновению нового варианта финансового расчета, позволяющего вычислить «скрытые» издержки и истинную стоимость товаров и услуг, отличающуюся от той, которую за них платит потребитель. Например, какова цена сигарет (как для активных, так и для пассивных курильщиков) с учетом стоимости последующего ухудшения здоровья, медицинских услуг и пропущенных рабочих дней? Сколько должна стоить новая машина, если принимать во внимание то разрушительное воздействие, которое она оказывает на окружающую среду? Потребитель и рынок Торговля возникла еще в то время, когда люди одного племени обнаружили, что племя, живущее в соседней долине, делает очень интересную «огненную воду», но испытывает недостаток в рукоятках для топоров, которые производят они сами. Торговля всегда была неотъемлемой частью отношений между различными группами людей, начиная с: общинного строя каменного века и заканчивая современным национальным государством. Эти торговые отношения выступают необходимым условием превращения малой группы в многоуровневое общество со своей собственной системой законов, правительством, финансами, образованием, управлением и т. д. В центре торговых отношений стоит обмен между производителем и потребителем, выгодный для обеих сторон. Он берет свое начало из товарообмена — формы обмена, существующей и сегодня, но в основном на международном уровне отношений, когда страна может обменивать, например, нефть на самолеты. Исторически, по мере возникновения торговых центров и их перерастания в порты и города, в качестве средства расчета, приемлемого и для производителя, и для потребителя, стали использоваться такие металлы, как золото и серебро. Эти средства расчета постепенно преобразовывались в монеты разного достоинства. Первоначально их изготавливали из серебра или бронзы; но по мере увеличения объема торговли были введены бумажные деньги. В середине XX в. в обращение вошли пластиковые карты как более безопасное и удобное средство расчета; к концу столетия их стали применять для тех финансовых операций, в которых раньше использовались наличные деньги. Рынки и маркетинг Описанные выше торговые отношения обычно относятся к рыночным операциям. Однако современный рынок зачастую представляет собой гораздо более сложное явление, нежели упоминавшиеся простые исторические примеры. Конкретные производители и потребители иногда до сих пор торгуют друг с другом напрямую, как, например, в тех случаях, когда мы покупаем вещи ручной работы у продавцов в палатках на открытом воздухе, или когда цветовод покупает необходимый ему вид растений в оранжерее. Наиболее распространенным способом приобретения товаров в нашем обществе, однако, является покупка их в магазинах, которые торгуют в розницу (или оптом) и не производят данный товар. Товары, следовательно, должны сбываться потенциальным потребителям совместными усилиями производителя и перекупщика, а также людей, нанятых ими для проведения рекламных компаний и рыночных исследований, т. е. путем маркетинга. В XVIII в., до развития фабричного производства и промышленной революции, производители и потребители находились в гораздо более тесных отношениях, нежели теперь. Потребители имели возможность удовлетворять свои совершенно конкретные потребности ' и предпочтения, а производители, зная их, могли (всякий раз, когда это было возможно) приспосабливать к ним свой товар. Действительно, если речь идет об одежде или мебели, создававшихся, естественно, вручную, то гораздо большее количество потребителей могло приобретать товары по индивидуальному заказу, нежели теперь, когда покупки совершаются в современных роскошных магазинах. И поэтому производителям не было особой нужды везти с собой большой ассортимент товара и слишком беспокоиться о сбыте продукции. Интересно, что многие сегодняшние титаны бизнеса советуют производителям возвращаться к подобной системе. Уменьшение дистанции между потребителем и производителем, продажа товара всякий раз, когда это возможно, использование оперативных методов для сокращения товарных запасов — все это ныне широко принятые методы, заимствованные из традиционной житейской мудрости прошлого, bio на протяжении почти двух последних столетий потребитель далеко не всегда воспринимался как король, если, конечно, он не был действительно королем или в такой же степени богатым человеком. Система массового производства, начавшая свое бурное развитие после промышленной революции и достигшая кульминации в 1913 г. на сборочном конвейере Генри Форда, была совершенно незаменима при производстве огромного количества одинаковых товаров. И этой массовой продукции понадобились массовые рынки сбыта. Так массовое производство привело к массовому потреблению, которое стимулировало еще большее массовое производство. Отношения между производителем и потребителем были сформулированы Генри Фордом в его известном высказывании: «Модель Т может иметь любой цвет, который вы захотите, если она будет оставаться черной». Подобное доминирование производителя над потребителем на рынке впервые было отмечено в 1779 г., в самом начале промышленной революции, «отцом политэкономии» и пропагандистом рыночной системы Адамом Смитом; Потребление — конечная цель и предназначение любого производства; и производитель должен учитывать это обстоятельство, поскольку оно является необходимым условием продвижения товара к потребителю... Однако в системе коммерческих отношений интерес потребителя почти всегда приносится в жертву интересам производителя; возникает впечатление, будто сама продукция, а не потребление — конечная цель и объект всей индустрии и коммерции [6j. Такой взгляд на рыночную экономику можно рассматривать как чрезвычайно прозорливую критику того, что принято называть ориентацией на продукт. Когда спрос на продукт превышает предложение, потребители вынуждены покупать то, что есть, а не то, что они хотели бы. При таких условиях производители убеждены в том, что они смогут продать любой произведенный ими товар, особо не заботясь о потребностях потребителя, его желаниях или предпочтениях. Следовательно, они могут сосредоточить все свои силы просто на производстве как можно большего количества единиц товара в максимально быстрые сроки. Ориентацию на продукт обычно рассматривают как характеристику, определяющую централизованную экономику планирования, подобную той, что существовала, например, в бывшем СССР. Хотя подобная экономика хорошо работала в традиционно сильной отрасли промышленности СССР, а именно сталелитейной (даже к моменту распада Советского Союза он производил ежегодно куда больше стали, чем США), но она привела к катастрофическим результатам в сфере производства товаров народного потребления. Советские товары действительно были дешевыми (позволить их себе мог любой), но их обычно было мало, сделаны они были плохо, непривлекательно, отличались низким качеством и практически никак не были связаны с действительными потребностями населения. Обычно в качестве причины подобной ситуации выдвигается отсутствие потребительского рынка. Однако подобное безразличие к потребителю имело место и в капиталистических странах — там, где уже существовал потребительский рынок, — практически до середины 1950-х гг. И там тоже подобная ситуация была связана с вопросами спроса и потребления. И только в 1950-х гг. мировая экономика, восстановившаяся после депрессии 1930-х и войны 1940-х, смогла удовлетворить основные нужды потребителей. Вскоре после этого производители оказались в новой для них ситуации борьбы за потребителя. Это особенно верно для США, где производственные мощности для выпуска важнейших товаров были неизмеримо больше, чем это требовалось для его огромного внутреннего рынка. В 1950-х гг. в капиталистических странах ориентация на продукт сменилась, таким образом, другой перспективной тенденцией развития рынка, обычно называемой маркетинговой концепцией. Этот подход требовал от производителя сначала определить круг потребностей, желаний и предпочтений потребителей, а затем удовлетворить их лучше, чем это могли бы сделать конкуренты. Другими словами, производители перенесли свое внимание с продажи произведенных ими товаров на разработку продукции, которую они могли бы продать. Питер Друкер, «отец идеологов бизнеса», первым отметил, что возникла новая потребность в ориентированной на потребителя экономике, заявив об этом с огорошивающей простотой: «Существует только одно значимое определение: цель бизнеса — создать своего клиента» [7]. Основываясь на этой философии, Друкер указал на две наиболее важные функции бизнеса, и опять же — никто не мог бы сказать об этом еще лаконичнее: «Поскольку цель бизнеса — создание своего потребителя, любое деловое предприятие имеет две и только две основные функции: маркетинг и инновации. Маркетинг и инновации создают результат; все остальное — издержки» [8]. Именно эти две функции — маркетинг и инновации — рассматриваются практически всеми идеологами бизнеса и их толкователями как жизненно важные, и этому будут посвящены оставшиеся страницы первой части. На рис. 1.1 показан план книги, иллюстрирующий это. Определив место потребителя в общем контексте, мы акцентируем внимание на двух взаимодополняющих аспектах изучения особенностей поведения потребителя: индивидуальном и социальном. Во второй части рассматриваются основные психологические процессы, присущие всем людям, такие как восприятие, психическое развитие, научение, память, мышление и мотивация. Это позволит нам рассмотреть потребителя в его индивидуальном взаимодействии с окружающим миром. После этого мы обсудим поведение этого же потребителя с точки зрения общества, взаимодействующего с индивидуумом. Здесь мы обсудим, как влияют на человека семья и общество в целом, а также малые и большие социальные группы. Далее мы рассмотрим важную роль общих и специфических культурных влияний, опосредующих прочие формы социального влияния. В конце второй части анализируется формирование и изменение отношения человека к себе как потребителю в целом наряду с его установками, касающимися отдельных товарам. Оба этих ракурса (как социальный, так и индивидуальный), взятые вместе, дают нам возможность рассмотреть потребителя со всех сторон и приступить к изучению центрального вопроса поведения потребителя — вопроса о принятии решений. Поэтому в четвертой части главное внимание уделено различным видам информации и убеждений, которые обусловливают это решение; иначе говоря, каким образом потребитель принимает решение и каковы его последствия. В конце четвертой части мы рассмотрим, как происходит данный процесс в организациях. В пятой части используется информация из всех предыдущих частей для освещения проблемы консьюмеризма. Мы проанализируем, каким образом потребители приходят к пониманию себя как отдельной группы, характеризующейся особыми интересами, и каким образом это влияет на производителя и маркетологов. Опираясь на наше предыдущее обсуждение, будем периодически возвращаться к материалу из первой части, в которой потребитель рассматривался в контексте его окружения. Анализируя проблемы консьюмеризма в пятой части, мы покажем, каким образом этот контекст изменялся в течение последних лет и как он, по-видимому, будет изменяться в дальнейшем. Вопросы для обсуждения 1. В чем различие между позитивистским и интерпретивистским подходами в изучении психологии потребителя? В чем их сильные и слабые стороны? 2. Укажите различие между покупателем, клиентом и потребителем. 3. Почему все возрастающее потребление играет столь важную роль 4. Каким образом рынок взаимодействует с производителем и потребителем? В чем заключается разница между ориентацией на продукт и маркетинговой концепцией? 5. Почему маркетинговая концепция считается крайне важной?
Date: 2015-06-06; view: 836; Нарушение авторских прав |