Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Для изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени применяют три основных способа: фотографию (хронографию) рабочего дня, хронометраж, фотохронометраж. Фотография рабочего дня заключается в последовательном фиксировании затрат рабочего времени в течение рабочей смены (дня); при этом трудовой процесс расчленяется на крупные элементы – трудовые приемы, например поворот агрегата, засыпка семян и т.п. В процессе фотографии рабочего дня кроме затрат времени фиксируют наиболее важные данные работы машин (скорость, ширину захвата, количество сеялок), схему движения агрегата, его производительность и т.д. При нормировании труда в животноводстве указывают количество голов, продуктивность, способ удаления навоза и т.д. Разновидностями фотографии рабочего дня являются групповая фотография и самофотография. Групповую фотографию целесообразно применять на работах, выполняемых группой лиц – на току, при скирдовании сена, закладке силоса и т. п. Особенность групповой фотографии состоит в том, что при этом не производятся непосредственные замеры рабочего времени, а подсчитывается число элементов затрат времени. Общее количество случаев принимают за 100%, а затем находят процентное отношение по каждому элементу. Балансы рабочего времени смены составляют или по каждому работающему отдельно, или по всей группе работников. Такие данные позволяют определить согласованность действий работников, степень их загруженности, уточнить число работников, необходимое для выполнения задания. Особенность самофотографиирабочего дня заключается в том, что ее проводят сами работники (конечно, при соответствующей подготовке), которые фиксируют начало и окончание работы и продолжительность простоев с указанием их причин. Такой способ позволяет оперативно получить большое количество наблюдений за трудовыми процессами. Хронометраж позволяет более детально изучить какую-либо часть трудового процесса. Например, прием «поворот посевного агрегата» разделяют на такие части, как остановка агрегата, подъем сошников сеялки, поворот, остановка, заглубление сошников. Совсем необязательно проводить наблюдение за приемом в течение всей смены, достаточно, как показывает практика, произвести 10–15 наблюдений. Фотохронометраж соединяет в себе два предыдущих способа. Трудовой процесс изучается не на протяжении определенного отрезка времени смены, а в течение всей смены (рабочего дня). Особенно широко фотохронометраж используется при нормировании труда в животноводстве. Для изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени используют также методы моментных наблюдений и киновидеосъемки. Способ моментных наблюдений может быть использован в ремонтных мастерских, на животноводческих комплексах, в теплицах. При этом способе регистрируется число моментозатрат рабочего времени, а не абсолютные его величины. Способ позволяет в короткие сроки и при небольшом числе наблюдателей охватить значительное количество изучаемых объектов и трудовых процессов. Моментные наблюдения ведут при обходе объектов по заранее установленному маршруту через определенные промежутки времени. При следовании по маршруту наблюдатель фиксирует состояние каждого объекта на определенный момент времени, перерывы (простои) фиксируются с указанием причин. Важным и своеобразным способом изучения трудовых процессов является видеосъемка, позволяющая наглядно зафиксировать и трудовой процесс, и его отдельные составные части – действия, движения. Видеосъемка дает возможность установить не только методы и приемы труда и затраты рабочего времени, но и отдельные показатели условий труда, состав работников, участвующих в трудовом процессе, их взаимодействие. Материалы наблюдений за трудовыми процессами и затратами рабочего времени используются, во-первых, для установления норм труда, во-вторых, для изыскания возможностей для совершенствования трудовых процессов. На их основе разрабатывают меры по устранению малоэффективных, неловких и сложных движений, применению более рациональных маршрутов перемещения работников и движения механизированных агрегатов, экономии рабочего времени. Например, птичница при обслуживании кур-несушек на птицефабрике в среднем проходит за смену около 3 км, затрачивая на это 50–60 мин рабочего времени. Рационализация маршрутов ее передвижения при раздаче кормов, мойке поилок, выбраковке птицы позволяет сократить путь на 0,75–0,80 км. Используя материалы наблюдений за трудовыми процессами, можно предусмотреть сокращение простоев работников и техники, а следовательно, и потерь рабочего времени. Нормы труда на основные процессы сельскохозяйственного производства обычно устанавливаются в несколько этапов: изучение основных нормообразующих факторов, т.е. факторов, влияющих на величину нормы; наблюдение за трудовыми процессами и анализ полученных материалов; расчет норм труда. В основе любой нормы труда лежат: производительность механизированного агрегата, стационарной машины, транспортного средства, работника за 1 ч основной работы и количество часов основной работы за смену. Время основной работы в балансе времени смены должно быть по возможности максимальным за счет сокращения времени на обслуживание агрегата, времени вспомогательной работы, устранения потерь рабочего времени.
Date: 2015-05-04; view: 2282; Нарушение авторских прав |