Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации





Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле. В рамках проблем коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества. Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек-хозяйство-природа».

Модуль 6. Философская антропология

6.1. Эволюция философских представлений о человеке.

Проблема сущности и бытия человека – одна из “вечных проблем” философии. Интерес к этой проблеме, всегда повышенный, особенно обостряется в критические, переломные периоды истории. Человек задается вопросом: какова вообще природа человека, в чем его предназначение? Этим занимается философская антропология – учение о человеческом бытии, человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности.

Основные вопросы философской антропологии:

- в чем сущность человека?

- каково происхождение человека как социального существа?

- под влиянием каких факторов человек формируется как личность?

- как соотносятся между собой личность и общество? Какова степень свободы личности в обществе?

- в чем смысл человеческого существования?

Решение вопросов философской антропологии затруднительно. Трудность заключается в том, что определение человека невозможно осуществить обычными методами. Человек слишком сложное существо, чтобы его можно было изучать при помощи тех же методов, при помощи которых изучаются природные явления. Единственный возможный путь анализа проблемы человека – это описание тех ситуаций, в которых живет и действует человек.

Проблема человека по-разному решалась на различных этапах развития философии:

1) Античная философия: В соответствии с принципом космоцентризма человек рассматривается как часть единой природы (космоса). Человек и космос рассматриваются по аналогии: человек – микрокосм; природа – макрокосм. Человек при этом выступает как малая модель космоса: все, что есть в человеке, содержится и в космосе, а все, что есть в космосе, содержится и в человеке. Человек рассматривается как гармоничное единство души и тела; духовные и материальные ценности для человека рассматриваются как одинаково значимые.

2) Средневековая философия: В соответствии с принципами теоцентризма и креационизма человек рассматривается как творение Бога. В иерархии созданных Богом творений человек занимает особое место: с одной стороны – он создан по образу и подобию Бога, является отражением абсолютной божественной личности, а поэтому является наиболее совершенным творением, по своей значимости находится выше всех природных объектов (человек – единственное земное существо, наделенное бессмертной разумной душой и свободной волей); с другой стороны – он рассматривается как безнадежно испорченное грехом, ничтожное по сравнению с Богом и зависимое от Бога существо. Душа в человеке рассматривается как более важная и значимая часть по сравнению с телом. Главная цель человека – стремление к тому, чтобы заслужить божественную благодать и вечное спасение; материальные ценности – второстепенны.


3) Философия Возрождения: В соответствии с принципами антропоцентризма и гуманизма человек рассматривается как активное, творческое существо, обладающее правом и обязанностью совершенствовать мир и самого себя. Утверждалась мысль о том, что место человека в мире обусловлено не грехом и спасением, а исключительно его достоинством. Утвердилась идея свободы воли человеческой личности, то есть признание способности человека к самосовершенствованию, свидетельством чего является созданный человеком мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. В данной связи человек как бы уподобляется Богу.

4) Философия Нового времени: В соответствии с принципом рационализма человек рассматривается в первую очередь как разумное существо, которое, благодаря своей разумности, воплощенной главным образом в науке, достигает рационального господства над миром. Главная цель человеческой жизни – познание. Познание является условием разумного преобразования человеком природы, общества и самого себя.

5) Неклассическая философия: Складывается ряд подходов. К основным из них относятся:

- Натуралистический подход (эволюционизм, философия жизни, фрейдизм): Человек рассматривается как элемент природы, подчиненный единым с нею законам функционирования и не имеющий в своих характеристиках ничего такого, что невозможно было бы в других природных образованиях. Сущность человека определяется его объективными факторами – сферой биологического, бессознательного.

- Социологический подход (марксизм, структурализм): Человек рассматривается как совокупность социальных отношений, которые создают его и обуславливают его сущность. Природа человека изменяется в связи с изменением общества («каково общество, таков и человек»).

- Экзистенциально-феноменологический подход (экзистенциализм, феноменология): Существование каждого отдельного человека уникально и неповторимо. У человека нет никакой определенной сущности. Каждый человек в процессе деятельности сам создает свою сущность, отличную от сущности других людей.

6.2. Проблема антропосоциогенеза.

Вопрос о происхождении человека – это начало всех суждений о его природе. Понятие а нтропогенеза означает процесс происхождения и развития человека как особого биологического вида. Под антропосоциогенезом понимается процесс происхождения и развития человека как социального существа.

В решении проблемы антропогенеза можно выделить несколько основных подходов:

1) Креационистский подход рассматривает человека как творение Бога. В этом своем качестве он выступает как несовершенное отображение совершенной божественной личности.

2) Уфологический подход отстаивает идею неземного, космического происхождения человека.

3) Натурально-эволюционный подход трактует происхождение человека как объективно-закономерный результат природной и социальной эволюции.

В настоящее время абсолютное большинство ученых придерживаются натурально-эволюционного подхода. Схематически научные представления об антропогенезе можно представить следующим образом: Примерно 3,5 – 5,5 млн. лет назад природно-климатические изменения на Земле (геомагнитные инверсии, изменение температурного режима планеты, изменение флоры и фауны) привели к формированию гоминид с антропоморфными признаками (прямохождение, специфическое строение рук, гортани, сложная организация мозга). Вместе они и составляют природно-биологические предпосылки формирования человека. Эти факторы дополнялись зарождающимися социальными факторами: эволюцией и регулированием семейно-брачных отношений, возникновением запретов (табу), членораздельной речи, трудовой деятельности. Процесс формирования человека как особого биологического вида проходил через ряд условных этапов:


3,5 – 1,5 млн. лет назад – австралопитеки;

1,5 – 0,5 млн. лет назад – архантропы (питекантропы и синантропы);

500 – 40 тысяч лет назад – неандертальцы;

45 – 15 тысяч лет назад – кроманьонцы как родоначальники современного типа человека.

Принято считать, что на этом биологическая эволюция человека завершилась и началась его социальная эволюция. Однако с точки зрения натурально-эволюционного подхода невозможно объяснить, почему человек сформировался именно как социальное существо. По вопросу об основных факторах антропосоциогенеза существуют ряд концепций в философии:

1) Трудовая концепция (основоположник – Ф. Энгельс): Источником формирования человека как социального существа является труд. Труд как целенаправленная деятельность по преобразованию природы с помощью орудий труда становится сущностной характеристикой человека. Развитие орудий труда и тем самым увеличение потребляемого продукта последовательно привели к переходу от первобытного стада к обществу, основанному на социальных связях. Отношения, складывающиеся в процессе труда и в результате присвоения и распределения продуктов труда, лежали в основе первых норм морали и первых форм социальной организации. Передача от поколения к поколению орудий труда стала первым фактором человеческой культуры. Необходимость достаточно сложной коммуникации в процессе труда, обмена информацией приводит к развитию языка и речи.

2) Игровая концепция (основоположник – Й. Хёйзинга): Источником формирования человека как социального существа является игра. Игра рассматривается как форма свободной творческой активности в отличие от труда и повседневности, подчиненных требованиям практической необходимости. В игре человек временно может реализовать свою свободу. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно. Игра, освобождая от повседневных забот, вместе с тем подчиняет человека своей стихии. Обязательными признаками игры выступают особые правила и пространство, в пределах которого действуют эти правила. Все формы человеческого общества и культуры возникают в результате игры (например, религиозные культы – игра-представление, война – игра-состязание и т.д.).


3) Психоаналитическая концепция (основоположник – З. Фрейд): Источником формирования человека как социального существа является механизм сублимации, т.е. превращение бессознательных агрессивных психических инстинктов человека в созидательную деятельность. Все формы общества и культуры возникают в результате возникновения у людей коллективных психологических комплексов (вина, стыд), которые приводят к формированию определенных норм, правил и способов поведения и деятельности.

4) Семиотическая концепция (основоположник – К. Леви-Стросс): Источником формирования человека как социального существа является язык. Язык выступает универсальным посредником между миром и человеком, где элементы языка (знаки) одновременно обозначают и замещают реальные предметы. Человек воспринимает действительность только при помощи языка. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев языком. Возникновение различных форм культуры и общества стало возможным в результате формирования речи.

Каждая из указанных концепций имеет свои сильные и слабые стороны. Вместе с тем можно отметить, что в совокупности они как бы дополняют друг друга, выделяя различные факторы эволюции человека как социального существа.

 







Date: 2015-11-15; view: 1118; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию