Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития и проблемы русской философии





 

Русская философия в основном повторяет главные этапы развития мировой философии. Ее специфика заключается в особенностях переработки материала, совмещения его с национальной культурой и стилем эпохи. В России наибольшее развитие получила философия пограничных проблем, которые не исследуются ни на Западе, ни на Востоке. Философствование в России часто выступает в форме духовно-практического освоения жизни, поэтому в философском процессе активно участвуют литература и искусство.

Начальным моментом формирования русской философии стало приобщение Руси к христианству (988 г.), которое принесло на Русь греческую патристику. В период Киевской Руси (IX-XII вв.) широкое распространение получила христианская византийская литература, библейские книги и другие богословские сочинения.

Началом светской философии стало русское Просвещение (сер. XVII - начало XIX вв.). Выдающимся просветителем является М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.). В области философии его особенно интересовали вопросы познания мира. Можно утверждать, что в познании природы он придерживался материалистических взглядов. Высоко оценивая роль опыта, он тем не менее требовал идти от теории и логических обобщений. Материю он считал вечной и неуничтожимой, а природу предлагал изучать на основе естественных законов. В то же время, как глубоко-верующий человек, он признавал Бога творцом мира и важность религии в нравственном воспитании человека.

А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) стоял у истоков революционно-демократического направления русской философии. Главным философским произведением Радищева является трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Этой работой он положил начало философской антропологии в России. Ее основой стало правило сходственности: «Все, что можно сказать о животных, в той же мере относится и к человеку».

Синтезом разноплановых идей русского Просвещения стала философия П.Я. Чаадаева (1794-1856 гг.). Свои взгляды он изложил в «Философических письмах». Пытаясь осмыслить прошлое и настоящее России, Чаадаев пришел к пессимистическому выводу о том, что Россия выступает примером того, как не следует жить. Он утверждал, что опыт западной цивилизации единственен и уникален, однако не только Россия нуждается в западном опыте, но и Западу необходимо обновление, которое способна дать ему Россия.

Середина XIX в. в России отмечена острой борьбой двух направлений идейно-теоретической мысли: славянофилов и западников. Славянофилы доказывали особый исторический путь России, отличный от западного, который обусловлен отсутствием классовой борьбы, существованием крестьянской общины, глубокой религиозной верой и приверженностью православной церкви (А.С. Хомяков, Ю.Ф, Самарин, А.И. Кошелев и др.). Западники исходили из того, что история России – часть мировой истории. Задача России в том, чтобы вернуться на общий путь западной цивилизации, отказаться от крепостничества и самодержавия (П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Герцен). При всех заслугах западников они воспроизводили философские идеи Европы.

Труды славянофилов создали основу оригинального философского течения, которое получило название «русское богоискательство» или русская религиозная философия. Его главной фигурой стал В.С. Соловьев (1853-1900 гг.). Центральное место в его учении занимает идея «всеединого сущего», то есть сфера божественного. Реальный мир рассматривается как ее воплощение. Посредником между ними выступает мировая душа – София, то есть божественная мудрость. Значит, каждая вещь является проявлением всего мира в целом. Вершина мира принадлежит единому творческому ничто, которое соединяет в себе мистическое, философское и научное знание. Основой бытия мира является мистическое знание. В отличие от других религиозных философов, Соловьев выступал за единство всех христианских церквей. Соловьеву принадлежит большая заслуга в обновлении ортодоксальных положений христианства, обоснование перспектив его развития, выработки принципов экуменизма – движения за объединение церквей.

Основные представители русской религиозной философии: Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, П.Флоренский.

Основные идеи русской религиозной философии.

«Русская идея» -попытка национального самосознания, философское осмысление русской истории, культуры менталитета и исторической миссии русского народа. Триединый смысл «русской идеи»: 1) как сохранить, 2) как преобразовать, 3) как спасти Россию. Хотя «русская идея имеет более глубокий смысл – это специфически русское видение того, как сохранить, преобразовать и спасти человечество. Основное содержание этой идеи изложено в философском эссе Вл. Соловьева – «Русская идея».

Соборность – одна из более величественных русских идей, Суть ее сформулировал еще Ф.С.Хомяков. Соборность – это идеал жизни и познания, а точнее это единство жизни и познания в рамках православной веры. То есть и сама истинная жизнь, и познание не возможны для отдельных индивидов. Соборность – это свободное единство людей в церкви, а истина доступна только совокупности мышлений людей, связанных любовью.

Вл. Соловьев придал идее соборности философскую масштабность и значение универсального закона мира. Он развил идею соборности до метафизического всеединства, вбирающей в себя разносторонний опыт познания и веры.

Учение о богочеловечестве. Богочеловечество – есть, по сути, Церковь в ее историческом развитии, которая в конце времен должна объять все человечество и всю природу в одном Богочеловеческом организме.

История есть движение навстречу друг другу Бога и человека, и результат этого движения есть их встреча и объединение в Богочеловечество, когда Бог «вочеловечится», а человек «обожится». Это единство строится на основе внутреннего, нравственно свободного принятия человеком Христа.

Родоначальником учения о Богочеловечестве был. Вл. Соловьев, который впервые обнародовал его в своих «Чтениях о Богочеловечестве».

Идея Богочеловечества означает преодоление самодостаточности человека и, вместе с тем, удержание в нем его активности, его высшего достоинства, то есть божественного в человеке.

Русский космизм – учение о соизмеримости и соотнесенности человека и мира, как макрокосма и микрокосма. Человек макрокосм, а Природа – микрокосм: оба бесконечны. Вернее человек одновременно есть и макрокосм, и микрокосм, в зависимости от угла зрения на него. Отсюда взаимовлияние друг на друга: не только космос влияет на человека, но и человек влияет на космические процессы. Следовательно, в космосе запечатлеваются внутренняя и внешняя деятельность человека. В итоге внутренняя духовная работа человека над собой реально преобразует не только его, но и вселенную.

Основоположник русского космизма Н.Ф.Федоров. Его сочинение «Философия общего дела» является «библией русского космизма». Видными представителями русского космизма были: Чижевский, Вернадский, Циолковский.

Федоров считал, что основной задачей философии и науки должен стать ответ на вопрос: «почему все живущее умирает»? Согласно учению Федорова, смерть не есть безусловная необходимость. Ее существование не в естественных причинах, а в несовершенстве умственных и нравственных качествах человека. Вера в бессмертие человека мертва – отсюда и смертность человека. Люди должны объединиться для «общего дела». Общее дело всего человечества и смысл жизни каждого человека – избавление от смерти как главной причины всех бед и несчастий.

В целом русский комизм – это демонстрация протеста против смерти и смертности человека, это жажда спасения не только души, но и тела, через «всеобщее воскресение». Всеобщее спасение предполагает преображение всего мира, природы, космоса. Все это ведет к мечтательности, к надежде разрешения земных проблем в мирах иных, неземных.

Н.О. Лосский (1870-1965 гг.) – основатель интуитивизма. Развивал учение об интуиции, которая охватывает разум, чувства и волю и позволяет постигнуть саму сущность жизни. Ключевой принцип интуитивизма – «органическое миропонимание», которое предполагает критическое отношение к материализму и утверждение взгляда на мир как целостное единство духовного и материального.

Русская философия после 1917 г. развивалась в форме зарубежной и советской. В настоящее время перед русской философией стоит задача воссоздания мировоззренческого единства и поиск новой самобытности, противостоящей западному постмодернизму и сохраняющемуся советскому догматизму.

 

Date: 2015-11-15; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию